Напоминание

"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики"


Автор: Валиева Фанузя Галимзяновна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ им. М.К. Овсянникова с. Исаклы
Населённый пункт: село Исаклы, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики"
Раздел: полное образование





Назад




Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики

ГБОУ СОШ им. М.К. Овсянникова с. Исаклы

Валиева Ф.Г., учитель математики

2019-2020 учебный год

Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности

у многих учащихся. Задача учителя, прежде всего, воспитать активно мыслящую личность, а не потребителя

готовой информации.

Как заинтересовать математикой? Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от

того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Активность учащихся, успех урока в

большинстве своем зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес

к предмету у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома,

создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную

окраску урока.

Главная задача состоит в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной

личностью. А вот вызвать и поддержать такое желание – это задача трудная и интересная, тем более, что в

каждом классе её приходится решать по-своему, принимая во внимание индивидуальные особенности

учащихся . Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие способности мыслить свободно,

без страха, творчески – очень важная, но в то же время, трудная педагогическая задача.

Активизация должна обеспечить не только простое запоминание материала, но и дать учащимся

некоторые

навыки

и

умения

самостоятельно

добывать

знания.

Главным

условием

формирования

познавательной активности школьников являются содержание и организация урока. Отбирая материал и

продумывая приемы, которые будут использованы на уроке, учителю надо оценивать их с точки зрения

возможности возбудить и поддерживать интерес к предмету, помимо основной задачи донесения знаний до

учащихся.

Активизация познавательной деятельности – это двусторонний процесс. Условия, активизирующие

процесс познания, создаёт, прежде всего, учитель, а демонстрирует результат этих условий – ученик.

Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразные способы

действий очень быстро вызывают скуку. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный

грех учителя – быть скучным». Когда ребёнок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот

и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идёт совсем по-другому.

Развитию познавательных интересов способствует такая организация обучения, при которой ученик

вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, поэтому в своей практике

необходимо использовать активные методы обучения. Это система методов, которая направлена, главным

образом, не на изложение готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное

овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической

деятельности.

Основными подходами к активизации познавательной деятельности являются следующие:

1. Для появления интереса к предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности

изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

2. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

3. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть

трудным, но посильным.

4. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.

5. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой

воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.

6. Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие

очень сильно.

В работе по активизации познавательной деятельности используются следующие технологии:

1. Интересный урок.

Игровые моменты на уроке математики повышают любознательность учеников. Но заинтересовать

детей можно и другими средствами. Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения

определенных целей является мотивация. А в основе мотивации лежат потребности и интересы личности.

Значит, чтобы добиться каких-либо успехов в учебе, необходимо сделать этот процесс желанным. «Лучше

усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом», - говорил французский писатель Анатоль

Франс.

Современный урок должен отвечать определённым требованиям:

Урок должен быть продуман во всех деталях, чтобы один этап урока вливался в другой, а ученики

понимали, что и зачем они делают на уроке.

Учащихся необходимо готовить к восприятию нового материала, осознанию темы урока.

Полезно придерживаться принципа “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”. Всё, что говорит

учитель, желательно воплощать в наглядность, но не просто в иллюстративную, а такую, которая поможет в

ходе рассуждений найти связи между понятиями.

На уроке должно быть интересно. Учитель должен заразить своей эмоциональностью, передать свой

положительный заряд, который поможет вдохновить сознание детей для деятельности.

Задача каждого учителя – не только научить, а развить мышление ребенка средствами своего предмета

(т. е. развивать быстроту реакции, виды памяти, воображение и т. д.).

По возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику по несколько раз (осуществлять

постоянную “обратную связь”, которая позволяет корректировать непонятое или неправильно понятое).

Стараться ставить оценку не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока)- вводить

понятие поурочного балла.

2. Мотивация деятельности.

Как правило, понятие “урок” сводят к целостному, логически завершенному, ограниченному рамками

времени отрезку образовательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом

учащихся примерно одинакового возраста и уровня подготовки. Если мы проанализируем структуры

основных типов уроков, то можно выделить этап, присущий всем урокам: мотивация учебной деятельности.

Цели этого этапа: раскрыть значимость изучения данного материала, привлечь внимание учащихся, пробудить

их интерес, желание узнать, понять, применить. Для пробуждения заинтересованности можно использовать

следующий материал:

Исторические задачи, легенды, сведения из истории по данной теме.

Решение задач с практическим содержанием, с использованием межпредметных связей.

Проведение исследовательских, лабораторных и практических работ с использованием моделей,

чертежей, таблиц и т.п.

Решение задач, требующих расширение знаний по теме.

Математические фокусы, задачи занимательного характера.

Формируя мотивацию обучения, можно использовать различные приёмы:

Урок без темы.

Ситуация удивления.

Проблемная ситуация.

3. Здоровьесберегающие технологии на уроках математики.

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой сегодня, является сохранение здоровья детей.

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения,

но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

1) строгая дозировка учебной нагрузки;

2) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;

3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая

освещенность, чистота);

4) благоприятный эмоциональный настрой.

4. Коллективные формы обучения.

Самыми эффективными для активизации познавательной деятельности являются коллективные формы.

Они характеризуются тем, что дети работают внутри небольших групп, взаимодействуя друг с другом. Такое

обучение приводит к гораздо более полному развитию возможностей каждого ребенка, увеличивает его

самостоятельность в добывании и отработке новых знаний и общеучебных умений и навыков. Только в

сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке — фронтальной и индивидуальной — групповая

форма организации работы учащихся приносит ожидаемые, положительные результаты.

5. Проблемное обучение.

Важнейшим структурным компонентом познавательной деятельности учащихся является мотив – цель

деятельности.

Познавательная

активность

школьника

в

его

учебной

деятельности

стимулируется

побудительными мотивами учения, делающими новое знание лично необходимым ученику, формирующим у

него потребность в познании. Задача мотивации – формирование потребности во вводимом материале и

внутреннего убеждения в его необходимости. В преподавании математики в этом плане особенно

значительные результаты дает проблемное обучение. Ситуация затруднения школьника в решении

предложенной учителем задачи приводит к явному пониманию учеником недостаточности имеющихся у него

знаний, что, в свою очередь, вызывает интерес к познанию и установку на приобретение нового

6. Использование практической направленности и межпредметных связей на уроках математики.

Психологами давно доказано, что взаимосвязанное, логическое изучение учебных предметов наиболее

благоприятно для лучшего усвоения учебного материала, повышения интереса учащихся к изучаемым

предметам, для развития их мыслительных способностей. На уроках математики можно показать, что знания

математики необходимы во всех областях, а также знания других предметов можно использовать в

математике.

7. Ассоциации вместо правил.

Изучая математику некоторым детям тяжело усвоить правила или определения, а, выучив их, трудно

применить при выполнении тех или иных заданий. Гораздо легче усваивается ход решения, если некоторые

его моменты связаны с жизнью, этапы решения сравниваются с понятиями окружающего мира. В этом случае

математическое умозаключение ассоциируется с представлениями реальной действительности, либо

происходит зрительная ассоциация.

9. Упражнения по готовым чертежам.

Упражнения по готовым чертежам оказывают неоценимую услугу в усвоении и закреплении новых

понятий и теорем. Основные назначения упражнений на готовых чертежах заключаются в том, чтобы

активизировать мыслительную деятельность учащихся. Обучать их умению рассуждать, сопоставлять и

противопоставлять, находить в них общее и различное, делать правильные умозаключения.

10. Работа с книгой.

Одним из методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики

является работа с книгой. Одновременно с достижением целей обучения математики удается решать и

метаобразовательные задачи: выделять главную мысль, делить текст на смысловые части, коротко и точно

выражать смысл прочитанного.

Применение

в

своей

практике

нетрадиционных

уроков

повышает

эффективность

обучения,

предполагает творческий подход со стороны учителя и ученика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят, и повышая их собственные усилия в

овладение знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к

математике.

В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и

отстающих.

Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного

интереса, углублению знаний учащихся по математике.



В раздел образования