Автор: Осколкова Ирина Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №72 с углубленным изучением английского языка
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование метапредметных навыков на уроках "Business English"
Раздел: полное образование
Формирование метапредметных навыков на уроках «Business English»
Осколкова И.Н., учитель английского языка МБОУ СОШ №72 с углублён-
ным изучением английского языка
Г. Новокузнецк
Современная школа — это общеобразовательное учреждение, направляющее
свою деятельность на формирование конкурентоспособной, воспитанной,
образованной, высоконравственной, культурной и самостоятельной лич-
ности, способной жить и работать в современных условиях. Для дости-
жения цели, требовались изменения в образовательной системе. Поэтап-
но вводится Федеральный государственный образовательный стандарт (
ФГОС) второго поколения, который нацеливает российскую школу на
формирование у учащихся умения учиться.
В основу стандарта положен системно-деятельностный подход,
который
обеспечивает не только системное усвоение предметных знаний и уме-
ний, но и развитие универсальных учебных действий (УУД) посред-
ством включения учащегося в разнообразные виды деятельности, в том
числе учебные. ФГОС определяет новые требования к результатам обу-
чения школьников. При этом выделяются личностные, метапредметные и
предметные результаты обучения. Среди них особое место занимают мета-
предметные результаты.
Метапредметные результаты — это результаты, метапредметной деятель-
ности учащихся в процессе изучения фундаментальных образовательных
объектов. Школьник достигает результаты через:
· образовательную самостоятельность (школьник должен уметь нахо-
дить средства для собственного продвижения, развития);
· образовательную инициативу (школьник должен уметь выстраивать
свою образовательную траекторию, создавать необходимые для собствен-
ного развития ситуации и адекватно их реализовать);
· образовательную ответственность (школьник должен уметь прини-
мать для себя решение о готовности действовать в нестандартных ситу-
ациях).
Диагностика, контроль и оценка
метапредметных
образовательных
ре-
зультатов проводятся на основании создаваемой учеником образователь-
ной продукции. Например, моделей, исследований, проектов и т. д.
Для достижения метапредметных результатов нужно формировать мета-
предметные навыки. Метапредметные навыки — это надпредметные на-
выки, которые дают возможность обобщения полученных знаний для
применения в любой области жизнедеятельности, формируют умение ре-
шать задачи на стыке наук, воспринимать целостность научных знаний
вообще без конкретизации каких-либо учебных предметов.
Если обратить внимание на требования, взятые из примерных образова-
тельных программ по тем или иным предметам, то можно увидеть, что
речь
идёт
о
тех
метапредметных
умениях
и
навыках, которые
большинство педагогов в какой-то степени стараются формировать и
развивать на своих уроках. Учителя учат на уроках систематизировать
материал, составляя разнообразные схемы, таблицы. А в новых стандар-
тах это формулируется как перевод информации из одной знаковой си-
стемы в другую.
Метапредметные умения напрямую связаны с универсальными учебными
действиями школьников. Термин «универсальные учебные действия» озна-
чает
умение
учиться.
Ребёнок должен быть способным к
саморазвитию,
самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения
нового социального опыта.
На уроках бизнес английского совершенствуется большое количество мета-
предметных навыков. Так, например, навык «interpret data» мы совершен-
ствуем в таких работах, как описание графика, составление истории компа-
нии по картинкам, работа с чеком, который выдаётся на кассе, различного
рода презентации. Следующий навык «organize data» отрабатывается в та-
ких заданиях, как составление резюме, составление истории компании по
ключевым словам и абстрактным картинкам. Навык “decision making” нахо-
дит своё развитие в заданиях «Стулья», «Elite», где из 3 картинок разместить
вновь созданный бизнес, «Production problems – what if». Отрабатывается на
уроках и навык критического мышления. Это находит отражение в задани-
ях на самооценку: какой стиль принятия решения я представляю; являюсь ли
я настоящим лидером; какой вид деятельности для меня предпочтительней.
Навык «compare» отрабатывается в практических работах «предприниматель
против менеджера», «Два Генри Форда», «Жизненный цикл продукта», в ко-
торой каждая стадия продукта сравнивается с одним из времён года. Следую-
щий навык «analyze» совершенствуется в заданиях «Пирамида приорите-
тов», «Бюджет» (покупка мебели для офиса), открытие какого бизнеса и в ка-
ком месте, которое более всего подходит для него, в работе «Организация до-
чернего предприятия», в которой дети выбирают продукт, находят регион
для производства этого продукта и описывают преимущества данной произ-
водственной площадки. Навык «generalize» совершенствуется с помощью ра-
бот по чтению текстов и составлению краткого изложения текста и практиче-
ской работой «Appraisal interviews». Навык «Classify» помогает сформиро-
вать работа «Рабочий день менеджера и его роли». Составить алгоритм моти-
вации и развития группы помогут совершенствованию навыка «make
a
model». Совершенствование навыка «predict» представлено упражнением
«Профессиональная переподготовка». Я уже не упоминаю о навыке «commu-
nicate», который получает развитие на каждом уроке. Этические дилеммы
помогают решать ежедневные проблемы: что делать с работником, который
опаздывает на работу каждый день; как наладить понимание с людьми стар-
шего поколения, когда стал их руководителем, а ранее работал под их нача-
лом; как вести себя, если уже куплены путёвки на отдых, а руководитель не
даёт отпуск; что делать, если падает производительность труда; как посту-
пить, когда вы выяснили, что ваш лучший друг присваивает себе деньги
компании; как себя вести, когда руководитель противоположного пола про-
являет к вам более, чем деловой интерес и т.д.