Напоминание

"Будь здоров,первоклассник!"


Авторы: Котов Аркапдий Дмитриевич, Куприянов Александр Леонидович
Должность: учитель физической культуры,учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ"Средняя школа №33 им.К.Маркса"
Населённый пункт: г.Ярославль
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Будь здоров,первоклассник!"
Раздел: начальное образование





Назад




Будь здоров, первоклассник!

Скоро наступит

новый 2020 – 2021 учебный год. Каким он будет для более

двух миллионов первоклашек Российских школ? Как помочь первокласснику

без ущерба для здоровья справиться с предстоящей учебной

нагрузкой.

Как

сохранить,

а

может

и

приумножить

физические

данные

ребенка? Давайте попробуем разобраться.

Первоклассник в период бодрствования делает 14 движений в минуту

или соответственно 840 движений в час. С поступлением же в школу ребенка

его двигательная активность падает более чем на 50%, что не компенсируется

ни уроками физкультуры, ни внеклассными занятиями.

Адаптация организма первоклассника к условиям школы происходит

сравнительно медленно. Работоспособность у него, как видно из наблюдений

к концу второго полугодия, резко снижается. Некоторый подъем отмечается

лишь к началу обучения во втором классе.

Как же свести к минимуму неблагоприятные изменения во время адаптации

ребенка к условиям школы?

Наблюдения показали, что более высокий уровень работоспособности на

протяжении всего первого года обучения школьников можно обеспечить за

счет

увеличения

их

двигательной

активности.

Соблюдая

рациональный

режим повседневной жизни ребенка, включающий утреннюю гимнастику,

физкультурные паузы во время приготовления уроков, упражнения и игры на

открытом

воздухе,

прогулки,

при

организации

и

контроле

со

стороны

взрослых.

Остановимся

более

подробно

на

выше

перечисленных

формах

организованной двигательной активности школьника.

Утренняя

гигиеническая

гимнастика

способствует

быстрой

приспосабливаемости

организма

к

нагрузкам

предстоящего

дня,

формированию правильной осанки и оздоровлению, воспитывает у ребенка

дисциплинированность,

организованность,

настойчивость.

Эффективность

зарядки

зависит

от

некоторых

условий

ее

выполнения,

а

именно:

последовательность

упражнений

должна

проводиться

«сверху

вниз»,

(упражнения для верхнего плечевого пояса, туловища, ног). В работу должны

включаться все основные группы мышц. Зарядку желательно проводить в

хорошо

проветренном

помещении,

удобной

спортивной

форме

(трусы,

майка), под правильно подобранную музыку. После выполнения гимнастики

необходимо принять водные процедуры. Одним комплексом пользуются две

недели,

после

чего

его

частично

обновляют.

Упражнения

могут

носить

образно – сюжетный характер.

1

Примерный комплекс утренней гигиенической гимнастики для учащихся

первого класса

1.

«Паровоз»

– руки согнуты в локтях, ходьба на месте с круговыми

движениями рук вперед (назад) (повторить 8 – 10 раз).

2.

«Штангист» - ноги на ширине плеч, руки к плечам, кисти сжать в

кулак;

энергично

выпрямить

руки

вверх,

посмотреть

на

руки,

прогнуться – вдох, согнуть к плечам - выдох.

(повторить 10 -12 раз).

3.

«Зайчишка» - глубоко присесть на всей ступне, руки согнуть к голове

(сделать ушки) выдох; выпрямиться вдох (повторить 8 – 10раз).

4.

«Самолет» - ноги на ширине плеч руки в стороны, поочередно сделать

наклон влево, наклон вправо (повторить 12раз).

5.

«Дровосек»

- ноги на ширине плеч, руки вверху сцеплены в замок;

энергичный наклон вперед, руки вниз – выдох; выпрямиться руки вверх

– вдох (повторить 10 - 12раз).

6.

«Мяч» – ноги на ширине плеч, руки на поясе, прыжки на обеих ногах

вверх. Дышать произвольно (повторить 25раз).

7.

Ходьба на месте с энергичной работой рук (повторить 6 - 8раз).

Установлено,

что

активное

внимание

и

работоспособность

младших

учащихся сохраняется в течение 20 – 25 мин. Объясняется это тем, что

однообразная

работа

вызывает

продолжительное

раздражение

отдельных

участков коры головного мозга. Происходит внутреннее торможение, которое

приводит

к

снижению

внимания

и

работоспособности

д е т е й .

Работоспособность

повышается

быстрее,

если

процесс

возбуждения

на

некоторое время переключается на другие центры коры головного мозга. В

результате снижается умственное и нервное напряжение. К.Д. Ушинский

писал: «Дайте ребенку подвигаться 2 – 3 минуты, и он подарит вам 20 минут

дополнительного внимания. Здесь поможет физкультурная пауза.

Физкультурная

пауза

проводится

спустя

20

25

минут

после

начала

выполнения домашнего задания в зависимости от умственной и физической

усталости

школьника.

Комплекс

состоит

из

4

5

упражнений,

которые

выполняются

в

течение

3

-4

минут

в

среднем

или

быстром

темпе

с

обязательным включением упражнений на осанку.

Физкультурная пауза

1.

Стоя,

ступни

вместе.

Руки

поднять

вперед,

развести

в

стороны

ладонями

вверх

вдох,

поднять

руки

вверх,

подняться

на

носках,

опустить руки, выдох, опуститься на всю ступню (повторить 5 - 6раз).

2. Стоя, ступни вместе. Поднять руки вверх, левая нога назад на носок,

прогнуться посмотреть на кисти рук, опустить руки. Повторить с правой

ноги (повторить 6 - 7раз).

2

3. Стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклон влево, наклон

вправо, дышать равномерно (повторить 6 – 7 раз).

4. Стоя ступни вместе. Присесть, руки на пояс – выдох, спина прямая;

выпрямиться – вдох руки вниз (повторить 6 – 8 раз).

5. Стоя ноги на ширине плеч. Поднять руки в стороны – вдох, расслабляя

мышцы, опустить руки – выдох; наклон вперед, встряхнуть кистями –

полный выдох; выпрямиться вдох (повторить 4 – 5 раз).

Комплекс физических упражнений, способствующих повышению общей

физической подготовке и развитию физических качеств

1.

Приседания.

Присесть,

руки

вперед,

встать

(учитывается

общее

количество приседаний).

2.

Прыжки вверх с поворотом на 180град. (на точность приземления).

3.

Броски мяча вверх обеими руками. Мяч внизу, бросить вверх и

поймать перед собой, обеими руками (количество раз без потери мяча).

4.

Прыжки со скакалкой. Вращение скакалки вперед, ноги вместе (общее

количество прыжков).

5.

Поднимание туловища из положения, лежа на спине, ноги закреплены,

руки на пояс (общее количество подниманий).

6.

Поднимание прямых ног из положения, лежа на спине до угла 90

, руки

произвольно (общее количество подниманий).

7.

Наклоны вперед. Ноги на ширине плеч, руки на пояс. Наклон вперед,

коснуться руками пола,

выпрямиться (общее количество наклонов,

качество выполнения).

8.

Отжимание (общее количество раз).

9.

Прыжки вправо – влево через линию (общее количество раз).

10. Броски в стену и ловля мяча на расстоянии двух метров (количество

раз без потери мяча).

11.Переход из упора присев в упор - лежа (количество повторений).

12.Подтягивание. Мальчики – из виса, девочки – из виса лежа (количество

подтягиваний).

Перед

учащимися

не

ставится

задача

выполнения

определенного

количества

упражнений.

Родители

вместе

с

детьми

должны

определить

первоначальные возможности в выполнении предложенных заданий. Рост

количества

выполненных

физических

упражнений

будет

являться

положительным

фактором

в

развитии

физических

качеств,

уровня

физической

подготовленности.

Желательно

показанные

результаты

фиксировать.

Другим важным средством физического совершенствования является бег.

3

Бег – лучшее средство для развития функциональных возможностей

растущего

организма.

Бегать

можно

везде,

но

полезнее

по

лесным

тропинкам,

аллеям

парка,

на

стадионе

в

сопровождении

родителей

или

старших товарищей с соблюдением времени и темпа бега. Лучшее время для

бега утром с 10 до 12, а вечером с 17 до 19 часов. Вечерняя пробежка должна

заканчиваться не позже, чем за два часа до сна. Дистанция бега может быть

уменьшена

или

увеличена

в

зависимости

от

тренированности

ребенка.

Надежным критерием интенсивности нагрузки является носовое дыхание.

Момент,

когда

ребенок

вынужден

вдохнуть

через

рот

дополнительную

порцию воздуха, соответствует увеличению пульса до 150 ударов в минуту.

Поэтому дыхание через нос, в какой – то степени является индикатором

темпа. При беге с невысокой скоростью делают вдох и выдох на каждые

четыре шага. Завершают бег спокойной ходьбой.

Безусловно, предложенные рекомендации не раскрывают все возможности,

которые могут быть использованы для укрепления и физического развития

первоклассника,

но

выполнение

изложенных

упражнений

наверняка

послужит первой ступенькой к здоровому образу жизни, спорту, помогут

успешнее переносить учебные нагрузки.

4



В раздел образования