Напоминание

"Формирование метапредметных навыков на уроках "Business English"


Автор: Осколкова Ирина Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №72 с углубленным изучением английского языка
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование метапредметных навыков на уроках "Business English"
Раздел: полное образование





Назад




Формирование метапредметных навыков на уроках «Business English»

Осколкова И.Н., учитель английского языка МБОУ СОШ №72 с углублён-

ным изучением английского языка

Г. Новокузнецк

Современная школа — это общеобразовательное учреждение, направляющее

свою деятельность на формирование конкурентоспособной, воспитанной,

образованной, высоконравственной, культурной и самостоятельной лич-

ности, способной жить и работать в современных условиях. Для дости-

жения цели, требовались изменения в образовательной системе. Поэтап-

но вводится Федеральный государственный образовательный стандарт (

ФГОС) второго поколения, который нацеливает российскую школу на

формирование у учащихся умения учиться.

В основу стандарта положен системно-деятельностный подход,

который

обеспечивает не только системное усвоение предметных знаний и уме-

ний, но и развитие универсальных учебных действий (УУД) посред-

ством включения учащегося в разнообразные виды деятельности, в том

числе учебные. ФГОС определяет новые требования к результатам обу-

чения школьников. При этом выделяются личностные, метапредметные и

предметные результаты обучения. Среди них особое место занимают мета-

предметные результаты.

Метапредметные результаты — это результаты, метапредметной деятель-

ности учащихся в процессе изучения фундаментальных образовательных

объектов. Школьник достигает результаты через:

· образовательную самостоятельность (школьник должен уметь нахо-

дить средства для собственного продвижения, развития);

· образовательную инициативу (школьник должен уметь выстраивать

свою образовательную траекторию, создавать необходимые для собствен-

ного развития ситуации и адекватно их реализовать);

· образовательную ответственность (школьник должен уметь прини-

мать для себя решение о готовности действовать в нестандартных ситу-

ациях).

Диагностика, контроль и оценка

метапредметных

образовательных

ре-

зультатов проводятся на основании создаваемой учеником образователь-

ной продукции. Например, моделей, исследований, проектов и т. д.

Для достижения метапредметных результатов нужно формировать мета-

предметные навыки. Метапредметные навыки — это надпредметные на-

выки, которые дают возможность обобщения полученных знаний для

применения в любой области жизнедеятельности, формируют умение ре-

шать задачи на стыке наук, воспринимать целостность научных знаний

вообще без конкретизации каких-либо учебных предметов.

Если обратить внимание на требования, взятые из примерных образова-

тельных программ по тем или иным предметам, то можно увидеть, что

речь

идёт

о

тех

метапредметных

умениях

и

навыках, которые

большинство педагогов в какой-то степени стараются формировать и

развивать на своих уроках. Учителя учат на уроках систематизировать

материал, составляя разнообразные схемы, таблицы. А в новых стандар-

тах это формулируется как перевод информации из одной знаковой си-

стемы в другую.

Метапредметные умения напрямую связаны с универсальными учебными

действиями школьников. Термин «универсальные учебные действия» озна-

чает

умение

учиться.

Ребёнок должен быть способным к

саморазвитию,

самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения

нового социального опыта.

На уроках бизнес английского совершенствуется большое количество мета-

предметных навыков. Так, например, навык «interpret data» мы совершен-

ствуем в таких работах, как описание графика, составление истории компа-

нии по картинкам, работа с чеком, который выдаётся на кассе, различного

рода презентации. Следующий навык «organize data» отрабатывается в та-

ких заданиях, как составление резюме, составление истории компании по

ключевым словам и абстрактным картинкам. Навык “decision making” нахо-

дит своё развитие в заданиях «Стулья», «Elite», где из 3 картинок разместить

вновь созданный бизнес, «Production problems – what if». Отрабатывается на

уроках и навык критического мышления. Это находит отражение в задани-

ях на самооценку: какой стиль принятия решения я представляю; являюсь ли

я настоящим лидером; какой вид деятельности для меня предпочтительней.

Навык «compare» отрабатывается в практических работах «предприниматель

против менеджера», «Два Генри Форда», «Жизненный цикл продукта», в ко-

торой каждая стадия продукта сравнивается с одним из времён года. Следую-

щий навык «analyze» совершенствуется в заданиях «Пирамида приорите-

тов», «Бюджет» (покупка мебели для офиса), открытие какого бизнеса и в ка-

ком месте, которое более всего подходит для него, в работе «Организация до-

чернего предприятия», в которой дети выбирают продукт, находят регион

для производства этого продукта и описывают преимущества данной произ-

водственной площадки. Навык «generalize» совершенствуется с помощью ра-

бот по чтению текстов и составлению краткого изложения текста и практиче-

ской работой «Appraisal interviews». Навык «Classify» помогает сформиро-

вать работа «Рабочий день менеджера и его роли». Составить алгоритм моти-

вации и развития группы помогут совершенствованию навыка «make

a

model». Совершенствование навыка «predict» представлено упражнением

«Профессиональная переподготовка». Я уже не упоминаю о навыке «commu-

nicate», который получает развитие на каждом уроке. Этические дилеммы

помогают решать ежедневные проблемы: что делать с работником, который

опаздывает на работу каждый день; как наладить понимание с людьми стар-

шего поколения, когда стал их руководителем, а ранее работал под их нача-

лом; как вести себя, если уже куплены путёвки на отдых, а руководитель не

даёт отпуск; что делать, если падает производительность труда; как посту-

пить, когда вы выяснили, что ваш лучший друг присваивает себе деньги

компании; как себя вести, когда руководитель противоположного пола про-

являет к вам более, чем деловой интерес и т.д.



В раздел образования