Напоминание

Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья в условиях реализации ФГОС ДО


Автор: Кашкина Вера Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 13 "Незабудка" комбинированного вида"
Населённый пункт: Архангельская область, город Северодвинск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья в условиях реализации ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья

в условиях реализации ФГОС ДО

Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса

в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) является особенно актуальной

на современном

этапе развития общества. Проблему здоровья следует рассматривать

в широком социальном аспекте.

Современные условия жизни предъявляют

повышенные

требования

к

состоянию

здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.

Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и сохранения

здоровья.

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного, физического

и социального развития ребенка. Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая

задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени

– дошкольного.

Дошкольное детство

период

интенсивного

роста

и

развития

организма

повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе,

к

профилактическим

и оздоровительным

мероприятиям,

проводимым

в

ДОО.

Эффективность этих мероприятий во многом зависит от того, насколько естественны

и адекватны условия жизнедеятельности ребенка в детском саду.

Культура здоровья дошкольника рассматривается как социализация, подготовка его

к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанная на представлениях и опыте,

которые приобретаются в педагогическом процессе в ДОО и семейном воспитании.

Основная задача заключается в том, чтобы воспитать у дошкольника уважение

к собственному здоровью и желание его беречь. Важно сформировать у детей базу знаний

и

практических

навыков здорового

образа

жизни,

осознанную

потребность

в

систематических

занятиях

физической культурой

и

спортом.

Одновременно

его

необходимо учить самому заботиться о своем здоровье; способствовать овладению

основами культурно-гигиенических навыков; знакомить с элементами самоконтроля

во время двигательной активности; учить понимать, что и как влияет на самочувствие

человека; воспитывать умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни

и здоровью, а иногда и предотвращать их.

Реализация задач, модели формирования основ

культуры здоровья достигается в режимных процессах, через воспитание культурно-

гигиенических навыков, а также средствами рационального питания.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного

образования (далее – ФГОС ДО) социально - коммуникативное развитие направлено

на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; познавательное

развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях;

физическое развитие включает становление ценностей здорового образа жизни, овладение

его элементарными нормами и правилами.

На этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей

мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

Важным является комплексный подход к оздоровлению детей через использование

здоровьесберегающих технологий в детском саду. Формирование здорового образа жизни

дошкольников – главная основная, жизненно важная привычка. Она аккумулирует в себе

результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного

возраста в решении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Воспитательно-образовательный

процесс

должен

быть

организован

с

учетом

принципов: сохранение, укрепление и формирования здоровья. В связи с этим необходима

организация непрерывной образовательной деятельности (далее – НОД) с акцентом

на решение оздоровительных задач физического развития. Реализация инновационных

здоровьесберегающих технологий необходима в течение всего времени пребывания

воспитанников в ДОО.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с детьми, отражают две

линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре

и использование развивающих форм оздоровительной работы. Для этого необходимы:

профилактика

болезней,

укрепление

здоровья,

комплекс

эффективных

лечебно-

профилактических мер на протяжении всего дошкольного возраста.

Цель используемых здоровьесберегающих технологий – обеспечить высокий уровень

реального здоровья воспитаннику детского сада и осознанного отношения ребенка

к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать

и сохранять его компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно

решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные

с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Процесс формирования культуры здорового образа жизни дошкольников связан

с

формированием

привычки

к

чистоте,

соблюдению

гигиенических

требований,

с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии

на здоровье человека. Важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков

здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической

культурой и спортом.

Уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему

здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности.

Формирование культуры здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий,

режимных

моментов,

в

игре,

на

прогулках,

в

трудовой

деятельности.

Процесс

формирования

культуры

здорового

образа

жизни

у

детей

дошкольного

возраста

осуществляется путем использования различных форм, методов и приемов работы.

На занятиях и в НОД дети получают представления о здоровье человека, о взаимосвязи

между окружающей социальной и природной средой и состоянием здоровья человека,

удовлетворяя тем самым когнитивные потребности в познании самого себя и окружающего

мира.

Используются следующие методические приемы:

- рассказы и беседы;

- моделирование различных ситуаций;

- рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

- сюжетно-ролевые игры;

- дидактические игры;

- игры-тренинги;

- игры-забавы;

- подвижные игры;

- пальчиковая и дыхательная гимнастика;

- физкультминутки.

Расширению и закреплению полученных представлений способствуют наблюдения,

беседы,

игры,

экскурсии,

прогулки,

проблемные

ситуации,

ознакомление

детей

с благоприятным воздействием природы на здоровье человека и значением природы

для здорового образа жизни (оздоровительное влияния природных факторов: солнца,

чистого воздуха, воды).

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится

культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом

образе жизни у детей необходимо использовать следующие формы работы с родителями:

информационные

бюллетени,

рекламные

буклеты,

тематические

выставки,

информационные уголки здоровья, консультации и участие в спортивных семейных

эстафетах.

2

Основы культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются

наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение

режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их

в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки,

делать зарядку. Для формирования культуры здорового образа жизни необходимы

специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания.

Практика показывает, что мероприятия по формированию культуры здорового образа

жизни у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают

свои

результаты:

дети

спокойны,

активны,

отсутствует

плач,

возбуждение,

дети

не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются

бодрыми.

Детская книга – важное средство воздействия на детей. Ценные возможности при

формировании представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни дает чтение

художественной

литературы.

Дети

дошкольного

возраста

очень

эмоционально

воспринимают описанные события, мысленно участвуют в них. Детские художественные

произведения

воспитывают,

формируют

устойчивые

представления

и

культуру.

Чтение художественной литературы на тему укрепления и сохранения здоровья детей

и совместное обсуждение прочитанного помогают сформировать у ребенка прочные

представления о здоровом образе жизни.

Таким образом, культура здорового образа жизни детей дошкольного возраста – это

результат организации целенаправленного взаимодействия взрослого и ребенка, результат

воспитания в семье и в ДОО. Свое начало культура здорового образа жизни ребенка берет

в семье. И это предъявляет самые серьезные требования к культуре здоровья родителей

и семьи в целом. Дошкольная образовательная организация как универсальная среда,

помогает ребенку обрести элементарную культуру здорового образа жизни, определяя тем

самым здоровый путь его развития.

Список используемой литературы

1.

Воробьева М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева //

Дошкольное воспитание. – 2014. - № 4. – с.19.

2. Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных

образовательных учреждениях. – СПб.: Кара, 2012. – 176с.

3. Сорокина И. В. Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа

жизни // Молодой ученый. - 2016. - №6. - С. 823-825.

4. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011 . – 64с.

3



В раздел образования