Автор: Балыкова Бакытканым Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ п. Пробуждение" Энгельсского района Саратовской области
Населённый пункт: п. Пробуждение Энгельсского района Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Обстоятельство"
Раздел: начальное образование
Предмет: русский язык
Класс: 3
Автор учебника: Иванов С.В.
Тема урока: Обстоятельство.
Дидактическая цель: создать условия для формирования умений находить в
предложении обстоятельства, обозначать их графически.
Тип урока: «открытие» нового
Задачи по содержанию:
обучающая:
формируем у детей представления об обстоятельстве как второстепенном члене
предложения;
умения
- определять в предложении обстоятельства;
- обозначать их графически
_._._._;
-
соотносить учебные действия с алгоритмом определения обстоятельства;
развивающая:
активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность,
использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для
развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности. развивать
наблюдательность, связную речь учащихся, словарный запас;
воспитательная:
воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу
в группе, парах для формирования коммуникативных компетенций, навыков культурного
общения, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач,
Методы обучения: метод проблемного обучения, познавательный метод.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная,
групповая.
Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран, Иванов С.В. русский язык
3 класс учебник в 2-х частях - Москва.: Вентана-Граф 2013 год, презентация, карточки
для работы в группах, карточки для работы в парах, тестовые задания по вариантам
(самостоятельная работа), карточки с текстами «Животные Саратовской с области» для
выполнения домашнего задания.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
учеников
Формируемые УУД
1.
Самоопределен
ие к
деятельности
- Друзья мои! Я очень рада,
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Превратившись в сыщиков известных,
Мы вместе сочиним урок…
- Ребята, посмотрите, с каким
предметом я пришла к вам на урок
(лупа)
-Вспомните, люди каких профессий
пользуются лупой?
-Каких детективов вы знаете?
Какие качества важны для людей этой
профессии?
А нам они пригодятся?
- Итак, сегодня мы с вами станем
детективами и проведём
расследование.
-Проверим вашу память и
наблюдательность
Приветствую
т учителя.
Организуют
своё рабочее
место,
проверяют
наличие
необходимых
учебных
принадлежнос
тей.
Личностные:
самоопределение;
регулятивные;
коммуникативные:
планирование,
учебное
сотрудничество с
учителем и
сверстниками.
2.
Актуализация
знаний и
фиксация
затруднений в
деятельности.
- Что такое предложение?
- А какие они бывают?
- Что такое нераспространенное
предложение?
- Какие главные члены предложения
вы знаете?
- Что такое распространенное
предложение?
- Для чего необходимы (нужны)
второстепенные члены предложения?
Предлагают
свои варианты
ответов на
поставленный
вопрос
нераспространё
нные и
распространён
ные
- Предложения,
имеющие
только главные
члены
предложения.
- Подлежащее
и сказуемое.
- Предложения,
включающие в
себя главные и
второстепенны
е члены
предложения.
-Они поясняют
главные и
другие члены
предложения
Познавательные
УУД
Перерабатывать и
преобразовывать
информацию из
одного вида в другой
(схемы, графические
модели).
Анализ объектов с
целью выделения
признаков
Регулятивные УУД
Соотносить цели и
результаты своей
деятельности.
Вырабатывать
критерии оценки и
определять степень
успешности работы
3. Постановка
учебной задачи.
- Сравните предложения, составив к
ним схемы:
Дети вернулись.
Дети вернулись домой.
Дети вернулись домой из похода.
Дети вернулись домой из похода
вечером.
-Что вы заметили?
- Чем эти предложения отличаются?
- Кто догадался, о каких словах мы
будем говорить сегодня?
- Это главные или второстепенные
члены предложения?
- Каким второстепенным членом
предложения они являются?
- Как нам их подчеркнуть?
- Какие задачи сегодня на уроке мы
должны с вами решить?
ЗНАТЬ определение слов-
помощников; как они обозначаются в
предложении
УМЕТЬ различать главные члены
предложения от второстепенных
членов предложения, задавать
вопросы к словам-помощникам
Самооценка
Выборочное оценивание учителем
-Так с каким второстепенным членом
предложения мы познакомимся?
Лингвистическая разминка:
1.Назовите приставку в слове обрасти
(ОБ);
2. Назовите число, в котором 10
десятков (СТО);
3. Последняя буква в алфавите (Я)
4. Суффикс в слове учитель (-ТЕЛЬ)
5. стык согласных в слове СТВОЛ (-
СТВ-)
6.Окончание в слове СЛОВО (-О)
- Мы собрали слово, определяющее
тему нашего урока. ОБ-100-Я-ТЕЛЬ-
СТВ-О
-Что мы знаем об этом члене
предложения?
-Умеем ли мы его находить, задавая
вопросы?
-Так что нам нужно знать, чтобы
безошибочно находить обстоятельства
в предложении?
1.Высказывают
предположения
на основе
наблюдений.
Обосновывают
свой быбор.
Самостоятельн
о составляют
схемы
предложений .
Анализируют и
устраняют
ошибки,
оценивают
результаты
Отвечают на
вопросы
Отвечают
на
вопросы,
Составляют
слово-тему
урока
Формулируют
вопросы
(проблему)
урока
и
его
цель.
Познавательные
УУД
- действия по
исследованию,
поиску и отбору
необходимой
информации,
моделированию
изучаемого
материала;
- самостоятельное
создание способов
решения проблем
творческого
характера.
Метапредметные
УУД
регулятивные:
- отличать
различные виды
объектов
выполняемого
задания;
-осуществлять
самоконтроль;
познавательные:
- осуществлять
анализ учебного
материала;
предметные:
- сравнивать
образцы; -находить
общее и разное;
Коммуникативные
УУД
Планирование
учебного
сотрудничества, -
умение грамотно
( точно , понятно и
развёрнуто)выражат
ь свои мысли с
помощью
разговорной речи ,во
время ответов;
слушать и понимать
речь других;
4. Построение
проекта выхода
из затруднений.
Реализация
построенного
проекта.
- Какие есть пути решения всех этих
задач? выберите способ построения
нового знания (как?)
- метод уточнения (если новый способ
действий можно сконструировать из
ранее изученных) или метод
дополнения (если изученных аналогов
нет и требуется введение
принципиально нового знака или
способа действий);
Выберите средства для построения
нового знания (с помощью чего?)
- изученные понятия, алгоритмы,
модели, формулы, кластер, способы
записи и т.д.
-Предлагаю вам поработать в группах
постоянного состава и определить
слова, пропавшие из предложения.
- Сначала поработаем вместе.
Я возвращался (откуда?) и шёл
(где?) сада.
Слова для справок: неподвижно; с
охоты; по алее; из гнезда; медленно;
на дорожку.
-Возвращался откуда?
– с охоты
- Шёл где?
- по аллее
-Это главные или второстепенные
члены предложения?
-Для чего необходимо найти главные
члены предложения?
-Зададим к ним вопросы. От какого
слова задаем вопрос? Что обозначают
эти слова?
-Составим кластер. Результаты наших
исследований отразим в нём. Работая в
группах, какие задачи вам необходимо
будет решить?
Соблюдаем правила работы в группе.
1 группа Я взглянул (куда?) и увидел
молодого воробья с желтизной около
клюва и пухом на голове. Результат
работы размещаем на кластере
2 группа Он упал (откуда?) и сидел
(как?). Результат работы размещаем на
кластере
3 группа Моя собака (как?)
приближалась к нему. Результат
работы размещаем на кластере
На магнитной
доске
оставляют
необходимые
карточки -
выбор способа
и средств
решения
проблемы
урока.
Учащиеся в
коммуникативн
ой форме
обдумывают
проект
будущих
учебных
действий.
Ученики
вместе с
учителем
анализируют
предложения,
строят
логические
цепочки с
целью
выявления
признаков,
чтобы потом
работать самим
с подобным
заданием в
группах.
1 группа
-Взглянул
(куда?) на
дорожку,
на зрительной
метке нашли
соответствующ
ий вопрос, это
обстоятельство
, которое
Регулятивные:
целеполагание,
планирование,
контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата с
заданным эталоном;
коррекция (внесение
необходимых
дополнений и
корректив в способ
действия случае
расхождения эталона
с реальным
действием), оценка
(осознание качества
и уровня усвоения)
Коммуникативные:
планирование
учебного
сотрудничества,
умение с полнотой
выражать свои
мысли, владение
монологической
речью в
соответствии с
нормами русского
языка
Познавательные:
поиск и выделение
необходимой
информации,
построение
логической цепи
рассуждения.
Решение проблемы,
построение
логической цепи
рассуждений,
доказательство,
выдвижение гипотез
и их обоснование
-Как настоящие сыщики, давайте
создадим шифр для обозначения
обстоятельства:
__ - два хлопка, . - прыжок
- Сравните свои выводы с правилом в
учебнике с.87
Самооценка
Выборочное оценивание учителем
- Какую особенность вы заметили?
- От какого слова вы задавали вопрос?
Каким членом предложения оно
является?
- Составим алгоритм нахождения
обстоятельства у вас в листах
открытия новых знаний.
1. Главный член предложения
________
2.
____________
__ ._.__.
3. Подчёркиваем.
- А теперь запомни считалочку,
которая поможет тебе всегда верно
задавать вопросы к обстоятельствам в
предложении.
Где? Куда? Когда? Откуда? Почему?
Зачем? и Как?
Обстоятельство подчёркивается так:
_ . _ . _ . _ . _ . _ (шифруют)
– Запишите ключевые слова урока.
обозначает где
совершается
действие.
2 группа
на зрительной
метке нашли
соответствующ
ий вопрос, это
обстоятельство
, которое
обозначает где
и как
совершается
действие.
3 группа
на зрительной
метке нашли
соответствующ
ий вопрос, это
обстоятельство
, которое
обозначает как
совершается
действие.
Создание
кластера
По аналогии
придумывают
свои примеры с
неиспользован
ными
вопросами
обстоятельства.
- Для того,
чтобы найти в
предложении
обстоятельство
, необходимо
определить
подлежащее и
сказуемое.
Работают на
доске. Делают
вывод о
порядке
нахождения
обстоятельства
в
предложениях
и составляют
алгоритм :
1.Найду в
предложении
главные члены.
2.От
сказуемого
задам вопрос
3. Подчеркну
второстепенны
й член
предложения.
Работа со
зрительными
метками, вслух
собирают эту
считалку,
находя
вопросы по
классу.
5. Первичное
закрепление во
внешней речи.
РАБОТА У ДОСКИ учебник упр. 3
Проговаривание алгоритма поиска
обстоятельства
- Чтобы правильно определить
обстоятельство, необходимо
– найти главные члены предложения:
подлежащее и сказуемое;
– найду слово, связанное со
сказуемым;
– задам вопрос;
– подчеркну;
Образец рассуждения (может
предложить учитель или по алгоритму
работает один из учеников)
Самооценка
Выборочное оценивание учителем
Работа в парах:
спиши
предложения.
Письменно
задай вопрос к
обстоятельству
. Палатка
намокла
(почему? по
какой
причине?) от
дождя. РТ
«Пишем
грамотно»
(индивидуальн
о)
Познавательные
УУД
Владеть приёмами
отбора и
систематизации
материала.
Анализировать,
сравнивать,
устанавливать
сходства и различия,
группировать,
строить
рассуждение.
Преобразовывать
информацию из
одной
формы в другую
Коммуникативные
УУД
Строить связное
монологическое
высказывание.
Слушать и слышать
других, быть
готовым
корректировать свою
точку зрения.
Оказывать
взаимопомощь,
осуществлять
взаимный контроль.
6.
Самостоятельн
ая работа с
самопроверкой
- Пришло время закрепить наши
знания. Для этого мы проведем
тестовую работу
1.Обстоятельство это –
Ученики
выполняют
3 задания по
пройденному
регулятивные:
- определять и
формулировать цель
деятельность на
по эталону.
a) главный член предложения
б) второстепенный член предложения
2.Обстоятельство обозначает:
a) как совершается действие
б) когда совершается действие
в) кем совершается действие
3. Обстоятельство связано:
а) с подлежащим
б) со сказуемым
4. Обстоятельство обозначается в
предложении:
а) ______________
б) ___.__.__.__.__
в) ---- ---- ---- ----
Самопроверка по эталону.
Самооценка
Выводы: составление рассказа на
основе результатов теста
- Необходимо ли нам продолжить
работу?
на уроке
материалу
(ученики
записывают
ответы в
тетрадь), затем
на экране
открываются
правильные
ответы
1. б
2. a, б
3. б
4. б
уроке;
- определять
последовательность
своих действий на
уроке;
предметные:
- определять в
предложении
обстоятельства,
обозначать их
графически
Метапредметные
УУД
регулятивные:
- анализировать
правильность
выполнения задания;
-осуществлять
самоконтроль;
познавательные:
- проводить анализ
своей деятельности;
-проводить
сравнение, объясняя
его критерии;
коммуникативные:
слушать и понимать
речь других;
- умение развёрнуто
и точно выражать
свои мысли во время
ответов.
7.
Включение в
систему знаний
и повторение
(дифференцированно)
- Кто оценил свою работу зелёным
цветом, тот может взять карточку
зеленого цвета и работать
самостоятельно.
- Кто оценил себя желтым цветом, тот
может работать с подсказкой.
- Ну, а кто зажёг для себя красный
цвет – работает по образцу.
1. Спиши, вставляя пропущенные
слова, используя слова из справок,
определи член предложения.
Проливной дождь шёл (когда?)... .
(Где?) набухли почки. Дети поедут
когда? куда? Слова для справок:
ночью, завтра, на тополях, за город.
2. Спиши, вставляя пропущенные
слова, определи член предложения.
Проливной дождь шёл (когда?)... .
(Где?) набухли почки. Дети поедут
Придумывают
задания,
составляют
предложения,
записывают и
графически
обозначают
главные и
второстепенны
е члены
предложения.
Познавательные
УУД
Действие по
аналогии Умение
структурировать
знания, выбор
наиболее
эффективных
способов решения
задач
Коммуникативные
УУД
Строить связное
монологическое
высказывание.
Слушать и слышать
других, быть
готовым
корректировать свою
точку зрения.
когда? куда?
3. Придумай предложения,
соответствующие теме урока.
- Какое задание ты придумал бы для
одноклассников?
Взаимопроверка
Взаимооценка
Выборочное оценивание учителем
Оказывать
взаимопомощь,
осуществлять
взаимный контроль.
8. Рефлексия
деятельности
Фронтальная беседа:
- Чему был посвящен наш урок?
- Что необходимо учитывать при
определении обстоятельства?
- С какой целью обстоятельства
используются в предложении?
- Какие затруднения вы испытали?
- Что помогло вам их преодолеть?
- Где пригодятся вам полученные
знания?
- Ответили на проблемные вопросы,
поставленные на уроке?
- Достигли целей поставленных в
начале урока?
- Предлагаю вам поработать над
предложением, с которым мы не
смогли разобраться в начале урока! И
найти в нем обстоятельства.
Дети вернулись домой из похода
вечером.
- Молодцы!
- Кто был успешен на уроке и получил
ответы на все вопросы, положите
«доказательство» в карман сыщика.
- А кому необходимо повторить и
проработать некоторые вопросы – под
лупу сыщика, обозначив задачи на
следующий урок.
Осуществляют
оценку урока и
самооценку,
соотносят цель
и результаты,
степень их
соответствия
Оценивают
свою работу
Личностные УУД
- установление связи
между целью
деятельности и её
результатом;
Метапредметные
УУД
регулятивные :
- осуществлять
самоконтроль;
- давать оценку
деятельности на
уроке( совместно с
учителем и
одноклассниками);
коммуникативные: -
уметь точно,
развёрнуто и
грамотно выражать
свои мысли.