Напоминание

"Как развивать у учеников интерес к предмету"


Автор: Гиниятуллина Лариса Александровна
Должность: преподаватель по классу аккордеона
Учебное заведение: МБОУ ДОД "Детская музыкальная школа № 1 им. П. И. Чайковского"
Населённый пункт: г.Казань Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Как развивать у учеников интерес к предмету"
Раздел: дополнительное образование





Назад




-1 -

Гиниятуллина Лариса Александровна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования детей «Детская музыкальная школа №1 им. П.И. Чайковского»

г.Казани

"Как развивать у учеников интерес к предмету"

Задача педагогов музыкальных школ не только обучить учащихся игре

на инструменте, но и помочь им развить практические навыки, необходимые

для дальнейшего профессионального образования и активного участия в

художественной

самодеятельности.

В

повседневной

работе

педагогу

необходимо прививать учащемуся интерес к занятиям, любовь к музыке,

воспитывая его вкус на лучших образцах народной музыки, произведениях

классиков, советских и зарубежных композиторов.

Чтобы развивать у учащихся интерес к занятиям, к своему предмету

следует опираться на научные достижения в области психологии. Очень

интересные данные собраны в статье И.Подласия "Как побуждать к учению и

самовоспитанию".

Есть стимул

-

будет действие и результат.

Древнегреческое слово «стимулус» обозначает длинную заостренную

палку, которой погоняли быков и мулов. «Стимулировать» в современном

понимании - значит побуждать человека к чему-либо. Так уж мы устроены,

что без постоянных напоминаний, понуканий, собственных или внешних

усилий, без нарисованных заманчивых перспектив, а часто и прямого

принуждения не можем сдвинуться с места.

Место

стимулирования

находится

в

первом

десятке

наиболее

влиятельных причин по улучшению и продуктивности педагогического

процесса. Известный американский педагог А. Дреер говорит: "Самой

сложной проблемой оказалась для меня мотивация к учебе"

Потребности, мотивы, стимулы - ягоды одного поля. Но несомненно, что

стимулы опираются на мотивы и потребности. По мнению американского

психолога Э. Маслоу (предложившему полную классификацию человеческих

потребностей) в среднем человек удовлетворяет свои физиологические

потребности на 85%, потребность в безопасности - на 70%, в общении - на

50%, в уважении - на 40%, в самовыражении и творчестве - только на 10%.

-2-

Следовательно,

стимулы

надо

искать

в

преобладающей

сфере

потребностей, опираться на достигнутый уровень их развития. Тщетно

взывать к высоким чувствам, если человек не способен еще ни понять, ни

принять того, к чему его зовут.

Мотивацию, как верный путь достижения успеха западные психологи

изучили тщательнее других проблем. Видный знаток искусства обхождения с

людьми Д. Карнеги утверждает: "На свете есть только один способ побудить

людей что-то сделать - это заключается в том, чтобы заставить человека

захотеть это сделать".

Известный американский философ и педагог Д. Дьюи утверждает, что

глубочайшим стремлением, присущим человеческой природе является

«желание быть значимым».

Мотивация деятельности и поведения в школьном возрасте имеет свои

особенности. На вопрос «Что любят дети, чего они хотят?» С. Шацкий

отвечает так:

1. У детей сильно развит инстинкт общительности, они легко знакомятся

друг с другом - игры, рассказы, неугомонная болтовня служат признаками

этого инстинкта.

2. Дети - настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко

возбуждающееся

любопытство,

бесчисленное

количество

вопросов,

стремление все трогать, ощупывать, пробовать.

3. Детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях.

Отсюда постоянные выдвигания своего «Я» и огромное развитие фантазии

и воображения - это инстинкт детского творчества.

4. Дети любят созидать, устраивать что-то часто ни из чего, дополняя

недостающее воображением.

5. Громадную роль в формировании детского характера играет инстинкт

подражательности.

Нужно все выше изложенное глубоко понять и прочувствовать. И тогда

нам не придется прибегать к искусственным стимулам, искать их вне круга

забот и устремлений, здоровой природы подрастающего поколения. Все

ошибки происходят оттого, что учитель не интересуется подлинными

мотивами поведения ученика, скользит по поверхности событий, принимает

во внимание лишь внешние и часто случайные акты поведения.

Думайте

,

чего хочет ученик

Американский профессор Р. Оверстит в своей книге "Воздействие на

поведение человека пишет: "В основе нашего поведения лежат наши

сокровенные желания ... и наилучший совет, который можно дать тем, кто

поставит себе задачей уговорить кого- либо совершить тот или иной

поступок - будь то в деловой сфере, в семье, в школе или политике - сводится

к следующему: сначала заставьте вашего собеседника страстно пожелать

чего-либо. Тот, кто сможет это сделать, завоюет весь мир, а кто не сможет -

останется в одиночестве"! Вот почему стимулы, которые мы советуем

находить

и

применять

учителям,

опираются

на

тонкие,

деликатные

"подталкивания"

учащихся

к

выполнению

определенных

действий

и

исключает открытое "давление", грубое принуждение.

Опирайтесь на желания. Чего хочет ученик - главный вопрос для

учителя. Нужно раз и навсегда понять: важно не только то, чего желаем мы

сами, но и то чего хочет ученик.

Не пытайтесь его ломать и переделывать, он не виноват в своих

желаниях. Задача педагога - сменить направленность устремлений, если они

не совпадают с педагогическими целями.

Заставляйте своих учеников страстно чего-то желать. Пусть это будут

даже желания, которые не совсем согласуются с вашими педагогическими

намерениями. Главное, чтобы они возникали и вы могли опираться на них.

Подталкивайте ваших питомцев к нормальным человеческим желаниям,

оформляйте их смутные стремления в прагматические потребности. Тогда

можно

будет

подобрать

конкретные

и

определенные

стимулы

для

мобилизации усилий.

Учитывайте интересы и склонности. От 20 до 50% школьников -

подростков либо вообще не имеют познавательных учебных интересов, либо

эти

интересы

расплывчаты,

аморфны,

случайны,

т.е.

относятся

к

эпизодическим, репродуктивным, требующим постоянного возбуждения.

Но есть же множество других интересов - к деньгам, успеху, красивой

жизни. Есть еще врожденная любознательность, природные склонности. Их

почему-то называют побочными.

-4-

Есть множество способов заставить "побочные" интересы "срабатывать"

подобно мощному стимулу воспитания, учения и самосовершенствования.

Один из них опирается на склонность детей и подростков к яркому образу и

красивой форме, Интеллект идет на поводу эмоциональных переживаний,

связанных с непосредственными побуждениями.

В трудных случаях идите от формы к содержанию, от эмоции - к логике,

тогда у вас появится больше шансов заинтересовать учеников своими

целями. Драматизируйте свои идеи, советует Д. Карнеги, подавайте их

эффектно, ярко.

Говорите, о том, что интересует ваших учеников, точнее с этого

начинайте. Проявляйте уважение к их увлечениям, мнениям, оценкам. Пусть

большую часть времени говорят ваши ученики. Не бойтесь признать вашу

недостаточную осведомленность в некоторых вопросах, пусть ученики

выступят вашими "учителями". Помните, ваша цель - переориентировать

интересы школьников на воспитательные и дидактические цели.

Среднего человека интересует собственное имя гораздо больше, чем все

другие имена во всем мире, вместе взятые, сообщает Д. Карнеги.

Используйте эту страсть в качестве стимула. Пишите крупными буквами на

классной доске, на плакатах и стендах имена чем-то отличившихся ребят, и у

вас увеличатся шансы заинтересовать их своей персоной, своим предметом.

Используйте намерения. Намерение возникает на основе потребности.

Находите возможность помочь школьникам в осуществлении их

намерений. Дело в том, что часть намерений возникает под влиянием

ситуативных мотивов и учащийся не задумывается, хватит ли у него сил,

знаний, умений и времени, чтобы осуществить задуманное. (Пример: ученик

решает изменить свое поведение при виде плачущей матери). Не упрекайте

его за невыполненное обещание. Лучше ободрите и помогите принять

реальное выполнимое решение, а если намерение сложное и требует

длительных

усилий,

научите,

как

постепенно

приблизиться

к

его

осуществлению.

Поощряйте желание добиться признания. Всем людям свойственно

желание быть признанными. Многие дети учатся не ради знаний, а ради

признания (престижа). Их подгоняет высокий уровень признания.

Как заразить этим желанием учащихся, потерявших надежду "выйти в

люди",

страдающих

заниженной

самооценкой?

Например,

помогите

школьнику "убить своих драконов". Объясните ему, что многие люди не

смогли реализовать свои возможности из-за необъяснимых слабостей,

возникших и утвердившихся под влиянием детских страхов, беспочвенных

переживаний (иногда бывает легче остаться без зубов, чем пойти к врачу-

стоматологу).

Не бросайте ученика в пугающей его ситуации. Ваша задача - помочь

ребенку обрести уверенность в себе. Лишь после этого он сможет

самостоятельно

вступить

в

"битву

с

драконами".

Знайте,

что

75%

школьников - это именно те, у кого повышенная тревожность. Они ждут

вашего одобрения, сочувствия, а не новых замечаний и порицаний.

Показывайте последствия совершаемых поступков. Наши дети не

научены понимать другого человека, сострадать ему, представить его

переживания.

Не

научены

они

оценивать

последствия

совершаемых

действий, поступков. Если педагог вовремя эмоционально и убедительно

раскроет своим питомцам глаза, он получит дополнительный и весомый

стимул для изменения их поведения в лучшую сторону.

Признавайте

достоинство.

Вызывайте

у

учащихся

энтузиазм

и

развивайте все, что есть лучшее в человеке с помощью признания его

достоинств. Если этого требуют обстоятельства - не останавливайтесь и

перед лестью. Ведь льстить - это значит говорить человеку именно то, что он

сам о себе думает. Пойдите на этот безобидный обман, он может вызвать у

вашего ученика прилив новых сил.

-6 -

Не только дети, но и взрослые любят, когда превозносят их достоинства.

Раскусив

эту

слабость,

Д.

Карнеги

пришел

к

выводу,

что

всегда

предпочтительнее хвалить, чем критиковать. Поэтому не скупитесь на

комплименты,

признавайте

достоинства

(даже

несуществующие),

авансируйте положительные сдвиги. Тогда у вашего воспитанника будет

больше возможностей стать таким, каким вы хотите его видеть.

Особенно

избегайте придираться

по мелочам. Не критикуйте.

Будьте

предупредительны. Искренне старайтесь понять своего ученика, смотрите на

вещи его глазами.

Одобряйте успехи. Слова и жесты одобрения следует адресовать не

только лучшим ученикам, но и всем тем, кто проявляет старание в учебной

работе. Известны случаи, когда разумнаяодобрительная оценка со стороны

учителя производила мощную

метаморфозу:

слабоуспевающие

ученики

преображались и стремились к успеху в учении.

Исследования показывают, что основным мотивом творчества является

стремление человека к улучшению результатов деятельности. В нем находит

проявление одна из фундаментальных социальных потребностей человека -

потребность в успехе, в достижениях.

Сделайте работу привлекательной. В этом помогут вам ошибки

учащихся. Точнее ваше к ним отношение. Извлекайте максимум стимулов из

ошибок учащегося. "Прекрасная ошибка!" "Неслучайная ошибка!". Всячески

подчеркивайте точность и тонкость наблюдений школьников: "Когда я был

таким, как ты, мне тоже казалось ..."

Действуйте так, чтобы ошибки казались легко исправимыми, чтобы

то,

к

чему вы побуждаете учеников казалось им нетрудным.

Говорите

иногда

"надо".

Обязательно

придавайте

ему

личную

направленность: "Тебе надо, Саша! Ты мужчина!" Школьник должен

испытывать удовлетворение от того, что преодолел трудности, поступил, как

подобает взрослому, мужественному человеку. Кроме того, он должен быть

рад и горд, что дело сделано. Это обязательное дополнение к "надо".

Педагогам также можно посоветовать использовать прием "запрета" на

выполнение работы, страстно желая в душе, чтобы она была выполнена

быстро и качественно.

-7-

Учтите и такой момент: действие, его интенсивность и результативность

являются следствием настроения.

Дайте ученику шанс. Скажете ребенку, что он глуп или, что у него нет

способностей к чему-то, и что он делает все совершенно неправильно, и вы

лишите его почти всяких стимулов для совершенствования. Но примените

противоположный метод: будьте щедры в своем поощрении, создайте

впечатление, что в стоящей перед ним задаче нет ничего трудного, дайте ему

понять, что вы верите в его способность справиться с ней, что у него имеется

необходимое для этого чутье, - и он всю ночь до рассвета будет

практиковаться, чтобы добиться успеха", - рекомендует Д. Карнеги.

Стимул "ты можешь, ты добьешься" очень важен.

В своих взаимоотношениях с людьми, напоминает Д. Карнеги, не

забывайте, что имеете дело не с логично рассуждающими субъектами, а с

созданиями эмоциональными, исполненными предрассудков и движимыми в

своих поступках гордыней и тщеславием. Всё это находится и в ребенке.

Надо учиться понимать ученика вместо того, чтобы его насильственно

изменить. Попытаемся ответить себе, почему он поступает так, а не иначе и

почему он не может поступить по-другому. Это намного полезнее и

интереснее, чем заниматься критикой и понуканием и развивает в нас

сочувствие, терпимость и доброжелательность.

Обращайтесь к самолюбию. Нет людей, утверждают психологи,

согласных всю жизнь ходить в неудачниках, нормальному человеку

свойственно стремление улучшить свое положение. Но самолюбие, как

правило, игнорируется. Включите и его, заставьте ученика произнести "И я

не хуже других".

Надо, чтобы ученик почувствовал вашу озабоченность и поверил вам.

Показывайте достижения. Стимулом к прилежной учебе служит

предоставление обучаемому объективной информации о его индивидуальном

продвижении в учебе, причем в сравнении с другими участниками процесса.

Секрета тут особого нет - большинство людей любит слушать, когда о них

говорят приятные вещи: на какое-то время ласковое слово, обнародованный

рейтинг придают чувство удовлетворения самим собой.

Осторожно

поддерживайте

соперничество.

Человек

-

существо

-8-

конкурирующее.

Но пусть соперничество между учащимися больше напоминает игру, где

победы и неудачи чередуются, но азарт присутствует всегда.

Хвалите. Похвала должна быть конкретной, точно адресованной. Четко

скажите, за что "спасибо", чем вы обрадованы, восхищены.

Хвалите так, чтобы в похвалу верилось. Язык мимики и жеста очень

важен.

Критикуйте сопереживая. Психолог Ю. Красовский советует делать это

грамотно, во всеоружии современных научных достижений:

1.

Подбадривающая критика

2.

Критика - аналогия

3.

Критика - упрёк

4.

Критика - надежда

5.

Критика - похвала

6.

Критика - озабоченность

7.

Критика - сопереживание

8.

Критика - сожаление

9.

Критика - удивление

10.

Критика - ирония

11.

Критика - намек

12.

Критика - смягчение

13.

Критика - укоризна

14.

Критика - требование

15.

Критика- замечание

16.

Конструктивная критика

17.

Критика - опасение

Создавайте

хорошую

репутацию

своим

питомцам.

Особенностью

воспитания детей в еврейских семьях является выражение одобрения за

каждый малейший успех, каждую удачу. Еврейская мать или отец семейства

никогда не скажут, что их ребенок ленив. Неспособен или неряшлив. Они

хвалят его беззастенчиво и постоянно, создавая тем самым комплекс

превосходства, и заставляя ребенка тянуться к вымышленному идеалу. В

еврейских школах педагог стремится создавать своим ученикам хорошую

-9-

репутацию, которую они будут стараться оправдать.

Поощрения, которые применяются в русских, украинских, белорусских

семьях и школах более скупые, невыразительные и прямолинейные, Главное,

они редко осуществляются публично, а как будто украдкой, мимоходом.

Чаще прибегайте к поощрениям. Создавайте впечатление, что ошибка,

которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима, действуйте так,

чтобы всё, к чему побуждаете своих учеников казалось им нетрудным. Пусть

они будут рады сделать все, что вы им предложите. Некоторые ученики так

ждут признания, что сделают все, что угодно, лишь бы оказаться

замеченными.

Также повышают интерес учащихся к предмету участие их в конкурсах,

фестивалях, смотрах, концертах, а также посещение концертов мастеров

искусств.

-10-

Список использованной литературы:

1.

Карнеги Д. «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей».

Москва. Издательская группа «Прогресс» ОНИКС 1994.

2.

Дреер А. Преподавание в средней школе США. - М., 1986.

3.

Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М.

Никольской. - М.: Совершенство, 1997.

4.

Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. Т. 2.- М., 1980

5.

Оверстрит

Гарри «Воздействие на поведение человека». Минск,

2007 год.

6.

Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. пособие для

вузов. - 2-е изд., переработанное и дополненное - М.: ЮНИТИ-

ДАНА, 2003.



В раздел образования