Авторы: Казмина Елена Викторовна, Романова Ирина Владимировна
Должность: педагог-психолог, учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ №11
Населённый пункт: г. Североморск
Наименование материала: Интегрированное занятие
Тема: В гостях у Орфографии:Правописание слов с сочетаниями "ЖИ", "ШИ"
Раздел: начальное образование
Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога
для обучающихся 2 класса из цикла занятий под общей темой
"Обучаемся путешествуя"
Раздел: «В гостях у Орфографии»
Тема: Правописание слов с сочетаниями «ЖИ», «ШИ»
Цели и задачи:
1. повторить знания о гласных и согласных звуках, об обозначении их
на письме;
2. учить дифференцировать звуки Ж - Ш;
3. уточнять и обогащать словарь;
4. закреплять знания норм орфографии; развивать орфографическую
зоркость учащихся;
5. развивать внимание, мышление, быстроту реакции, межполушарное
взаимодействие;
6. научить
проводить
оценку
результатов
своей
деятельности
по
нескольким критериям;
7. создать
доброжелательную
атмосферу
при
взаимодействии
учащихся.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, документ-
камера, электронное приложение к курсу О.А. Холодовой «Юным умникам и
умницам. Графические диктанты», презентация, листы с заданиями, цветные
карандаши, ручки, кружочки для рисования настроения, две коробочки (темная и
светлая) с отверстием для кружочков, большой смайлик на доску, маленькие
красные улыбающиеся смайлики для создания улыбки, толкование понятий на
отдельных листах формата А4, прищепки.
Ход занятия
Организационный момент
Психолог:
(Чтение стихотворения В.Кривошеевой «Доброе утро».)
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам,
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
-Здравствуйте, ребята!
Поздоровайтесь друг с другом,
Улыбнитесь всем вокруг.
Садитесь.
Логопед:
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости, но для того, чтобы нам с вами
узнать, кто нас приглашает, нужно изучить письмо. Готовы? Сейчас я его
прочитаю, а вы послушайте внимательно: «Ребята, приглашшшаем вас в
нашш город, ужжжасно жжждем.»
-Какие звуки нас приглашают в гости?
Дайте характеристику звуку
[Ж]
[Ж] – согласный, звонкий, твердый при произнесении работают голосовые
связки,
Дайте характеристику звуку
[Ш]
[Ш] – согласный, глухой, твердый при произнесении голосовые связки не
работают.
Звуки [Ж]
и [Ш] обозначаются буквами Ж и Ш.
Логопед:
- Посмотрите на доску. Что вы видите? (Буквы) Ж А И Ш У Ы
- На какие две группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные).
- Что можно составить из букв? (слоги). У вас на партах лежат листочки с
заданиями. Напишите на них свои фамилию и имя.
- Запишите в одну строчку слоги с буквой Ж, а в другую с Ш.
ЖА ЖУ ЖИ ША ШУ ШИ
- Кто первый закончит работу, поднимите руку. Выходи к доске (
проверка
задания на интерактивной доске при помощи документ-камеры
)
- Какая гласная оказалась лишней? (Ы) Почему?
- А кто догадался, над чем мы будем сегодня работать?
(Слова с сочетанием ЖИ-ШИ)
- Да, ребята, мы отправляемся с вами в гости к Орфографии, где вспомним,
как пишутся слова с сочетанием ЖИ и ШИ.
(
Толкование понятия на доске. Орфография – это множество правил,
которые определяют написание слов.)
Психолог:
-В этой удивительной стране у нас будут помощники, которых вы все хорошо
знаете. Попробуйте их угадать (СЛАЙДЫ С КАРТИНКАМИ). Правильно,
это добрый кот Леопольд и проказники - мыши.
-Ребята, а как вы считаете, какое настроение чаще всего было у кота в
мультфильме? (Хорошее). А как вы это поняли? (По улыбке)
-Верно. А можно ли испортить хорошее настроение?(Да) Вот и коту
Леопольду мыши испортили его прекрасное настроение. У него пропала
улыбка. Предлагаем вам помочь коту Леопольду вернуть улыбку. Мыши
расставили разные ловушки с заданиями, а выполнить задания поможете нам
вы
(на доске большой смайлик без улыбки).
Логопед:
Поможем, ребята, коту Леопольду, выполним задания?
- Но чтобы задания выполнить правильно, нужно помнить заклинание о
сочетании ЖИ-ШИ.
- Давайте вместе повторим: Знаем твёрдо: ЖИ и ШИ
Пишем только с буквой И.
Итак, 1 задание. Вставьте пропущенные слоги в слова, а к доске пойдут
работать………..(вызываются 2 человека к интерактивной доске). А теперь
ваш сосед проверит вашу работу. Поменяйтесь листочками.
Ланды… эта… клави…
лу…ца пету…ный поло…ла ма…нист
- Какое правило-заклинание мы применяли для написания слов?
- Молодцы! Вы справились с первым заданием. Заработали первый
улыбающийся смайлик (
прикрепляет на большой смайлик на доске
).
Психолог:
А сейчас давайте отдохнём и выполним несколько упражнений.
1.
Задание с прищепками (поочередное складывание пальцев с большим
в колечки при помощи прищепок).
2.
Упражнение в парах: встаньте напротив друг друга, коснитесь
ладонями ладоней партнера. Совершайте движения, аналогичные
велосипеду.
3.
Поза Наполеона. Обхватываем себя руками, меняя то правую, то левую
руки в верхнем и нижнем положении.
4.
Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за
противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в
ладони, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
5.
Совместные движения глаз и языка. Выдвинутым изо рта языком и
глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их
по кругу, по траектории лежащей восьмерки. Сначала отрабатываются
однонаправленные движения, затем – разнонаправленные.
6.
Следите глазами по контуру фигуры (крестик на слайде).
Логопед
Итак, 2 задание. Давайте, ребята, отгадаем загадки, а отгадки запишем на
листочек и подчеркнем знакомые слоги.
1.
Кот живёт у нас на крыше,
А в чулане живут … (мыши)
2.
Колокольцы не звенят,
Только запахом манят,
Знает даже муравей
Нет на свете их нежней.
Что за белые цветы?
Отгадай скорее ты! (Ландыши)
3.
Этот зверь какой-то странный,
Шея, как стрела у крана,
Чтобы ртом достать до трав,
Вдвое сложится…(жираф)
4.
Колется, но не ножик
Кто это, дети? (ежик)
5.
Не поедет без бензина ни автобус, ни … (машина)
6.
По полям бегут ручьи. На дорогах…(лужи)
Молодцы, ребята! Мы еще одно задание выполнили! Заработали второй
улыбающийся смайлик (
прикрепляет на большой смайлик на доске
).
Психолог:
Задание 4. Графический диктант «Кот»
-А сейчас я предлагаю вам потренировать ваше внимание. Мы с вами
попробуем нарисовать одного из героев нашего сегодняшнего занятия с
помощью графического диктанта. Повторим направление движения: вверх,
вниз, вправо, влево (
показываем направление движения рукой в воздухе
).
- Найдите на вашем листочке с заданиями поле с клеточками. Отступите 2
клетки сверху вниз и 2 клетки слева направо, поставьте точку. Поставьте
носик карандаша в отмеченную точку. У вас все получится.
(
Психолог проверяет, правильно ли дети выполнили его указания и готовы ли они к началу
работы
.)
Приготовились - начали:
1→ 2↑ 1← 2↑
1↓ 1← 2↓ 1←
2→ 1↑ 1← 2↓
1↑ 2→ 2↑ 1←
1→ 8↓ 3← 3↑
2↓ 1← 2↓ 1←
5→ 2↑ 1← 4↑
- Вот такая картинка у вас должна была получиться (
проверка по электронному
приложению
). Сравните вашу работу с образцом. Молодцы!
Заработали третий улыбающийся смайлик (
прикрепляет на большой смайлик на
доске
).
Логопед
5 задание. Посмотрите, ребята, у нас следующее задание. Составьте и
запишите предложения из рассыпавшихся слов и не забудьте подчеркнуть
сочетания «жи-ши».
пушистые, кружились, снежинки
дома, мыши, в, жили.
кот, у, пушистый, Тишка, жил, Миши, рыжий.
Проверьте, правильно ли у вас получилось(СЛАЙД).
Молодцы ребята! Мы выполнили ещё одно задание. Заработали четвертый
улыбающийся смайлик (
прикрепляет на большой смайлик на доске
).
6-е задание. Скороговорка
(Толкование понятия на доске.
Скороговорка - это такое предложение, в котором повторяются
одинаковые или похожие звуки. Скороговорку надо проговаривать
быстро).
А сейчас мы с вами поработаем устно: произнесем скороговорку. Первый ряд
- медленно, как черепахи, второй - как строгий учитель, третий - очень
быстро.
Ежи хороши, и ужи хороши,
Да жаль, что не дружат ужи и ежи.
Отлично! Вы заработали пятый улыбающийся смайлик (
прикрепляет на
большой смайлик на доске
).
Психолог:
Волшебные лесенки
- А теперь я раздам вам листик с разноцветными лесенками. Лесенка с
красным уголочком – лесенка красоты. На самой верхней ступеньке – самые
красивые работы, а на самой нижней – самые некрасивые работы. На какую
ступеньку вы поставите свою работу? (
Дети оценивают свои работы по красоте.)
Лесенка с зеленым уголочком – лесенка правильности. На самой верхней
ступеньке стоят самые правильные работы, где нет ни одной ошибки. На
самой нижней – неправильные работы. Как вы оцениваете свою работу по
правильности? Поставьте крестик на соответствующей ступеньке. (
Дети
выполняют.)
Лесенка с синим уголочком – это лесенка быстроты. На самой верхней
ступеньке работы, которые были сделаны самыми первыми, а на самой
нижней – работы, которые были сделаны последними. Оцените, насколько
быстро вы справились с заданием. (
Дети ставят себе оценки).
-Молодцы ребята, очень хорошо справились с заданием. А теперь скажите,
что было делать легче, а что труднее: выполнять задания или оценивать свою
работу?
- Отлично! Мы с вами узнали, что одну и ту же работу можно оценить с
разных точек зрения: по красоте, по правильности и по старательности.
Логопед: Ребята, понравилось ли вам путешествие по стране знаний?
- Много было интересных заданий?
- А на какое правило-заклинание были эти задания?
- Надеюсь, что в ваших тетрадях ошибок на это правило не будет!
Психолог:
Посмотрите, мы смогли вернуть улыбку коту Леопольду и поднять ему
настроение. Отлично поработали!
Ребята, а сейчас нарисуйте свое настроение на кружочках и положите его в
соответствующую коробочку: хорошее настроение - в светлую, а плохое – в
темную. Спасибо за работу!