ПРОЯВЛЕНИЕ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА ( РДА ) В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Автор: Цой-Зубец Юлия Викторовна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: Детский сад №262 ОАО "РЖД" Населённый пункт: г. Хабаровск Наименование материала: статья Тема: ПРОЯВЛЕНИЕ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА ( РДА ) В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Раздел: дошкольное образование
Цой-Зубец Юлия Викторовна
Педагог-психолог
«Детский сад №262 ОАО «РЖД»
г.Хабаровск
Опыт коррекционной работы показывает, что построение занятий с
аутичными детьми, особенно в самом начале, имеет ряд особенностей. Работа
с аутичным ребенком требует особого подхода.
"Аутичность (от греческого - "сам") - обозначает крайние формы нарушения
контактов,
уход
от
реальности
в
мир
собственных
переживаний".
Такое
определение аутизма дано в психологическом словаре. Этот термин, впервые
введенный швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером, обозначает
целый
комплекс
психиче ских
и
поведенче ских
р а с с т р о й с т в .
Обычно выделяют три основные области, в которых аутизм проявляется
особенно
ярко:
речь
и
коммуникация;
социальное
взаимодействие,
воображение, эмоциональная сфера.
В дошкольном возрасте аутичные дети кажутся отрешенными,
безразличными к окружающему. Зачастую они избегают прямого (глаза в
глаза)
взгляда,
и
даже
если
смотрят
на
человека
в
упор,
то
просто
разглядывают отдельные части лица или детали одежды. Такие дети обычно
стремятся уйти от контактов с окружающими людьми. Аутичные дети, как
правило, ни к кому не обращаются с прямыми вопросами, уклоняются от
прямых ответов на вопросы, обращенные к ним (часто они их даже не
слышат). У них могут быть нарушены интонация, ритм речи, они неверно
ставят ударения в словах. Научить их говорить правильно довольно трудно,
т а к
к а к
о н и
н е
о с о з н а ю т
н е о б х о д и м о с т и
э т о г о .
Существует
мнение,
что
у
них
отсутствует
желание
общаться.
От
коллективной
игры
со
сверстниками
аутичные
дети
отказываются,
предпочитая
индивидуальную
игру
в
уединении.
Причем
они
могут
одержимо годами играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки.
У некоторых детей игра отсутствует вовсе, и развитие задерживается на
стадии элементарного манипулирования каким-либо предметом.
Аутичным детям свойственны стереотипные механические движения и
действия.
Например,
ребенок
может
вместо
умывания
многократно
поворачивать ручку крана то в одну, то в другую сторону или бесконечно
включать
и
выключать
свет.
Иногда
он
подолгу
совершает
бесцельные
однотипные движения телом: раскачивается, размахивает рукой, палкой или
ударяет по мячу.
Прежде всего, перед тем как начать занятия, педагог - психолог должен
осознать ту степень ответственности, которую он берет на себя. Нельзя
начинать занятия, если нет уверенности, что они будут продолжаться долго,
ведь
поиск
контакта
с
таким
ребенком
всегда
требует
времени,
а
если
возникшее хрупкое взаимодействие будет внезапно прекращено, это станет
психологической травмой для ребенка и его семьи.
При работе надо "идти за ребенком", гибко подходить к построению и
проведению
каждого
занятия.
Кроме
того,
необходимо
б ы т ь
последовательным, действовать поэтапно, не форсируя событий, и помнить:
работа с аутичным ребенком - тонкое, даже деликатное дело, требующее
ощутимых временных затрат. Чтобы добиться положительных результатов в
работе с таким ребенком, взрослый должен, прежде всего, проявить гибкость.
Не надо заставлять ребенка делать запланированное вами, лучше следовать
за его интересами и стремлениями.
Коррекционная работа с аутичным ребенком будет более успешной,
если ее проводить комплексно, группой специалистов: детским неврологом,
педагогом-психологом, логопедом, музыкальным работником и родителями.
Но только при одном условии: работа специалистов и родителей должна
проходить
по
одной
программе.
Иногда
аутичному
ребенку
необходима
физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле
"работает" руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один
карандаш.
Аутистам
доставляет
удовольствие
коллекционировать
разные
предметы:
камушки,
бумажки,
палочки.
Они
могут
быть
парциально
одаренными
и
проявлять
успешность
в
отдельных
областях:
обладать
абсолютным музыкальным слухом, отлично играть в шахматы, рисовать,
считать.
Нельзя забывать, что телесный контакт, упражнения на расслабление,
релаксационные и пальчиковые игры будут полезны в работе с аутичными
детьми.
Аутичным
детям
свойственна
психическая
пресыщаемость,
они
быстро истощаются физически, поэтому для них необходим индивидуальный
ритм работы, более частое переключение с одного вида деятельности на
другой.
Аутичный ребенок
может, не отвлекаясь, выполнять один вид
деятельности не более 10 минут, хотя это, конечно, очень индивидуально. В
детском
саду
эту
проблему
решить
легко:
ребенка
не
надо
загружать
непосильными для него заданиями.
Аутичным детям трудно осваивать любой новый вид деятельности, но они
всегда стремятся выполнить все хорошо, поэтому на первых этапах работы
надо
подбирать
такие
задания,
с
которыми
они
обязательно
справятся.
Помощь
и
похвала
помогут
закрепить
успех
и
повысить
уверенность
ребенка.
Даже
если
реакция
на
слова
не
проявляется
внешне,
доброжелательный
тон
и
слова
поддержки
создадут
положительную
эмоциональную
атмосферу,
которая
со
временем
поможет
сделать
в з а и м о д е й с т в и е
с
р е б е н к о м
б о л е е
э ф ф е к т и в н ы м .
ЛИТЕРАТУРА
1. Баенская Е.Р., Никольская О.С., Лилинг М.М. Аутичyый ребенок. Пути
помощи.
М.:
-
Центр
традиционного
и
современного
образования
"
Т
е
р
е
в
и
н
ф
"
1
9
9
7
2 .
Б а ш и н а
В . М .
Ау т и зм
в
д е т с ком
в о з р а с т е .
-
М . ,
1 9 9 9 .
3.
Башина
В.М.
Ранний
детский
аутизм.
//
Материалы
сервера
autist.narodbashina.HTM.
4.
Выготский
Л.
С.
Вопросы
детской
психологии.
СПб.,
1997.
5. Детский аутизм: диагностика и коррекция. Учебное пособие / Авторы Е.С.
Иванов, Л.И. Демьянчук, Р.В. Демьянчук. - СПб., изд-во "Дидактика плюс", -
2004.
6. Детский аутизм. Хрестоматия. Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед.,
психологических
и
медицинских
учеб.
заведений.
Составитель
Л.М.
Шипицина. Издание 2-е, перераб. и доп. СПб.: Изд-во "Дидактика Плюс".
2001.
7.
Ковалев
В.В.
Синдромы
раннего
детского
аутизма
//
Ковалев
В.В.
Психиатрия детского возраста (Руководство для врачей). - М.: Медицина,
1
9
7
9
.
8.
Лебединская
К.С.,
Никольская
О.С.,
Баенская
Е.Р.
и
др.
"Дети
с
нарушениями
общения:
Ранний
детский
аутизм"
Москва
1989.
9. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная
работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -
М.,2000
10. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы
взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.: Теревинф, 2004.