Автор: Власова Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 142"
Населённый пункт: г. Дзержинск Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Использование математических знаков-схем, условных обозначений на занятиях по математическому развитию
Раздел: дошкольное образование
Сообщение на тему:
« Использование математических знаков-схем,
условных обозначений на занятиях по
математическому развитию»
Выполнила:
Воспитатель
Власова Светлана
Александровна
Г. Дзержинск
Нижегородская область
Миром управляют знаки и символы,
А не слово и закон
(Конфуций)
Ребенок
очень
рано
начинает
осваивать
знаки
и
символы.
В
игровой
деятельности
он
овладевает
замещением:
использует
вместо
реальных
предметов
игрушки,
предметы-заместители.
Важно
познакомить
детей
с
более понятными им символами, ведь мыслительные задачи у них решаются
с преобладающей ролью наглядных средств.
Программа
«Детство»
предусматривает
углубление
преставлений
детей
о
свойствах и отношениях объектов, в основном через игры на классификацию
и
сериацию,
практическую
деятельность,
направленную
на
воссоздание,
преобразование форм предметов и геометрических фигур.
Специфика
обучения
математики
такова,
что
от
действия
с
реальными
множествами ребенок приходит к манипулированию сверхабстрактными для
него понятиями: число, множество, количество, натуральный ряд.
Их абстрактное содержание фиксируется знаками и символами
В своей работе использую знаки математические и специальные символы.
Знаки математические – условные обозначения, которые служат для записи
математических понятий (предложений, соотношений).
Математические знаки делятся:
знаки индивидуальных и переменных объектов;
знаки индивидуальных и переменных операций (например: + — );
знаки индивидуальных отношений (например: = < >).
Символ, чем более многозначен, тем более содержателен.
Символы делятся:
символы формы (треугольной, круглой, квадратной, прямоугольной);
символы цвета (желтый, синий, красный); символы толщины (толстый,
тонкий);
символы размера (большой, маленький);
символ отрицания свойств.
Основной
метод
развития
детей
дошкольного
возраста
–
проблемно
поисковый, а главная форма организации – игра.
Ознакомление с символами осуществляю в работе с детьми посредствам
игрового
материала:
игровых
упражнений,
логических
игр
(вариантом
логических
игр
являются
игры
с
кругами
Эйлера),
логических
кубиков,
кодовых карточек, граф – схем, дидактического материала – блоков Дьенеша.
Это
универсальный
дидактический
материал,
позволяющий
успешно
реализовывать
задачи
познавательного
развития
детей,
поставленные
в
программе «Детство».
Ознакомление детей с логическими блоками Дьенеша провожу в несколько
этапов.
1 этап – это младший дошкольный возраст 3 – 4 года.
Одно из основных направлений этого этапа это развитие восприятия.
Ребенок
ориентируется,
прежде
всего,
на
отдельные
признаки
действительности, и средством его ориентировки при решении «знаковых»
задач является сенсорный эталон.
В
этом
возрасте
использовала
следующий
игровой
материал:
«Блоки
Дьенеша
для
маленьких»
и
«Давайте
вместе
поиграем»,
в
котором
представлены игры для детей младшего возраста – «Художники», «Угощение
для медвежат», «Магазин».
2 этап - средний дошкольный возраст 4-5 лет
Основное
направления
ознакомление
детей
с
моделью
описания
свойств
логических блоков Дьенеша.
Карточки
с
символами
свойств
используются
как
дополнение
к
блокам
Дьенеша и логическим фигурам, и как самостоятельный материал.
Использовала следующие игры: «Найди пару», «Дружные блоки», «Найди
ошибки».
Основным
средством
решения
«знаковых»
задач
становится
наглядная
модель – «символическая» композиция. Игровые упражнения с кольцами,
игры с кругами интересны для дошкольников и используются со среднего
дошкольного возраста.
Использовала следующий игровой материал: «Лепим нелепицы», где
представлены различные игры с дидактическим материалом – логическими
блоками Дьенеша. Игры «Давайте вместе поиграем»: «Украсим елочку
бусами», «Художники», «Магазин», «Где спрятался ежик» Используются
игры с логическими кубиками: Рыбалка, Садовники, Бусы.
Логические кубики, как и карточки – символы полезны для овладения
действиями замещения и наглядного моделирования, кодирования и
декодирования.
Своеобразие логических кубиков возможность «случайного» выбора свойств
(подбрасывание кубика).
Логические блоки, символы свойств также используются в подвижных играх
как предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, жетонов.
3 этап – старший дошкольный возраст 5- 6 лет – переходят к выделению
скрытых, не наглядных характеристик действительности.
Использовала следующий игровой материал: «Спасатели приходят на
помощь», «Праздник в стране блоков» — игры «Выкладываем дорожки», «Я
загадаю – вместе отгадаем», «Восстанавливаем разрушенный город»,
«Доставка грузов»».
Использовала игры со знаками, цифрами и символами: в игровом материале
«Поиск затонувшего клада», «Давайте вместе поиграем»: игры «Логический
поезд», «Мозаика цифр».
Для детей старшего дошкольного возраста использую игру «Кошки-мышки»,
представленную в игровом материале «Праздник в стране блоков».
Игровые упражнения, игры с кругами рекомендуются для выработки навыков
распознавания и выделения общей части двух множеств, при формировании
навыков в разбиении множества на непересекающиеся подмножества.
В результате работы с блоками Дьенеша к старшему дошкольному возрасту
дети
легче
осваивают
и
понимают
значение
знаков
+
-
=
<
>,
учатся
составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
Дети овладели навыками работы с логическими блоками Дьенеша через игру;
действием замещения и наглядного моделирования, кодирования и
декодирования;
научились пользоваться карточками символами, использовать как
самостоятельный материал;
выполнять арифметические действия отсчитывания и присчитывания.
«Хороший человек видит
Хорошие знаки»
(индейская мудрость)