Автор: Гончаренко Ирина Викторовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУСОШ № 7
Населённый пункт: г. Североморск, Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: Смысловое чтение на уроках физики
Раздел: среднее образование
Смысловое чтение на уроках физики
Автор: Гончаренко Ирина Викторовна,
учитель физики МБОУСОШ № 7
г. Североморск, Мурманская область
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание
текста,
уловить
все
детали
и
практически
осмыслить
извлеченную
информацию.
Федеральные
стандарты
включают
метапредметные
результаты
освоения
программы
в
качестве
обязательного
компонента
«овладение
навыками
смыслового
чтения
текстов
различных
стилей
и
жанров
в
соответствии с целями и задачами».
Выпускник основной школы должен научиться:
−
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
−
находить в тексте требуемую информацию;
−
решать
учебно-познавательные
и
учебно-практические
задачи,
требующие полного и критического понимания текста;
−
преобразовывать
текст,
используя
новые
формы
представления
информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;
−
переходить от одного представления данных к другому.
Тексты можно разделить на группы.
Тексты с описанием различных физических явлений или процессов,
наблюдаемых в природе или в повседневной жизни.
Задания к ним могут проверять:
−
понимание информации, имеющейся в тексте;
−
понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;
−
умение выделить описанное в тексте явление или его признаки;
−
умение объяснить описанное явление при помощи имеющихся
знаний.
Обучающимся предлагается текст любого содержания. Затем можно
предложить несколько вариантов работы с текстом: ответить на вопросы,
составить вопросы к тексту, заполнить таблицу. Такие задания формируют
умение выделять фрагмент текста, содержащий ответ на заданный вопрос.
Например:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Деформированные тексты: задание вставить в текст пропущенные слова.
Молекулы в жидкости в основном ..... около положений равновесия.
Поскольку притяжение между ................... жидкости не так велико, то они
могут …….. менять свое положение. Поэтому жидкости ……...
свою форму
и принимают форму …….. Они ................. , их перелить из одного сосуда в
другой. Жидкость .......... сжимается, так как при этом молекулы сближаются
на расстояние, когда заметно проявляется .
1) не сохраняют
2) трудно
3) отталкивание
4) сосуд
5) скачки
6) текучи
7) легко
8) молекулы
9) колеблются
Смысловое чтение формирует умение осуществлять классификацию,
самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций, выбирать из перечня ряд необходимых объектов, умение создавать
обобщения, устанавливать аналогии.