Автор: Воробьева Елена Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №11"
Населённый пункт: город Биробиджан
Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи с элементами театрализации в старшей группе.
Тема: "Сказочное путешествие"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по развитию речи
с элементами театрализации в старшей группе.
«Сказочное путешествие»
Цель: развитие речи посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
Образовательные: продолжать учить детей в игре перевоплощаться с помощью
жестов, мимики; работать над формированием правильной, четкой речи, над
произношением;
Развивающие:
развивать творческую самостоятельность; эстетический вкус в
передаче образа; отчетливость произношения. Развивать речевые способности
(навыки дикции, выразительности речи); навыки мимики, пластики;
Воспитательные: воспитывать любовь к театру, навыки театральной культуры;
Воспитывать у детей любовь к ближним, добро; интерес к сказкам.
Оборудование: корзинка с картинками, скороговорки и чистоговорки в картинках,
кубик эмоций, декорации к сказке, костюмы для детей.
Предварительная работа:
беседа «Какие бывают сказки», беседа «Правила
поведения в театре», изготовление лепбука «Сказки», просмотр презентации «Что
такое театр?», чтение «Сказка о глупом мышонке» С. Маршак, разучивание «Сказки
о глупом мышонке».
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я предлагаю вам совершить
путешествие
в
волшебную,
сказочную
страну,
где
происходят
чудеса
и
превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что
это за страна?
Дети: Это сказка.
В.: какие бывают сказки?
Д.: весёлые, смешные, грустные, добрые и т.д.
В.: Вы знаете в мире много сказок грустных и смешных.
В.: Скажите где можно увидеть или услышать сказку.
Д.: В книге, в телевизоре, в театре.
В.: Кто в театре показывает зрителям сказку?
Д.: Актёры, артисты.
В.: А вы хотели бы стать артистами?
Д.: Да.
В.: Хорошо. Чтоб превратиться в артистов нужно произнести волшебные слова. Для
этого нужно произнести слова тихо, громче, громко.
Раз, два, три – повернись
И в артиста превратись!
Теперь вы все артисты. Приглашаю вас в удивительный мир театра!
В.: Мы с вами должны выполнить несколько театральных заданий.
Вы знаете, что ни будь о театре? Давайте поиграем в игру «Волшебная корзинка»
Доставайте с корзинки картинки и будем отвечать на театральные вопросы.
В.: как называются места в театре, где сидят зрители?
Д.: партер, амфитеатр, ложа, балкон, зрительный зал.
В.: Как называется место, где выступают артисты?
Д.: сцена.
В.: Как называются шторы, открывающиеся перед представлением?
Д.: занавес.
В.: Чем публика обычно награждает артистов в театре?
Д.: аплодисментами.
В.: Как называется объявление о спектакле?
Д.: афиша.
В.: Кто руководит оркестром в театре?
Д.: дирижёр.
В.: Кто шьёт костюмы для актёров?
Д.: костюмер.
В.: Как называются куклы в театре?
Д.: Марионетка, петрушечная (перчаточная), теневая кукла, ростовая, тростевые,
В.: Много вы знаете о театре.
В.: На сцене артисту нужно красиво говорить, проговаривать слова чётко, громко и
внятно.
Будем с вами учиться красиво говорить. Предлагаю поиграть в игру «Воротца со
змейками».
Перед кем закроются воротца, тот должен сказать скороговорку или чистоговорку.
(узнать по картинке)
В.: Скажите мне, друзья,
Как можно изменить себя?
Чтоб быть похожим на лису?
Или на волку, иль на козу?
Или на принца, или на Бабу Ягу?
(Примерные ответы детей: изменить внешность можно с помощью костюма, маски,
грима, прически, головного убора.)
А без костюма можно, дети,
Превратиться, скажем, в ветер,
Или в дождик, или в грозу,
Или в бабочку, или в осу?
Что поможет здесь, друзья?
(Ответы: жесты и конечно мимика) .
Что такое мимика?
(Ответ: выражение нашего лица)
В.: поиграем в игру «Кубик эмоций». На каждой грани этого кубика заколдовано
животное. Этих животных вы можете расколдовать, если угадаете какое настроение
и изобразите это настроение.
Ёжик шёл по тропинке, и вдруг нашёл грибок и удивился. Кто расколдует мне
ёжика? (смотреть в зеркало удивлённо).
Цыплёнок тоже гулял по тропинке и нашёл червячка и был таким довольным.
Петрушка пришёл в театр и хочет выступать и смешить людей. Какой он будет?
А зайчишка всего боится в лесу.
А мишка у нас грустный, потому что ему надо ложиться в спячку.
Крокодил злой, потому что он голодный.
В.: Следующее задание. Вы знаете, что такое пантомима? Это когда показывают
чувства героев без слов: выражением лица, жестами, движение тела. Это
упражнение на молчание.
«Театр пантомимы».
Первое задание для девочек.
Нужно показать, как танцует Фея на балу у Золушки.
Как злится ведьма, узнав, что Белоснежку спасли гномы.
Задание для мальчиков.
Как радуется Буратино, когда находит золотой ключик.
Как сердится волк на зайца.
А все вместе ребята покажем.
Как грустит зайчик, когда лиса его выгнала из домика.
В.: Пока мы с вами играли, пришёл к нам мышонок. Из какой он сказки?
Д.: «Сказка о глупом мышонке».
В.: Какой мышонок в этой сказке?
Д.: непослушный, капризный, ленивый.
Театрализованная постановка сказки
С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»
Ход игры:
Сказочница:
Много сказок есть на свете
Сказки очень любят взрослые и дети,
Все хотят в них побывать
И немножко поиграть.
Мы расскажем про мышонка,
Про капризного ребёнка.
(песня «кукареку-кукареку петухи запели»)
Мышонок лежит в кроватке, выбегает Мама-Мышка.
Мама: - Всё сынок, пора вставать
И кроватку заправлять.
Мышонок: - Не хочу вставать, мне лень,
Буду я лежать весь день.
Мама: - Кто поможет? Как же быть?
Как мышонка разбудить?
Сказочница: -Гости разные спешат.
Кто поднимет малыша?
Утка: - Кря-кря-кря, вставай малютка!
После дождичка в саду
Червячка тебе найду!
Мышонок: - Мне вставать сегодня лень,
Я буду лежать весь день!
Утка: - Какой капризный ребёнок!
(звучит песенка про лягушку)
Лягушка: - Ква, мышонок есть пора дам тебе я комара.
Мышонок: - Мне вставать сегодня лень,
Я буду лежать весь день!
Лягушка: - Какой ленивый ребёнок!
(звучит песенка про лошадку)
Лошадка: - Иго-го, вставай дружок!
Дам тебе овса мешок!
Мышонок: - Мне вставать сегодня лень,
Буду я лежать весь день.
Лошадка: - Какой капризный ребёнок!
(звучит песенка про хрюшку)
Хрюшка: - Хватит спать мой друг, хрю-хрю,
Поднимайся говорю!
Мышонок: - Мне вставать сегодня лень,
Буду я лежать весь день.
Хрюшка: - Какой непослушный ребёнок!
(звучит песенка про петушка)
Петушок: - Кукареку, просыпайся
И покушать собирайся!
Встань мышонок, день в окно!
Детки бегают давно!
Все цыплята на лугу
И утята на пруду!
Мышонок: - Я ещё раз говорю-
Никуда я не пойду!
Всё, что нужно в жизни мне
Я увижу и во сне!
(звучит песня про кошку)
Кошка: - Спи мышонок, сладко-сладко,
Мяу-мяу, всё в порядке.
Всё равно ночной порой
Мы бы встретились с тобой.
Не нужны нам кошки-мышки,
Надоела беготня,
Спи мышонок сладко-сладко.
Мышонок: - Не обманешь ты меня!
(мышонок встаёт с кровати и убегает от кошки.)
Сказочница: - Друзья, давайте маму слушать
И не лениться никогда.
Поверьте, вас не смогут скушать
Когда послушны вы всегда!
В: Много с вами повидали
В сказку дружно поиграли.
А теперь детвора
В садик возвращаться нам пора…
Топни, хлопни, вокруг себя обернись,
в детском саду окажись!
В.: В какой волшебной стране вы были?
Д.: В сказке.
В.: Кем вы там были?
В.: Что вы можете пожелать мышонку?
В.: Все артистами сегодня побывали. Очень хорошо все показали. Все
старались, молодцы! Похлопаем друг другу от души!
Надеюсь, что наше сказочное путешествие вам понравилось!