Автор: Миронова Ольга Валерьевна
Должность: заместитель директора по увр
Учебное заведение: МБОУ "СОШ с УИОП № 7"
Населённый пункт: г.о. Кашира Московской области
Наименование материала: статья
Тема: Особенности образовательных потребностей детей с ЗПР
Раздел: начальное образование
Миронова Ольга Валерьевна,
заместитель директора по УВР
МБОУ «СОШ с УИОП № 7» г.о. Кашира
Особенности образовательных потребностей детей младшего школьного возраста
с задержкой психического развития
Учебная деятельность является ведущей деятельностью младшего школьника, она
определяет уровень его психического развития, а также становление личности в целом.
Школьники
с
ЗПР
отличаются
рядом
особенностей,
которые
формируют
их
образовательные потребности.
Образовательная потребность – формирование целостного восприятия и расширение
представлений об окружающем мире.
Трудность с восприятием: ограниченность, фрагментарность знаний ребенка об окружа-
ющем мире. Это обусловлено тем, что его восприятие неполноценно и не обеспечивает
достаточной информации.
Образовательная потребность - при ознакомлении детей с новым материа
лом применять
наглядные средства, а при закрепле
нии знаний постепенно переходить к словесным
методам.
В младшем школьном возрасте наглядный материал усваивается лучше вербального.
Оказалось, что форма предъявления материала особенно важна для детей ЗПР.
Преобладание наглядной памяти над словесной у таких детей гораздо выше, чем у их
сверстников с нормальным развитием. При этом главный упор на данный вид памяти
делать нецелесообразно, так как иначе затормозится развитие вербальной памяти, которая
в перспективе должна играть центральную роль.
Образовательная потребность – лаконичные наглядные пособия, содержащие дробную
информацию по той или иной теме, возможность раздробить сложные изображения на
более простые. Цветовая гамма не должна отвлекать ребенка от учебного материала.
Отставание в развитии зрительного восприятия
также является одной из причин
трудностей в обучении. Дети с ЗПР испытывают затруднения в построении целостного
образа и выделении фигуры (объект) на фоне. Целостный образ из отдельных элементов
формируется замедленно. При задержке психического развития формирование подобного
единого образа требует большего времени. Эти недостатки восприятия обычно и приводят
к тому, что ребенок не все замечает в окружающем его мире, не видит многое при де-
монстрации учителем наглядных пособий, картин. Значительная замедленность процесса
переработки
поступающей
через
органы
чувств
информации.
В
условиях
кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали оста-
ются неохваченными, как бы невидимыми. Особенности пространственного восприятия:
направления
или
расположения
отдельных
элементов
в
сложном
изображении.
Недостатки данного вида восприятия затрудняют обучение чтению и письму, где очень
важно
различать
расположение
элементов.
Значительная
замедленность
процесса
переработки поступающей через органы чувств. У всех детей наблюдаются недостатки
памяти, всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и
долговременного. В первую очередь ограничен объём памяти и снижена прочность
запоминания.
Образовательная потребность – развитие у детей мыслительной деятельности, навыков
самоконтроля как через урочную и внеурочную деятельность. Планирование от занятия к
занятию, постепенное усложнение заданий
Обеспечение каждому ребенку близкой и понятной мотивации любой деятельности.
Создание доброжелательной атмосферы общения педагогов с детьми, детей между собой.
Использование на занятиях игровых прием обучения , моментов соревнования,
дидактических игр.
Несформированность таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять
существенные признаки и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного
мышления, неумение организовывать свою умственную деятельность, отсутствие навыков
самоконтроля.
Образовательная потребность – расширение словарного запаса, задания на формирование
смыслового чтения.
Недостаточный уровень развития всех сторон речи детей, и особенно словаря, приводит к
дополнительным
сложностям
при
обучении
чтению.
В
целом
чтение
детей
характеризуется монотонностью, невыразительностью, замедленным темпом. Плохая
техника чтения, сочетающаяся с малым запасом представлений об окружающем мире,
бедность словаря и ограниченность общего речевого развития приводят к недостаточному
осмыслению лексического значения отдельных слов и текстов в целом.