Напоминание

"Пушкин и физика"


Авторы: Хрусталькина Валентина Федоровна, Хрусталькина Татьяна Федоровна
Должность: учитель русского языка и литературы, учитель физики
Учебное заведение: МОУ СОШ № 1
Населённый пункт: г. Петровск Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Пушкин и физика"
Раздел: среднее образование





Назад




Сценарий брейн – ринга для учащихся 8 классов "Пушкин и физика"

(подготовила Хрусталькина Валентина Федоровна,

Хрусталькина Татьяна Федоровна,

МОУ СОШ № 1

города Петровска Саратовской области)

В любой области человеческого знания

заключается бездна поэзии

К.Г. Паустовский

Цель игры:

развитие образного мышления учащихся,

расширение научного кругозора,

гуманизация образования,

проверка знаний учащихся по физике в необычных ситуациях.

Игра проводится по правилам брейн – ринга: формируется несколько команд

по 6 человек, игра ведется между двумя командами на выбывание до 6 очков,

на обдумывание 1 минута.

Вступление.

Научное познание природы и ее поэтическое восприятие идут рука об

руку, взаимно обогащая друг друга. Знание физики природных явлений

позволяет сильнее ощущать ее внутреннюю гармонию и красоту. В свою

очередь

ощущение

этой

красоты

есть

дополнительный

стимул

к

дальнейшему исследованию. Большая наблюдательность отличает, как

правило, поэтов и писателей. Описание природы в художественной

литературе содержит много любопытного для тех, кто изучает физику.

Поэзия Пушкина учит нас быть внимательными, учит видеть проявление

физики в окружающей жизни.

Вопросы викторины:

1.

«У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И днем, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом».

Как называется такое движение кота?

2.

«Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит»

Какая сила уравновешивает силу тяжести, действующую на русалку?

3.

«Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой»

Совершается ли в этом случае механическая работа?

4.

«Бушует вихрь в поле чистом

И на краю седых небес

Качает обнаженный лес…»

Какой вид движения описан?

5.

«Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет:

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…»

Какая энергия ветра гонит кораблик по морю?

6.

«И вот визжит замок заржавый,

Визжит предательская дверь»

Из-за чего?

7.

«На красных лапах гусь тяжелый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лед,

Скользит и падает…»

Почему гусь скользит по льду?

8.

«Хранили многие страницы

Отметку резкую ногтей…»

Почему от ногтя на странице остался след – резкая отметка?

9.

«Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка…»

Почему, несмотря на тяжелое «бремя», ход телеги легок?

10.«Как весело, обув железом острым ноги,

Скользить по зеркалу стоячих ровных рек!»

Почему по льду скользить легко?

11. "Татьяна пред окном стояла,

На стекла хладные дыша,

Задумавшись, моя душа,

Прелестным пальчиком писала

На отуманенном стекле

Заветный вензель О да Е":

Какое физическое явление происходило, когда Татьяна дышала «на стекла

хладные»?

12.«Кавказ прело мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины.

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне…»

Почему орел «парит неподвижно» в небе, хотя не машет крыльями?

13.«Но чай несут: девицы чинно

Едва за блюдечки взялись»

Почему девицы намеривались пить горячий чай из блюдечек, а не из

чашек?

14.«Какая ночь! Мороз трескучий,

На небе ни единой тучи…»

Почему в ясную ночь «мороз трескучий»?

15.«Гонимы вешними лучами

С окрестных гор бегут снега

Сбежали мутными ручьями…»

Какой фазовый переход произошел?

16.«Лето знойное пройдет-

И туман и непогоду

Осень поздняя несет…»

Почему осенью часты туманы?

17.«В избушке распевая, дева

Прядет, и зимних друг ночей

Трещит лучина перед ней…»

Почему «трещит лучина»?

18.«Дохнул осенний хлад –

Дорога промерзает.

Журча еще бежит

За мельницей ручей.

Но пруд уже застыл».

Почему пруд покрывается льдом раньше, чем ручей?

19.«Яд каплет сквозь его пору,

К полудню растопясь от зноя,

И застывает к вечеру

Густой прозрачною смолою…»

Назвать фазовые переходы.

20.«Когда же падучая звезда

По небу темному летала,

И рассыпалася – тогда

В смятенье Таня торопилась,

Пока звезда еще катилась

Желанье сердца ее шепнуть»

Как объяснить разогрев и свечение метеорных тел, влетающих в

атмосферу Земли. Можно ли это явление наблюдать на Луне?

21.«Горит восток зарею новой

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки…»

К какому типу двигателей можно отнести пушку? Почему при выстреле

она грохочет?

22.«Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна.

На печальные поляны

Льет печально свет она…»

Каким светом светит луна?

23.«Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи…»

Показывает ли зеркало «правду», то есть видим ли мы в нем точные

изображения объекта?

24.«Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…»

Почему снег блестит на солнце?



В раздел образования