Автор: Татьяна Александровна Степанова
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУДО ЦДОД Барабинского района
Населённый пункт: Новосибирской области
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Информационные технологии в образовательной деятельности Центра дополнительного образования детей
Раздел: дополнительное образование
Информационные технологии в образовательной деятельности музея
Центра дополнительного образования детей
Степанова Татьяна Александровна,
методист высшей квалификационной категории
Говоря о применении информационных технологий в образовательной
деятельности музея, нужно помнить о том, что каждый музей имеет свою
специализацию, и в связи с этим различные мультимедиа будут работать в
музее по-разному (нести положительный или отрицательный результат).
Музей Центра дополнительного образования ориентирован на
массового посетителя (любых возрастов, социальных статусов и групп).
Поэтому огромное значение уделяется созданию экспозиций, выставок и
различных
культурно-образовательных
мероприятий,
которые
сопровождаются определенными мультимедиа технологиями, органично
вписанными
в
экспозицию.
В
экспозиционной
деятельности
информационные
технологии
являются
хорошим
подспорьем
в
презентации,
репрезентации
или
замене
музейных
предметов
(вещественных,
изобразительных,
письменных,
фонических,
фото-
и
видеоисточников), если они не могут быть представлены в оригинальном
виде.
Инновационными формами культурно-образовательной деятельности
являются:
путешествующие экспозиции;
интерактивные
выставки
(не
требующие
э кс ку р с и о н н о го
сопровождения);
мастер-классы;
новые развлекательные формы деятельности (квесты и т.п.).
Следует отметить, что главными действующими лицами в музейной
экспозиции
выступают
музейные
предметы
(независимо
от
их
формы
представления), и нельзя игнорировать то, что все внешние эффекты (с
применением
информационных
технологий)
не
должны
использоваться
ради них самих.
Информационные технологии могут помочь музею в привлечении
посетителей и удовлетворении их потребностей, но не у всех учащихся
сельских территорий есть возможность выехать в город Барабинск, а тем
более
посетить
музеи.
Поэтому
в
музейную
практику
всё
шире
внедряются инновационные формы проведения экскурсий. Одной из них
является образовательный проект «Музей в чемодане». Мною эта форма
проведения
экскурсии
используется
во
внеурочной
деятельности
и
во
время летнего отдыха обучающихся.
Экскурсия во внеурочное время выступает дополнением к школьному
курсу
или
несет
в
себе
отвлечённую
развивающую
информацию.
Подобные
экскурсии
способствуют
расширению
культурного
кругозора
детей, воспитанию их в духе патриотизма, любви и уважения к труду, дают
всестороннее гражданское воспитание личности.
Идея экскурсии «Музей в чемодане» даёт возможность:
во-первых,
быстро,
мобильно
развернуть
выставку,
представить
экспонат, манипулировать музейными предметами - всё это важно
для активного, практического освоения мира детей;
во-вторых, проводить экскурсию в любом помещении и даже на
открытых площадках;
в-третьих,
необходимая
тематическая
экспозиция
и
экспонат
размещаются
в
чемодане,
что
является
очень
удобным
для
его
транспортировки.
Благодаря «Музею в чемодане» создаётся эффект таинственности,
заинтересованности,
удивления
детей
в
происходящем;
усиливается
их
любознательность,
яркость
эмоций,
создаётся
атмосфера
обучения
с
развлечением. Длительность подобной экскурсии, так же как и тематика,
может быть различной. К проведению экскурсий привлекается актив музея
-
учащиеся
творческого
объединения
«Музееведение».
Они
тщательно
готовятся
к
каждому
выезду,
а
после
проведения
экскурсии
проводят
анализ. Общими усилиями собираем предметы для очередной экспозиции,
кто-то
принёс
дедушкину
медаль,
комсомольский
билет,
веретено,
чернильницу. Ребята знакомятся с историей появления вещей, предметов.
Для себя и других открывают мир, который был им не известен, учатся
строить
высказывание,
формулировать
проблему
и
анализировать
её
с
целью выявления общего признака, проводят самооценку.
В рамках образовательного проекта «Музей в чемодане» мы привлекаем
жителей не только города, но и села к деятельности нашего музея, вносим
новизну
в
проведение
экскурсий:
доступность
и
манипулирование
экспонатами, даем возможность участникам проекта ощутить присутствие
прошлого в настоящем и будущем посредством общения с культурным
наследием.
«Музей в чемодане», благодаря своей мобильности, может быть
использован
для
организации
выставок
непосредственно
в
учебных
кабинетах. Такая форма музейной работы позволяет решить целый ряд
поисково-исследовательских, образовательно-воспитательных и социально
значимых задач, стоящих перед музеем, повышает интерес учащихся к
изучаемым
предметам.
Занятия
проводятся
в
интерактивной
форме
с
использованием элементов театрализации, ролевых игр. Они базируются
на местном краеведческом или историческом материале. Используются
электронные средства обучения. В ходе проведения экскурсии в данном
формате обучающиеся могут приобщиться к культурным и историческим
традициям своей малой родины. Соприкоснуться с прошлым через живое
восприятие
музейного
экспоната.
Могут
стать
непосредственными
участниками действий.
Данный проект проводился и на межрайонных сменах на базе детских
оздоровительно-образовательных
лагерей
для
обучающихся
из
близлежащих районов нашей области.
Во
время
летнего
отдыха
обучающихся
в
лагере
«Зёрнышко»,
расположенном
в
селе
Юный
пионер,
реализация проекта
«Музей
в
чемодане» продолжалась в течение недели.
Ребята настолько увлеклись деятельностью, что предложили выйти в
село,
чтобы
узнать
его
историю,
познакомиться
с
местными
достопримечательностями и возложить цветы к памятнику погибшим.
В ходе реализации проекта «Музей в чемодане» не было пассивных
слушателей,
только
активные
участники,
вступающие
в
диалог
с
руководителем музея, экскурсоводом, музейным экспонатом, в общение со
сверстниками
в
неформальной
обстановке.
Увеличилось
количество
желающих посещать музей Центра дополнительного образования.
Данная информационная технология прекрасно себя зарекомендовала
среди учащихся начальной школы, была апробирована в параллели 5-7
классов и получила положительные отклики.
Благодаря проекту «Музей в чемодане», у ребят нашего района
сформируется устойчивый интерес к истории страны, а главное - к работе
не
только
музея
Центра
дополнительного
образования
детей,
но
и
школьного музея.