Напоминание

"Художественная игра на уроках сольного пения"


Автор: Вакуева Эльвира Валерьевна
Должность: преподаватель сольного пения
Учебное заведение: МБУ ДО "Саранпаульская национальная школа искусств"
Населённый пункт: с. Саранпауль, Тюменская область, ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: "Художественная игра на уроках сольного пения"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Художественная игра на уроках сольного пения
Вся духовная культура, в которой живет ребенок, пронизана светом общественных ценностей, сближающих людей, с которыми ребенок соприкасается. Искусство, выражая истинные ценности жизни, несет их все новым и новым поколениям. Донести их до учеников, сделать доступными для переживания детям – главное назначение музыкальной педагогики. Детская игра – союзник преподавателя вокала, ведь именно в игре полнозвучно заявляет о себе неиссякаемая детская активность и эмоциональность. Направить эту активность в нужное русло – долг и трудное дело музыканта – преподавателя. В своем психологическом выражении детская игра и художественная деятельность имеют много общего. Это и эмоциональная непосредственность мотивов, и устремленность к цели, и оценка результатов деятельности с позиции новизны ( усвоение и воплощение нового). Это и доминирование образного начала: «вхождение в образ» и в художественной деятельности, и в детской игре присутствует как обязательный элемент. Единство жизненных интересов детей и творческих задач, стоящих перед учителем, - главная предпосылка введения художественной игры на уроке вокала. Дети и музыка!.. как естественнее, логичнее, непосредственнее ввести ребят в мир музыкальных образов, при этом, максимально устранив околомузыкаленные приемы, и сделать это вхождение желанным, интересным, занимательным, значимым?... Наиболее эффективное решение этой проблемы связано с опорой на принцип образно – игрового вхождения в музыку. Он заключается в создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, усиленной работы фантазии, воображения… Музыкальная игра наполняется тем смыслом, который она имела и имеет в искусстве: исполнить песню – значит сыграть песню! Так называемый сценарий игры – песни детям заранее неизвестен, потому они сами выбирают себе роль и находят те выразительные средства, которые, как они считают, необходимы для выражения их образного видения. Художественная игра, как и всякая ролевая игра, является формой усвоения социального опыта людей, причем опыта общения. Задача педагога заключается в том, чтобы придать игре целенаправленность через усвоение детьми тематизма занятия. Вторая важная особенность художественной игры – вовлечение индивидуального опыта юной личности в сферу музыкальной деятельности. На уроках сольного пения игра не является самоцелью. Художественная игра вовсе не развлечение, а серьезная, увлекательная, интересная, требующая полного духовного соучастия учеников деятельность. Конечно, шутка, юмор,
улыбка там, где это соответствует строю музыкального сочинения, вполне естественны для творческой атмосферы урока. Однако многое шутливое в музыке в соответствии с характером учебных задач может потребовать от учащихся и напряженных, серьезных усилий: внимательного вслушивания в музыку, умения дать ей глубокую и убедительную эмоциональную характеристику, активного размышления о ней. Процесс исполнения, слушания музыки младшими учащимися интересен им во многом потому, что в музыке воплощаются различные жизненные сюжеты, события, образы. Дети очень хотят, всем своим существом стремятся участвовать в этом « музыкальном театре», в волшебном музыкальном действии. Посмотрите на их лица, когда они передают при исполнении песни «Дон – дон» нарастающую тревогу, или когда все быстрее и быстрее раскручивают «карусель» (песня –игра Д.Б. Кабалевского), или когда поют «Мы ребята непоседы». Полная включенность в музыкальный процесс. Для дополнительной активизации учебно – игровой деятельности ребят используются некоторые приемы:  пластическое интонирование (участие рук, корпуса, ног, наклонов головы при воссоздании «пульса» музыкального произведения, его темпа и ритма, динамики, направленности и высоты звучания, музыкальной фразировки и т.д.)  игра в ансамбле с учителем ( барабан, бубен, маракас и т.д.). Постепенно игра приобретает иной характер, иные краски, но при этом все же остается игрой: ведь дети обнаруживают определенную «дистанцию» между воображаемыми образами и своими постоянными жизненными представлениями. Значит, перевод воображаемого плана в реальный и обратно, совершающийся с помощью музыки, их смена, «игра», сообщает новый импульс живому интересу ребят к музыкальной деятельности. Обретается и большая независимость, избирательность и самостоятельность отношения детей к музыке. Наряду с переживанием жизненных образов учащихся возрастает интенсивность общих для всех людей нравственных чувств. Художественное воображение здесь прямой союзник взрослости. Вот почему музыка оказывается ничем не заменимым источником духовного роста учеников. « Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы», - писал В.А. Сухомлинский. Художественная игра обеспечивает преемственность музыкального развития учащихся на различных стадиях обучения.


В раздел образования