Напоминание

Информационные технологии в образовательной деятельности Центра дополнительного образования детей


Автор: Татьяна Александровна Степанова
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУДО ЦДОД Барабинского района
Населённый пункт: Новосибирской области
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Информационные технологии в образовательной деятельности Центра дополнительного образования детей
Раздел: дополнительное образование





Назад




Информационные технологии в образовательной деятельности музея

Центра дополнительного образования детей

Степанова Татьяна Александровна,

методист высшей квалификационной категории

Говоря о применении информационных технологий в образовательной

деятельности музея, нужно помнить о том, что каждый музей имеет свою

специализацию, и в связи с этим различные мультимедиа будут работать в

музее по-разному (нести положительный или отрицательный результат).

Музей Центра дополнительного образования ориентирован на

массового посетителя (любых возрастов, социальных статусов и групп).

Поэтому огромное значение уделяется созданию экспозиций, выставок и

различных

культурно-образовательных

мероприятий,

которые

сопровождаются определенными мультимедиа технологиями, органично

вписанными

в

экспозицию.

В

экспозиционной

деятельности

информационные

технологии

являются

хорошим

подспорьем

в

презентации,

репрезентации

или

замене

музейных

предметов

(вещественных,

изобразительных,

письменных,

фонических,

фото-

и

видеоисточников), если они не могут быть представлены в оригинальном

виде.

Инновационными формами культурно-образовательной деятельности

являются:

путешествующие экспозиции;

интерактивные

выставки

(не

требующие

э кс ку р с и о н н о го

сопровождения);

мастер-классы;

новые развлекательные формы деятельности (квесты и т.п.).

Следует отметить, что главными действующими лицами в музейной

экспозиции

выступают

музейные

предметы

(независимо

от

их

формы

представления), и нельзя игнорировать то, что все внешние эффекты (с

применением

информационных

технологий)

не

должны

использоваться

ради них самих.

Информационные технологии могут помочь музею в привлечении

посетителей и удовлетворении их потребностей, но не у всех учащихся

сельских территорий есть возможность выехать в город Барабинск, а тем

более

посетить

музеи.

Поэтому

в

музейную

практику

всё

шире

внедряются инновационные формы проведения экскурсий. Одной из них

является образовательный проект «Музей в чемодане». Мною эта форма

проведения

экскурсии

используется

во

внеурочной

деятельности

и

во

время летнего отдыха обучающихся.

Экскурсия во внеурочное время выступает дополнением к школьному

курсу

или

несет

в

себе

отвлечённую

развивающую

информацию.

Подобные

экскурсии

способствуют

расширению

культурного

кругозора

детей, воспитанию их в духе патриотизма, любви и уважения к труду, дают

всестороннее гражданское воспитание личности.

Идея экскурсии «Музей в чемодане» даёт возможность:

во-первых,

быстро,

мобильно

развернуть

выставку,

представить

экспонат, манипулировать музейными предметами - всё это важно

для активного, практического освоения мира детей;

во-вторых, проводить экскурсию в любом помещении и даже на

открытых площадках;

в-третьих,

необходимая

тематическая

экспозиция

и

экспонат

размещаются

в

чемодане,

что

является

очень

удобным

для

его

транспортировки.

Благодаря «Музею в чемодане» создаётся эффект таинственности,

заинтересованности,

удивления

детей

в

происходящем;

усиливается

их

любознательность,

яркость

эмоций,

создаётся

атмосфера

обучения

с

развлечением. Длительность подобной экскурсии, так же как и тематика,

может быть различной. К проведению экскурсий привлекается актив музея

-

учащиеся

творческого

объединения

«Музееведение».

Они

тщательно

готовятся

к

каждому

выезду,

а

после

проведения

экскурсии

проводят

анализ. Общими усилиями собираем предметы для очередной экспозиции,

кто-то

принёс

дедушкину

медаль,

комсомольский

билет,

веретено,

чернильницу. Ребята знакомятся с историей появления вещей, предметов.

Для себя и других открывают мир, который был им не известен, учатся

строить

высказывание,

формулировать

проблему

и

анализировать

её

с

целью выявления общего признака, проводят самооценку.

В рамках образовательного проекта «Музей в чемодане» мы привлекаем

жителей не только города, но и села к деятельности нашего музея, вносим

новизну

в

проведение

экскурсий:

доступность

и

манипулирование

экспонатами, даем возможность участникам проекта ощутить присутствие

прошлого в настоящем и будущем посредством общения с культурным

наследием.

«Музей в чемодане», благодаря своей мобильности, может быть

использован

для

организации

выставок

непосредственно

в

учебных

кабинетах. Такая форма музейной работы позволяет решить целый ряд

поисково-исследовательских, образовательно-воспитательных и социально

значимых задач, стоящих перед музеем, повышает интерес учащихся к

изучаемым

предметам.

Занятия

проводятся

в

интерактивной

форме

с

использованием элементов театрализации, ролевых игр. Они базируются

на местном краеведческом или историческом материале. Используются

электронные средства обучения. В ходе проведения экскурсии в данном

формате обучающиеся могут приобщиться к культурным и историческим

традициям своей малой родины. Соприкоснуться с прошлым через живое

восприятие

музейного

экспоната.

Могут

стать

непосредственными

участниками действий.

Данный проект проводился и на межрайонных сменах на базе детских

оздоровительно-образовательных

лагерей

для

обучающихся

из

близлежащих районов нашей области.

Во

время

летнего

отдыха

обучающихся

в

лагере

«Зёрнышко»,

расположенном

в

селе

Юный

пионер,

реализация проекта

«Музей

в

чемодане» продолжалась в течение недели.

Ребята настолько увлеклись деятельностью, что предложили выйти в

село,

чтобы

узнать

его

историю,

познакомиться

с

местными

достопримечательностями и возложить цветы к памятнику погибшим.

В ходе реализации проекта «Музей в чемодане» не было пассивных

слушателей,

только

активные

участники,

вступающие

в

диалог

с

руководителем музея, экскурсоводом, музейным экспонатом, в общение со

сверстниками

в

неформальной

обстановке.

Увеличилось

количество

желающих посещать музей Центра дополнительного образования.

Данная информационная технология прекрасно себя зарекомендовала

среди учащихся начальной школы, была апробирована в параллели 5-7

классов и получила положительные отклики.

Благодаря проекту «Музей в чемодане», у ребят нашего района

сформируется устойчивый интерес к истории страны, а главное - к работе

не

только

музея

Центра

дополнительного

образования

детей,

но

и

школьного музея.



В раздел образования