Напоминание

В гостях у Орфографии:Правописание слов с сочетаниями "ЖИ", "ШИ"


Авторы: Казмина Елена Викторовна, Романова Ирина Владимировна
Должность: педагог-психолог, учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ №11
Населённый пункт: г. Североморск
Наименование материала: Интегрированное занятие
Тема: В гостях у Орфографии:Правописание слов с сочетаниями "ЖИ", "ШИ"
Раздел: начальное образование





Назад




Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога

для обучающихся 2 класса из цикла занятий под общей темой

"Обучаемся путешествуя"

Раздел: «В гостях у Орфографии»

Тема: Правописание слов с сочетаниями «ЖИ», «ШИ»

Цели и задачи:

1. повторить знания о гласных и согласных звуках, об обозначении их

на письме;

2. учить дифференцировать звуки Ж - Ш;

3. уточнять и обогащать словарь;

4. закреплять знания норм орфографии; развивать орфографическую

зоркость учащихся;

5. развивать внимание, мышление, быстроту реакции, межполушарное

взаимодействие;

6. научить

проводить

оценку

результатов

своей

деятельности

по

нескольким критериям;

7. создать

доброжелательную

атмосферу

при

взаимодействии

учащихся.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, документ-

камера, электронное приложение к курсу О.А. Холодовой «Юным умникам и

умницам. Графические диктанты», презентация, листы с заданиями, цветные

карандаши, ручки, кружочки для рисования настроения, две коробочки (темная и

светлая) с отверстием для кружочков, большой смайлик на доску, маленькие

красные улыбающиеся смайлики для создания улыбки, толкование понятий на

отдельных листах формата А4, прищепки.

Ход занятия

Организационный момент

Психолог:

(Чтение стихотворения В.Кривошеевой «Доброе утро».)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро! – солнцу и птицам,

- Доброе утро! – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

-Здравствуйте, ребята!

Поздоровайтесь друг с другом,

Улыбнитесь всем вокруг.

Садитесь.

Логопед:

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости, но для того, чтобы нам с вами

узнать, кто нас приглашает, нужно изучить письмо. Готовы? Сейчас я его

прочитаю, а вы послушайте внимательно: «Ребята, приглашшшаем вас в

нашш город, ужжжасно жжждем.»

-Какие звуки нас приглашают в гости?

Дайте характеристику звуку

[Ж]

[Ж] – согласный, звонкий, твердый при произнесении работают голосовые

связки,

Дайте характеристику звуку

[Ш]

[Ш] – согласный, глухой, твердый при произнесении голосовые связки не

работают.

Звуки [Ж]

и [Ш] обозначаются буквами Ж и Ш.

Логопед:

- Посмотрите на доску. Что вы видите? (Буквы) Ж А И Ш У Ы

- На какие две группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные).

- Что можно составить из букв? (слоги). У вас на партах лежат листочки с

заданиями. Напишите на них свои фамилию и имя.

- Запишите в одну строчку слоги с буквой Ж, а в другую с Ш.

ЖА ЖУ ЖИ ША ШУ ШИ

- Кто первый закончит работу, поднимите руку. Выходи к доске (

проверка

задания на интерактивной доске при помощи документ-камеры

)

- Какая гласная оказалась лишней? (Ы) Почему?

- А кто догадался, над чем мы будем сегодня работать?

(Слова с сочетанием ЖИ-ШИ)

- Да, ребята, мы отправляемся с вами в гости к Орфографии, где вспомним,

как пишутся слова с сочетанием ЖИ и ШИ.

(

Толкование понятия на доске. Орфография – это множество правил,

которые определяют написание слов.)

Психолог:

-В этой удивительной стране у нас будут помощники, которых вы все хорошо

знаете. Попробуйте их угадать (СЛАЙДЫ С КАРТИНКАМИ). Правильно,

это добрый кот Леопольд и проказники - мыши.

-Ребята, а как вы считаете, какое настроение чаще всего было у кота в

мультфильме? (Хорошее). А как вы это поняли? (По улыбке)

-Верно. А можно ли испортить хорошее настроение?(Да) Вот и коту

Леопольду мыши испортили его прекрасное настроение. У него пропала

улыбка. Предлагаем вам помочь коту Леопольду вернуть улыбку. Мыши

расставили разные ловушки с заданиями, а выполнить задания поможете нам

вы

(на доске большой смайлик без улыбки).

Логопед:

Поможем, ребята, коту Леопольду, выполним задания?

- Но чтобы задания выполнить правильно, нужно помнить заклинание о

сочетании ЖИ-ШИ.

- Давайте вместе повторим: Знаем твёрдо: ЖИ и ШИ

Пишем только с буквой И.

Итак, 1 задание. Вставьте пропущенные слоги в слова, а к доске пойдут

работать………..(вызываются 2 человека к интерактивной доске). А теперь

ваш сосед проверит вашу работу. Поменяйтесь листочками.

Ланды… эта… клави…

лу…ца пету…ный поло…ла ма…нист

- Какое правило-заклинание мы применяли для написания слов?

- Молодцы! Вы справились с первым заданием. Заработали первый

улыбающийся смайлик (

прикрепляет на большой смайлик на доске

).

Психолог:

А сейчас давайте отдохнём и выполним несколько упражнений.

1.

Задание с прищепками (поочередное складывание пальцев с большим

в колечки при помощи прищепок).

2.

Упражнение в парах: встаньте напротив друг друга, коснитесь

ладонями ладоней партнера. Совершайте движения, аналогичные

велосипеду.

3.

Поза Наполеона. Обхватываем себя руками, меняя то правую, то левую

руки в верхнем и нижнем положении.

4.

Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за

противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в

ладони, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

5.

Совместные движения глаз и языка. Выдвинутым изо рта языком и

глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их

по кругу, по траектории лежащей восьмерки. Сначала отрабатываются

однонаправленные движения, затем – разнонаправленные.

6.

Следите глазами по контуру фигуры (крестик на слайде).

Логопед

Итак, 2 задание. Давайте, ребята, отгадаем загадки, а отгадки запишем на

листочек и подчеркнем знакомые слоги.

1.

Кот живёт у нас на крыше,

А в чулане живут … (мыши)

2.

Колокольцы не звенят,

Только запахом манят,

Знает даже муравей

Нет на свете их нежней.

Что за белые цветы?

Отгадай скорее ты! (Ландыши)

3.

Этот зверь какой-то странный,

Шея, как стрела у крана,

Чтобы ртом достать до трав,

Вдвое сложится…(жираф)

4.

Колется, но не ножик

Кто это, дети? (ежик)

5.

Не поедет без бензина ни автобус, ни … (машина)

6.

По полям бегут ручьи. На дорогах…(лужи)

Молодцы, ребята! Мы еще одно задание выполнили! Заработали второй

улыбающийся смайлик (

прикрепляет на большой смайлик на доске

).

Психолог:

Задание 4. Графический диктант «Кот»

-А сейчас я предлагаю вам потренировать ваше внимание. Мы с вами

попробуем нарисовать одного из героев нашего сегодняшнего занятия с

помощью графического диктанта. Повторим направление движения: вверх,

вниз, вправо, влево (

показываем направление движения рукой в воздухе

).

- Найдите на вашем листочке с заданиями поле с клеточками. Отступите 2

клетки сверху вниз и 2 клетки слева направо, поставьте точку. Поставьте

носик карандаша в отмеченную точку. У вас все получится.

(

Психолог проверяет, правильно ли дети выполнили его указания и готовы ли они к началу

работы

.)

Приготовились - начали:

1→ 2↑ 1← 2↑

1↓ 1← 2↓ 1←

2→ 1↑ 1← 2↓

1↑ 2→ 2↑ 1←

1→ 8↓ 3← 3↑

2↓ 1← 2↓ 1←

5→ 2↑ 1← 4↑

- Вот такая картинка у вас должна была получиться (

проверка по электронному

приложению

). Сравните вашу работу с образцом. Молодцы!

Заработали третий улыбающийся смайлик (

прикрепляет на большой смайлик на

доске

).

Логопед

5 задание. Посмотрите, ребята, у нас следующее задание. Составьте и

запишите предложения из рассыпавшихся слов и не забудьте подчеркнуть

сочетания «жи-ши».

пушистые, кружились, снежинки

дома, мыши, в, жили.

кот, у, пушистый, Тишка, жил, Миши, рыжий.

Проверьте, правильно ли у вас получилось(СЛАЙД).

Молодцы ребята! Мы выполнили ещё одно задание. Заработали четвертый

улыбающийся смайлик (

прикрепляет на большой смайлик на доске

).

6-е задание. Скороговорка

(Толкование понятия на доске.

Скороговорка - это такое предложение, в котором повторяются

одинаковые или похожие звуки. Скороговорку надо проговаривать

быстро).

А сейчас мы с вами поработаем устно: произнесем скороговорку. Первый ряд

- медленно, как черепахи, второй - как строгий учитель, третий - очень

быстро.

Ежи хороши, и ужи хороши,

Да жаль, что не дружат ужи и ежи.

Отлично! Вы заработали пятый улыбающийся смайлик (

прикрепляет на

большой смайлик на доске

).

Психолог:

Волшебные лесенки

- А теперь я раздам вам листик с разноцветными лесенками. Лесенка с

красным уголочком – лесенка красоты. На самой верхней ступеньке – самые

красивые работы, а на самой нижней – самые некрасивые работы. На какую

ступеньку вы поставите свою работу? (

Дети оценивают свои работы по красоте.)

Лесенка с зеленым уголочком – лесенка правильности. На самой верхней

ступеньке стоят самые правильные работы, где нет ни одной ошибки. На

самой нижней – неправильные работы. Как вы оцениваете свою работу по

правильности? Поставьте крестик на соответствующей ступеньке. (

Дети

выполняют.)

Лесенка с синим уголочком – это лесенка быстроты. На самой верхней

ступеньке работы, которые были сделаны самыми первыми, а на самой

нижней – работы, которые были сделаны последними. Оцените, насколько

быстро вы справились с заданием. (

Дети ставят себе оценки).

-Молодцы ребята, очень хорошо справились с заданием. А теперь скажите,

что было делать легче, а что труднее: выполнять задания или оценивать свою

работу?

- Отлично! Мы с вами узнали, что одну и ту же работу можно оценить с

разных точек зрения: по красоте, по правильности и по старательности.

Логопед: Ребята, понравилось ли вам путешествие по стране знаний?

- Много было интересных заданий?

- А на какое правило-заклинание были эти задания?

- Надеюсь, что в ваших тетрадях ошибок на это правило не будет!

Психолог:

Посмотрите, мы смогли вернуть улыбку коту Леопольду и поднять ему

настроение. Отлично поработали!

Ребята, а сейчас нарисуйте свое настроение на кружочках и положите его в

соответствующую коробочку: хорошее настроение - в светлую, а плохое – в

темную. Спасибо за работу!



В раздел образования