Автор: Симаш Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ№11 сп д.с №32
Населённый пункт: п. Оверята Пермский край
Наименование материала: Кружок в подготовительной группе
Тема: "Умелые пальчики"
Раздел: дошкольное образование
СОГЛАСОВАНО
Ст. воспитатель
__________ Н. В. Гудкова
«___» ___________2019 г.
УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора МБОУ «СОШ №11»
__________________ К. Г. Симановская
«___» ____________ 2019 г.
ПРОГРАММА КРУЖКА
в подготовительной группе
«Умелые пальчики»
на 2019 – 2020 учебный год
Воспитатель:
Симаш Наталья Васильевна
2019 г.
Кружок в подготовительной группе " Умелые
пальчики"
Пояснительная записка
В современных условиях функционирования и развития дошкольного
образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности
обучения
и
воспитания
подрастающего
поколения.
Задача
дошкольного
воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в
функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного
возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для
наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и
особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.
Введение
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для
ребенка, так и для родителей. Психологическое обследование показывает, что
далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному
вхождению в учебную школьную деятельность.
Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время - одна из
актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в
последние
годы
в
практике
массовой
школы
наблюдается
совершенно
определенная тенденция - неуклонное усложнение программы первого класса,
внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм
обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять
будущему первокласснику более высокие требования.
Уровень
развития
мелкой
моторики
–
один
из
показателей
интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок,
имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически
рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя
начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные
трудности с овладением навыков письма. Большую сложность дети испытывают
в распределении внимания. Прописывая букву, они забывают о наклоне тетради,
о том, что между буквами должно быть одинаковое расстояние, линии должны
быть ровные, одного размера и силы нажима. Анализируя графику письма у
детей, педагоги отмечают частые отрывы ручки от бумаги, паузы между
элементами,
чрезвычайная
медлительность
письма,
неустойчивость
графических форм и движений руки. Особенно ярко эти недостатки выражены у
детей с речевыми нарушениями: они плохо координируют движения руки и
глаза, у них слабо развита мышечная моторика и координация пальцев. Такие
дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявляемый им
образец,
недостаточно
ориентируются
во
времени
и
пространстве.
Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в
школе: В.М.Лыков, Ю.Ф. Змановский, Н.Т.Терехова, А.В. Кенеман, М.Ю.
Кистяковская, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, М. М.Кольцова, С.О. Филиппова,-
отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в
значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем,
дошкольном этапе. По статистическим данным, в нашей стране с каждым годом
увеличивается число детей, у которых при поступлении в школу наблюдается
несформированность физиологических предпосылок к овладению письмом,
слухо- зрительно моторных координаций.
Письмо
–
это
сложный
навык,
включающий
выполнение
тонких
координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы
мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного
восприятия и произвольного внимания.
Для
овладения
навыком
письма
необходима
определенная
функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму,
недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания
может
привести
к
возникновению
негативного
отношения
к
учебе,
неуспеваемости, тревожного состояния ребенка в школе. Подготовка к обучению
письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему
специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая
тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и
при помощи взрослого.
Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в
короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма
формируется медленно. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению
письму должна начинаться, задолго до поступления в школу. В дошкольном
возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом,
создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта,
развития навыков ручной умелости.
Цель кружка:
Обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к
выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и
трудностей в овладении письмом.
Общие задачи :
Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных
задач.
Развивать мелкую моторику и зрительно– двигательную координацию.
Формирование пространственного восприятия, пространственных
представлений.
Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение,
классификация, аналогия).
Увеличить объем внимания, памяти.
Развивать речь.
Задачи для детей 6-7 лет:
1.Тренировать тонкокоординированные движения руки, мелкую мускулатуру
пальцев.
2.Продолжать работать над развитием слухо- зрительно- моторных функций,
ориентировки на микроплоскости.
3.Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.
4.Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед
собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение
работать в общем темпе.
5.Способствовать развитию психических процессов- внимания, памяти,
мышления, воображения.
6.Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
7.Воспитывать трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к
работе.
Работа по подготовке детей к обучению письму предполагает
организацию разных видов работ в следующих направлениях:
1. Гимнастика пальцев и кистей рук;
2. Задания по изодеятельности и конструированию.
3. Развитие мелкой моторики в работе с мелкими предметами
4. Ориентировка в пространстве и на листе бумаги;
5. Формирование элементарных графических навыков.
Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды
штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным
линиям. При этом необходимо обучение правильным приёмам действий: вести
линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не
выезжая за контур.
Особое внимание следует обратить на правильность посадки за столом,
правильность удержания пишущего предмета, расположение листа бумаги на
столе, формирование умений выполнять линии различной толщины и формы,
ориентацию на листе бумаги.
Успешность формирования графического навыка во многом зависит от уровня
развития Учебно-важных качеств: способности принимать задачу и произвольно
управлять своими действиями; обучаемости; зрительного анализа и зрительно-
двигательной координации движений руки; навыков пространственной
ориентации.
Предполагаемый результат освоения программы
К концу реализации программы дети должны знать и уметь:
знать гигиенические правила письма
Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме.
Знать правильное расположение тетради и ручки при письме.
уметь правильно держать ручку, карандаш.
Знать правила штриховки.
Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.
Знать правила работы с тетрадью.
Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила.
Знать правила работы с ножницами.
Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры
Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице
Подготовка руки к письму.
Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и
умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные
упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев:
обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и
раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Овладение
строчкой.
Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой
наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с
петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала.
Пальчиковая гимнастика.
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей
совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от
пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки
движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок
достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает
благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно
происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к
рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость,
исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение
навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они
как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных,
людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети,
повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым
вырабатываются
ловкость,
умение
управлять
своими
движениями,
концентрировать внимание на одном виде деятельности.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных
историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук,
что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево",
"вверх", "вниз" и др.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок
усвоил какую-нибудь одну "пальчиковую игру", он обязательно будет стараться
придумать новую инсценировку. Дети старше 5 лет могут оформить игры
разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д.
Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с "пальчиковых
игр", чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного
выполнения
детьми
разнообразных
графических
упражнений.
Время
проведения 3 - 7 минут.
Графические упражнения. Штриховка.
Выполнение
графических
упражнений
и
штриховки
способствуют
подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только
четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения
руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать
графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки
красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от
бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна
четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать
плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать
с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка.
Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными
действиями также способствуют графические упражнения.
Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом
письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они
приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека,
много писавшего
Вырезывание ножницами.
Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания
- навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы
(прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести
детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов.
При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать
процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику
движениям
рук
педагога
при
показе
способов
вырезывания.
Получая
симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети
должны усвоить, что они вырезывают не целую форму а ее половину.
Старшие
дошкольники
начинают
овладевать
без
предварительной
прорисовки, подготовки линии контура навыками силуэтного вырезывания.
Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения
контура предмета в воздухе. Развитию умения "видеть" предмет в воздухе
способствуют
систематически
проводимые
игры
"Угадай,
что
рисую?",
"Загадай, я отгадаю" (дети или педагог очерчивают в воздухе предмет,
отгадывают). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует
продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы,
т.е. учиться планировать предстоящее действие.
Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии
ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности
движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из
старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих
первоклассников.
Занятия по подготовке детей к обучению письму проходят один раз в
неделю во второй половине дня по 30минут . Кружок посещают все дети.
Длительность посещения кружка один года
Перспективный план работы кружка "Умелые пальчики" по
развитию мелкой моторики
Октябрь:
* Обследование руки
(Выявить отклонения для дальнейшей работы)
* Рамки и вкладыши
(Закрепить умения правильно держать карандаш и закрашивать без пробелов в
определенном направлении)
* Штриховка
(Овладение 3-мя видами штриховки на геометрических фигурах)
* Пальчиковые игры «Встреча», «Спит на льдинке целый день».
(Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма)
Ноябрь
* Математическая мозаика
(Продолжить создание предметов и сюжетов из геометрических фигур)
* Конструирование из геометрических фигур
(Развивать воображение, сообразительность)
* Работа в тетрадях – «Продолжи узор»
(Закрепление навыков работы в тетрадях, формирование образного мышления,
развитие координации движений)
* Игры «Магазин», «Сделаем узор», «Украсим кукольное пальто»
(Развивать репродуктивное и творческое воображение, зрительно - моторную
координацию, глазомер)
* Пальчиковые игры: «В гости к пальчику большому», «Веточки на яблоньках»
(Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук)
Декабрь
* Рисование пальцами, ладошкой «Снежинки», «Воробей», «Мишка»,
«Слоник».
(Развивать творческое воображение, тактильную чувствительность)
* Елочные украшения изготовление игрушек, гирлянд, снежинок своими
руками, с помощью трафаретов, силуэтов, ножниц.
(Развивать репродуктивное и творческое воображение, память, мышление,
зрительно - моторную координацию, глазомер)
* Игры с мелким строительным материалом
(Развивать ручную умелость, оптико-пространственное восприятие)
* Пальчиковые игры: «Заводные машинки», «Утречко», «Ножки идут по
дорожке».
(Развитие тонких моторных координаций, чувство)
Январь
* Штриховка косыми линиями
(Развивать умение штриховать в определенном направлении
* Работа в тетрадях.
(Развивать координацию движений)
* Пальчиковые игры: «Цветные ниточки», «В огороде за забором»,
«Колокольчик».
(Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук)
Февраль
* Штриховка дугами
(Закрепить знакомые виды штриховки познакомить с новым видом)
* Поделки из природного материала
(Развивать мышление, воображение, сообразительность, глазомер)
* Оригами «Зайчик», «Грибок», «Птичка»
(Закрепить умение изготавливать поделки из бумаги, формировать умение
действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога)
* Пальчиковые игры: «Цепочка», «Пекарь», «Скакалка»
(Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук)
Март
* Штриховка волнистыми линиями
(Закрепить умение штриховать, соблюдая параллельность)
* Штриховка волнистыми линиями
(Закрепить умение штриховать, соблюдая параллельность)
* Игры: «Цветок», «Составные картинки», «Нанизывание пуговиц»,
«Шнуровка».
(Развивать репродуктивное и творческое воображение, зрительно - моторную
координацию, глазомер)
* Пальчиковые игры: «Четыре братца», «Волчок», «Где живет сапожник?».
(Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма)
Апрель
* Книжки- раскраски
(Закрепить умение штриховать всеми видами штриховки)
* Закладки
(Учить изготовлять закладки)
* Математический диктант
(Учить выполнять задания по клеточкам в тетради, развивать внимание,
мышление)
* Пальчиковые игры: «Зайчики и волк», «Строим дом», «Мальчик-пальчик, где
ты был?»
(Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук)
Май
* Ориентировка на листе бумаги
(Закрепить умение ориентироваться в тетрадях в клетку, развивать умение
рисовать по клеткам в нужном направлении)
* Пальчиковые игры: «Вера Веревочка», «Часы», «Лакомка»
(Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук)
* Обследование руки
(Выявление изменений)
* Пальчиковые игры: «Вера Веревочка», «Часы», «Лакомка»
(Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук)
Итоговая диагностика:
К концу посещения кружка «Умные пальчики» я предполагаю, что у детей будут
сформированы следующие умения:
Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.
Ориентируется в пространстве и на микроплоскости.
Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных
движений рук.
Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.
Сформированы графические навыки.
Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания