Напоминание

Интегрированный урок "Это было в Филимоново"


Автор: Бабурина Ольга Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ "Дьяконовская СШ"
Населённый пункт: Венев
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Интегрированный урок "Это было в Филимоново"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дьяконовская средняя школа»

Интегрированный урок (музыка и

изобразительное искусство)

«Это было в Филимоново»

подготовила

учитель музыки,

изобразительного искусства,

технологии

Бабурина Ольга Владимировна

2020г.

Это было в Филимоново…

?

Ты откуда пришла к нам такая

,

.

Вся простая без хитрых затей

,

С длинной шеей и расписная

.

Для игры и забавы детей

Я тебя полюбил в раннем детстве

.

Мастерицею бабка была

Ты ко мне перешла по наследству

.

От красивых людей из села

.

Для тебя не страшны расстоянья

.

Ты

от предков далеких времен

Эти глиняные изваянья

.

Колокольной Руси перезвон

Н. Денисов

Цель: познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-

прикладного искусства, которое зародилось на Тульской земле; создать условия для

творчества по мотивам филимоновской игрушки; учить раскрашивать и создавать узоры с

помощью пластилина на силуэтах изображения; развивать чувство формы и ритма.

Материалы и инструменты:филимоновские игрушки; готовые варианты работ для показа

детям; силуэты петушка, вырезанные из плотной белой бумаги; пластилин жёлтого,

зеленого и красного цвета; дощечки, бумажные салфетки.

Средства обучения: карта Центральной России, карта Подмосковья, карта-схема

географии народных промыслов Подмосковья, выставка литературно-художественных

изданий о народных промыслах, различные виды изделий народных промыслов, плакаты,

видеофильм «Народные промыслы», презентация «Народные промыслы Центрального

района».

Когда человек впервые открыл для себя глину. Возник древнейший на земле промысел-

гончарный. И хотя в наши дни предметы массового производства окружают людей со всех

сторон во многих районах нашей страны и сейчас работают гончары-мастера.

Легенда.

Давно это было, так давно, что уж точно никто не помнит, когда именно. Шло на нашу

землю жестокое воинство, орда дикая и несметная. Поняли наши предки, что не одолеть

им одним вражью силу. А надо вам сказать, что юная и прекрасная дочь нашего

предводителя, была без памяти влюблена в Нестора, устюжского витязя. С Великим

Устюгом мы всегда, как кумовья были. Нет, конечно, бывало, что и ссорились, и друг

дружке кровь пускали, но это от молоденчества, а не по злобе. Вот послала наша

красавица Нестору прощальное письмо: “ Так и так, друг моего сердца незабвенный, не

суждено нам насладиться нашей красотой и молодостью, конец нам приходит, всей земле

нашей. Прощай и не поминай лихом”. Уговорил влюбленный Нестор отца своего

Анфанаила войско собрать, на помощь братьям идти. И вот вышли наши войны к краю.

Раздерихинского оврага поджидать вражью силу, чтобы умереть, да не сдаться. А вражья

сила тут как тут, в ночь и подошла, лигами гремя, без факелов, чтобы врасплох застать.

Всю ночь бились два войска, никакой стороне перевеса не было. А как только утречка

наступило, как только солнышка взошло, тут, а живых кровь-то и остановилась. Не с

вражьей силой дрались, не с кощеевой ордой, а со своими, с устюжским доблестным

воинством. Они, оказывается, есть не ели, пить не пили - на помощь спешили потому и

факелов не разожгли. И во время того смертного боя обнажилась в овраге земля, глина

красная да мягкая показалось. Вдовы с выплаканными глазами, понаделали из нее

свистулек, да засвистели, да решили свистеть до окончания веков, чтобы никогда своих да

чужих больше не принять, чтобы кровь свою не проливать, и не губить молодую любовь.

По большим праздникам собирается вятский народ на площадях, покупает наши игрушки,

свистульки особенно, и весь день ходит и свистит. И такой день называется

свистопляской.

Горе побеждается радостью. Обязательно побеждаемся, а не остается с радостью на

равных, ибо само искусство есть несомненный результат победы. И если есть искусство и

радость от него, то как же не верить в торжество победы, не прислониться к ней.

Постепенно ритуальные значение утрачивалось, но символическая способность

изображения осталась и глубока была воспринята народным искусством, фольклором:

конь - житель земли; олень - оберег семейной жизни; медведь - доброта, сила; лиса -

признак ума; барыня - признак даровитости, благодать; любата - кавалер и барышня

(символ любви и взаимопонимания в доме); птица - символ света, веселья и жителя неба.

Считалось, что громкий звук, свист отпугивает все злое. Возможно, поэтому и перешли

свистульки да погремушки к детям, как к наиболее нуждающимся в защите от всяких бед

и напастей.

Игрушка - одно из тех, проверенных веками средств, с помощью которых старшее

поколение сохранило, а младшее восприняло и передало дальше важную часть

накопленного опыта. Свою веру, знания, любовь и нежность к детям. Взрослые

воплощали в игрушках, насыщаю добротой и красотой. Игрушки каждого народа

уникальны. В них отражается общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и

художественные достижения. Несмотря на эти их различия, во многом они сходны-по

конструкции, форме, оформлению. А произошло это потому, что игрушки рождались в

труде. И известный умелец, и простой крестьянин учились у одного великого мастера-

природы. И в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребёнок играл. Только игрушки

у них были разными. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завёрнутая в тряпицу,

у других-дорогостоящие, сделанные на заказ механические куклы.

Русская народная игрушка- одно из ярких проявлений народной культуры. Разные роли

она выполняла. Прежде всего она тесно связана с детским бытом, с игрой. Другая её

функция-эстетическая, а также обрядовая, магическая. Особенно важную функцию несла

игрушка в древние времена, в крестьянском быту: с её помощью передавалось мастерство,

а с ним традиции нравственной культуры; в игрушках передавались ребёнку понятие об

окружающем мире, о добре и зле, о счастье и красоте. В далёком прошлом с помощью

игрушки в играх-упражнениях обучали труду. Игра и игрушка были необходимы, чтобы

передать от старшего поколения к младшему накопленный опыт. Отчасти поэтому

детские игры и игрушки, как и некоторые другие предметы и явления в древности

наделялись сверхъестественной магической силой.

Кукла имеет многовековую историю. Археологи на раскопках находят игрушки наряду с

утварью, предметами быта, что доказывает: древние мастера понимали назначение

детской игрушки. Кукла следовала за нашими предками с самого их рождения. Самой

распространённой игрушкой деревенских девочек была тряпичная кукла. Кукол этих

берегли: вырастет девочка, станет мамой и куклу своей дочке передаст. Тряпичная кукла

жила в каждой избе, в иных домах их было до сотни. Дети делали их сами лет с пяти. И

сейчас ребёнок без труда может сделать такую куклу.

А в древней Руси до появления ребёнка на свет мать делала куколку-берегиню, тщательно

соблюдая одно условие- изготовить её без ножниц и иголки. Ведь куколку нельзя было ни

уколоть, ни порезать-считалось, что в ней сохраняются материнская любовь и забота.

Часто куклу-оберег давали в дорогу мужу, сыну или брату. Сделанную своими руками

берегиню мать дарила дочери перед её замужеством. Невесте на свадьбу было принято

дарить куклу, чтобы в новой семье было побольше детишек. И нарядная кукла на капоте

автомобиля во время свадьбы в наши дни- отголосок именно этого обряда. Наши предки

делали кукол их ткани, дерева, кости, соломы, глины, ниток лыка. Самые первые куклы у

нас делали из золы. Золу смешивали с водой, скатывали шарик и прикрепляли к нему

юбку. Шарик в юбке называли «баба». Эту куклу дарила бабушка внучке на свадьбу.

Раньше на Руси женщины собирали волосы в маленький мешочек. Из мешочка они даже

делали куклу. Если человек заболевал, его всего обкладывали такими куколками. Все

верили, что они помогут больному выздороветь. А для того, чтобы в доме всегда был

достаток, хозяйка после сбора урожая складывала в мешочек зёрна и наряжала его. Так

получилась кукла «зернушка». С такими куклами-мешочками не играли. Их складывали в

сундук и дарили дочерям и внучкам в день свадьбы. Куклы были самые разные, но одно у

нихбыло общее: у славянских кукол не было лица. Считалось, что нельзя, чтобы кукла

слишком уж походила на человека. Ведь у человека есть душа, а у куклы внутри пусто.

Вот в эту пустоту и может вселиться какой-нибудь злой дух.

Время шло. Постепенно куклы теряли своё магическое значение и становились

игрушками в привычном нам смысле, то есть забавой для детей. Фигурки зверей уже не

нужны были для удачной охоты, зато их так интересно расставлять и передвигать. Если

раньше погремушкой орудовали колдуны и шаманы, то теперь этим «страшным оружием»

развлекается младенец. Правда, люди ещё долго верили, что шум погремушки отгоняет

злых духов от колыбельки ребёнка. Долгие века дети в самых разных уголках земли

играли глиняными куклами, конями, разнообразными зверями, игрушечной

посудой, свистульками. В древности глиняные игрушки имели магическое значение:

свистками отгоняли злые силы (чем громче свистишь, тем сильнее они испугаются):

кукла, изображавшая богиню плодородия, должна была посылать хороший урожай, много

детишек в семью, приносить здоровье и благополучие для всего рода; конь был символом

солнца, которое очень почитали древние славяне. Но время шло, и богиня плодородия

превратилась в смешную няньку-«кормилку» в расфуфыренной шляпе с двумя

младенцами в руках. Символы солнца и неба –конь и птица- стали ярко раскрашенными

свистульками, которыми напугать нельзя, зато развеселить можно кого угодно.

Из комочков глины создавалось большинство маленьких фигурок-свистулек в мастерских

деревни Филимоново, Дымковской слободы и других. Однако особенности излишне

песчаной глины Филимоновского промысла задают фигуркам уплотненность и

вытянутость форм, ограничивают пластические возможности лепки в деталях. Простота и

лаконичность образов филимоновских игрушек, делают их не похожими ни на какие

другие.

Сказ об игрушке филимоновской.

Недалеко от Москвы это, в двухстах километрах, в лесистой полосе Одоевского района,

что к Туле относится, в живописном месте расположилась деревенька под простым

названием Филимоново. Анастасову монастырю принадлежала та деревня. Давно,

поговаривают, это было, лет пятьсот тому назад, а, может быть, и больше. В деревеньке

той люди беднёхонько жили – земли здесь были мало плодородными, какой хлеб посеют,

всё хилый урождался, потому что кругом глина была, да на диво всем разноцветная.

Только в местных лесах грибов да ягод много было, да речка Упа люд местный рыбкой

отменной баловала, на всех хватало. Тем и жили люди те.

Появился однажды в тех местах мужик беглый, Филимоном его кликали. Остерегались

поначалу люди-то его, чужак все-таки. А он и взаправду странным оказался. Чудак –

глину месить начал. Вымажется в ней – всей деревне на посмешище. Только из глины-то

той он горшки делал, как потом оказалось, махотки разные и ещё безделушки, чтобы

ребятишек тешить. А поделки-то его нужными оказались для воды, для молока и квасу

разного. Работу свою он стал на ярмарку в Одоев носить. Всё нарасхват, да ещё просят:

«Приноси», да «Приноси свистульки свои, мил человек». Люди ему за это деньги давали.

Так на эти деньги Филимон хоромы себе новые справил.

Тут мужики местные стали к беглому похаживать да рукоделием его интересоваться. Вся

деревня заразилась таким ремеслом – и стар и млад. Зажила деревня, прославилась в

округе, особенно игрушками-свистульками. Только не из лёгких дело это оказалось. Ведь

глина-то особая нужна, чтобы игрушки-то справить – синика называется.

Так люди в той деревне перед самой зимой глину заготавливали в прок, чтобы в лютые

вечера из неё чудеса разные творить. Глина та непослушной оказалась, ласку любит. Вот и

ласкали руками-то поделки свои по нескольку раз водичкой да тряпицей мокрой протирая,

чтобы работа гладкой была, глаз радовала. А поделку-то, говорят, только из одного куска

глины делается, второй сам отваливается, не пристаёт к первому. А от глажки-то от этой

игрушки вытянутыми становятся, будто к солнышку тянутся. Этим они и отличие имеют

от других похожих, из других мест-то.

А весной, в погожий денёк, за околицей вся деревня собиралась, чтобы поделки свои, что

зимой сделали, в печках вырытых обжечь. Вот потеха-то была: кто пляшет, кто песни с

частушками поёт, кто сказки да прибаутки разные рассказывает. Мужики – гончары жар в

горнах поддерживают. А детишки-шалунишки картошку в печках тех пекут. До утра,

поговаривают, гулянки справляли, пока поделки ихние испекутся. Соберут бабы в

фартуки игрушки свои обожжённые, да и по домам разойдутся, чтобы раскрасить их по-

особому, по - филимоновски, полосками значит. А краски сами готовили, кто из свёклы,

кто из морковки, а кто из травы зелёной да на яйцах сок ихний намешают да красят.

Хороши игрушки-то, гладенькие, всем нужные на радость и потеху. Соберут их, укладут

на обоз аккуратненько да кто куда: кто в Калугу, кто в Тулу, а кто даже в Епифань. А то,

может, и ещё дальше. Невесты, говорят, в Филимонове «завидными» были оттого, что

свои деньги стали иметь на наряды разные от игрушек-то, которые сами сделали,

разукрашивали по-своему, да и продавали.

Так вот деревня та по имени Филимона, беглеца того, и называется до сих пор

Филимоново, да игрушки филимоновскими прозвали.

Да вот время пришло нехорошее: то революция, то налоги непосильные, то война с

фашистами проклятыми. Отвыкли люди в деревне той с глиной работать. Старушки-то,

кто в живых остался, помнили ещё то занятие, только не досуг было. Не те годы. Да

игрушки те, наверное, никому не нужны, ведь современные лучше.

Нашёлся человек по фамилии Денисов, из художников он, Николаем Васильевичем

величают. Нелегко ему было уговаривать чинов разных, чтоб игрушка филимоновская

новую жизнь обрела. А старушки-то деревенские опять свистульки делать начали, да

художницами знаменитыми прослыли на весь мир. Ох, только мало людей, которые

желали бы этим грязным делом заниматься. А дело-то это не столь грязное, сколь доброе,

светлое и чистое. Ведь помнить мы должны, да и другим сказывать, как предки наши

жили, чем занимались, хобби, значит, какое у них было. Интересно же. Да и поучительно.

Чтоб молодёжь-то нынешняя поменьше нехороших отвлечений имела от дел важных, да

кто, может, и игрушку филимоновскую сам смастерит. Душа-то от этой работы чище

становится, ведь от игрушки-то добром веет, душу она человеческую согревает.

Ну что? Заслушались? А ну за работу. Может, и в ваших краях такая глина затаилась.

Искать надо. Да краски-то говорят, которыми игрушки-свистульки раскрашивают ноне,

анилиновыми называются. Попробуй и ты. А вдруг получится. Да не робей, берись смело

за хорошее дело. Господь тебе поможет. Да и другому расскажи. Бог тебя вознаградит за

дело доброе, всем нужное.

Филимо

́

новскаяигру

́

шка — древнерусский прикладной художественный промысел,

сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По

данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1

тыс. лет. Филимоновский промысел уходит глубоко корнями в язычество…Много загадок

таит геометрический орнамент филимоновской игрушки. Часто встречающиеся в

филимоновскойорнаментристике перекрещивающиеся линии, заключенные в круг - не

что иное, как древние знаки, символизирующие бога солнца. К ним также относятся

ромбы, зигзаги, елки, круги и т.д.

Возраст филимоновского чуда достаточно условный. Специалисты утверждают, что

искусство лепки и росписи глиняной потешки пришло в одоевские края Тулы из далекого

верхнего палеолита. А при раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов,

городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX–XI векам.

С рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку.

Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас

превратилась в самостоятельное произведение скульптуры. На ярмарках и фестивалях

декоративно-прикладного искусства глиняная диковинка сейчас традиционный и

желанный гость. По словам народного мастера России Елены Орловой: «Уникален этот

промысел тем, что он никогда не прерывался. Он передается из поколения в поколение».

В основном игрушечным делом занимались женщины. Уже с 7-8 лет девочки начинали

лепить «свистушки». Работали зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем

игрушки продавали на ярмарках и базарах в ближайших уездных городах и в Туле.

Местная глина особенная: вязкая, жирная, пластичная. Из нее мастерицы вытягивают всю

фигурку сразу, при этом способе лепки игрушки получаются грациозными, пластичными.

Застывая, глина «салится», и тогда приходится снова «подтягивать», приглаживать

изделия, отчего их форма еще больше вытягивается и удлиняется. И так происходит

несколько раз, пока игрушка совсем не «замрет». После обжига игрушку начинают

расписывать. Сначала наводят желтые полоси и пятна. Потом обводят их красным

«перышком», потом зеленым, синим, иногда фиолетовым Кроме того, мастерицы

«играют» цветом. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на

желтый дает, как здесь говорят, «жирный» (оранжевый). Роспись строится по

традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются со звучными

локальными пятнами. Бывают и более сложные узоры, особенно на юбках барынь:

ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко»; сверкают,

сплетаются в радостные узорные соцветия. Круг обозначает в росписи солнце,

треугольник –землю, елочки и ростки – символы растительности и жизни. Все эти узоры

напоминают о связях человека с природой. Несмотря на то, что орнамент и колорит

росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят яркими и праздничными,

выразительными и добродушными. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь

небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Налепов в филимоновской

игрушке мало. Филимоновские мастера оформляют налепами лишь глаза животных, чем

достигают особой выразительности образа.

Игрушки мастеров приобретают удивительную форму: они вытягивались, потому что

глина быстро покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать

влажной рукой. Все готовые игрушки получаются белого цвета, поэтому волшебницы-

мастерицы расписывают свои игрушки яркими красками, которые замешиваются на яйце.

Наносят краски куриным пером. Игрушки получаются яркими и веселыми. Животные

расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи.

Филимоновские игрушки трудно спутать с какими-либо другими. У всех игрушек упругие

тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками, Например, у

барынь высокие колоколообразные юбки, верхняя часть туловища по сравнению с юбкой

кажется меньше; маленькая головка заканчивается высокой изящной шляпкой.

Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены

разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесен

бесхитростныйорнамент: разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки. В округлых

руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам,

но вместо юбки у них толстые ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок

венчают затейливые шляпки с неширокими полями.

Забавны игрушки, изображающие длинноногих вытянутых солдат в характерных

костюмах: френч в талию и полосатые штаны. Некоторые игрушки удивляют фантазией

мастера, например, чудище с головой оленя: и руках у него курица, на спиние сидит

индюк. А на хвосте – цыпленок. Особой пластикой отличаются игрушки – животные. У

баранов, коров и коней маленькие головы на вытянутых шеях, короткие ноги придают

всем фигурам особую устойчивость. Все эти игрушки очень веселые, а если их много –

это праздник. Когда смотришь на собранные вместе филимоновские игрушки, невольно

радуешься».

В настоящее время изготовлением глиняной игрушки в деревне Филимоново занимается

мастерская керамических игрушек. Фигурки лепят вручную, затем несколько раз сушат в

натопленном помещении, обжигают в электрической муфельной печи в течение 12 часов

при большой температуре и расписывают без предварительной побелки (местная глина

после обжига приобретает ярко-белый цвет). Расписывают игрушки не кисточкой, а

гусиным пером, используя анилиновые краски, разведенные на яйце.

Старейшие мастерицы, сохраняя традиции промысла, темы и сюжеты игрушек, вносят

свои дополнения и изменения. Звери и животные, выполненные художницами,

отличаются по форме и росписи. Филимоновские игрушки смешные, причудливые и в то

же время простые по исполнению и очень выразительные. Сюжеты филимоновской

игрушки традиционны – это барыни, крестьянки, солдаты. Танцующие пары, наездники

на лошадях, животные – коровы, бараны, лошадки, медведи, птицы - куры, петухи и д.

Когда впервые видишь филимоновскую игрушку, сражает цвет. Наповал. Яркий,

жизнерадостный, сочный! А потом уже, немного придя в себя после этого взрыва радости

и жизнелюбия, замечаешь инопланетные контуры филимоновских фигурок. Они все —

удлиненные и вытянутые. Но не за счет ног — эта игрушка крепко стоит на земле.

Куколки и животные филимоновских мастеров подрастают в других местах: у одних —

длинная шея, у других — талия. А если у филимоновских животных есть рожки, то и они

устремляются вверх, вытягиваясь к небесам.

Удлиненные силуэты этой радостной тульской игрушки появились не случайно. Это

сейчас новомодные художники и скульпторы могут поражать странными авангардными

изображениями, в поисках своего пути к славе… а раньше необычность линий и форм

была связана с канонами религиозных культов или со спецификой природного материала

(из которого изготовляли художественное изделие) или особенностей технологии

народного промысла.

Филимоновская игрушка очень узнаваема. Если вы встретили глиняную расписную

куколку, похожую на вазу с узким длинным горлышком, у которой юбка-колокол плавно

перетекает в короткое и узкое тело-шею с маленькой конусообразной головой, в руках у

нее птичка-свистулька или младенец, а платье куклы украшено малиновыми, желтыми,

зелеными и голубыми полосками-точечками-солнышками-ветками, то это, наверняка —

филимоновская барышня, потомок одной из древнейших игрушек России.

Некоторые ученые считают, что филимоновской народной игрушке уже более семисот

лет.

В середине XIX века промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда.

Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством. Как и везде, посуду

делали гончары-мужчины, а игрушки-свистульки – женщины, за что окрестные жители

прозвали их «свистуличницами».

Филимоновская игрушка в ХХ веке.

В начале ХХ века производство филимоновской игрушки сократилось настолько, что

оставалось лишь несколько мастериц: Карпова Антонина Ильинична, Дербенёва Анна

Иосифовна, Масленникова Александра Федоровна, которые не бросали своего ремесла.

Филимоновское производство игрушек заметно оживилось в 1950-е годы. Внимание и

интерес общества к народному искусству привели к возрождению в Филимонове

игрушечного промысла. Мастерицы быстро вспомнили свое ремесло.

Но истинное возрождение традиции старинного промысла приходится на середину 80-х

гг. ХХ века. В этот период, благодаря упорству и подвижничеству Николая Васильевича

Денисова, в Одоевском районе была создана творческая группа, объединившая

выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища и потомков

филимоновских мастериц: Елену Башкирову и Константина Кехаиди, Александра Стукова

и Ирину Левитину, Аллу Гончарову, Владимира Першина и Елену Орлову.

В 1986 году в коллективе работали старейшие мастера Елена Ильинична Лукьянова и

Елена Кузьминична Евдокимова, у которых молодые художники перенимали секреты

мастерства.

Основные сюжеты филимоновской игрушки

Традиционный набор сюжетов в филимоновской игрушке — барыня, всадник, конь,

олень, баран, козел… которые, видимо, складывались по принципу «что вижу, то леплю».

У каждой фигурке своё значение.

Женская фигурка олицетворяет великую богиню «Природу». Женское начало несло знак

добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д.

Доможириха – вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил глиняную женскую

фигуру. Этот образ – продолжение рода всего живого. Медведь – один из ведущих

персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом

могущества. Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие. Конь – считался

слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его

благодать. Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и занимал

важное место в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В

народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила. Птицы – знак воскресения

природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они

вестники богини Матери – земли и обязательные спутники женских изображений. Корова

символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.

Для филимоновских фигурок характерны вытянутые пропорции, связанные с

пластическими свойствами местной чёрно-синей глины — «синики», встречающейся

исключительно в окрестностях Филимоново. При обжиге глина дает белую поверхность,

на которую наносится цветная роспись анилиновыми красками.

Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зелёный, жёлтый цвета

— игрушки получаются яркими и весёлыми. Роспись строится по традиционной схеме:

бегут по форме цветные полоски, чередуются с более сложными узорами: ветвистая

елочка, яркая ягодка, лучистаязвездочка или солнышко. Лица филимоновских фигурок

всегда остаются белыми. И лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот,

нос глиняных кукол. Наши игрушки трудно спутать с фигурками других народных

промыслов России.

Со временем, традиционные народные сюжеты пополнились индивидуальными

композициями, жанровыми сценками — Солдат, кормящий курицу, Медведь перед

зеркалом (это — странное существо с гибким, худым телом, сидящее на задних лапах, с

зеркалом в передних; ничто в его облике не напоминает привычного медведя.Но мы же

знаем, что это — он!).

Очень своеобразны филимоновские солдаты. Это — отдельно стоящие фигурки: высокие,

длинноногие, в характерных костюмах – френче в талию, с погонами, полосатых или

цветных штанах, в шляпе с козырьком или с полями, в необычных сапогах на высоком

каблуке. А под мышкой солдаты держат птиц!

Но самым настоящим шедевром филимоновского народного промысла стала

композицияЛюбота (влюбленные: барышня с кавалером наедине.Причем, обычно, кавалер

забавно опирается ножками на юбку глиняной барышни).

Сегодня в Одоеве традиции филимоновских мастериц продолжают Масленникова В.Н.,

Орлова Е.А., Першин В.Б., Орлов Р.В., Кехаиди Е.И., Кехаиди К.Н. Промысел стал

особенно популярен в последние годы также в сердце нашего края – Туле, где с упоением

и радостью трудятся Марченкова М.Н., Гончарова А.И., Гончарова А.В., Мишина Г. В.,

Бежина И. Д., Палевская Е.М.

Лепка филимоновских игрушек.

Последовательность лепки женской фигурки мало, чем отличается от общепринятой.

Скатайте между ладонями шар (рис. 1.1 а) и наденьте его на указательный палец (1.16).

Затем шар вытяните и начинайте расширять углубление, сделанное указательным пальцем

(1.2). Сплющивая между большим и указательным пальцами стенки юбки- колокола,

постепенно добейтесь того, чтобы толщина их у края была примерно 5—6 мм (1.3).

Теперь заготовку можно поставить на дощечку и приступать к лепке туловища и головы,

которые первоначально намечают лишь в общих чертах (1.4). Вслед за этим наметьте

головной убор и приступайте к лепке рук. Их “вытягивают” из кома глины, находящегося

в средней части фигуры (1.5). На следующей стадии поля шляпки слегка прижмите с двух

сторон, а сверху приклейте так называемую тулью — цилиндрическую часть шляпы.

Такие шляпки, тулья которых едва прикрывала пучок волос на голове, были модными в

конце прошлого века.

Теперь на некоторое время фигурку “барыни” отставьте в сторону и принимайтесь лепить

птичку-свистульку, которую сами мастерицы называют “курицей” (рис. 2). Возьмите

кусок глины величиной примерно с грецкий орех, раскатайте из него пластину и оберните

ее вокруг указательного пальца (2.1). Уплотните глину вокруг пальца, придав ей форму

цилиндра. Помогая указательному пальцу левой рукой, расплющьте слегка стенки

цилиндра, чтобы получился кувшинчик с толстым донышком (2.2). Донышко кувшинчика

проткните тонкой деревянной палочкой (“пичужкой”) так, чтобы ее кончик упирался в

ноготь. Над ногтем сделайте клиновидный вырез. Вначале стекой или ножом нарежьте

глину под прямым углом до кончика ногтя, затем сделайте второй надрез под острым

углом и удалите подрезанную глину. Постепенно сближайте пальцами края кувшинчика

до тех пор, пока они не соединятся (2.3), Из выступа, образованного сближенными краями

кувшинчика, слепите голову птицы (2.4).

Свисток готов, но будет ли он свистеть? Звук возникает в свистке оттого, что воздух,

вдуваемый с силой в канал мундштука, рассекается об острый клиновидный срез стенки.

Часть воздуха выходит наружу, другая часть попадает в полость свистка (2.5). Опытные

мастера делают свистульку “на глазок”, при этом она издает звонкий и чистый звук даже

тогда, когда глина еще не высохла. Заставить свистульку свистеть тем, кто взялся за ее

изготовление впервые, не так-то просто. Поэтому на рисунке даны точные размеры

свистка, вылепленного опытным мастером. Но это не значит, что, стоит только выдержать

все размеры, и свистулька тут же запоет соловьем. Другой раз, чтобы она зазвучала,

нужно что-то где-то подправить. Если свисток, после того как в него дунули, не засвистел

или издал вялый глухой звук, нужно найти причину неисправности. Она может

заключаться в том, что клиновидный срез стенки притупился и опустился относительно

воздушного канала или, наоборот, слишком приподнят. Не исключено и то, что в канал

попали глиняные крошки. Возможно, что канал сузился от случайного сдавливания

мундштука. Могут быть еще и другие неисправности, но обычно достаточно устранить

эти основные, и свисток будет издавать сильный и чистый звук. После сушки и обжига

звук не только сохраняется, но и усиливается. Если по бокам свистульки сделать одно или

два отверстия, то звук будет менять тон. Закрывая и открывая пальцами в определенной

последовательности боковые отверстия, можно извлекать из свистульки незатейливые

переливчатые трели.

После того как голос у птицы-свистульки будет поставлен, ее сажают на руки “барыне”

(рис. 1.6). После этого игрушку нужно разгладить влажной тряпкой, подправить стекой

отдельные детали и отправить сушить, а затем и обжигать.

Если игрушка выполнена из красножгущейся глины, то после обжига ее нужно

обязательно загрунтовать мелом, разведенным на молоке. Роспись выполняют

красителями для шерсти, разведенными на яичном желтке.

Прикоснуться к этому удивительному миру, больше узнать об истории промысла, можно

на родине промысла, в единственном специализированном музее «Филимоновская

игрушка» в городе Одоеве Тульской области, открытом в 2009 году при поддержке

Администрации Тульской области, Администрации муниципального образования

Одоевский район, Тульской Торгово-промышленной палаты.

За всю историю промысла это его первый музей. Идея создания музея Филимоновской

игрушки назрела уже давно. Основная цель - собрать и сохранить для будущих поколений

материалы по истории создания и развития промысла, познакомить посетителей с

уникальным народным творчеством и его создателями. Привлечение внимания к

промыслу, его неповторимой ауре позволит поддержать и развить интерес к самой

игрушке. А спрос на игрушку, в свою очередь, будет стимулировать мастеров. В итоге -

промысел можно будет не только сохранить, но и создать условия для его дальнейшего

развития.

В экспозиции Одоевского музея Тульской области представлены, как филимоновские

игрушки, так и образцы из других регионах России и даже из-за рубежа.

В музее есть редкие уникальные фото и архивные материалы о жизни и творчестве

прежних и нынешних мастеров. Композиции в музее удачно дополняются подлинными

предметами крестьянского обихода.

Ну и конечно в музее можно не только посмотреть готовые игрушки, но и увидеть

процесс ее создания, а при желании и самому попробовать свои силы. Возьмите в руки

комок мягкой синей глины, и вы ощутите ее энергию. Прислушайтесь к ее внутреннему

голосу и вдохните в нее жизнь, создав коня, уточку или петуха.

Здесь можно увидеть загадочных животных А.Ф. Масленниковой, одухотворенных

глиняных кукол Л.Г. Зайцевой, ласковых зверей А.Г.Карповой, свистульки Е.К.

Евдокимовой и других замечательных мастериц.

Ежегодно, в июле месяце, вблизи деревни Филимоново Одоевского района, проходит

фестиваль народного промысла «Поляна». Идея фестиваля родилась случайно. По словам

организатора фестиваля, Константина Кехаиди, когда-то, они с учащимися школы

искусств, приезжали сюда из Тулы за глиной. Добыча необходимого для творчества

материала занимала 4-5 дней, и вечерами, что бы чем-то себя занять, ребята лепили из

глины. Так и родилась идея организации фестиваля, где желающие смогли бы перенять

навык лепки из глины. На фестиваль приезжают участники из Липецка, Рязани, Калуги,

Москвы, Тулы, Бийска. Кроме самого популярного на фестивале обучения гончарному

делу, здесь можно узнать, как расписывать стекло, изготавливать самые разные изделия из

кожи, и многому другому. Фестиваль «Поляна» выполняет важную роль в сохранении

наших культурных традиций, сберегая знания народных промыслов, существовавшие, с

незапамятных времен, на территории нашего многонационального государства.

Именно на фестивале, можно увидеть весь процесс изготовления гончарных изделий.

Начиная лепкой, и заканчивая обжигом в бумажной печи. Только в такой, специально

оборудованной, печи, изделия из глины обжигают двумя способами: либо помещая

изделие в опилки, либо обмазывая его жидким тестом. Обработанная такими способами

глина, приобретает мраморный оттенок, а изделия из нее, своеобразный черный цвет.

На фестивале, можно не только самому научиться создавать прекрасные изделия

народного промысла, но и продать их на ярмарке, расположенной в центре

«фестивальной» поляны, а так же купить понравившиеся вам произведения искусства.

Народная игрушка - явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно

отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей.

Вот такие стихи и частушки народ сложил об этой игрушке:

Филимоновская игрушка

Этим летом

В жаркий зной

Отдыхали мы гурьбой

В походе славном – православном.

А наш лагерь размещался

В Филимоново,

Там лепили мы игрушки –

Было здорово!

Из Одоевской из глины

Стройных барынь мастерили,

Яркой краской расписали,

Дома мамам показали.

Хороша игрушка расписная!

Вся поет, бесхитростью светла!

И видна в ней радость удалая,

Прославляет Тульский край она!

***

Приезжайте в гости к нам,

Просто так иль по делам.

Наш музей вы посетите

И игрушки рассмотрите.

Филимоновское чудо

Сразу узнают повсюду:

Яркие, цветные, прелестные,

Всему миру известные.

И другу и подружке

Подарите по игрушке –

Медведя, павлина или быка.

Наседку, барана иль петуха.

Подарок на счастье пусть тульский хранится,

Ведь каждой семье оберег пригодится.

Пусть свистом своим отгоняют беду,

Игрушки пускай охраняют семью.

Мастер глины-Филимон

Тульский край богат дарами,

Здесь умельцев через край.

Все товары перед вами:

Всё, что хочешь - выбирай.

В краеведческом музее

Из витрин на нас глядят

Разноцветные поделки

«филимоновских ребят»...

19

Здесь народ мастеровитый.

Удаль творчества жива:

Расписные полотенца

Украшают кружева...

Здесь от мала до велика

Постоянно мастерят...

Создают из глины чудо

Много, много лет подряд...

Это всё давно, но было,

Лет 500 тому назад

На земле, на тульской - диво,

Ждал людей природы клад!

Глина мягкая, живая,

Только руки приложить:

Тайну ремесла раскроешь –

Очень долго будет жить.

На земле лежала глина –

На показ цветной наряд,

И как - будто бы манила,

Мастера искала взгляд.

И в деревне этой дальней

Появляется чужой,

Видимо беглец, случайный

Человек, немолодой.

Приглянулась гостю глина,

Стал к ней каждый день ходить,

Долго мять, потом лепить,

А потом горшки крутить.

Получались посудины славные,

И приятные росписью - глазу,

И доходы для мастера главные:

Раскупались на ярмарке сразу.

И забавная свистулька –

Расписная свиристулька,

У него же родилась.

И на ярмарке однажды

Звонкой трелью залилась.

У игрушки этой славной

Голос свой и свой окрас:

С каргопольской, вятской, дымской

Кто же спутает из вас?

Ремесло с родни всем стало,

И деревня им живёт*

Мастеров теперь немало,

Труд их за сердце берёт.

Как в легенде говорится:

Первый мастер - Филимон.

И деревня имя это

Гордо носит с тех времён.

***

Сказ и филимоновскоммедведе

Девчонки в лесу гуляли

И зеркало потеряли.

Зеркало нашел медведь,

Ну вертеться и реветь:

Ах, какой я хороший!

Ах, какой я пригожий!

Только оттенками бедный.

Желаю быть разноцветный!

Стащил в Филимонове краски,

Девчонки спали пока,

И безо всякой опаски

Раскрасил себе бока.

Некогда мишке кушать,

Некогда мишке спать,

Сидит и глядится в зеркало,

Не может глаз оторвать.

Верни нам зеркало, мишка!

Стань прежним медведем опять.

Вот вкусная рыбка и шишка,

Иди жирок набирать!

А чтоб про тебя не забыли,

Мы из глины тебя слепили,

Яркой краской разрисовали

И зеркало в лапы дали.

***

Филимоново тонет в ухабинах,

Всю дорогу луга и леса.

За холмами виднеются впадины

И синеют кругом небеса.

День ли, сумерки длинные, зимние,

В деревеньке далёких времён...

У окошка под кружевом инея

Лепит барыню дед Филимон.

Полюбил он игрушку мудреную

С молодых разухабистых лет

Лепит птицу, корову зеленую,

А такой ведь в природе-то нет.

Это сказка наивная, кроткая.

Не любить я её не могу

Наша барыня тихая, робкая,

Выпасает коров на лугу.

Разноцветные полосы дивные

Кисть выводит узор поперёк

Желтый, зеленоватый, малиновый...

Получился красивый конёк!

Филимоновцы лепят игрушки

Вот он Тульский простой сувенир

И солдат из игрушечной пушки,

Салютует за дружбу и мир!

***

Нас лепили мастера,

И тебе лепить пора.

Кони, барышни, зверушки –

У них ушки на макушке.

Красотой своей пленяют,

Своей краской восхищают.

Что за чудо, что за диво –

Этот мир игрушки милой!

***

Вот домишко, дальше - лес,

Полный сказочных чудес.

У крыльца сидят котенок,

Петушок и поросенок.

Всадник на коне лихом

Скачет вдаль. Ему навстречу

В сарафане расписном

Идет девушка с ведром.

Но все это: дом, зверюшки -

Филимоновы игрушки.

У дома Филимона

У дома Филимона, весенним вечерком

Стоял горшочек глины с лопаткой и стекой

Бегут ребята дружные к дедульке поскорей

И просят дело нужное, свистульки для детей

Игрушка Филимонова и до сих пор живёт,

Чудесная, красивая и радует народ.

Филимоновское чудо – это глиняный кусок

Разогреешь ты руками и получишь пирожок.

Вытянешь головку, лапки и получится у нас

Чудо - уточка крикуша, говорю вам без прикрас.

А когда раскрашу ярко и поставлю посушить

Заиграют эти краски, мне ее не позабыть.

Я знаю деревушку, где много мастериц

Там промысел игрушки у завидных девиц.

Они с утра до ночи без устали своей

Сидят и красят, лепят игрушки для детей.

Деревня, та известная, там и сейчас живут

Зовётся Филимоново, для всех там есть уют.

Частушки про Фипимоновскую игрушку

Как богат наш Тульский край –

Что угодно выбирай:

Самовары и гармошки.

Ложки, пряники, матрешки

И веселые “свистушки” -

Филимоновы игрушки.

Посвящаются частушки

филимоновской игрушке,

Мы вдвоем или втроем –

Лучше хором, их споем.

Про село и про игрушки

Пропоем мы вам частушки.

И, конечно, про народ,

Что игрушки создает.

Много разных ecть чудес.

Из них кому что нравится,

Но Филимоново – село.

По всей России славится!

Славен древний Тульский край

В Филимоново езжай,

Чтоб увидеть тот народ,

Что игрушки создает.

Прославлять везде готовы

Уменье тульских мастеров

Их игрушки - это чудо,

Мудрость древняя веков.

В Филимоново народ

Замечательный живет,

Все там любят песни, пляски,

И творят из глины сказки.

Глину мы водой смочили,

Словно тесто замесили.

Долгим зимним вечером,

Зажигаем свечи мы.

Лепим барышню, солдата

И медведя - акробата…

Не страшна нам непогода,

Нипочем нам холода.

С Филимоновской свистулькой

Нам не скучно никогда.

Я на ярмарку пойду,

Там свистулечку куплю…

Если станет что-то грустно –

На свистульке посвищу!

Ах! Свистульки хороши!

Выбирайте для души.

Хочешь - гуся, хочешь - кошку,

Хочешь - паренька с гармошкой!

Если вместе соберемся,

Дружно мы начнем свистеть,

Затыкайте ваши уши,

Чтоб со стула не слететь!

На прилавке длинном в ряд

Чудо - барышни стоят.

Рядом с ними кавалеры –

Все на барышень глядят!

Посмотри, как хороша

Девица - красавица.

Расписной ее наряд

Всем ребятам нравится.

Вот игрушки – просто диво!

Так изящны и красивы

И олешек молодой,

И баранчик расписной.

И другие есть игрушки, -

Как неведомы зверушки

Распахните шире глазки,

Начинается здесь сказка.

Посмотрите, здесь солдаты

Дружно выстроились в ряд,

Ну а рядышком на тройках

В санках парочки сидят

Старину мы уважаем

Память предков сохраним,

Мы игрушки собираем,

И, в музее поместим.

Вот и кончились частушки

Про веселые игрушки,

Все свистульки хороши,

Посвистим от всей души!

Петушок и барыни

Стоит барыня

У ворот,

А петушок

зерно клюет.

Петушок, петушок

Поиграй, посвисти

Меня, барыню

Повесели!

Филимоновское чудо

- Филимоновское чудо,

А взялось-то ты откуда?

- Меня вылепил дедок,

Филимоном звали.

А потом по всей деревне

Люди деда величали!

- А узоры расписные,

Кто придумал-то такие?

- Это тот, старинный род!

- Ну а глина-то какая?

Небось, бела иль цветная?

- По деревне слухи шли,

Глину-синику нашли!

Эту глину мяли-мяли,

Потом форму придавали,

Потом в печке обжигали

И полоски рисовали.

- Филимоновское чудо,

Ты прославилось повсюду!

- В гости к чуду приезжай,

Про меня не забывай!

Полосатые игрушки

Привезли мы глины с дальнего оврага.

Ну-ка, за работу мастериц ватага!

Слепите - ка медведя, солдата, скакуна.

Да вытяните шею, чтоб длинною была!

И дырочки поставим, свистеть мы их заставим.

Назад в овраг отправим, б печи их там оставим.

Чтоб закалить свистульки, поможет береста.

И печка жаром пышет, как будто кто - то дышит.

Из печки вынимаем лошадку, петуха.

Перо гусиное возьмем, расписывать мы их начнем.

Барашек - свисток, левый рог - завиток.

Правый рог - завиток, на груди - цветок.

Конь в полоску быстро мчится, будто солнышко струится

Красный, желтый, травяной - полюбуйтесь я какой!

Через горные отроги, через крыши деревень.

Длинношеей, краснорогий мчится глиняный олень

Вот они какие, игрушки расписные,

Чудо игрушки - полосатые игрушки.

***

Есть под Тулой деревенька

- Филимоново зовут

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут,

А добро там не простое,

И не злато, серебро,

Филимоновской игрушкой

называется оно.

Свистульки — петушки,

Глиняные зайчики.

Кони вороные

Гривы расписные!

Всем по нраву глиняные забавы.

Олень

Стоит на стройных ножках,

Вся краса в рожках.

Со старинной сказкой схожи,

Появились предо мной :

Их рога на ель похожи,

Цвет их жёлтый, голубой,

Тёмно – красный и зелёный!

Стройный козлик и олень.

Забавлять меня готовы,

Быть со мною целый день.

На столе моём охотно

Отыскали уголок,

За моей следят работой,

Чтобы я устать не мог.

И рога у них большие!

Глаз нельзя от них отвесть.

Удивительно живые –

Не попросят лишь поесть.

Нынешнее поколение мастеров филимоновской игрушки — профессионалы, сделавшие ее

изготовление своей основной работой. Это не самоучки, а люди, получившие специальное

образование. Сейчас в Туле действует учебная мастерская филимоновской игрушки, где

учатся дети горожан. В начальных классах тульских школ также знакомят детей с

приемами изготовления этой игрушки. Сегодня Филимоново включено в экскурсионный

маршрут по историческим местам области. Школьники и взрослые из разных городов

России приезжают сюда на три дня.



В раздел образования