Напоминание

"Работа учителя по развитию познавательной активности учащихся на уроках биологии"


Автор: Сопина Вера Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГБОУ "Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат"
Населённый пункт: г.Белгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Работа учителя по развитию познавательной активности учащихся на уроках биологии"
Раздел: полное образование





Назад




Работа учителя по развитию познавательной активности учащихся на

уроках биологии.

Современная система образования имеет принципиально новые черты, такие

как динамизм и вариативность. Огромное значение в жизни приобретают

коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций,

приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой

деятельности.

Но, в данное время, наблюдается снижение интереса к учебе, наблюдается

интеллектуальная пассивность. И это становится основой внимание учителя к

использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной

деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать,

сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства

решения, корректировать полученные результаты.

Изменились позиция и роль учителя, который является не просто

информатором знаний, а стимулятором мыслительной деятельности, помогая

овладеть способами познания.

Познавательная активность – личностное свойство, которое приобретается,

закрепляется и развивается в организованном процессе познания с учетом

индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Активизация познавательной деятельности – это двусторонний процесс.

Учитель создаёт условия, активизирующие процесс познания, а ученик

демонстрирует результат этих условий.

Значит, активизация познавательной деятельности – это целенаправленная

педагогическая деятельность учителя. Но степень познавательной активности

учеников зависит и от них самих, от сознательности, любознательности,

волевых усилий, ведь ученик не только объект, но и субъект учебного процесса.

Если же у учеников эти качества слабо выражены, то развитие их тоже входит в

профессиональную функцию учителя.

Так как дети имеют различную степень включенности в процесс познания,

поэтому, игнорировать позицию ребёнка нельзя, даже, если он пассивно

принимает знания. В данных условиях целесообразен следующей подход к

познавательной активности, где выделяется:

нулевой уровень активности, характеризующийся не отказом от учебной

деятельности, а скорее, индифферентным к ней к ней отношением,

ситуативно-активный, как переходная ступень от нулевой к стабильной,

исполнительской активности в учебном процессе,

творческой активности, где максимально может раскрыться субъектная

позиция школьника.

Степень включенности в учебный процесс и проявления активности учащегося

– это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя помочь

учащемуся перейти с нулевого уровня активности на ситуативно-активный

уровень, а с него на активно-исполнительский. И во многом именно от педагога

зависит, дойдет ли его воспитанник до творческого уровня.

Работа по активизации познавательной деятельности учитывает следующие

принципы: учета возрастных и индивидуальных способностей учащихся

каждого типа активности; наглядности; выбора оптимальных методов, форм и

средств обучения; комплексный подход к обучению и воспитанию; научность

обучения и его доступности; интеграции предметов естественнонаучного цикла;

систематичности обучения и его связь с практикой; коллективного

взаимодействия; сознательности, активности, творчества; создания личной

мотивации, опоры на опыт учащихся. Данная система работы предполагает

создание следующих условий для проявления познавательной активности:

создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе; создание

«ситуации успеха» для каждого учащегося; включение ученика в активную

деятельность, коллективные формы работы; использование элементов

занимательности, нестандартности при изучении материала; использование

проблемных ситуаций; проведение бинарных уроков; практико-

ориентированная направленность изучаемого материала.

Следует помнить, что при выборе методов и средств обучения следует

учитывать такие важные факторы как: содержание учебного материала;

возрастные особенности учащихся; задачи урока. Разумное следование

вышеперечисленным факторам на уроках дает возможность учащимся по мере

овладения биологическими понятиями, создать необходимую базу для их

дальнейшего использования, вооружить школьников учебными умениями, а

также включить их в познавательную деятельность.

Классическая педагогика прошлого утверждала: «Смертельный грех учителя -

быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю

массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет по –

другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его

познавательного интереса не только трудна, но и практически не возможна.

Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется

учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.



В раздел образования