Напоминание

Картотека игр по грамматической правильности речи в средней группе детского сада.


Автор: Гудько Татьяна Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №29" Родничок"
Населённый пункт: г.Клинцы Брянская область
Наименование материала: Методическая разработка.
Тема: Картотека игр по грамматической правильности речи в средней группе детского сада.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Картотека игр по грамматической

правильности речи в средней

группе.

Существительные

Согласование

существительных

с

прилагательными,

числительными и местоимениями в роде, числе, падеже; с глаголами – в

числе и роде

«Куриное семейство» (дидактическое упражнение)

Цель: активизация в речи предлогов впереди, сзади, за, между.

Ход игры. Воспитатель сообщает детям содержание рассказа: «Жили-

были петушок и курочка. У них было много жёлтых, пушистых цыплят.

Кричит курочка: «Ко-ко-ко, идите ко мне, цыплятки!». Прибежали цыплятки,

встали вокруг курочки».

Затем воспитатель просит кого-либо из детей поставить цыпляток

вокруг курочки.

Игра продолжается..

- Курочка говорит им: «Сейчас все пойдём на зелёный лужок, где

высокая зелёная трава, таи много червяков, мошек».

-

Коля,

поставь

цыплят

между

курочкой

и

петушком.

Это

куриное

семейство пошло на лужок. Курочка идёт

впереди, цыплята – за ней, друг за другом,

петушок – сзади.

-

На

зелёном

лугу

цыплята

разбежались, один ищет червячка, другой

побежал за бабочкой, кто-то спрятался за

пенёк, а этот притаился в траве, ловит

букашек.

- Что делают цыплята на лугу?

«Кто

где?»

(дидактическое

упражнение)

Цель:

упражнять

детей

в

различении

пространственных

отношений: рядом, напротив, друг за

другом.

Наглядный материал: три пары

одинаковых

кукол,

различно

расположенных относительно друг

друга (2 куклы рядом, 2 куклы

напротив друг друга, 2 куклы друг за

другом).

Ход

игры.

Воспитатель

спрашивает детей:

- Как стоят эти куклы?

- А эти куклы?

- Найдите кукол, которые стоят рядом, и поставьте их друг за другом.

- Найдите кукол, которые стоят напротив друг друга, и поставьте их на

полки, одну на верхнюю, другую – на нижнюю.

- как теперь стоят куклы?

«Что это?» (дидактическое упражнение)

Цель: активизация употребления несклоняемых существительных типа

пальто.

Наглядный материал: картинки.

Ход игры. Воспитатель задаёт детям вопросы:

- Что это? (Пальто). Я уберу одну картинку, а вы скажите, чего не стало

(поочереди убирает картинки).

- Слово «пальто» всегда произносится одинаково, много их или одно

пальто.

- Я буду показывать картинки, а вы будете составлять по ним

предложения, включая слово пальто.

Воспитатель показывает картинки, дети составляют предложения.

- На вешалке висит много пальто.

- Девочка надевает пальто.

- Мальчик снимает пальто. И т.д.

- А сейчас хорошо подумайте и скажите, кто в каком пальто хотел бы

прийти в детский сад.

Воспитатель предлагает детям составить рассказ о пальто.

Глаголы

«Кто вперёд» (дидактическое упражнение)

Цель: использовать в речи глагол бежать в повелительном наклонении.

Наглядный материал: игрушки – медвежонок и утёнок.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть. Ушастик бегает

наперегонки с Кряком. Но Кряк сердится на медвежонка, потому что тот не

умеет слушать команду. Кряк просит детей научить Ушастика бегать сразу

же, как только будет сказано: «Раз-два-три, беги!»

Дети могут подавать команду по одному и хором.

«На лугу» (дидактическое упражнение)

Цель: употребление в речи глагола бежать.

Наглядный материал: магнитный театр (бегущие дети и собака).

Ход игры. Воспитатель рассказывает:

- Дети бегут по лужайке. Ира зовёт Сашу с Машей: «Бегите ко мне!»

Саша бежит за Машей, вот-вот догонит. Дети быстро бегут друг за другом. За

ними с весёлым лаем бежит Шарик. Весело на лужайке детям!

- Как зовёт Ира детей? (Бегите ко мне)

- Что делает Маша? (Бежит)

- Что делают дети на лужайке? (Бегают)

На каждый вопрос отвечают 4-5 детей.

«Желание» (дидактическое упражнение)

Цель: активизация в речи детей глагола хотеть в разных формах.

Наглядный материал: овощи и фрукты (муляжи или предметные

картинки)

Ход игры. Воспитатель даёт детям образец «Я хочу съесть грушу»

- Чего я хочу?

- Мы с Колей хотим помидор.

- Чего хотят Витя с Колей?

Работа над предложением

«Составь предложение» (дидактическое упражнение)

Цель: продолжать учить детей составлять предложения с однородными

членами.

Наглядный материал: предметные картинки (цветы, овощи, фрукты,

одежда).

Ход игры. По картинкам дети составляют предложения типа: «В саду

поспели фрукты: яблоки, сливы, груши. В магазине продают одежду: пальто,

платья, костюмы».

«Закончи предложение» (дидактическое упражнение)

Цель: учить детей составлять сложносочинённые предложения с

союзом а.

Ход игры. Воспитатель начинает, а дети продолжают:

- Морковь сладкая, а редька… (горькая).

- Помидор красный, а капуста … (зелёная).

Усложнение. Детям дают задание – сравнить по вкусу лимон и мёд; по

цвету уголь и мел; василёк и гвоздику; на ощупь огурец и помидор, вату и

дерево.

«Что буду делать» (дидактическое упражнение)

Цель: учить детей составлять предложения с разделительным союзом

и.

Наглядный материал: игрушки – по две на каждого ребёнка.

Ход игры. Дети составляют предложения по образцу: «У меня мяч и

сачок. Я буду играть в мяч и ловить бабочек».

Словообразование

«Сказка про двух братьев» (дидактическое упражнение)

Цель:

практическое

усвоение

детьми

образования

имён

существительных

при

помощи

уменьшительных

и

увеличительных

суффиксов.

Наглядный материал: магнитный театр (два гнома, два дома, два куста).

Ход игры. Воспитатель рассказывает детям:

- Жили-были два брата. Одного звали Ик, а другого Ищ. У одного было

своё жильё. И у другого было своё жильё. Ик имел свой домик. А Ищ имел

свой домище.

- Какой дом имел Ищ? (Большой).

- Как он назывался? (Домище).

- Какой дом был у Ика? (Маленький).

- Как он назывался? (Домик).

- Теперь я расскажу, какими были эти братья. Ик был маленький, у него

был носик, а у ища – носище. У одного был ротик, а у другого – ротище. У

одного были глазки. А у другого – глазищи. Вот какими были два брата.

- Как звали младшего брата? (Ик).

- Как звали старшего брата? (Ищ).

- Какой был Ик? (Маленький).

- расскажите, каким он был, но так, чтобы в словах всё время

слышалось его имя. (У него был носик, ротик, животик. Пальчик и т.д.).

Затем дети рассказывают о старшем брате, которого звали Ищ.



В раздел образования