Авторы: Соловьева Людмила Викторовна, Малашина Ирина Михайловна
Должность: воспитатель, заведующий
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №6 г.кКалининска Саратовской области"
Населённый пункт: г.Калининск
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность как фактор повышения качества процесса образования в дошкольном учреждении.
Раздел: дошкольное образование
Проектная деятельность как фактор повышения качества процесса
образования в дошкольном учреждении.
Соловьева Людмила Викторовна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №6 г.
Калининска саратовской области"
Малашина Ирина Михайловна, заведующий МБДОУ "Детский сад №6
г.Калининска Саратовской области"
В статье авторы представляют опыт работы по использованию проектной
деятельности в образовательном процессе со старшими дошкольниками.
Существенные изменения в политике дошкольного образования,
связанные с переходом на позицию личностно - ориентированной
педагогики, требуют от педагогов применения инновационных
образовательных технологий. Внедрение инновационных технологий в
образовательный процесс предполагает изменение деятельной позиции
педагога: осмысление (рефлексии) своего собственного практического
педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменение и
развитие учебно-воспитательного процесса с целью достижения более
высоких результатов, получение нового знания, качественно иной
педагогической практики. Следовательно, инновационные технологии,
применяемые в дошкольном учреждении, должны влиять на процесс
обучения и повышать его качество, которое определяется уровнем знаний,
навыков, умений, компетенций воспитанников, уровнем развития их
личностных свойств, психологической комфортностью обучения,
изменением профессиональной компетентности педагога и его отношения к
работе, ростом престижа детского сада в социуме и др.
Изучив многочисленные подходы, методы, технологии мы выбрали
такую форму работы, которая объединяет воедино все виды деятельности и
вовлекает всех участников воспитательного процесса, включает все
компоненты позитивной социализации - проектная деятельность.
Проектная деятельность в ДОО – это метод педагогически
организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе
поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по
достижению намеченных целей, завершающаяся созданием творческих
работ.
Анализ психолого - педагогической литературы и опыт практической
деятельности позволил собрать материал о применении проектной
деятельности в ДОО и создать ментальную карту "Содержание проекта" . В
ней нашли отражение формы взаимодействия с родителями воспитанников и
социальным окружением, варианты взаимосвязи с другими технологиями
(ИКТ, здоровьесбережение), использование игр, художественной
литературы, а также варианты предоставления результатов и презентации
проекта. Особенное внимание было уделено способам вхождения в проект.
В течении двух лет в МБДОУ "Детский сад №6 г.Калининска
Саратовской области" с детьми старшего дошкольного возраста были
разработаны и реализованы проекты разной направленности:
- "Праздник Зонтика" - творческий познавательно-исследовательский
эколого - биологической направленности;
- "Елочные игрушки": "Мастерская Снегурочки" - творческий
познавательно-исследовательский;
- "Широкая Масленица" - творческий познавательно-
исследовательский;
- "Спешите делать добро" - социальный проект волонтерской
деятельности ;
- "Капустница" - творческо - исследовательский;
- "Что мы знаем о Снегурочке?" - творческий познавательно-
исследовательский;
- "Музеи Саратовской области" - познавательно - творческий.
Остановимся подробнее на некоторых из них.
Творческий познавательно-исследовательский проект "Елочные
игрушки": "Мастерская Снегурочки" был направлен на расширение и
систематизацию знаний детей о традициях украшения новогодней елки,
истории возникновения елочной игрушки, технологии ее изготовления.
Участие воспитанников в проекте дало им возможность приобрести и
усвоить знания, практические навыки взаимодействия с окружающим миром,
возможность выразить свое отношение к освоенному, научиться замечать
проблемы и противоречия в окружающей действительности, искать пути их
преодоления.
Работа была представлена на Региональный конкурс исследовательских
работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я –
исследователь!» и заняла 1 место.
Другое направление в работе с детьми - социальные проекты, которые
позволяют формировать мировоззрение, устанавливать новые способы
социального взаимодействия с миром взрослых. Цель таких проектов -
привлечь внимание воспитанников к актуальным социальным проблемам
местного сообщества. Таким проектом стал социальный проект волонтерской
деятельности "Спешите делать добро", целью которого стало привлечение
внимания детей и родителей к проблеме брошенных животных в нашем
городе через совместно организованную познавательно - творческую и
волонтерскую деятельность.
По итогам проекта у детей повысилась социальная активность,
готовность принимать личное практическое участие в улучшении
социальной ситуации, развились такие качества как трудолюбие,
доброжелательность, заботливость, отзывчивость, милосердие,
сформировались социально - коммуникативные навыки, позволяющие
достичь успеха в повседневной детской деятельности и получить признание в
обществе сверстников. Нами был сделан вывод: социальные проекты
волонтерской деятельности - мощное, обладающее безграничным
воспитательным потенциалом, средство социализации дошкольников.
Проект был представлен на региональный онлайн-конкурс совместной
деятельности дошкольного образовательного учреждения и родителей
воспитанников «Наша дружная семья – ДОУ, папа, мама, Я!» и по оценке
жюри стал лауреатом.
Еще одним направлением в работе с дошкольниками стал
познавательно - творческий проект "Музеи Саратовской области", целью
которого стало формирование у дошкольников бережного отношения к
истории, культуре родного края, любви к малой родине через знакомство с
музеями Саратовской области.
В процессе совместной деятельности у детей вырос интерес к
окружающим людям, сформировались социальные мотивы поведения. В ней
произошла передача социального опыта, ребенок выступал как субъект
деятельности, активно участвовал в преобразовании окружающего мира,
выстраивал отношения с окружающими, вырабатывал субкультурные нормы
и правила. Работа в проекте позволила детям включиться в определенную
систему получения знаний и привела к появлению новых типов отношений
между ними и социальным окружением.
Проект был представлен на Региональный онлайн-конкурс
методических разработок эколого-краеведческой направленности «Сохраним
Саратовский край» и по оценки жюри стал лауреатом.
Таким образом, можно отметить, что последовательность проведенных
проектов, их системность и взаимообусловленность эффективно
способствуют развитию детей старшего дошкольного возраста, делают
родителей активными участниками процесса обучения своих детей,
повышают престиж детского сада. Другими словами, проектная
деятельность, как инновационная технология, является фактором
повышения качества процесса обучения в дошкольном учреждении.
Педагогический опыт по теме исследования был обобщен и
представлен на конкурс "Воспитатели России", где педагог занял первое
место в регионе, а также принял участие в Всероссийском конкурсе имени
Л.С. Выготского.
Результаты работы были представлены на семинаре «Личностно-
деятельностный подход как условие повышения эффективности учебно-
воспитательного процесса в современном образовательном учреждении в
условиях реализации ФГОС», на межрегиональной заочной научно-
практической конференции «Образовательные инновации: опыт и
перспективы» - статья "Проектные технологии в системе дошкольного
образования", на региональный конкурс научно-исследовательских работ
педагогов «Грани педагогического исследования» - доклад "Социально -
коммуникативное развитие старших дошкольников через проектную
деятельность".
Литература:
1. Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов
ДОУ /В. С. Близнецова // Справочник старшего воспитателя дошкольного
учреждения.2009. №9. С.33-40.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.
Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса , А.Н.
Веракса – М.: Мозаика- Синтез, 2014. – 64 с.