"Мобилизация сохранных анализаторов как средство развития детей с нарушением зрения".
Автор: Серасхова Сания Эрнестовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ № 3 Населённый пункт: г. Салехард, Ямало-Ненецкий Автономный Округ Наименование материала: статья Тема: "Мобилизация сохранных анализаторов как средство развития детей с нарушением зрения". Раздел: начальное образование
Мобилизация сохранных анализаторов как средство развития детей с
нарушением зрения.
Зрительная система развивается в тесном взаимодействии с другими сенсорными системами.
Наибольшее значение имеет связь зрения с осязательным и слуховым восприятием. Выпадение или
нарушение функций зрения, играющих у нормально видящих людей ведущую роль, выдвигает у
плохо видящих на первый план другие анализаторы.
В восприятии окружающего мира участвует вся система сохранных анализаторов.
В зависимости от характера объекта то один, то другой анализатор, функционируя совместно с
остальными, может выдвигаться на первый план. Взаимно дополняя друг друга, слуховые, кожные,
обонятельные, зрительные ощущения подробно информируют ребёнка об окружающем.
Но
необходимо
подчеркнуть,
что
без
специально
организованного
коррекционно-
педагогического процесса дети с нарушениями зрения затрудняются в овладении пространственными
представлениями,
в
практической
ориентировке
в
пространстве,
с
ошибками
воспринимают
предметы и их удаленность, место их расположения и т.д. Известно, что
в младшем школьном
возрасте
и
в
дошкольный
период
освоение
мира
ребёнком
осуществляется
через
сенсорно-
эмоциональные и чувственно-практические
способы познания, т.к. логика познания мира детей
выстраивается в цепочку: желание, чувство, мысль. Познавательная деятельность должна строиться
так, чтобы активизировались личностные мироощущения, и накапливался личный опыт проживания.
А
при
нарушенном
зрении
активизируется
деятельность
сохранных
анализаторов,
повышается
острота
восприятия
сохранившихся
видов
чувствительности
(слуховой,
тактильной,
мышечно-
суставной). В свою очередь совместное использование частичного зрения, слуха, осязания, обоняния
даёт значительно лучшие результаты при узнавании любого предмета.
Активная тренировка сохранных анализаторов компенсирует недостатки зрения в процессе
познания
окружающего
мира,
когда
дети
уверенно
двигаются
в
пространстве,
делают
меньше
ошибок в узнавании предметов, быстрее адаптируются в незнакомом месте.
Необходимо помнить, что процесс компенсации за счёт включения сохранных анализаторов
спонтанно не происходит. Ведь, несмотря на зрительную патологию, для детей с нарушением зрения
зрительная
информация
выступает
основной
при
опознании
предмета.
Только
организованная
коррекционно-воспитательная
работа
по
развитию
сенсорной
сферы
с
нарушением
зрения
обуславливает
положительный
результат
в
процессе
познания
окружающего
мира.
Зная
эти
особенности можно выделить коррекционно-компенсаторные задачи, направленные на:
1.
активизацию слухового восприятия;
2.
обогащение тактильной чувствительности с помощью осязательного анализатора;
3.
развитие целенаправленного ощупывания и манипуляторной деятельности кистей рук;
4.
активизацию вкусового и обонятельного анализаторов;
5.
успешное усвоение языка в процессе общения.
Для
активизации
сохранных
анализаторов
и
нарушенного
зрения
хорошо
применять
дидактические игры и упражнения для закрепления знаний об окружающем мире, накопление
соответствующего словаря, тренировки речевых умений и навыков, а вопросно-ответный характер
общения
при
проведении
игры
побуждает
ребёнка
обозначать
предъявленный
предмет
словом,
сравнивать,
рассуждать,
обобщать.
Таким
образом,
в
единстве
с
мыслительной
деятельностью
формируется речь.
I.Слуховые ощущения и восприятия.
Слух дан человеку, чтобы слушать тишину и различные звуки. Слух даёт нам информацию, которая
находится вне нашего зрительного поля.
Дети способны определить характер и источник звука, а потому
можно и нужно приучать их
узнавать предметы по звуку – различать металл, дерево, стекло; по шелесту – бумагу, ткань; по
тембру голоса – взрослого человека, сверстника.
Значение
слуха
у
плохо
видящих
детей
чрезвычайно
велико
в
процессах
познания
окружающего мира, пространственной и социально ориентировки. Слух для слепых является тем же,
что для нас зрение.
Слуховое восприятие у плохо видящих детей участвует в компенсации слабовидения, когда
ребёнок учится использовать звуковые признаки предметов, голоса окружающих для узнавания и
дальнейшего формирования образов окружающего мира.
Задачи игр и упражнений, направленных на развитие слухового анализатора – открыть для
ребёнка
мир
звуков,
сделать
их
значимыми,
привлекательными,
говорящими
о
чём-то
важном.
Соответствующие игры и упражнения направлены на:
*отгадывание источника звука;
*улавливание
особенностей
знакомых
звуков
и
передачу
их
характера
с
помощью
движений,
звукоподражаний, слов.
Игры и упражнения, предназначенные для развития целенаправленного слухового восприятия.
«Кто разбудил Мишутку?»
Отгадываем
голос
позвавшего,
сидя
спиной
к
детям,
произнося
слова:
«Мишутка,
Мишутка,
довольно спать, пора вставать!»
«Кто это?»
Учимся слышать и передавать характерные звуки, издаваемые животными и птицами; различать
звуковую информацию на слух.
«Стеклянный-деревянный».
Учимся отгадывать по звучанию, из какого материала сделаны предъявленные предметы. Набор
предметов за ширмой: посуда (деревянная, металлическая, фарфоровая); натуральные предметы из
дерева, металла, стекла.
«Что я делаю скажи, точно так же покажи».
Учимся передавать интонацию услышанного дать возможность высказаться, (можно использовать
голоса птиц и животных).
Игры и упражнения, предназначенные для развития неречевого слуха.
«Что ты слышишь?»
Учимся
выделять
характерные
звуки,
присущие
определенному
месту.
На
кухне:
стук
посуды;
ходьба, кашель, разговоры и т.д.
«Где прячется звук?»
Детям даётся представление о том, что у каждой вещи есть свой голос, а также, что голос живёт в
любом предмете, окружающем детей: в ногах – ходьба, бег; в ладошках – хлопки; в стульях – скрип.
«Угадай предмет по звуку».
Учимся определять по звучанию предъявленные предметы, расположенные за ширмой. Можно
использовать магнитофон: шум моря, пение птиц и т.д.
«Угадай направление, откуда идёт звук».
Учимся определять и показывать рукой направление звука. Ведущий, стоя сзади детей, издаёт
различные звуки; затем делает то же, становясь слева, справа.
«Громко-тихо».
Помогаем
ребёнку понять
разницу звучания. Учимся выполнять действия согласно заданию.
Используем в игре музыкальные инструменты (например, большой и маленький барабаны). На
громкое звучание - хлопки в ладоши, прыжки; на тихое – ходьба на носочках, приседания.
II.Развитие тактильной чувствительности и осязания.
Тактильная чувствительность даёт знания о качествах предметов, болевая сигнализирует о
вреде,
наносимом
организму;
температурные
рецепторы
принимают
участие
в
регуляции
теплообмена между организмом и окружающей средой.
С помощью тактильного восприятия дети с нарушением зрения постигают разнообразный
комплекс ощущений: прикосновение, давление, движение (вибрация), температура, боль.
В практике работы желательно сгруппировать игры, упражнения, задания для разных видов
деятельности:
1.формирование тактильных представлений;
2.развитие способов восприятия предметов.
В первом случае ребёнок различными способами расширяет свои тактильные представления.
Не всегда сможет ребёнок выполнить задание самостоятельно, при необходимости ему помогает
взрослый. Однако эти задания нравятся
ребёнку, кроме этого они стимулируют развитие ощущений,
устанавливают
необходимый
контакт
между
педагогом
и
ребёнком,
превращают
ребёнка
из
пассивного наблюдателя в активного участника.
В
другом
виде
деятельности,
а
именно
при
развитии
способов
тактильного
восприятия
предметов,
акцент
направлен
на
то,
чтобы
ребёнок
исследовал
предметы
и
материалы
всеми
доступными ему способами. А задача педагога заключается в том, чтобы увеличить количество этих
способов, показать ребёнку новые варианты.
1.Игры и упражнения, формирующие у ребёнка тактильные представления.
«Сухие материалы» («Поможем Золушке»)
На поднос высыпать различные крупы (рис, горох, пшено), учиться собирать по принадлежности.
Закрепить цвет, форму, величину. Набрать зерна в ладонь, высыпать сквозь пальцы, насыпать в
подготовленную ёмкость.
«Узнай на ощупь».
Ребёнку
предлагаются
различные
овощи,
фрукты.
Учиться
видеть
тактильно-кинестетические
свойства предъявленных предметов (гладкий – шершавый – колкий; лёгкий – тяжёлый.
2. Игры и упражнения, направленные на развитие способов тактильного восприятия предметов.
«Моделирование».
Исследовать
свойства
теста:
крутить,
мять,
бросать,
раскатывать,
отщипывать
и
т.д.
Похожие
действия можно проделать с глиной, пластилином.
«Что привёз Мишутка?»
Узнавать на ощупь, какой предмет привёз Мишутка. Назвать игрушку, предварительно обследовав её
в мешочке, показать, выполнить с ней какое-либо действие.
«Двигающиеся игрушки».
Обследование
подвешенной
на
шнуре
игрушки.
Испытываем
различные
игрушки
из
разных
материалов. Важно, чтобы игрушка начинала двигаться при прикоснении к ней ребёнка. Предложите
ребёнку пощупать игрушку, подуть на неё, дотянуться, толкнуть, хлопнуть и т.д.
«Игрушки на верёвочке».
С завязанными глазами найти висящую на шнуре игрушку, потрогать, узнать, что это, назвать.
«Весёлые жмурки».
Дотронуться до сидящего в кругу и узнать, кто это. Дать возможность обследовать сидящего,
выделить характерные особенности. Если догадается – поменять игроков местами.
Проанализировать
результаты
работы
после
проведения
цикла
игр
и
упражнений,
направленных на развитие тактильных представлений и способов тактильного восприятия, помогает
таблица. Таблица результатов наблюдений включает в себя:
1.
вид деятельности;
2.
игры;
3.
ответы ребёнка;
4.
комментарии взрослого.
Это помогает выделить и успешно использовать в работе любимые упражнения и игры; определить,
какие из них достигли поставленной цели, а какие – нет, какие стоит включать в работу чаще.
При правильно организованной коррекционно-компенсаторной работе ребёнок с патологией
зрения сможет реализовать себя как личность, зная пути преодоления зрительной недостаточности за
счёт активизации всех сохранных анализаторов.
Активное использование предметно-практического обучения в разных видах деятельности
через коррекционные игры, упражнения, задания обеспечит ребёнку практическую ориентировку в
окружающей
действительности.
Заметно
активизируется
зрительная
ориентация
ребёнка
в
окружающем его мире.