Автор: Сопина Вера Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГБОУ "Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат"
Населённый пункт: г.Белгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Работа учителя по развитию познавательной активности учащихся на уроках биологии"
Раздел: полное образование
Работа учителя по развитию познавательной активности учащихся на
уроках биологии.
Современная система образования имеет принципиально новые черты, такие
как динамизм и вариативность. Огромное значение в жизни приобретают
коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций,
приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой
деятельности.
Но, в данное время, наблюдается снижение интереса к учебе, наблюдается
интеллектуальная пассивность. И это становится основой внимание учителя к
использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной
деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать,
сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства
решения, корректировать полученные результаты.
Изменились позиция и роль учителя, который является не просто
информатором знаний, а стимулятором мыслительной деятельности, помогая
овладеть способами познания.
Познавательная активность – личностное свойство, которое приобретается,
закрепляется и развивается в организованном процессе познания с учетом
индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Активизация познавательной деятельности – это двусторонний процесс.
Учитель создаёт условия, активизирующие процесс познания, а ученик
демонстрирует результат этих условий.
Значит, активизация познавательной деятельности – это целенаправленная
педагогическая деятельность учителя. Но степень познавательной активности
учеников зависит и от них самих, от сознательности, любознательности,
волевых усилий, ведь ученик не только объект, но и субъект учебного процесса.
Если же у учеников эти качества слабо выражены, то развитие их тоже входит в
профессиональную функцию учителя.
Так как дети имеют различную степень включенности в процесс познания,
поэтому, игнорировать позицию ребёнка нельзя, даже, если он пассивно
принимает знания. В данных условиях целесообразен следующей подход к
познавательной активности, где выделяется:
нулевой уровень активности, характеризующийся не отказом от учебной
деятельности, а скорее, индифферентным к ней к ней отношением,
ситуативно-активный, как переходная ступень от нулевой к стабильной,
исполнительской активности в учебном процессе,
творческой активности, где максимально может раскрыться субъектная
позиция школьника.
Степень включенности в учебный процесс и проявления активности учащегося
– это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя помочь
учащемуся перейти с нулевого уровня активности на ситуативно-активный
уровень, а с него на активно-исполнительский. И во многом именно от педагога
зависит, дойдет ли его воспитанник до творческого уровня.
Работа по активизации познавательной деятельности учитывает следующие
принципы: учета возрастных и индивидуальных способностей учащихся
каждого типа активности; наглядности; выбора оптимальных методов, форм и
средств обучения; комплексный подход к обучению и воспитанию; научность
обучения и его доступности; интеграции предметов естественнонаучного цикла;
систематичности обучения и его связь с практикой; коллективного
взаимодействия; сознательности, активности, творчества; создания личной
мотивации, опоры на опыт учащихся. Данная система работы предполагает
создание следующих условий для проявления познавательной активности:
создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе; создание
«ситуации успеха» для каждого учащегося; включение ученика в активную
деятельность, коллективные формы работы; использование элементов
занимательности, нестандартности при изучении материала; использование
проблемных ситуаций; проведение бинарных уроков; практико-
ориентированная направленность изучаемого материала.
Следует помнить, что при выборе методов и средств обучения следует
учитывать такие важные факторы как: содержание учебного материала;
возрастные особенности учащихся; задачи урока. Разумное следование
вышеперечисленным факторам на уроках дает возможность учащимся по мере
овладения биологическими понятиями, создать необходимую базу для их
дальнейшего использования, вооружить школьников учебными умениями, а
также включить их в познавательную деятельность.
Классическая педагогика прошлого утверждала: «Смертельный грех учителя -
быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю
массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет по –
другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его
познавательного интереса не только трудна, но и практически не возможна.
Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется
учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.