Напоминание

"Обстоятельство"


Автор: Балыкова Бакытканым Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ п. Пробуждение" Энгельсского района Саратовской области
Населённый пункт: п. Пробуждение Энгельсского района Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Обстоятельство"
Раздел: начальное образование





Назад




Предмет: русский язык

Класс: 3

Автор учебника: Иванов С.В.

Тема урока: Обстоятельство.

Дидактическая цель: создать условия для формирования умений находить в

предложении обстоятельства, обозначать их графически.

Тип урока: «открытие» нового

Задачи по содержанию:

обучающая:

формируем у детей представления об обстоятельстве как второстепенном члене

предложения;

умения

- определять в предложении обстоятельства;

- обозначать их графически

_._._._;

-

соотносить учебные действия с алгоритмом определения обстоятельства;

развивающая:

активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность,

использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для

развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности. развивать

наблюдательность, связную речь учащихся, словарный запас;

воспитательная:

воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу

в группе, парах для формирования коммуникативных компетенций, навыков культурного

общения, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач,

Методы обучения: метод проблемного обучения, познавательный метод.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная,

групповая.

Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран, Иванов С.В. русский язык

3 класс учебник в 2-х частях - Москва.: Вентана-Граф 2013 год, презентация, карточки

для работы в группах, карточки для работы в парах, тестовые задания по вариантам

(самостоятельная работа), карточки с текстами «Животные Саратовской с области» для

выполнения домашнего задания.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Формируемые УУД

1.

Самоопределен

ие к

деятельности

- Друзья мои! Я очень рада,

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Превратившись в сыщиков известных,

Мы вместе сочиним урок…

- Ребята, посмотрите, с каким

предметом я пришла к вам на урок

(лупа)

-Вспомните, люди каких профессий

пользуются лупой?

-Каких детективов вы знаете?

Какие качества важны для людей этой

профессии?

А нам они пригодятся?

- Итак, сегодня мы с вами станем

детективами и проведём

расследование.

-Проверим вашу память и

наблюдательность

Приветствую

т учителя.

Организуют

своё рабочее

место,

проверяют

наличие

необходимых

учебных

принадлежнос

тей.

Личностные:

самоопределение;

регулятивные;

коммуникативные:

планирование,

учебное

сотрудничество с

учителем и

сверстниками.

2.

Актуализация

знаний и

фиксация

затруднений в

деятельности.

- Что такое предложение?

- А какие они бывают?

- Что такое нераспространенное

предложение?

- Какие главные члены предложения

вы знаете?

- Что такое распространенное

предложение?

- Для чего необходимы (нужны)

второстепенные члены предложения?

Предлагают

свои варианты

ответов на

поставленный

вопрос

нераспространё

нные и

распространён

ные

- Предложения,

имеющие

только главные

члены

предложения.

- Подлежащее

и сказуемое.

- Предложения,

включающие в

себя главные и

второстепенны

е члены

предложения.

-Они поясняют

главные и

другие члены

предложения

Познавательные

УУД

Перерабатывать и

преобразовывать

информацию из

одного вида в другой

(схемы, графические

модели).

Анализ объектов с

целью выделения

признаков

Регулятивные УУД

Соотносить цели и

результаты своей

деятельности.

Вырабатывать

критерии оценки и

определять степень

успешности работы

3. Постановка

учебной задачи.

- Сравните предложения, составив к

ним схемы:

Дети вернулись.

Дети вернулись домой.

Дети вернулись домой из похода.

Дети вернулись домой из похода

вечером.

-Что вы заметили?

- Чем эти предложения отличаются?

- Кто догадался, о каких словах мы

будем говорить сегодня?

- Это главные или второстепенные

члены предложения?

- Каким второстепенным членом

предложения они являются?

- Как нам их подчеркнуть?

- Какие задачи сегодня на уроке мы

должны с вами решить?

ЗНАТЬ определение слов-

помощников; как они обозначаются в

предложении

УМЕТЬ различать главные члены

предложения от второстепенных

членов предложения, задавать

вопросы к словам-помощникам

Самооценка

Выборочное оценивание учителем

-Так с каким второстепенным членом

предложения мы познакомимся?

Лингвистическая разминка:

1.Назовите приставку в слове обрасти

(ОБ);

2. Назовите число, в котором 10

десятков (СТО);

3. Последняя буква в алфавите (Я)

4. Суффикс в слове учитель (-ТЕЛЬ)

5. стык согласных в слове СТВОЛ (-

СТВ-)

6.Окончание в слове СЛОВО (-О)

- Мы собрали слово, определяющее

тему нашего урока. ОБ-100-Я-ТЕЛЬ-

СТВ-О

-Что мы знаем об этом члене

предложения?

-Умеем ли мы его находить, задавая

вопросы?

-Так что нам нужно знать, чтобы

безошибочно находить обстоятельства

в предложении?

1.Высказывают

предположения

на основе

наблюдений.

Обосновывают

свой быбор.

Самостоятельн

о составляют

схемы

предложений .

Анализируют и

устраняют

ошибки,

оценивают

результаты

Отвечают на

вопросы

Отвечают

на

вопросы,

Составляют

слово-тему

урока

Формулируют

вопросы

(проблему)

урока

и

его

цель.

Познавательные

УУД

- действия по

исследованию,

поиску и отбору

необходимой

информации,

моделированию

изучаемого

материала;

- самостоятельное

создание способов

решения проблем

творческого

характера.

Метапредметные

УУД

регулятивные:

- отличать

различные виды

объектов

выполняемого

задания;

-осуществлять

самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять

анализ учебного

материала;

предметные:

- сравнивать

образцы; -находить

общее и разное;

Коммуникативные

УУД

Планирование

учебного

сотрудничества, -

умение грамотно

( точно , понятно и

развёрнуто)выражат

ь свои мысли с

помощью

разговорной речи ,во

время ответов;

слушать и понимать

речь других;

4. Построение

проекта выхода

из затруднений.

Реализация

построенного

проекта.

- Какие есть пути решения всех этих

задач? выберите способ построения

нового знания (как?)

- метод уточнения (если новый способ

действий можно сконструировать из

ранее изученных) или метод

дополнения (если изученных аналогов

нет и требуется введение

принципиально нового знака или

способа действий);

Выберите средства для построения

нового знания (с помощью чего?)

- изученные понятия, алгоритмы,

модели, формулы, кластер, способы

записи и т.д.

-Предлагаю вам поработать в группах

постоянного состава и определить

слова, пропавшие из предложения.

- Сначала поработаем вместе.

Я возвращался (откуда?) и шёл

(где?) сада.

Слова для справок: неподвижно; с

охоты; по алее; из гнезда; медленно;

на дорожку.

-Возвращался откуда?

– с охоты

- Шёл где?

- по аллее

-Это главные или второстепенные

члены предложения?

-Для чего необходимо найти главные

члены предложения?

-Зададим к ним вопросы. От какого

слова задаем вопрос? Что обозначают

эти слова?

-Составим кластер. Результаты наших

исследований отразим в нём. Работая в

группах, какие задачи вам необходимо

будет решить?

Соблюдаем правила работы в группе.

1 группа Я взглянул (куда?) и увидел

молодого воробья с желтизной около

клюва и пухом на голове. Результат

работы размещаем на кластере

2 группа Он упал (откуда?) и сидел

(как?). Результат работы размещаем на

кластере

3 группа Моя собака (как?)

приближалась к нему. Результат

работы размещаем на кластере

На магнитной

доске

оставляют

необходимые

карточки -

выбор способа

и средств

решения

проблемы

урока.

Учащиеся в

коммуникативн

ой форме

обдумывают

проект

будущих

учебных

действий.

Ученики

вместе с

учителем

анализируют

предложения,

строят

логические

цепочки с

целью

выявления

признаков,

чтобы потом

работать самим

с подобным

заданием в

группах.

1 группа

-Взглянул

(куда?) на

дорожку,

на зрительной

метке нашли

соответствующ

ий вопрос, это

обстоятельство

, которое

Регулятивные:

целеполагание,

планирование,

контроль в форме

сличения способа

действия и его

результата с

заданным эталоном;

коррекция (внесение

необходимых

дополнений и

корректив в способ

действия случае

расхождения эталона

с реальным

действием), оценка

(осознание качества

и уровня усвоения)

Коммуникативные:

планирование

учебного

сотрудничества,

умение с полнотой

выражать свои

мысли, владение

монологической

речью в

соответствии с

нормами русского

языка

Познавательные:

поиск и выделение

необходимой

информации,

построение

логической цепи

рассуждения.

Решение проблемы,

построение

логической цепи

рассуждений,

доказательство,

выдвижение гипотез

и их обоснование

-Как настоящие сыщики, давайте

создадим шифр для обозначения

обстоятельства:

__ - два хлопка, . - прыжок

- Сравните свои выводы с правилом в

учебнике с.87

Самооценка

Выборочное оценивание учителем

- Какую особенность вы заметили?

- От какого слова вы задавали вопрос?

Каким членом предложения оно

является?

- Составим алгоритм нахождения

обстоятельства у вас в листах

открытия новых знаний.

1. Главный член предложения

________

2.

____________

__ ._.__.

3. Подчёркиваем.

- А теперь запомни считалочку,

которая поможет тебе всегда верно

задавать вопросы к обстоятельствам в

предложении.

Где? Куда? Когда? Откуда? Почему?

Зачем? и Как?

Обстоятельство подчёркивается так:

_ . _ . _ . _ . _ . _ (шифруют)

– Запишите ключевые слова урока.

обозначает где

совершается

действие.

2 группа

на зрительной

метке нашли

соответствующ

ий вопрос, это

обстоятельство

, которое

обозначает где

и как

совершается

действие.

3 группа

на зрительной

метке нашли

соответствующ

ий вопрос, это

обстоятельство

, которое

обозначает как

совершается

действие.

Создание

кластера

По аналогии

придумывают

свои примеры с

неиспользован

ными

вопросами

обстоятельства.

- Для того,

чтобы найти в

предложении

обстоятельство

, необходимо

определить

подлежащее и

сказуемое.

Работают на

доске. Делают

вывод о

порядке

нахождения

обстоятельства

в

предложениях

и составляют

алгоритм :

1.Найду в

предложении

главные члены.

2.От

сказуемого

задам вопрос

3. Подчеркну

второстепенны

й член

предложения.

Работа со

зрительными

метками, вслух

собирают эту

считалку,

находя

вопросы по

классу.

5. Первичное

закрепление во

внешней речи.

РАБОТА У ДОСКИ учебник упр. 3

Проговаривание алгоритма поиска

обстоятельства

- Чтобы правильно определить

обстоятельство, необходимо

– найти главные члены предложения:

подлежащее и сказуемое;

– найду слово, связанное со

сказуемым;

– задам вопрос;

– подчеркну;

Образец рассуждения (может

предложить учитель или по алгоритму

работает один из учеников)

Самооценка

Выборочное оценивание учителем

Работа в парах:

спиши

предложения.

Письменно

задай вопрос к

обстоятельству

. Палатка

намокла

(почему? по

какой

причине?) от

дождя. РТ

«Пишем

грамотно»

(индивидуальн

о)

Познавательные

УУД

Владеть приёмами

отбора и

систематизации

материала.

Анализировать,

сравнивать,

устанавливать

сходства и различия,

группировать,

строить

рассуждение.

Преобразовывать

информацию из

одной

формы в другую

Коммуникативные

УУД

Строить связное

монологическое

высказывание.

Слушать и слышать

других, быть

готовым

корректировать свою

точку зрения.

Оказывать

взаимопомощь,

осуществлять

взаимный контроль.

6.

Самостоятельн

ая работа с

самопроверкой

- Пришло время закрепить наши

знания. Для этого мы проведем

тестовую работу

1.Обстоятельство это –

Ученики

выполняют

3 задания по

пройденному

регулятивные:

- определять и

формулировать цель

деятельность на

по эталону.

a) главный член предложения

б) второстепенный член предложения

2.Обстоятельство обозначает:

a) как совершается действие

б) когда совершается действие

в) кем совершается действие

3. Обстоятельство связано:

а) с подлежащим

б) со сказуемым

4. Обстоятельство обозначается в

предложении:

а) ______________

б) ___.__.__.__.__

в) ---- ---- ---- ----

Самопроверка по эталону.

Самооценка

Выводы: составление рассказа на

основе результатов теста

- Необходимо ли нам продолжить

работу?

на уроке

материалу

(ученики

записывают

ответы в

тетрадь), затем

на экране

открываются

правильные

ответы

1. б

2. a, б

3. б

4. б

уроке;

- определять

последовательность

своих действий на

уроке;

предметные:

- определять в

предложении

обстоятельства,

обозначать их

графически

Метапредметные

УУД

регулятивные:

- анализировать

правильность

выполнения задания;

-осуществлять

самоконтроль;

познавательные:

- проводить анализ

своей деятельности;

-проводить

сравнение, объясняя

его критерии;

коммуникативные:

слушать и понимать

речь других;

- умение развёрнуто

и точно выражать

свои мысли во время

ответов.

7.

Включение в

систему знаний

и повторение

(дифференцированно)

- Кто оценил свою работу зелёным

цветом, тот может взять карточку

зеленого цвета и работать

самостоятельно.

- Кто оценил себя желтым цветом, тот

может работать с подсказкой.

- Ну, а кто зажёг для себя красный

цвет – работает по образцу.

1. Спиши, вставляя пропущенные

слова, используя слова из справок,

определи член предложения.

Проливной дождь шёл (когда?)... .

(Где?) набухли почки. Дети поедут

когда? куда? Слова для справок:

ночью, завтра, на тополях, за город.

2. Спиши, вставляя пропущенные

слова, определи член предложения.

Проливной дождь шёл (когда?)... .

(Где?) набухли почки. Дети поедут

Придумывают

задания,

составляют

предложения,

записывают и

графически

обозначают

главные и

второстепенны

е члены

предложения.

Познавательные

УУД

Действие по

аналогии Умение

структурировать

знания, выбор

наиболее

эффективных

способов решения

задач

Коммуникативные

УУД

Строить связное

монологическое

высказывание.

Слушать и слышать

других, быть

готовым

корректировать свою

точку зрения.

когда? куда?

3. Придумай предложения,

соответствующие теме урока.

- Какое задание ты придумал бы для

одноклассников?

Взаимопроверка

Взаимооценка

Выборочное оценивание учителем

Оказывать

взаимопомощь,

осуществлять

взаимный контроль.

8. Рефлексия

деятельности

Фронтальная беседа:

- Чему был посвящен наш урок?

- Что необходимо учитывать при

определении обстоятельства?

- С какой целью обстоятельства

используются в предложении?

- Какие затруднения вы испытали?

- Что помогло вам их преодолеть?

- Где пригодятся вам полученные

знания?

- Ответили на проблемные вопросы,

поставленные на уроке?

- Достигли целей поставленных в

начале урока?

- Предлагаю вам поработать над

предложением, с которым мы не

смогли разобраться в начале урока! И

найти в нем обстоятельства.

Дети вернулись домой из похода

вечером.

- Молодцы!

- Кто был успешен на уроке и получил

ответы на все вопросы, положите

«доказательство» в карман сыщика.

- А кому необходимо повторить и

проработать некоторые вопросы – под

лупу сыщика, обозначив задачи на

следующий урок.

Осуществляют

оценку урока и

самооценку,

соотносят цель

и результаты,

степень их

соответствия

Оценивают

свою работу

Личностные УУД

- установление связи

между целью

деятельности и её

результатом;

Метапредметные

УУД

регулятивные :

- осуществлять

самоконтроль;

- давать оценку

деятельности на

уроке( совместно с

учителем и

одноклассниками);

коммуникативные: -

уметь точно,

развёрнуто и

грамотно выражать

свои мысли.



В раздел образования