Автор: Шумская Нина Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ п. свх. Агроном Яблоневский филиал
Населённый пункт: с. Яблонево Липецкая область Лебедянский район
Наименование материала: учебная программа
Тема: математика 5 класс
Раздел: среднее образование
«Рассмотрено»
Руководитель МО
________ Чуприна И.В
Протокол №____
от «___» _________2019г.
«Проверено»
Заместитель директора
по УВР
___________ Юрченко О.А.
«___» _____________2019г.
«Утверждено»
Директор МБОУ СОШ
п. свх. Агроном
________ Конаныхина М.А.
Приказ №___
от «___»_________2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Шумской Нины Александровны
учителя математики
по математике
для 5 класса
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «30» августа 2019 г.
2019 - 2020 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика-5»
В результате изучения курса математики 5 класс учащиеся должны:
знать/понимать
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для
решения математических и практических задач;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости
расширения понятия числа;
уметь
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел
и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел,
арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и
числителем;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в
виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной,
проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значения
числовых выражений;
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с
недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади,
объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при
необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с
использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными
свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным
ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения,
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий
подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на
результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства
и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные
способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и
практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий
для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в
соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и
пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного
воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его
оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы),
записи и выполнения алгоритмов.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми
выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре,
исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами,
схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и
интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на
клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на
принтере).
Содержание учебного предмета « Математика»
Содержание математического образования в 5 классе представлено в виде следующих
содержательных разделов: «Арифметика», «Числовые и буквенные выражения. Уравнения»,
«Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин», «Элементы статистики,
вероятности. Комбинаторные задачи», «Математика в историческом развитии».
Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися
математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительной культуры и
логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также
приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия
о числе связано с изучением рациональных чисел: натуральных чисел, обыкновенных и
десятичных дробей.
Содержание раздела «Числовые и буквенные выражения. Уравнения» формирует знания
о математическом языке. Существенная роль при этом отводится овладению формальным
аппаратом буквенного исчисления. Изучение материала способствует формированию у
учащихся математического аппарата решения задач с помощью уравнений.
Содержание раздела «Геометрические фигуры. Измерения геометрических
величин»формирует у учащихся понятия геометрических фигур на плоскости и в
пространстве, закладывает основы формирования геометрической «речи», развивает
пространственное воображение и логическое мышление.
Содержание раздела «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи» —
обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и
практическое значение. Этот материал необходим прежде всего для формирования у
учащихся функциональной грамотности, умения воспринимать информацию, производить
простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся
осуществлять рассмотрение случаев, перебор вариантов, в том числе в простейших
прикладных задачах.
Раздел «Математика в историческом развитии» предназначен для формирования
представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития
школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.
Арифметика
Натуральные числа
Ряд натуральных чисел. Десятичная запись натуральных чисел.
Координатный луч. Шкала.
Сравнение натуральных чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства
сложения.
Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Деление с остатком.
Степень числа с натуральным показателем.
Решение текстовых задач арифметическими способами.
Дроби
Обыкновенные дроби .Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа.
Сравнение обыкновенных дробей. Арифметические действия с обыкновенными
дробями.
Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические
действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений
Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.
Решение текстовых задач арифметическими способами.
Величины. Зависимости между величинами
Единицы длины, площади, объёма, массы, времени, скорости.
Примеры зависимостей между величинами. Представление зависимостей в виде
формул. Вычисления по формулам.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
Числовые выражения. Значение числового выражения. Порядок действий в числовых
выражениях. Буквенные выражения. Формулы.
Уравнения. Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи
Среднее арифметическое. Среднее значение величины.
. Решение комбинаторных задач.
Геометрические фигуры.
Измерения геометрических величин
Отрезок. Построение отрезка. Длина отрезка, ломаной. Измерение длины отрезка,
построение отрезка заданной длины. Периметр многоугольника. Плоскость. Прямая.
Луч.
Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью
транспортира.
Прямоугольник. Квадрат. Треугольник. Виды треугольников
Равенство фигур. Площадь прямоугольника и квадрата. Ось симметрии фигуры.
Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный
параллелепипед, куб, пирамида. Объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
Математика в историческом развитии
Римская система счисления. Позиционные системы счисления. Обозначение цифр в Древней
Руси. Старинные меры длины. Введение метра как единицы длины. Метрическая система мер
в России, в Европе. История формирования математических символов. Дроби в Вавилоне,
Египте, Риме, на Руси. Открытие десятичных дробей. Мир простых чисел. Золотое сечение.
Число нуль.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение
каждой темы
№ п/п Изучаемый материал
Кол-во
часов
Контрольные
работы
1.
Глава 1. Натуральные числа
20
1
2.
Глава 2. Сложение и вычитание натуральных чисел
33
2
3.
Глава 3. Умножение и деление натуральных чисел
37
2
4.
Глава 4. Обыкновенные дроби
18
1
5.
Глава 5. Десятичные дроби
49
3
6.
Повторение. Решение задач
13
1
Итого
170
10
Календарно-тематическое планирование Приложение.
№п\
п
Раздел
Тема урока
Дата проведения
Примечани
е
НАТУРАЛЬНЫ
Е ЧИСЛА.(20)
Планируема
я
фактическа
я
1
Техника безопасности по
предмету. Ряд
натуральных чисел.
2.09
2.09
2
Ряд натуральных чисел.
3.09
3.09
3
Цифры. Десятичная
запись натуральных
чисел.
4.09
4.09
4
Цифры. Десятичная
запись натуральных
чисел.
5.09
5.09
5
Цифры. Десятичная
запись натуральных
чисел.
6.09
6.09
6
Отрезок. Длина отрезка.
9.09
9.09
7
Отрезок. Длина отрезка.
10.09
10.09
8
Отрезок. Длина отрезка.
11.09
11.09
9
Плоскость. Прямая. Луч.
12.09
12.09
10
Плоскость. Прямая. Луч.
13.09
13.09
11
Плоскость. Прямая.
Луч.
16.09
16.09
12
Плоскость. Прямая Луч.
17.09
17.09
13
Шкала. Координатный
луч.
18.09
18.09
14
Шкала. Координатный
луч.
19.09
19.09
15
Шкала. Координатный
луч.
20.09
20.09
16
Сравнение натуральных
чисел.
23.09
23.09
17
Сравнение натуральных
чисел.
24.09
24.09
18
Сравнение натуральных
чисел.
25.09
25.09
19
Повторение и
систематизация учебного
материала по теме
«Натуральные числа»
26.09
26.09
20
Контрольная работа по
теме «Натуральные
числа»
27.09
27.09
Сложение и
вычитание
натуральных
чисел(33)
21
Анализ контрольной
работы. Сложение
натуральных чисел и его
свойства.
30.09
30.09
22
Сложение натуральных
чисел и его свойства.
1.10
1.10
23
Сложение натуральных
чисел и его свойства.
2.10
2.10
24
Сложение натуральных
чисел и его свойства.
3.10
3.10.
25
Вычитание.
4.10
4.10
26
Вычитание.
7.10
7.10
27
Вычитание.
8.09
8.09
28
Вычитание.
29
Вычитание.
9.10
9.10
30
Числовые и буквенные
выражения.
10.10
10.10
31
Числовые и буквенные
выражения.
11.10
11.10
32
Числовые и буквенные
выражения.
14.10
14.10
33
Контрольная работа по
теме «Сложение
ивычитание натуральных
чисел»
15.10
15.10.
34
Анализ контрольной
работы. Уравнение.
16.10
16.10
35
Уравнение.
17.10
17.10
36
Уравнение.
18.10
18.10
37
Угол. Обозначение углов.
21.10
21.10
38
Угол. Обозначение углов.
22.10
22.10
39
Виды углов. Измерение
углов.
23.10
23.10
40
Виды углов. Измерение
углов.
24.10
24.10
41
Виды углов. Измерение
углов.
25.10
25.10
42
Виды углов. Измерение
углов.
5.11
5.11
43
Виды углов. Измерение
углов.
6.11
6.11
44
Многоугольники. Равные
фигуры.
7.11
7.11
45
Многоугольники. Равные
фигуры.
8.11
8.11
46
Треугольник и его виды.
11.11
11.11
47
Треугольники и его виды.
12.11
12.11
48
Треугольники и его виды.
13.11
13.11
49
Прямоугольник. Ось
симметрии фигуры.
14.11
14.11
50
Прямоугольник. Ось
симметрии фигуры.
15.11
15.11
51
Прямоугольник. Ось
симметрии фигуры.
18.11
18.11
52
Повторение и
систематизация учебного
материала. По теме
«Натуральные числа»
19.11.
19.11
53
Контрольная работа по
теме «Сложение и
вычитание натуральных
чисел»
20.11
20.11
Умножение и
деление
натуральных
чисел.
54
Анализ контрольной
работы. Умножение
натуральных чисел.
Переместительное
свойство.
21.11
21.11
55
Умножение натуральных
чисел. Переместительное
свойство.
22.11
22.11
56
Умножение натуральных
чисел. Переместительное
свойство.
25.11
25.11
57
Сочетательное и
распределительное
свойство.
26.11
26.11
58
Сочетательное и
распределительное
свойство.
27.11
27.11
59
Сочетательное и
распределительное
свойство.
28.11
28.11
60
Деление.
29.11
29.11
61
Деление.
2.12
2.12
62
.Деление
3.12
3.12
63
Деление.
4.12
4.12
64
Деление.
5.12
5.12
65
Деление.
6.12
6.12
66
Деление.
9.12
9.12
67
Деление.
10.12
10.12
68
Деление с остатком.
11.12
11.12
69
Деление с остатком.
12.12
12.12
70
Деление состатком.
13.12
13.12
71
Степень числа.
16.12
16.12
72
Степень числа.
17.12
17.12
73
Контрольная работа по
теме «Умножение и
деление натуральных
чисел»
19.12
19.12
74
Площадь. Формула
площади прямоугольника.
20.12
20.12
75
Площадь. Формула
площади прямоугольника.
23.12
23.12
76
Площадь. Формула
площади прямоугольника.
24.12
24.12
77
Площадь. Формула
площади прямоугольника.
25.12
25.12
78
Площадь. Формула
площади квадрата.
26.12
26.12
79
Прямоугольный
параллелепипед.
Пирамида.
27.12
27.12
80
Прямоугольный
параллелепипед.
Пирамида.
30.12
30.12
81
Прямоугольный
параллелепипед.Пирамида
13.01
13.01
.
82
Объем прямоугольного
параллелепипеда.
14.01
14.01
83
Техника безопасности по
предмету. Объем
прямоугольного
параллелепипеда.
15.01
15.01
84
Объем прямоугольного
параллелепипеда.
16.01
16.01
85
Объем прямоугольного
параллелепипеда.
17.01
17.01
86
Комбинаторные задачи.
20.01
20.01
87
Комбинаторные задачи.
21.01
21.01
88
Комбинаторные задачи.
22.01
22.01
89
Повторение и
систематизация учебного
материала по теме «
Умножение и деление
натуральных чисел»
23.01.
23.01
90
Контрольная работа по
теме «Умножение и
деление натуральных
чисел»
24.01
24.01
Обыкновенные
дроби.(18)
91
Анализ контрольной
работы. Понятие
обыкновенной дроби.
28.01
28.01
92
Понятие обыкновенной
дроби.
29.01
29.01
93
Понятие обыкновенной
дроби.
30.01
30.01
94
Понятие обыкновенной
дроби.
31.01
31.01
95
Понятие обыкновенной
дроби.
3.02
3.02
96
Правильные и
неправильные дроби.
Сравнение дробей.
4.02
4.02
97
Правильные и
неправильные дроби.
Сравнение дробей.
5.02
5.02
98
Правильные и
неправильные дроби.
Сравнение дробей.
6.02
6.02
99
Сложение и вычитание
дробей с одинаковыми
7.02
7.02
знаменателями.
100
Сложение и вычитание
дробей с одинаковыми
знаменателями.
10.02
10.02
101
Дроби и деление
натуральных чисел.
11.02
11.02
102
Смешанные числа.
12.02
12.02
103
Смешанные числа.
13.02
13.02
104
Смешанные числа.
14.02
14.02
105
Смешанные числа.
17.02
17.02
106
Смешанные числа.
18.02
18.02
107
Повторение и
систематизация учебного
материала по теме
«Умножение и деление
натуральных чисел»
19.02
19.02
108
Контрольная работа по
теме «Обыкновенные
дроби»
20.02
20.02
Десятичные
дроби.
109
Анализ контрольной
работы. Представление о
десятичных дробях.
21.02
21.02
110
Представление о
десятичных дробях.
24.02
24.02
111
Представление о
десятичных дробях.
25.02
25.02
112
Представление о
десятичных дробях.
26.02
26.02
113
Сравнение десятичных
дробей.
27.02
2.02
114
Сравнение десятичных
дробей.
28.02
28.02
115
Сравнение десятичных
дробей.
2.03
2.03
116
Округление чисел.
Прикидки.
3.03
3.03
117
Округление чисел.
Прикидки.
4.03
4.03
118
Округление чисел.
Прикидки.
5.03
5.03
119
Сложение и вычитание
десятичных дробей.
6.03
6.03
120
Сложение и вычитание
десятичных дробей.
10.03
10.03
121
Сложение и вычитание
десятичных дробей.
11.03
11.03
122
Сложение и вычитание
десятичных дробей.
12.03
12.03
123
Сложение и вычитание
десятичных дробей.
13.03
13.03
124
Сложение и вычитание
десятичных дробей.
16.03
125
Контрольная работа по
теме «Десятичные дроби.
Сложение и вычитание
десятичных дробей»
17.03
126
Умножение десятичных
дробей.
18.03
127
Умножение десятичных
дробей.
19.03
128
Умножение десятичных
дробей.
20.03
129
Умножение десятичных
дробей.
30.03
130
Умножение десятичных
дробей.
31.03
131
Умножение десятичных
дробей.
1.04
132
Умножение десятичных
дробей.
2.04
133
Деление десятичных
дробей.
3.04
134
Деление десятичных
дробей.
6.04
135
Деление десятичных
дробей.
7.04
136
Деление десятичных
дробей.
8.04
137
Деление десятичных
дробей.
9.04
138
Деление десятичных
дробей.
10.04
139
Деление десятичных
дробей.
13.04
140
Деление десятичных
дробей.
14.04
141
Деление десятичных
15.04
дробей.
142
Контрольная работа по
теме »Умножение и
деление десятичных
дробей»
16.04
143
Среднее арифметическое.
Среднее значение
величины.
17.04
144
Среднее арифметическое.
Среднее значение
величины.
20.04
145
Среднее арифметическое .
Среднее значение
величины.
21.04
146
Проценты. Нахождение
процентов от числа.
22.04
147
Проценты. Нахождение
процентов от числа.
23.04
148
Проценты. Нахождение
процентов от числа.
24.04
149
Проценты. Нахождение
процентов от числа.
27.04
150
Нахождение числа по его
процентам.
28.04
151
Нахождение числа по его
процентам.
29.04
152
Нахождение числа поего
процентом.
30.04
153
Нахождение числа по его
процентам.
6.05
154
Повторение и
систематизация учебного
материала по теме
«Проценты»
7.05
155
Повторение и
систематизация учебного
материала по теме
«Проценты»
8.05
156
Повторение и
систематизация учебного
материала по теме
«Проценты»
12.05
157
Контрольная работа по
теме «Проценты»
13.05
Повторение(13)
158
Все действия с
14.05
натуральными числами.
159
Все действия с
натуральными числами.
15.05
160
Площади и объемы.
18.05
161
Обыкновенные дроби.
19.05
162
Обыкновенные дроби.
20.05
163
Сложение и вычитание
десятичных дробей.
21.05
164
Сложение и вычитание
десятичных дробей.
22.05
165
Умножение и деление
десятичных дробей.
25.05
166
Умножение и деление
десятичных дробей.
26.05
167
Проценты.
27.05
168
Итоговая контрольная
работа.
169
Анализ контрольной
работы.
28.05
170
Итоговое повторение за
курс 5 класса.
28.05
7