Автор: Гудько Татьяна Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №29" Родничок"
Населённый пункт: г.Клинцы Брянская область
Наименование материала: Методическая разработка.
Тема: Картотека игр по грамматической правильности речи в средней группе детского сада.
Раздел: дошкольное образование
Картотека игр по грамматической
правильности речи в средней
группе.
Существительные
Согласование
существительных
с
прилагательными,
числительными и местоимениями в роде, числе, падеже; с глаголами – в
числе и роде
«Куриное семейство» (дидактическое упражнение)
Цель: активизация в речи предлогов впереди, сзади, за, между.
Ход игры. Воспитатель сообщает детям содержание рассказа: «Жили-
были петушок и курочка. У них было много жёлтых, пушистых цыплят.
Кричит курочка: «Ко-ко-ко, идите ко мне, цыплятки!». Прибежали цыплятки,
встали вокруг курочки».
Затем воспитатель просит кого-либо из детей поставить цыпляток
вокруг курочки.
Игра продолжается..
- Курочка говорит им: «Сейчас все пойдём на зелёный лужок, где
высокая зелёная трава, таи много червяков, мошек».
-
Коля,
поставь
цыплят
между
курочкой
и
петушком.
Это
куриное
семейство пошло на лужок. Курочка идёт
впереди, цыплята – за ней, друг за другом,
петушок – сзади.
-
На
зелёном
лугу
цыплята
разбежались, один ищет червячка, другой
побежал за бабочкой, кто-то спрятался за
пенёк, а этот притаился в траве, ловит
букашек.
- Что делают цыплята на лугу?
«Кто
где?»
(дидактическое
упражнение)
Цель:
упражнять
детей
в
различении
пространственных
отношений: рядом, напротив, друг за
другом.
Наглядный материал: три пары
одинаковых
кукол,
различно
расположенных относительно друг
друга (2 куклы рядом, 2 куклы
напротив друг друга, 2 куклы друг за
другом).
Ход
игры.
Воспитатель
спрашивает детей:
- Как стоят эти куклы?
- А эти куклы?
- Найдите кукол, которые стоят рядом, и поставьте их друг за другом.
- Найдите кукол, которые стоят напротив друг друга, и поставьте их на
полки, одну на верхнюю, другую – на нижнюю.
- как теперь стоят куклы?
«Что это?» (дидактическое упражнение)
Цель: активизация употребления несклоняемых существительных типа
пальто.
Наглядный материал: картинки.
Ход игры. Воспитатель задаёт детям вопросы:
- Что это? (Пальто). Я уберу одну картинку, а вы скажите, чего не стало
(поочереди убирает картинки).
- Слово «пальто» всегда произносится одинаково, много их или одно
пальто.
- Я буду показывать картинки, а вы будете составлять по ним
предложения, включая слово пальто.
Воспитатель показывает картинки, дети составляют предложения.
- На вешалке висит много пальто.
- Девочка надевает пальто.
- Мальчик снимает пальто. И т.д.
- А сейчас хорошо подумайте и скажите, кто в каком пальто хотел бы
прийти в детский сад.
Воспитатель предлагает детям составить рассказ о пальто.
Глаголы
«Кто вперёд» (дидактическое упражнение)
Цель: использовать в речи глагол бежать в повелительном наклонении.
Наглядный материал: игрушки – медвежонок и утёнок.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть. Ушастик бегает
наперегонки с Кряком. Но Кряк сердится на медвежонка, потому что тот не
умеет слушать команду. Кряк просит детей научить Ушастика бегать сразу
же, как только будет сказано: «Раз-два-три, беги!»
Дети могут подавать команду по одному и хором.
«На лугу» (дидактическое упражнение)
Цель: употребление в речи глагола бежать.
Наглядный материал: магнитный театр (бегущие дети и собака).
Ход игры. Воспитатель рассказывает:
- Дети бегут по лужайке. Ира зовёт Сашу с Машей: «Бегите ко мне!»
Саша бежит за Машей, вот-вот догонит. Дети быстро бегут друг за другом. За
ними с весёлым лаем бежит Шарик. Весело на лужайке детям!
- Как зовёт Ира детей? (Бегите ко мне)
- Что делает Маша? (Бежит)
- Что делают дети на лужайке? (Бегают)
На каждый вопрос отвечают 4-5 детей.
«Желание» (дидактическое упражнение)
Цель: активизация в речи детей глагола хотеть в разных формах.
Наглядный материал: овощи и фрукты (муляжи или предметные
картинки)
Ход игры. Воспитатель даёт детям образец «Я хочу съесть грушу»
- Чего я хочу?
- Мы с Колей хотим помидор.
- Чего хотят Витя с Колей?
Работа над предложением
«Составь предложение» (дидактическое упражнение)
Цель: продолжать учить детей составлять предложения с однородными
членами.
Наглядный материал: предметные картинки (цветы, овощи, фрукты,
одежда).
Ход игры. По картинкам дети составляют предложения типа: «В саду
поспели фрукты: яблоки, сливы, груши. В магазине продают одежду: пальто,
платья, костюмы».
«Закончи предложение» (дидактическое упражнение)
Цель: учить детей составлять сложносочинённые предложения с
союзом а.
Ход игры. Воспитатель начинает, а дети продолжают:
- Морковь сладкая, а редька… (горькая).
- Помидор красный, а капуста … (зелёная).
Усложнение. Детям дают задание – сравнить по вкусу лимон и мёд; по
цвету уголь и мел; василёк и гвоздику; на ощупь огурец и помидор, вату и
дерево.
«Что буду делать» (дидактическое упражнение)
Цель: учить детей составлять предложения с разделительным союзом
и.
Наглядный материал: игрушки – по две на каждого ребёнка.
Ход игры. Дети составляют предложения по образцу: «У меня мяч и
сачок. Я буду играть в мяч и ловить бабочек».
Словообразование
«Сказка про двух братьев» (дидактическое упражнение)
Цель:
практическое
усвоение
детьми
образования
имён
существительных
при
помощи
уменьшительных
и
увеличительных
суффиксов.
Наглядный материал: магнитный театр (два гнома, два дома, два куста).
Ход игры. Воспитатель рассказывает детям:
- Жили-были два брата. Одного звали Ик, а другого Ищ. У одного было
своё жильё. И у другого было своё жильё. Ик имел свой домик. А Ищ имел
свой домище.
- Какой дом имел Ищ? (Большой).
- Как он назывался? (Домище).
- Какой дом был у Ика? (Маленький).
- Как он назывался? (Домик).
- Теперь я расскажу, какими были эти братья. Ик был маленький, у него
был носик, а у ища – носище. У одного был ротик, а у другого – ротище. У
одного были глазки. А у другого – глазищи. Вот какими были два брата.
- Как звали младшего брата? (Ик).
- Как звали старшего брата? (Ищ).
- Какой был Ик? (Маленький).
- расскажите, каким он был, но так, чтобы в словах всё время
слышалось его имя. (У него был носик, ротик, животик. Пальчик и т.д.).
Затем дети рассказывают о старшем брате, которого звали Ищ.