Напоминание

"Влияние продуктивной деятельности на развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"


Автор: Кузовлева Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 4
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние продуктивной деятельности на развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Работая с детьми младшего возраста, важно отметить, что в этот период необходимо

научить ребенка самостоятельно познавать мир, для того, чтобы заложить в нем основу

для

дальнейшего

плодотворного

развития.

Именно

продуктивная

деятельность:

рисование, лепка, аппликация и конструирование помогают раскрыть способности

воспитанников и благотворно влияют на психическое и физическое развитие ребенка. Во

время занятий изобразительной деятельностью у малыша развивается одновременно как

двигательный, так и речевой аппарат. Рассказывая о своем рисунке, или поделке ребенок

фантазирует, придумывает свои игровые ситуации, обыгрывает их. Благодаря игровым

действиям повышается активность ребенка, усиливается целенаправленность, более

разнообразными и координированными становятся движения.

На мой взгляд, очень важно сделать выполнение учебных заданий осмысленным и

интересным. Детям младшего дошкольного возраста очень важно объяснить, что они

трудятся не напрасно и то, что они делают, кому-то необходимо. На занятиях с детьми 3-

го года жизни я всегда стараюсь показать индивидуальную значимость работ каждого

ребенка. Ведь мир детской игры – удивительный мир сказок и превращений, где оживают

любимые игрушки, звери, птицы.

Так уж устроен человек, что в раннем детском возрасте он все познает в игре.

Изобразительная деятельность дошкольников обязательно должна носить эмоциональное,

образное восприятие действительности, учить детей способам создания изображений.

Сказки и придумывания историй не должны ограничиваться применением их как

материала для иллюстрирования. Самостоятельное и совместное придумывание с детьми

историй есть процесс развития воображения и фантазии, необходимых для обогащения

замыслов детей. Ребята не только придумывают свои игры, но и постоянно продлевают

их, придумывая все новые и новые сюжеты. Благодаря объединению богатого,

разнообразного

мира

игры

с

обучением,

все

задания

на

занятиях

получаются

интересными. Введение в процесс обучения обыгрывания ситуаций позволяет вызвать у

моих воспитанников желание овладеть предлагаемым учебным содержанием, создавать

мотивацию учебной деятельности, осуществить в игровой форме руководство их работой

и ее оценку, доставлять им удовольствие от полученного результата.

В младшем возрасте у ребенка особо проявляется интерес к миру взрослых, которые

выступают для него в качестве образа поведения, обнаруживается стремление к освоению

мира. Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы

использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у

них знания, умения и навыки, а также развить способности в той или иной области

деятельности.

Методы и приемы работы

1.

Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно

хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию

расположение частей. Поэтому прежде чем овладеть умением изобразить что - либо,

перенести образ на бумагу, необходимо зрительно воспринять, понаблюдать за данным

предметом. В качестве предварительной работы со своими детьми я знакомлю их с

произведениями художественной литературы.

Необходимо грамотно подходить к

подбору иллюстраций.

1)Содержание иллюстрации должно быть понятно и интересно детям. Надо чтобы каждый

ребенок был знаком с художественным произведением (сказкой, потешкой), которое

проиллюстрировал художник.

2) В иллюстрации с помощью разных средств выразительности должны быть переданы

настроение (веселое, грустное), а также характеры героев (добрый, злой)

3) Если иллюстрация не заинтересовала детей или они не поняли ее содержание, я

высказываю свой интерес к рисунку, поясняю содержание.

4) Рассматривая иллюстрацию, обязательно выясняю, кто из персонажей детям больше

всего понравился. Не обязательно добиваться словесного ответа, ребенок может выразить

свое отношение жестом, мимикой.

2. В изобразительном творчестве детей очень важно то, как ребенок воспринимает цвет.

Работая над сенсорным восприятием, я выяснила, что за каждым цветом закрепляется

определенная ассоциация. Например:

Красный - дед Мороз, помидоры;

Оранжевый - апельсин;

Желтый - солнце, цветок;

Зеленый - лягушка, трава

Голубой - небо

Синий - море

Фиолетовый (наиболее трудный) свекла.

Я хочу, представить вашему вниманию следующую подборку игр, которая формирует у

детей представление о цвете. Это игры с красками и цветами.

С

помощью

этих

игр

мы

развиваем

у

детей

память,

слуховое

восприятие,

наблюдательность, умение распознавать цвета.

1. Игра. Думай о синем

Цель: Учить различать синий цвет. Развивать наблюдательность.

Ход игрового упражнения

Воспитатель подбирает картинки и фотографии вещей, которые имеют в основном,

например синий цвет. Показывает эти изображения детям и говорит о синем цвете на

каждой картинке или фотографии. Попросит, чтобы дети поискали синий цвет в своей

одежде, в комнате. Призывает их проявлять наблюдательность, предлагая при этом другие

места, куда следует заглянуть. Посмотрите на потолок? Посмотрите на стены?

Посмотрите на картины? Попросит детей назвать другие синие вещи - скажем, упаковки

популярных пищевых продуктов, детали облика персонажей популярных мультфильмов и

т.д. Аналогично проводится игра с использованием других цветов.

2. Игра. Найдите цвет.

Цель: Учить детей распознавать цвета.

Ход игрового упражнения

Воспитатель немного затеняет комнату, и наводит яркий фонарик на различные предметы,

имеющиеся в группе. Предлагает поискать что-нибудь красное и попросит, чтобы дети

закричали «ура», когда фонарик обнаружит предмет красного цвета.

Аналогично проводится работа по различению других цветов. Можно поиграть в данную

игру с различными простейшими фигурами и формами.

3. Игра. Прыжки за цветом.

Цель: Развивать умение различать основные цвета.

Ход игрового упражнения

Воспитатель объясняет детям задание. Как только я произнесу слово «начали!», вы

должны коснуться как можно большего количества синих вещей, которые сможете найти

в группе. Добираться до них можно только одним способом - прыгая на двух ногах. По

команде «стоп» вы останавливаетесь, называете все синие вещи, которых коснулись.

Можно поиграть в эту игру, используя любой другой цвет или, например, с текстурами,

попросив детей найти в группе мягкие вещи и прикоснуться к ним.

4. Игра. Слушайте цвета.

Цель: Развивать у детей умение определять на слух цвет, о котором говорится в

стихотворении.

Ход игрового упражнения

Воспитатель просит детей внимательно послушать стихи, которые он собирается

прочитать. Дети должны назвать цвет, о котором упоминается в стихотворении.

Лимон

Была зима за окнами,

На улице мороз,

У нас на подоконнике

Лимон зеленый рос.

Мы следили за лимоном,

Каждый листик берегли,

С каждым листиком зеленым

Мы возились, как могли.

Агния Барто

Лялечка

Как у нашей Лялечки

Платьев чуть не дюжина.

Не надену белое -

Плохо отутюжено!

Не надену желтое -

Желтое измятое.

Я у нас вожатая!

Агния Барто

Оранжевая песенка

Вот уж подряд два дня

Я сижу рисую,

Красок много у меня -

Выбирай любую.

Я раскрашу целый цвет

В самый свой любимый цвет:

Оранжевое небо,

Оранжевое море,

Оранжевая зелень,

Оранжевый верблюд,

Оранжевые мамы

Оранжевым ребятам

Оранжевые песни

Оранжево поют!

А. Аржанов и Г. Горин

Любочка

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе,

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Агния Барто

5. Игра. Будь цветом.

Цель: Упражнять в различии основных цветов. Учить связывать их с объектами живой и

не живой природы.

Ход игрового упражнения

Воспитатель читает стихотворение и просит придумать действия связанные с цветом.

Будь желтым жужжащим шмелем

Рычи, словно черный медведь

Съешь несколько красных вишен

Разрежь очень желтую тыкву.

6. Игра. Цветные слова.

Цель: учить распознавать цвета.

Ход игрового упражнения

Воспитатель просит поискать в группе вещи, которые имеют красный цвет или

обращается к кому - нибудь из детей: «Зина, ты носишь что-либо красное?» Зина смотрит

на свою одежду и рассказывает, надето ли на ней что-то красное. Дети должны отвечать

полным ответом.

Данную игру можно проводить каждый день с новым цветом.

Вся продуктивная деятельность сделанная на занятиях по аппликации лепке,

конструированию служит поводом для обыгрывания различных ситуаций, составления

рассказов с помощью педагога. Так, например нарисованные через трафарет домашние

животные, а потом мною вырезанные, мы обыграли на фланелеграфе, придумав сказку.

- Жили-были дедушка и бабушка. И был у них свой домашний дворик.

- Во дворе стоял большой… (забор)

- Какого цвета?... (коричневый)

- И светило яркое … (солнышко)

- Какого цвета?... (желтое)

- Каждое утро дедушка выводил на прогулку свою … (собачку)

- Она часто звонко лаяла

- Как лаяла? ... (гав-гав)

- Бабушка любила играть со своим сереньким … (котиком)

- А ему нравилось мяукать

- Как мяукал? … (мяу-мяу)

- А еще там жила … (лошадка)

- Когда у нее было хорошее настроение, она громко цокала

- Как цокала? … (цок-цок) и.т.д.

Приклеив к конусным игрушкам готовые формы (глаза, нос, рот) и совместно с детьми

нарисовав полянку с травкой, мы расстелили полотно на сенсорном столе и обыграли

сказку теремок. Уже к концу учебного года было заметно, что дети самостоятельно

пытаются выйти на обыгрывание своих поделок, самостоятельное придумывание своих

коротких историй.

Разработан цикл занятий по рисованию, лепке, аппликации, конструированию на

учебный год , главная цель которого - создание декораций к известным сказкам и

самостоятельное обыгрывание их. Все сказки, которые я запланировала сделать с детьми,

вы сейчас отгадаете.

Я предлагаю вам немного побыть в роли детей. По предложенному списку атрибутов,

которые будут сделаны на занятиях с детьми, подумать, декорациями к какой сказке они

могут послужить. А также придумать свой необычный конец к данной сказке, которая вам

достанется.

Сказка «Пых» карточка № 1

1.«Овощи» «Фрукты» (рисование)

2. «Друзья для ежика» (лепка + конструир из бросового материала)

3. «Наш огород» (аппликация)

Сказка «Заюшкина избушка» карточка №2

1. «Зимний лес» (рисование)

2. «Избушка» (аппликация)

3. «Зайкины друзья» (конструирование из бумаги)

Сказка «Тили бом загорелся Кошкин дом» карточка №3

1. «Домашние животные» (аппликация)

2. «Дом» (конструирование из бумаги)

3 «Пожар» (рисование)

Сказка «Доктор Айболит» карточка №4

1. «Африка» (рисование) закрашивают красками нарисованный пейзаж

2. «Дикие животные» (лепка)

3. «Кит» (аппликация)

Сказка «Рукавичка» карточка №5

1. «Зимние дороги» (рисование)

2. «Лесные зверушки» (лепка)

3. «Зимняя одежда» (аппликация)

Сказка «Снегурушка» карточка №6

1. «Девочка» (рисование)

2. «Лесные зверушки» (лепка)

3. «Деревья в лесу» (аппликация + конструирование)



В раздел образования