Автор: Щербакова Екатерина Викторовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАОУ СОШ №32
Населённый пункт: г.Екатеринбург
Наименование материала: статью
Тема: Взгляд концертмейстера на музыкальное оформление уроков хореографии
Раздел: дополнительное образование
«Взгляд концертмейстера на музыкальное
оформление уроков хореографии»
Автор: Щербакова Екатерина Викторовна
Организация: МАОУ СОШ №32 с углубленным изучением отдельных
предметов
Населенный пункт: Свердловская область, г. Екатеринбург
Наибольшей выразительности танец достигает при тесной согласованности с
музыкой. В движениях и в позах раскрывается ее эмоциональное и образное
содержание. Лучшими произведениями хореографического наследия
являются те танцы, в которых шедевры балетмейстерского искусства
сочетаются с прекрасным музыкальным оформлением. Под музыкальным
оформлением экзерсиса на уроке нужно понимать музыкальную композицию
каждого движения, соответствующую по характеру, метроритму, динамике,
законченности формы и образа. Уметь музыкально оформлять урок
хореографии не менее трудно, чем научиться хорошо владеть инструментом.
Специфика заключена в умении грамотно оформлять учебные и класс-
концертные занятия в любом подходящем танцевальном жанре и на любом
этапе обучения учащихся хореографическому искусству. Для этого
необходимо развивать навыки импровизации, аранжировки и компиляции
любых тем или фрагментов. На начальном этапе уместно заниматься простой
вариативностью темы, изменяя фактуру, облегчать ее, изменять
гармонически, не уходя от основы мелодии. Это достигается большой
практикой игры на уроках, не забывая при этом о согласованности
музыкального материала к заданному хореографическому движению.
Ритмическая основа музыкального фрагмента должна выполнять задачу и
соответствовать характеру задания: например, в battement fondu («тающем»)
или же battement frappe («бьющем») движении. Концертмейстер, знающий
хореографический экзерсис классического, историко-бытового и народно-
сценического танца является главным музыкальным помощником любого
хореграфа и балетмейстера-постановщика. Он всегда может предложить для
изучения грамотно подобранный материал, соответствующий проучиванию
определенного движения или элемента, который преподаватель-хореограф
задумал к исполнению. Ежеурочное воспитание внимательного отношения к
содержанию музыки - тренирует слух учащихся-хореографов, а такая работа
формирует исполнительскую технику и творческую активность
танцовщиков. Использование лучших образцов классического балетного
наследия несомненно развивает выразительность и техничность, важные для
любого исполнения. Однако для повышения трудоспособности и творческой
активности учащихся интересно использовать на уроках в качестве
материала для ознакомления и свежего взгляда «вечнозеленые» образцы
джазовой и популярной современной музыки. Это не только развивает
музыкальный кругозор исполнителей, но и служит примером для
анализирования и «слышания» новых интонаций и гармонических оборотов,
отличных от знакомых классических. Проникновение джаза в
симфоническую и камерную музыку, и наоборот, элементов симфонической
и камерной в джаз происходит и по сей день. Основателями, открывшими
богатейшие возможности синтеза классики и джаза, были выдающиеся
артисты джаза: Дюк Эллингтон (осуществивший еще на границе 20-30-х гг.
прошлого столетия записи мастерских композиций крупной формы –
концертных фантазий и сюит), Стэн Кентон и Гилл Эванс (в конце 40х гг. XX
века). Поиски этих музыкантов продолжили в 50-е Джон Льюис, Дейв
Брубек, Джордж Рассел и Гюнтер Шуллер. И хотя достаточное место в
творчестве исполнителей джаза занимает 12-ти тактовая структура, можно
найти образцы произведений этих авторов, которые бы не выходили за рамки
классической структуры квадрата (8 тактов) и были бы более подходящими
для уроков хореографии, например, в качестве иллюстрации к растяжке,
Adagio или Rond de jamb.Это же относится и к произведениям популярной
музыки, медленные и лирические образцы которой отлично подходят для
исполнения, например, Plie, Temps lie par terre или battement developpe.
Особенно хочется отметить творчество французского пианиста Ричарда
Клайдермана, а также несомненных классиков Генри Манчини, Джона
Мэндела и Джона Керна.
Литература:
1.Ваганова А.Я. Основы классического танца. Л., 1980
2.Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Музгиз,
1961
3. Кубанцева Е. Концертмейстерский класс. М., 2002
4. Новерр Ж.Ж. Письма о танце и балетах. Л.-М., Искусство, 1965
5. Ревская Н. Классический танец. Музыка на уроке. С- Пб., 2005
6. Ярмолович Л.И. Классический танец. Л., 1986