Напоминание

"Преемственность по подготовке детей к школе между ДОУ и школой"


Автор: Семеркина Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №20
Населённый пункт: город Муром, Владимирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Преемственность по подготовке детей к школе между ДОУ и школой"
Раздел: начальное образование





Назад





МБОУ СОШ №20

Преемственность по подготовке детей к школе

между ДОУ и школой
Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Поэтому, в современных условиях перед администрацией ДОУ и школы встала задача: организовать работу по обеспечению преемственности между образовательными учреждениями без нарушения преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, формах организации обучения и воспитания, уделить должное внимание требованиям общества к качеству воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основаниями для реализации
принципа преемственности
между дошкольным и школьным образованием являются:  ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»;  создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения;  организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности;  подготовка перехода от игровой деятельности к учебной;  обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности. Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно- воспитательной работы. Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. С целью объединить всех заинтересованных участников, педагогическим коллективом школы была сделана попытка разработать научно - практический подход в организации качественной подготовки дошкольника к обучению в школе в условиях специально организованной педагогической работы. Отталкиваясь от современной трактовки понятия «преемственность», которое сегодня характеризуется более широко - как
«непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка,

имеющий

общие

и

специфические

цели

для

каждого

возрастного

периода»,
нами были определены ведущие дидактические принципы и организационно – педагогические условия построения преемственной развивающей образовательной системы, в которой мы обозначили важнейшие аспекты проблемы преемственности: целевой, содержательный, технологический, психологический, управленческий и структурно – организационный. Разработка подхода осуществлялась с учетом условий действующего Договора о сотрудничестве между средней школой № 20 и ДОУ микрорайона (158, 62, 64, 45), с опорой на современные нормативно – правовые документы в области образования. В соответствии с обозначенным подходом мы проделали следующую работу: 1. Целевая преемственность обеспечена согласованием целей воспитания, обучения и развития на уровне детского сада и начальной школы, т.е. подчиненность всего воспитательно- образовательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его общеинтеллектуальных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки. Нами сопоставлены и приведены в соответствие
модели выпускника ДОУ и

первоклассника.
2. Содержательная преемственность обеспечена созданием сопряженных учебных планов и программ, их согласованием по отдельным ведущим образовательным областям с учетом ведущей деятельности и возросшей компетентности воспитанников. В организации
дополнительного
1

образования
(кружковая работа) учитывается преемственность в реализации приоритетных направлений ДОУ – СОШ (62- организация работы по профилактики ДТТ, гражданско-правовое направление – 158). С целью выравнивания стартовых возможностей детей 6,5 и 7 лет на этапе их перехода к обучению в школе

педагогом - психологом детского сада разработана
Программа коррекционно

– развивающей работы с детьми 5 - 5,5 лет
, которая представляет собой систему игровых занятий, направленных на психологическую подготовку воспитанников старших групп детского с ада к поступлению в школу на основе индивидуального подхода в соответствии с «зоной ближайшего развития». 3 . Технологическая преемственность обеспечена нами отбором общих средств обучения, выработкой общих подходов к организации воспитательно-образовательного процесса в подготовительных и старших группах детского сада и начальных классах, при которой обучение дошкольников осуществляется на основе специфических для этого возраста видов детской деятельности. Выработаны и соблюдаются единые для детского сада и начальной школы принципы организации предметно - развивающей среды игровых комнат, учебных классов и кабинетов. В практике сложился определенный опыт связи детского сада и школы. Выделяют две линии, по которым идет установление этой связи:  тесный контакт педагогических коллективов детского сада и школы;  непосредственное сближение дошкольников и первоклассников. Воспитатели знакомятся с содержанием и спецификой учебно-воспитательной работы в начальных классах школы, определяя перспективы развития детей и обеспечивая тот его уровень, который требует школа. В свою очередь, учителя получают представление о содержании воспитательно-образовательной работы, осуществляемой в детском саду, с тем, чтобы опираться на имеющиеся у детей знания и опыт. Формы связи между этими педагогическими коллективами разнообразны:  совместное обсуждение и изучение программы I класса и «Программы воспитания в детском саду», глубокое осмысление их преемственности;  ознакомление учителей с формами работы в подготовительной группе, а также уровнем знаний и умений, приобретенных детьми к концу старшего дошкольного возраста;  присутствие педагогов начальных классов на занятиях в детском саду (в начале, середине и конце года), наблюдение за дошкольниками, индивидуальные беседы с отдельными из них, посещение педагогических совещаний, проводимых в детском саду по итогам работы в подготовительных группах; наблюдение воспитателей за своими воспитанниками в первые месяцы обучения в школе с целью выявления того, как они проявляют себя в новом коллективе, как усваивают программу I класса, какие встречают трудности;  посещение ПМПК в школе по итогам успеваемости учащихся первых классов;  проведение конференций и Педагогических чтений по проблемам всесторонней готовности детей дошкольного возраста к школе, совместные обсуждения новинок педагогической и психологической литературы и ознакомление с передовым опытом работы дошкольных учреждений и школы по совместной подготовке детей к обучению в школе. В результате таких контактов педагогов детских садов и школ достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, глубже вникают в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает им установить преемственность в методах воспитательного воздействия. Связь между детьми подготовительной группы и школьниками поддерживается в течение учебного года. Ознакомление дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться, подражать пионерам и октябрятам. Формы этой работы разнообразны: экскурсии в школу, посещение школьного музея, библиотеки, мастерской, проведение совместных занятий, утренников, музыкально-литературных вечеров, организация выставок рисунков и поделок, встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского 2
сада. Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой — необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению. 4. Психологическая преемственность обеспечивается совершенствованием форм и методов воспитательно-образовательной работы в детском саду и в школе с учетом общих возрастных особенностей, характерных для детей младшего школьного возраста в целом. Администрацией и педагогами – психологами детского сада и школы согласованы нормы и критерии оценки способностей детей на смежных этапах обучения. 5. Управленческая и структурно – организационная преемственность обеспечивается нами реализацией общих подходов к управлению и организацией работы по осуществлению преемственных связей, которые вырабатываются участниками процесса в ходе проведения совместных мероприятий: круглых столов, семинаров – практикумов, ПМПК, совместных заседаний МО, методических совещаний специалистов, совместных мероприятий, организации шефской помощи СОШ – ДОУ.
Управленческая и структурно – организационная преемственность
На 1 – ом этапе (август - сентябрь) производится сбор исчерпывающей информации о
состоянии

работы
по подготовке к школьному обучению воспитанников детского сада в ходе комплексного психолого - медико-педагогического экспресс – наблюдения за будущими выпускниками. С этой целью в детском саду разработан полный пакет диагностических методик для детей старшего дошкольного возраста. На 2 –ом этапе (сентябрь) на основе полученных результатов планируются коллективные и дифференцированно – индивидуальные формы работы с педагогами, детьми и родителями. Связывающим звеном в
организации преемственного взаимодействия
воспитателей детского сада, учителей школы, специалистов является творческая группа «Выпускник» ДОУ. Именно здесь устанавливаются сотрудничество, происходит согласование, организуется сотворчество двух смежных ступеней образования. Качество подготовки детей к обучению в школе контролируется в течение года (октябрь - май) экспертными группами специалистов и администрации согласно перспективного плана контроля по осуществлению преемственности. Контрольные мероприятия составляют содержание 3 – го этапа работы и обеспечены необходимыми методиками, тестами, оценочными материалами.

Итоги по подготовке детей к школе представляются на Совете педагогов ДОУ, совместных минипедсоветах (СОШ – ДОУ), совместных заседаниях методических объединений специалистов, городской ПМПК. На основании принятых решений для выпускников ДОУ оформляются пакеты сопровождающих документов. Завершает цикл (сентябрь-октябрь) диагностический этап мониторинга по
отслеживанию успешности адаптации и обучения
в 1 – ых классах городских школ выпускников детского сада. Результаты адаптации получаем в ходе посещений уроков, собеседований с зам. директора СОШ, учителями первых классов, которые заполняют соответствующие таблицы эффективности. Итоги работы подводятся на совместном минипедсовете по преемственности. Выявленные причины дезадаптации и выводы, полученные в ходе обсуждения проблемных вопросов, служат основой для планирования и совершенствования дальнейшей работы по реализации принципа целостности в разработке
содержательной

и

организационной

преемственности между образовательными уровнями дошкольным и начальным школьным

звеном
на очередной год. Мониторинг успешности адаптации к обучению выпускников детского сада позволяет нам сделать вывод, что представленная нами
система

работы
дает положительные результаты. Количество детей с высоким уровнем обучаемости повысилось на 4%, средний - снизилось на 12%, ниже среднего - осталось на том же уровне, низкого – в последние два года нет. Наиболее успешно выпускники учатся по предметам математического и гуманитарного циклов. Учителя начальных классов за период отслеживания сформированности личностных качеств выпускников детского сада отмечают достаточно высокий уровень эмоционально – положительного отношения к окружающей действительности, коммуникативности, трудолюбия, любознательности и самостоятельности. В школьных кружках, городских секциях, учреждениях дополнительного 3
образования задействованы и продолжают успешно развивать свои способности до 60% выпускников ДОУ микрорайона. В нашей школе подготовка к учению в школе тех шестилетних детей, которые не посещают детский сад, осуществляется на занятиях школы будущего первоклассника «Филиппок» на основе образовательной программы «Предшкольная пора», модифицированной педагогами начальных классов школы на основе программы «Преемственность» (автор Н.А.Федосова), которая в 1997 г., 2001 г., 2005 г. проходила экспертизу и имела гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации»; с 22.01.97г. рекомендована «Органам управления образованием субъектов Российской Федерации» Минобразованием России — Письмо №990.14-15 от 22.01.97 года «О подготовке детей к школе, при организации занятий на базе общеобразовательных учреждений». Программа учитывает все требования, характерные для данного типа программ согласно ст.14, 26 Закона РФ «Об образовании» и соблюдает права ребёнка согласно «Декларации прав ребёнка», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». В основе программы подготовки к обучению в школе лежат личностно-ориентированные и развивающие
технологии
.
Цель программы:
 обеспечить равные стартовые условия прихода детей в школу, позволяющие успешно адаптироваться к новым условиям жизни;  подготовить дошкольника к любой системе школьного образования (УМК). В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе данная программа не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. В заключение хочется отметить, что: -совместная работа школы и детского сада способствует снятию стресса у будущих первоклассников; -сокращается адаптационный период ребенка в школе; - у воспитателей есть возможность следить за учебой своих детей и вносить коррективы в свою деятельность по подготовке воспитанников к школе; - учителя ближе знакомятся с будущими первоклассниками, системой работы воспитателя, родителями. Таким образом, решение проблемы преемственности мы видим, лишь при условии тесного сотрудничества школы и детского сада. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две начальные ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. 4


В раздел образования