Напоминание

Использование математических знаков-схем, условных обозначений на занятиях по математическому развитию


Автор: Власова Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 142"
Населённый пункт: г. Дзержинск Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Использование математических знаков-схем, условных обозначений на занятиях по математическому развитию
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сообщение на тему:

« Использование математических знаков-схем,

условных обозначений на занятиях по

математическому развитию»

Выполнила:

Воспитатель

Власова Светлана

Александровна

Г. Дзержинск

Нижегородская область

Миром управляют знаки и символы,

А не слово и закон

(Конфуций)

Ребенок

очень

рано

начинает

осваивать

знаки

и

символы.

В

игровой

деятельности

он

овладевает

замещением:

использует

вместо

реальных

предметов

игрушки,

предметы-заместители.

Важно

познакомить

детей

с

более понятными им символами, ведь мыслительные задачи у них решаются

с преобладающей ролью наглядных средств.

Программа

«Детство»

предусматривает

углубление

преставлений

детей

о

свойствах и отношениях объектов, в основном через игры на классификацию

и

сериацию,

практическую

деятельность,

направленную

на

воссоздание,

преобразование форм предметов и геометрических фигур.

Специфика

обучения

математики

такова,

что

от

действия

с

реальными

множествами ребенок приходит к манипулированию сверхабстрактными для

него понятиями: число, множество, количество, натуральный ряд.

Их абстрактное содержание фиксируется знаками и символами

В своей работе использую знаки математические и специальные символы.

Знаки математические – условные обозначения, которые служат для записи

математических понятий (предложений, соотношений).

Математические знаки делятся:

знаки индивидуальных и переменных объектов;

знаки индивидуальных и переменных операций (например: + — );

знаки индивидуальных отношений (например: = < >).

Символ, чем более многозначен, тем более содержателен.

Символы делятся:

символы формы (треугольной, круглой, квадратной, прямоугольной);

символы цвета (желтый, синий, красный); символы толщины (толстый,

тонкий);

символы размера (большой, маленький);

символ отрицания свойств.

Основной

метод

развития

детей

дошкольного

возраста

проблемно

поисковый, а главная форма организации – игра.

Ознакомление с символами осуществляю в работе с детьми посредствам

игрового

материала:

игровых

упражнений,

логических

игр

(вариантом

логических

игр

являются

игры

с

кругами

Эйлера),

логических

кубиков,

кодовых карточек, граф – схем, дидактического материала – блоков Дьенеша.

Это

универсальный

дидактический

материал,

позволяющий

успешно

реализовывать

задачи

познавательного

развития

детей,

поставленные

в

программе «Детство».

Ознакомление детей с логическими блоками Дьенеша провожу в несколько

этапов.

1 этап – это младший дошкольный возраст 3 – 4 года.

Одно из основных направлений этого этапа это развитие восприятия.

Ребенок

ориентируется,

прежде

всего,

на

отдельные

признаки

действительности, и средством его ориентировки при решении «знаковых»

задач является сенсорный эталон.

В

этом

возрасте

использовала

следующий

игровой

материал:

«Блоки

Дьенеша

для

маленьких»

и

«Давайте

вместе

поиграем»,

в

котором

представлены игры для детей младшего возраста – «Художники», «Угощение

для медвежат», «Магазин».

2 этап - средний дошкольный возраст 4-5 лет

Основное

направления

ознакомление

детей

с

моделью

описания

свойств

логических блоков Дьенеша.

Карточки

с

символами

свойств

используются

как

дополнение

к

блокам

Дьенеша и логическим фигурам, и как самостоятельный материал.

Использовала следующие игры: «Найди пару», «Дружные блоки», «Найди

ошибки».

Основным

средством

решения

«знаковых»

задач

становится

наглядная

модель – «символическая» композиция. Игровые упражнения с кольцами,

игры с кругами интересны для дошкольников и используются со среднего

дошкольного возраста.

Использовала следующий игровой материал: «Лепим нелепицы», где

представлены различные игры с дидактическим материалом – логическими

блоками Дьенеша. Игры «Давайте вместе поиграем»: «Украсим елочку

бусами», «Художники», «Магазин», «Где спрятался ежик» Используются

игры с логическими кубиками: Рыбалка, Садовники, Бусы.

Логические кубики, как и карточки – символы полезны для овладения

действиями замещения и наглядного моделирования, кодирования и

декодирования.

Своеобразие логических кубиков возможность «случайного» выбора свойств

(подбрасывание кубика).

Логические блоки, символы свойств также используются в подвижных играх

как предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, жетонов.

3 этап – старший дошкольный возраст 5- 6 лет – переходят к выделению

скрытых, не наглядных характеристик действительности.

Использовала следующий игровой материал: «Спасатели приходят на

помощь», «Праздник в стране блоков» — игры «Выкладываем дорожки», «Я

загадаю – вместе отгадаем», «Восстанавливаем разрушенный город»,

«Доставка грузов»».

Использовала игры со знаками, цифрами и символами: в игровом материале

«Поиск затонувшего клада», «Давайте вместе поиграем»: игры «Логический

поезд», «Мозаика цифр».

Для детей старшего дошкольного возраста использую игру «Кошки-мышки»,

представленную в игровом материале «Праздник в стране блоков».

Игровые упражнения, игры с кругами рекомендуются для выработки навыков

распознавания и выделения общей части двух множеств, при формировании

навыков в разбиении множества на непересекающиеся подмножества.

В результате работы с блоками Дьенеша к старшему дошкольному возрасту

дети

легче

осваивают

и

понимают

значение

знаков

+

-

=

<

>,

учатся

составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.

Дети овладели навыками работы с логическими блоками Дьенеша через игру;

действием замещения и наглядного моделирования, кодирования и

декодирования;

научились пользоваться карточками символами, использовать как

самостоятельный материал;

выполнять арифметические действия отсчитывания и присчитывания.

«Хороший человек видит

Хорошие знаки»

(индейская мудрость)



В раздел образования