Напоминание

Формы мотивации при изучении геометрии в 5-6 классах


Автор: Пискунова Ольга Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 3"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: статья
Тема: Формы мотивации при изучении геометрии в 5-6 классах
Раздел: среднее образование





Назад




Формы мотивации при изучении геометрии в 5-6 классах

общеобразовательной школы

Геометрия как школьный учебный предмет всегда считалась одной из самых

сложных в школьном курсе математики.

Однако, геометрические образы сопровождают человека в течение всей его

жизни,

начиная

с

первых

лет.

Первичные

геометрические

сведения

у

человека появляются до того, как он способен их формально - логически

осмыслить.

Чем

богаче

и

разностороннее

мир

ребенка,

тем

большее

количество таких первоначальных знаний он получает до начала обучения в

школе. По наблюдениям многих учителей и специалистов - психологов при

неверном

обучении

ранняя

способность

оперировать

геометрическими

образами и синтезировать геометрические знания может в дальнейшем не

только не развиваться, но даже резко ослабевать. Поэтому одной из главных

задач

преподавания

геометрии

является

задача

планомерного,

систематического

развития

геометрического,

образного

мышления,

восприятие

геометрии

не

только

как

школьного

предмета,

но

и

как

феномена человеческой культуры.

Можно говорить, что введение геометрического материала в курс математики

1 – 6 классов чрезвычайно важно для дальнейшего успешного обучения

школьника. Вовлечение учащегося в познание окружающего мира, развития

мыслительных способностей. Все это делает актуальным вопрос правильной

организации обучения математике и элементам геометрии в частности.

На начальном этапе учащиеся начинают различать элементы геометрических

фигур, устанавливают отношения между этими элементами и отношения

между

отдельными

фигурами,

то

есть

на

этом

уровне

они

способны

проводить

анализ

воспринимаемых

фигур.

Это

происходит

в

процессе

наблюдения,

измерения,

вычерчивания,

моделирования.

Свойства

фигур

устанавливаются экспериментально, при этом они только описываются, но не

определяются. Установленные свойства служат для распознавания фигур,

фигуры как бы выступают носителями этих свойств. Но сами свойства еще не

связываются друг с другом.

Переход от одного уровня развития геометрического мышления к другому не

является биологическим процессом, а протекает под влиянием обучения, а

значит,

зависит

от

его

содержания

и

методов

изучения.

Важными

здесь

являются следующие моменты:

- графическая деятельность и конструирование продолжают оставаться

приоритетными видами деятельности для учащихся 5–6-х классов;

- на развитие пространственного мышления благотворное влияние способно

оказать включение в содержание обучения пространственных тел,

способов их моделирования и графического изображения;

- развитие восприятия ребенка идет по пути усвоения систем сенсорных

эталонов, в этой связи в процессе изучения геометрии целесообразно

формировать геометрические образы, представляющие для него

наибольшую значимость.

Основные цели курса геометрии в 5- 6 классах – это:

- развитие геометрических способностей у учащихся;

- формирование пропедевтических знаний по геометрии;

- подготовка учащихся к обязательному курсу геометрии в 7 классе;

- развитие интереса к предмету «математика», логики, интуиции,

смекалки, интеллекта;

- воспитание математической и изобразительной культуры.

Основную роль, на мой взгляд, в мотивационной работе с учащимися

занимает изучение наглядной геометрии. Особый интерес и стремление к

творчеству и познанию вызывает у детей среднего школьного возраста

конструирование.

Под детским конструированием принято подразумевать создание разных

конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов,

изготовление

поделок.

(создание

предметных

моделей

геометрических

объектов).

Эти действия естественным образом реализуются через задачи:

-на пространственное моделирование;

-на построение фигуры с помощью перегибания листа бумаги;

-на разрезание и складывание.

Следующий

мотивационный

момент

исследование

геометрических

объектов. Основным методом исследования геометрических объектов должен

стать

эксперимент

как

реальное

физическое

действие:

наложение

фигур,

перегибание по оси симметрии, поворот вокруг центра симметрии и др.

Опираясь

на

его

результаты,

рассмотрев

и

проанализировав

различные

частные случаи, учащиеся на основе индуктивных рассуждений выдвигают

гипотезу, отражающую найденную закономерность. Собственные открытия

достаточно высоко ценятся школьниками, и как правило, являются весомым

аргументом для продолжения деятельности и более глубоких исследований и

ярких открытий.

Упражнения

на

закрепление

представления

о

симметрии

(осевой,

центральной) должны носить творческий характер:

Например:

разрежьте

данный

квадрат

по

сторонам

клеток

так,

чтобы

все

части

были

одинакового

размера

и

формы, и чтобы каждая содержала по

одному кружку и звездочке.

Таким образом, чтобы создать у учащегося положительную мотивацию к

деятельности на уроке можно за счет:

позитивного эмоционального фона;

актуализации опорных знаний;

постановки проблемы;

создания на уроке "точки удивления

" ( термин, введенный

российским философом, культурологом. Создателем учения о диалоге культур В.С.Библером. В

школе диалога культур предполагается два подготовительных класса. Задача этих классов –

формировать у ребенка точки удивления, т.е. помочь ему увидеть мир не как нечто

определенное, очевидное и известное, а как нечто загадочное, удивительное, как предмет

познавательного интереса, эстетической активности

)

искусственного создания затруднений, которые

хочется преодолеть;

вовлечения учащихся в постановку целей урока через

организацию методической цепочки: удивление - интерес - мотив - цель -

собственная учебная задача.

При этом учащиеся должны понимать, что геометрия возникла из жизненных

потребностей человека и многие изучаемые в ней объекты – плоды труда

многих поколений людей.

Как пример практической деятельности из опыта работы хотелось бы

привести фрагмент программы занятий математического кружка.

Работа математического кружка осуществляется с учетом индивидуального

подхода к обучению учащихся с использованием активных форм и методов

познавательной

деятельности,

современных

образовательных

технологий:

информационно-коммуникативной,

исследовательской

(проблемно-

поисковой), личностно - деятельностного подхода и другие.

Наглядная геометрия (11ч.)

Математические фокусы

1час

Конструирование из Т

1час

Геометрические головоломки

1час

Куб и его свойства

1час

Фигуры из кубиков и их частей

1час

Оригами

1час

Геометрия клетчатой бумаги

1час

Зеркальное отражение

1час

Орнаменты

1час

Задачи на разрезание и складывание

фигур

1час

Головоломки с фигурами

1час

Подобный вид деятельности вызывает интерес не только у детей, но и

родителей.

Домашнее

задание

с

удовольствием

выполняет

вся

семья.

Результатом

творческого

интереса

является

постоянная

наполняемость

объединения дополнительного образования, а также развитие практического

интереса учащихся к изучению геометрии.



В раздел образования