Напоминание

Визуализация при дистанционном обучении


Автор: Емелина Елена Александровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ ЛСТУ №2 г. Пенза
Населённый пункт: г. Пенза
Наименование материала: статья
Тема: Визуализация при дистанционном обучении
Раздел: полное образование





Назад




Дистанционное обучение — это форма получения образования (наравне с очной, заочной, очно-

заочной и экстернатом), при которой в образовательном процессе используются традиционные и

специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и

телекоммуникационных технологиях. В основе дистанционного обучения лежат самостоятельные

занятия ученика по разработанной программе. Отчеты о проделанной работе он периодически отдает на

проверку преподавателю. (1)

Обучаться дистанционно удобно:

— индивидуальный темп обучения — изучать материалы можно в собственном темпе,

независимо от групп и программ.

— гибкий график — материалы доступны в любое время дня и ночи, что решает вопросы

высокой занятости и разницы во времени.

— мобильность — эффективная обратная связь от преподавателей в ходе всего периода

обучения.

Решение проблемы развития учебных способностей может проходить в двух направлениях: 1)

развитие учебных способностей среднего школьника, связанных с формированием необходимых для

решения школьных задач интеллектуальных качеств. Успешность работы в этом направлении решит

проблему школьной неуспеваемости, повышения качества знаний; 2) развитие способностей учащихся,

обладающих способностями к видам деятельности, которые требуют нестандартного подхода к

решению задач.

Мы

рассматриваем

виды

визуализации,

при

дистанционном

обучении

физике

в

общеобразовательной школе, методику её применения, подкрепляя наши разработки конкретными

примерами.

Визуализация делает возможным различные способы активизации направленного воображения с

помощью слуховых, зрительных и осязательных ощущений. Все они должны быть представлены на

уроках при дистанционном обучении физике.

З.С. Белова выделяет следующие виды визуализации объектов: 1) феноменальный – копирование

реальности, фотографическое изображение объекта, т. е. деятельность учащихся сводится к простому

считыванию изображения, 2)

схематический – является одним из видов абстракции, способствует

усвоению абстрактной информации, т.е. представляет собой более высокий уровень творческой

деятельности учащегося, 3) теоретизированный предполагает не воссоздание, а конструирование

реально

несуществующего

объекта

для

его

последующего

изучения

следующая

ступень

ассоциативности. Однако, на уроках физики предпочтительнее 2 и 3 виды.

Д. А. Донис считает базовыми элементами визуализации точку, линию, фон, цвет, форму,

направление, структуру, масштаб и движение, которые компонуются в процессе последующего

изучения различных предметов и выполняют в них разные функции. По его мнению, развитие

способностей к анализу и выбору рационального способа решения из нескольких возможных у

учащихся начинается с использования изобразительных средств установления понятийных и

структурных связей, наглядной демонстрации переходов и результатов проведенных преобразований.

Ученый указывает на то, что основу творчества составляет умение комбинировать сочетания известных

элементов в новые сочетания. Умение читать графики, отражающие определенные математические

связи, начинается с деятельности по их построению, а ей должно предшествовать формирование

умений устанавливать элементарные связи, отраженные с помощью изобразительных средств.

Формирование многих аналитических умений у учащихся с образным мышлением происходит

более осознанно и в более короткие сроки, если их отработка сопровождается сопутствующей

демонстрацией зрительных рядов, отражающих динамическую сторону события, отраженного в

графике или формуле, описании или определении. Например, переход к построению графиков по

абстрактным данным в условии задачи можно предварить построением графиков по данным

проведенной лабораторной или практической работы, что упрощает формирование необходимых

умений за счет возможностей правого полушария головного мозга. (См. пример 1)

Л.С. Выгодский рассматривает визуализацию как интегративный процесс. Он выделяет

несколько форм использования ее приемов: работа с печатным текстом; работа с чертежом или схемой

как средствами иллюстрирования проработанного текста или как переход к работе с печатным текстом.

Рассмотрим последовательность действий по обучению школьников чтению графиков с точки

зрения максимальной визуализации действий, интегрируя её различные виды.

Пример 1.

1). Построить график по данным лабораторной работы. (Задание не входит в традиционный текст

работы и может варьироваться по уровням сложности.)

2). Построить график по данным задачи, в которой указаны виде наглядной таблицы или

нескольких рисунков результаты экспериментов.

3). Найти данные по приведенному на рисунке графику.

Например: работа с незаконченными, но четкими чертежами или схемами (задание дополнить

детали покажет полноту и точность запоминания различных по характеру чертежей или схем в

соответствии с индивидуальными характеристиками учащихся. Выполнение заданий на сравнение

чертежа или схемы с натуральными объектами (например, собрать электрическую цепь по схеме или

выполнить лабораторную работу, имея не описание хода работы, а несколько последовательных

рисунков. Задачи на нахождение неточностей, недостающих или лишних деталей помогут оценить

способность

школьника

к

концентрации,

распределению

внимания

и

задатки

для

развития

дивергентного мышления; конструирование чертежа, схемы или построение графика по условию

задачи; работа над определением соотношения рисунок – схема. Например, «составить схему по

имеющемуся рисунку», позволит определить наличие задатков способностей к абстрактному

мышлению.

На данном примере мы хотели показать влияние наглядности на развитие воображения и

фантазии. При решении данного вида задач ученик должен сначала представить реальное расположение

комнат и приборов, т.е. вообразить их. Визуализация, по мнению данного автора, может применяться

для активизации познавательного интереса; концентрации внимания или его переключения на другой

объект; развития способности к анализу и сравнению. Рассмотрим такой подход через призму

эвристического подхода к обучению, как наиболее плодотворному в свете развития у подростков

способностей к самостоятельному научному поиску.

Кроме

того,

визуализация

поможет

организовать

тренировку

внимательности

и

наблюдательности; сформировать способности делать выводы и логические умозаключения; видеть и

проводить аналогии; обосновывать свою точку зрения, аргументировать свою позицию; закрепить

изученный материал.

От того, какие цели преследует учитель в процессе визуализации, зависит способ и характер того

методического решения, которое он принимает для реализации соответствующего фрагмента урока, и

те приемы, которые он для этого использует.

Источники:

1)

Яндекс. Словари

2)

Яндекс. Форум

3)

Емелина Е.А. Интеграция как метод обучения школьников изучению реальных

процессов. //Актуальные проблемы математики и методики преподавания математики. Межвузовский

сборник научных трудов / под. ред. С.Н. Дорофеева.– Пенза: ПГТА, 2007. – С. 56 – 63.



В раздел образования