Автор: Кузовлева Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 4
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние продуктивной деятельности на развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Работая с детьми младшего возраста, важно отметить, что в этот период необходимо
научить ребенка самостоятельно познавать мир, для того, чтобы заложить в нем основу
для
дальнейшего
плодотворного
развития.
Именно
продуктивная
деятельность:
рисование, лепка, аппликация и конструирование помогают раскрыть способности
воспитанников и благотворно влияют на психическое и физическое развитие ребенка. Во
время занятий изобразительной деятельностью у малыша развивается одновременно как
двигательный, так и речевой аппарат. Рассказывая о своем рисунке, или поделке ребенок
фантазирует, придумывает свои игровые ситуации, обыгрывает их. Благодаря игровым
действиям повышается активность ребенка, усиливается целенаправленность, более
разнообразными и координированными становятся движения.
На мой взгляд, очень важно сделать выполнение учебных заданий осмысленным и
интересным. Детям младшего дошкольного возраста очень важно объяснить, что они
трудятся не напрасно и то, что они делают, кому-то необходимо. На занятиях с детьми 3-
го года жизни я всегда стараюсь показать индивидуальную значимость работ каждого
ребенка. Ведь мир детской игры – удивительный мир сказок и превращений, где оживают
любимые игрушки, звери, птицы.
Так уж устроен человек, что в раннем детском возрасте он все познает в игре.
Изобразительная деятельность дошкольников обязательно должна носить эмоциональное,
образное восприятие действительности, учить детей способам создания изображений.
Сказки и придумывания историй не должны ограничиваться применением их как
материала для иллюстрирования. Самостоятельное и совместное придумывание с детьми
историй есть процесс развития воображения и фантазии, необходимых для обогащения
замыслов детей. Ребята не только придумывают свои игры, но и постоянно продлевают
их, придумывая все новые и новые сюжеты. Благодаря объединению богатого,
разнообразного
мира
игры
с
обучением,
все
задания
на
занятиях
получаются
интересными. Введение в процесс обучения обыгрывания ситуаций позволяет вызвать у
моих воспитанников желание овладеть предлагаемым учебным содержанием, создавать
мотивацию учебной деятельности, осуществить в игровой форме руководство их работой
и ее оценку, доставлять им удовольствие от полученного результата.
В младшем возрасте у ребенка особо проявляется интерес к миру взрослых, которые
выступают для него в качестве образа поведения, обнаруживается стремление к освоению
мира. Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы
использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у
них знания, умения и навыки, а также развить способности в той или иной области
деятельности.
Методы и приемы работы
1.
Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно
хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию
расположение частей. Поэтому прежде чем овладеть умением изобразить что - либо,
перенести образ на бумагу, необходимо зрительно воспринять, понаблюдать за данным
предметом. В качестве предварительной работы со своими детьми я знакомлю их с
произведениями художественной литературы.
Необходимо грамотно подходить к
подбору иллюстраций.
1)Содержание иллюстрации должно быть понятно и интересно детям. Надо чтобы каждый
ребенок был знаком с художественным произведением (сказкой, потешкой), которое
проиллюстрировал художник.
2) В иллюстрации с помощью разных средств выразительности должны быть переданы
настроение (веселое, грустное), а также характеры героев (добрый, злой)
3) Если иллюстрация не заинтересовала детей или они не поняли ее содержание, я
высказываю свой интерес к рисунку, поясняю содержание.
4) Рассматривая иллюстрацию, обязательно выясняю, кто из персонажей детям больше
всего понравился. Не обязательно добиваться словесного ответа, ребенок может выразить
свое отношение жестом, мимикой.
2. В изобразительном творчестве детей очень важно то, как ребенок воспринимает цвет.
Работая над сенсорным восприятием, я выяснила, что за каждым цветом закрепляется
определенная ассоциация. Например:
Красный - дед Мороз, помидоры;
Оранжевый - апельсин;
Желтый - солнце, цветок;
Зеленый - лягушка, трава
Голубой - небо
Синий - море
Фиолетовый (наиболее трудный) свекла.
Я хочу, представить вашему вниманию следующую подборку игр, которая формирует у
детей представление о цвете. Это игры с красками и цветами.
С
помощью
этих
игр
мы
развиваем
у
детей
память,
слуховое
восприятие,
наблюдательность, умение распознавать цвета.
1. Игра. Думай о синем
Цель: Учить различать синий цвет. Развивать наблюдательность.
Ход игрового упражнения
Воспитатель подбирает картинки и фотографии вещей, которые имеют в основном,
например синий цвет. Показывает эти изображения детям и говорит о синем цвете на
каждой картинке или фотографии. Попросит, чтобы дети поискали синий цвет в своей
одежде, в комнате. Призывает их проявлять наблюдательность, предлагая при этом другие
места, куда следует заглянуть. Посмотрите на потолок? Посмотрите на стены?
Посмотрите на картины? Попросит детей назвать другие синие вещи - скажем, упаковки
популярных пищевых продуктов, детали облика персонажей популярных мультфильмов и
т.д. Аналогично проводится игра с использованием других цветов.
2. Игра. Найдите цвет.
Цель: Учить детей распознавать цвета.
Ход игрового упражнения
Воспитатель немного затеняет комнату, и наводит яркий фонарик на различные предметы,
имеющиеся в группе. Предлагает поискать что-нибудь красное и попросит, чтобы дети
закричали «ура», когда фонарик обнаружит предмет красного цвета.
Аналогично проводится работа по различению других цветов. Можно поиграть в данную
игру с различными простейшими фигурами и формами.
3. Игра. Прыжки за цветом.
Цель: Развивать умение различать основные цвета.
Ход игрового упражнения
Воспитатель объясняет детям задание. Как только я произнесу слово «начали!», вы
должны коснуться как можно большего количества синих вещей, которые сможете найти
в группе. Добираться до них можно только одним способом - прыгая на двух ногах. По
команде «стоп» вы останавливаетесь, называете все синие вещи, которых коснулись.
Можно поиграть в эту игру, используя любой другой цвет или, например, с текстурами,
попросив детей найти в группе мягкие вещи и прикоснуться к ним.
4. Игра. Слушайте цвета.
Цель: Развивать у детей умение определять на слух цвет, о котором говорится в
стихотворении.
Ход игрового упражнения
Воспитатель просит детей внимательно послушать стихи, которые он собирается
прочитать. Дети должны назвать цвет, о котором упоминается в стихотворении.
Лимон
Была зима за окнами,
На улице мороз,
У нас на подоконнике
Лимон зеленый рос.
Мы следили за лимоном,
Каждый листик берегли,
С каждым листиком зеленым
Мы возились, как могли.
Агния Барто
Лялечка
Как у нашей Лялечки
Платьев чуть не дюжина.
Не надену белое -
Плохо отутюжено!
Не надену желтое -
Желтое измятое.
Я у нас вожатая!
Агния Барто
Оранжевая песенка
Вот уж подряд два дня
Я сижу рисую,
Красок много у меня -
Выбирай любую.
Я раскрашу целый цвет
В самый свой любимый цвет:
Оранжевое небо,
Оранжевое море,
Оранжевая зелень,
Оранжевый верблюд,
Оранжевые мамы
Оранжевым ребятам
Оранжевые песни
Оранжево поют!
А. Аржанов и Г. Горин
Любочка
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе,
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Агния Барто
5. Игра. Будь цветом.
Цель: Упражнять в различии основных цветов. Учить связывать их с объектами живой и
не живой природы.
Ход игрового упражнения
Воспитатель читает стихотворение и просит придумать действия связанные с цветом.
Будь желтым жужжащим шмелем
Рычи, словно черный медведь
Съешь несколько красных вишен
Разрежь очень желтую тыкву.
6. Игра. Цветные слова.
Цель: учить распознавать цвета.
Ход игрового упражнения
Воспитатель просит поискать в группе вещи, которые имеют красный цвет или
обращается к кому - нибудь из детей: «Зина, ты носишь что-либо красное?» Зина смотрит
на свою одежду и рассказывает, надето ли на ней что-то красное. Дети должны отвечать
полным ответом.
Данную игру можно проводить каждый день с новым цветом.
Вся продуктивная деятельность сделанная на занятиях по аппликации лепке,
конструированию служит поводом для обыгрывания различных ситуаций, составления
рассказов с помощью педагога. Так, например нарисованные через трафарет домашние
животные, а потом мною вырезанные, мы обыграли на фланелеграфе, придумав сказку.
- Жили-были дедушка и бабушка. И был у них свой домашний дворик.
- Во дворе стоял большой… (забор)
- Какого цвета?... (коричневый)
- И светило яркое … (солнышко)
- Какого цвета?... (желтое)
- Каждое утро дедушка выводил на прогулку свою … (собачку)
- Она часто звонко лаяла
- Как лаяла? ... (гав-гав)
- Бабушка любила играть со своим сереньким … (котиком)
- А ему нравилось мяукать
- Как мяукал? … (мяу-мяу)
- А еще там жила … (лошадка)
- Когда у нее было хорошее настроение, она громко цокала
- Как цокала? … (цок-цок) и.т.д.
Приклеив к конусным игрушкам готовые формы (глаза, нос, рот) и совместно с детьми
нарисовав полянку с травкой, мы расстелили полотно на сенсорном столе и обыграли
сказку теремок. Уже к концу учебного года было заметно, что дети самостоятельно
пытаются выйти на обыгрывание своих поделок, самостоятельное придумывание своих
коротких историй.
Разработан цикл занятий по рисованию, лепке, аппликации, конструированию на
учебный год , главная цель которого - создание декораций к известным сказкам и
самостоятельное обыгрывание их. Все сказки, которые я запланировала сделать с детьми,
вы сейчас отгадаете.
Я предлагаю вам немного побыть в роли детей. По предложенному списку атрибутов,
которые будут сделаны на занятиях с детьми, подумать, декорациями к какой сказке они
могут послужить. А также придумать свой необычный конец к данной сказке, которая вам
достанется.
Сказка «Пых» карточка № 1
1.«Овощи» «Фрукты» (рисование)
2. «Друзья для ежика» (лепка + конструир из бросового материала)
3. «Наш огород» (аппликация)
Сказка «Заюшкина избушка» карточка №2
1. «Зимний лес» (рисование)
2. «Избушка» (аппликация)
3. «Зайкины друзья» (конструирование из бумаги)
Сказка «Тили бом загорелся Кошкин дом» карточка №3
1. «Домашние животные» (аппликация)
2. «Дом» (конструирование из бумаги)
3 «Пожар» (рисование)
Сказка «Доктор Айболит» карточка №4
1. «Африка» (рисование) закрашивают красками нарисованный пейзаж
2. «Дикие животные» (лепка)
3. «Кит» (аппликация)
Сказка «Рукавичка» карточка №5
1. «Зимние дороги» (рисование)
2. «Лесные зверушки» (лепка)
3. «Зимняя одежда» (аппликация)
Сказка «Снегурушка» карточка №6
1. «Девочка» (рисование)
2. «Лесные зверушки» (лепка)
3. «Деревья в лесу» (аппликация + конструирование)