Автор: Вакуева Эльвира Валерьевна Должность: преподаватель сольного пения Учебное заведение: МБУ ДО "Саранпаульская национальная школа искусств" Населённый пункт: с. Саранпауль, Тюменская область, ХМАО-Югра Наименование материала: Статья Тема: "Художественная игра на уроках сольного пения" Раздел: дополнительное образование
Художественная игра на уроках сольного пения
Вся духовная культура, в которой живет ребенок, пронизана светом
общественных ценностей, сближающих людей, с которыми ребенок
соприкасается. Искусство, выражая истинные ценности жизни, несет их все
новым и новым поколениям.
Донести их до учеников, сделать доступными для переживания детям – главное
назначение музыкальной педагогики.
Детская игра – союзник преподавателя вокала, ведь именно в игре
полнозвучно заявляет о себе неиссякаемая детская активность и
эмоциональность. Направить эту активность в нужное русло – долг и трудное
дело музыканта – преподавателя.
В своем психологическом выражении детская игра и художественная
деятельность имеют много общего. Это и эмоциональная непосредственность
мотивов, и устремленность к цели, и оценка результатов деятельности с
позиции новизны
( усвоение и воплощение нового). Это и доминирование образного начала:
«вхождение в образ» и в художественной деятельности, и в детской игре
присутствует как обязательный элемент.
Единство жизненных интересов детей и творческих задач, стоящих перед
учителем, - главная предпосылка введения художественной игры на уроке
вокала.
Дети и музыка!.. как естественнее, логичнее, непосредственнее ввести ребят
в мир музыкальных образов, при этом, максимально устранив
околомузыкаленные приемы, и сделать это вхождение желанным, интересным,
занимательным, значимым?... Наиболее эффективное решение этой проблемы
связано с опорой на принцип образно – игрового вхождения в музыку. Он
заключается в создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей
перевоплощения, усиленной работы фантазии, воображения…
Музыкальная игра наполняется тем смыслом, который она имела и имеет в
искусстве: исполнить песню – значит сыграть песню! Так называемый
сценарий игры – песни детям заранее неизвестен, потому они сами выбирают
себе роль и находят те выразительные средства, которые, как они считают,
необходимы для выражения их образного видения.
Художественная игра, как и всякая ролевая игра, является формой усвоения
социального опыта людей, причем опыта общения. Задача педагога
заключается в том, чтобы придать игре целенаправленность через усвоение
детьми тематизма занятия.
Вторая важная особенность художественной игры – вовлечение
индивидуального опыта юной личности в сферу музыкальной деятельности.
На уроках сольного пения игра не является самоцелью. Художественная
игра вовсе не развлечение, а серьезная, увлекательная, интересная, требующая
полного духовного соучастия учеников деятельность. Конечно, шутка, юмор,
улыбка там, где это соответствует строю музыкального сочинения, вполне
естественны для творческой атмосферы урока. Однако многое шутливое в
музыке в соответствии с характером учебных задач может потребовать от
учащихся и напряженных, серьезных усилий: внимательного вслушивания в
музыку, умения дать ей глубокую и убедительную эмоциональную
характеристику, активного размышления о ней.
Процесс исполнения, слушания музыки младшими учащимися интересен
им во многом потому, что в музыке воплощаются различные жизненные
сюжеты, события, образы. Дети очень хотят, всем своим существом стремятся
участвовать в этом « музыкальном театре», в волшебном музыкальном
действии. Посмотрите на их лица, когда они передают при исполнении песни
«Дон – дон» нарастающую тревогу, или когда все быстрее и быстрее
раскручивают «карусель» (песня –игра Д.Б. Кабалевского), или когда поют
«Мы ребята непоседы». Полная включенность в музыкальный процесс.
Для дополнительной активизации учебно – игровой деятельности ребят
используются некоторые приемы:
пластическое интонирование (участие рук, корпуса, ног, наклонов головы
при воссоздании «пульса» музыкального произведения, его темпа и ритма,
динамики, направленности и высоты звучания, музыкальной фразировки и т.д.)
игра в ансамбле с учителем ( барабан, бубен, маракас и т.д.).
Постепенно игра приобретает иной характер, иные краски, но при этом все же
остается игрой: ведь дети обнаруживают определенную «дистанцию» между
воображаемыми образами и своими постоянными жизненными
представлениями. Значит, перевод воображаемого плана в реальный и обратно,
совершающийся с помощью музыки, их смена, «игра», сообщает новый
импульс живому интересу ребят к музыкальной деятельности. Обретается и
большая независимость, избирательность и самостоятельность отношения
детей к музыке. Наряду с переживанием жизненных образов учащихся
возрастает интенсивность общих для всех людей нравственных чувств.
Художественное воображение здесь прямой союзник взрослости. Вот почему
музыка оказывается ничем не заменимым источником духовного роста
учеников.
« Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка,
идя по которой ребенок развивает свои духовные силы», - писал В.А.
Сухомлинский.
Художественная игра обеспечивает преемственность музыкального развития
учащихся на различных стадиях обучения.