Напоминание

Особенности образовательных потребностей детей с ЗПР


Автор: Миронова Ольга Валерьевна
Должность: заместитель директора по увр
Учебное заведение: МБОУ "СОШ с УИОП № 7"
Населённый пункт: г.о. Кашира Московской области
Наименование материала: статья
Тема: Особенности образовательных потребностей детей с ЗПР
Раздел: начальное образование





Назад




Миронова Ольга Валерьевна,

заместитель директора по УВР

МБОУ «СОШ с УИОП № 7» г.о. Кашира

Особенности образовательных потребностей детей младшего школьного возраста

с задержкой психического развития

Учебная деятельность является ведущей деятельностью младшего школьника, она

определяет уровень его психического развития, а также становление личности в целом.

Школьники

с

ЗПР

отличаются

рядом

особенностей,

которые

формируют

их

образовательные потребности.

Образовательная потребность – формирование целостного восприятия и расширение

представлений об окружающем мире.

Трудность с восприятием: ограниченность, фрагментарность знаний ребенка об окружа-

ющем мире. Это обусловлено тем, что его восприятие неполноценно и не обеспечивает

достаточной информации.

Образовательная потребность - при ознакомлении детей с новым материа

лом применять

наглядные средства, а при закрепле

нии знаний постепенно переходить к словесным

методам.

В младшем школьном возрасте наглядный материал усваивается лучше вербального.

Оказалось, что форма предъявления материала особенно важна для детей ЗПР.

Преобладание наглядной памяти над словесной у таких детей гораздо выше, чем у их

сверстников с нормальным развитием. При этом главный упор на данный вид памяти

делать нецелесообразно, так как иначе затормозится развитие вербальной памяти, которая

в перспективе должна играть центральную роль.

Образовательная потребность – лаконичные наглядные пособия, содержащие дробную

информацию по той или иной теме, возможность раздробить сложные изображения на

более простые. Цветовая гамма не должна отвлекать ребенка от учебного материала.

Отставание в развитии зрительного восприятия

также является одной из причин

трудностей в обучении. Дети с ЗПР испытывают затруднения в построении целостного

образа и выделении фигуры (объект) на фоне. Целостный образ из отдельных элементов

формируется замедленно. При задержке психического развития формирование подобного

единого образа требует большего времени. Эти недостатки восприятия обычно и приводят

к тому, что ребенок не все замечает в окружающем его мире, не видит многое при де-

монстрации учителем наглядных пособий, картин. Значительная замедленность процесса

переработки

поступающей

через

органы

чувств

информации.

В

условиях

кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали оста-

ются неохваченными, как бы невидимыми. Особенности пространственного восприятия:

направления

или

расположения

отдельных

элементов

в

сложном

изображении.

Недостатки данного вида восприятия затрудняют обучение чтению и письму, где очень

важно

различать

расположение

элементов.

Значительная

замедленность

процесса

переработки поступающей через органы чувств. У всех детей наблюдаются недостатки

памяти, всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и

долговременного. В первую очередь ограничен объём памяти и снижена прочность

запоминания.

Образовательная потребность – развитие у детей мыслительной деятельности, навыков

самоконтроля как через урочную и внеурочную деятельность. Планирование от занятия к

занятию, постепенное усложнение заданий

Обеспечение каждому ребенку близкой и понятной мотивации любой деятельности.

Создание доброжелательной атмосферы общения педагогов с детьми, детей между собой.

Использование на занятиях игровых прием обучения , моментов соревнования,

дидактических игр.

Несформированность таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять

существенные признаки и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного

мышления, неумение организовывать свою умственную деятельность, отсутствие навыков

самоконтроля.

Образовательная потребность – расширение словарного запаса, задания на формирование

смыслового чтения.

Недостаточный уровень развития всех сторон речи детей, и особенно словаря, приводит к

дополнительным

сложностям

при

обучении

чтению.

В

целом

чтение

детей

характеризуется монотонностью, невыразительностью, замедленным темпом. Плохая

техника чтения, сочетающаяся с малым запасом представлений об окружающем мире,

бедность словаря и ограниченность общего речевого развития приводят к недостаточному

осмыслению лексического значения отдельных слов и текстов в целом.



В раздел образования