Напоминание

"Развитие коммуникативных навыков младших школьников посредством театрализованной деятельности".


Автор: Юшкетова Анастасия Сабирзяновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №10
Населённый пункт: г. Кушва, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие коммуникативных навыков младших школьников посредством театрализованной деятельности".
Раздел: начальное образование





Назад




Юшкетова Анастасия Сабирзяновна, учитель начальных классов, МАОУ СОШ №10 г.

Кушва, Свердловская область

«Развитие коммуникативных навыков младших школьников посредством

театрализованной деятельности».

Развитие коммуникативных навыков у младших школьников чрезвычайно актуальная

проблема, так как степень сформированности данных навыков влияет не только на

результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в

целом. Навыки формируются в деятельности, а коммуникативные навыки формируются и

совершенствуются в процессе общения учащихся как на уроках, так и во внеурочной

деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего

образования

(ФГОС

НОО)

предлагает

формировать

коммуникативные

универсальные учебные действия для адаптации ребенка в социуме.

Что же такое коммуникативные навыки?

коммуникативные навыки – это навыки общения, умения слушать,

высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать

и отстаивать свою позицию;

коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими

людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее

передавая.

Среди средств, способствующих накоплению коммуникативных навыков в периоде

развития ребенка в условиях обучения, называют театрализованную деятельность.

Театр – это искусство коллективное. И дети постигают здесь то, чего не всегда можно

добиться от них во время стандартного общеобразовательного процесса в школе. Занятия

театрализованной деятельностью

дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнерами и зрителем,

прививают чувство коллективизма, любовь к труду, смелость, в полной мере формируют

коммуникативные умения.

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в

детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить

фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности. В своей

педагогической деятельности в рамках внеклассной работы я очень часто с ребятами

занимаюсь театрализованными постановками при подготовке к различного рода

праздникам. В 2018 году у меня возникла идея воплотить в жизнь кукольный театр в

нашем классе.

Свою задумку я огласила на родительском собрании, родители меня поддержали. Папа

одной воспитанницы за лето своими руками сделал нам передвижную ширму. А

остальные родители совместно с детьми сшили перчаточные куклы. Чтобы персонажи не

повторялись, я сама распределила, кто какую куклу будет шить. В результате в нашем

кукольном театре на сегодняшний день насчитывается 24 куклы. Туловище у всех кукол

одинаковое, а вот головы

изготовлены тремя различными способами: папье-маше,

выкройка из ткани или просто голова от старой ненужной игрушки.

Я не рассматривала создание театра только как развлечения. Он должен был мне помочь

развить ребёнка всесторонне. Ещё Виталий Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится

на кончиках его пальцев». Этот вывод не случаен. Действительно, рука имеет большое

представительство в коре головного мозга, поэтому кукольный театр имеет большое

значение для развития ребенка. Занятия детей в кукольном театре развивают у детей

фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством

детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности ребёнка,

развивают моторику рук и пальцев, двигательную активность ребёнка. Кукла провоцирует

детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития

диалогической речи.

При работе над театром следует соблюдать определённые правила.

1. Работа постановки начинается с подбора сказок. Для первых выступлений подбираются

простые русские сказки. Выбирая сказки, дети учатся понимать темы текстов, вкладывать

в текст эмоции, озвучивая образ своего героя. Знакомясь с текстом выбранной сказки,

дети изучают грамматический строй речи, учатся говорить развёрнутыми предложениями,

насыщенными образами, использовать эпитеты, сравнения — пользоваться в своей речи

всеми богатствами языка.

2. Готовясь к участию в кукольном спектакле, дети обогащают словарный запас, получают

понятие о литературном языке и норме произношения, культуре речевого поведения,

знакомятся с монологическим высказыванием и диалогами. Юные актёры работают над

расширением тембрального диапазона, занимаются дыхательной и артикуляционной

гимнастикой, заучивают текст.

3. Важно, что в кукольном театре ребёнок говорит опосредованно от лица куклы, сам

находясь в это время за ширмой. Ширма помогает раскрепоститься, снять определённый

зажим перед аудиторией. Так кукольный театр позволяет застенчивым детям перешагнуть

черту робости и стеснения, решиться на выступление перед зрителями. Параллельно у

ребёнка развиваются и движения рук — ведь актёры кукольного театра должны

«оживить» своих перчаточных партнёров по спектаклю, передавая им свою энергию.

4. Кукольный театр позволяет решать задачи и трудового воспитания: подготовка к

театрализованным играм предполагает изготовление кукол и декораций к спектаклям, в

чем с удовольствием принимают участие воспитанники.

Прежде чем приступить к работе над сказкой, мы

с ребятами читаем сценарий,

распределяем роли, учитывая интересы и индивидуальные особенности развития каждого

ученика. Репетиции и обсуждения. Это самая интересная и трудная работа. Ведь прежде

чем получится настоящее представление, понадобится несколько репетиций. И каждое

такое повторение, каждая репетиция – это ступенька к совершенному воплощению

театрального действа. Здесь ребята начинают проявлять свои творческие способности. Но

не менее важным является обсуждение пьесы – о чём она, какая в ней главная идея,

какими видятся главные герои самим исполнителям. Ну и, конечно, обсуждение после

выступления. А всё ли у нас получилось или над чем-то нам ещё предстоит работать.

Игра в театр дала свои результаты.

Класс стал одной дружной командой, где важны все участники, где любое мнение будет

высказано и выслушано, где каждый начал верить в себя и в других. Речь становится у

ребят эмоционально насыщенной, выразительной, грамотной. Они начинают использовать

новые слова, пословицы, поговорки из сценария, тем самым обогащая свой словарный

запас.

Ребята

стали

быстрее

запоминать

слова

всех

персонажей,

бывает,

что

импровизируют за ширмой, что также приветствуется.

Различные ситуации во время репетиции и выступлений учат детей взаимопомощи,

уважению, терпению. Ребята вместе радуются маленьким победам, рассуждают над

причинами неудач.

Всё это даёт возможность развить эмоционально-волевую сферу ребёнка. Во время игры

дети испытывают радостное волнение, а после выступления – глубокое удовлетворение,

наслаждение, приятное чувство собственной значимости и раскрепощения.

Вся работа подчинена одному результату – рождению спектакля на сцене, которое

способно зажечь в юных актёрах и зрителях подлинную театральную радость.

Нашу творческую работу высоко оценили учителя и учащиеся школы. Мы выступали со

своими постановками на школьных праздниках в рамках празднования Дня учителя, 8

марта, дня матери и многих других. Выходили с ребятами к учащимся начальной школы,

защитили коллективный проект на научно-практической конференции в 2018-2019

учебном году, дистанционно приняли участие в Горнозаводском фестивале творческих

работ «Малахитовая шкатулка», отправив видеоролик кукольного театра по сказам

Бажова, заняв 4 место.

Кроме этого у нас есть призовые места в конкурсах чтецов: «Магия слова», «Читалочка»,

«Самое дорогое», «Моё наследие», «Россия – родина моя!» как на уровне школы, так и на

уровне города, в городском конкурсе сочинений «Вы мои пушистые, вы мои пернатые».

В прошлом учебном году приняли участие в областном туре «Читалочка», экологической

кейс-игры «Экоколобок».

Сравнительный анализ техники чтения по четвертям показал уменьшение количества

детей, допускающих ошибки в окончаниях, в постановке ударения, в искажении слов.

Чтение у большинства учеников стало внятным, чётким, ребята соблюдают паузы,

логические ударения. Процент успеваемости по итогам учебного года сохранен, процент

качества и СОУ повышен.

С куклами мы работаем уже второй год, ребятам очень нравится. За это время

поучаствовать в постановке получилось у всех ребят класса. Играя с куклами за ширмой,

даже самые застенчивые почувствовали себя более свободными и уверенными. И это я

считаю очень здорово! Интерес у них за это время к кукольному театру не пропал, они с

нетерпением ожидают следующей постановки.

Константин Станиславский говорил: «Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает,

воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас

мудрости и доброты». Любите театр, и он ответит вам взаимностью!



В раздел образования