Автор: Мазурова Елена Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №58"
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: презентация
Тема: Александр Александрович Блок-поэт-символист
Раздел: полное образование
Александр Александрович
Блок – поэт - символист
Учитель русского языка и литературы МБОУ
«СОШ № 58 г.Владивосток»
Мазурова Елена Евгеньевна.
Александр Александрович Блок
Символизм
Символизм - литературное направление в
модернистском искусстве конца XIX - начала XX
столетия. Основная черта символизма - это
преобразование конкретного художественного
образа в многозначные символы. Поэты-
символисты вырабатывают собственные,
эстетические принципы и противопоставляют их
реализму и натурализму.
Символизм в творчестве
Александра Блока
Блок хорошо знал творчество В.Соловьева
и восхищался его философской трактовкой
женственного начала мира, двойной
природой всего существующего: темная
сторона света, которая известна всем, и
светлая, духовная, которая раскрывается
только перед избранными.
Символизм в творчестве
Александра Блока
Сборник «Стихи о Прекрасной Даме» - первая
книга Блока-символиста. Образ Прекрасной
Дамы, Вечной Женственности, Истины, Царевны
- сквозной литературный образ поэта. Первым
литературным критикам Блока не хватало дара
понять глубину этих произведений, мистическую
двойственность чисел, многомерность образа,
который освящается не космическими
видениями, не чистым чрезмерным блеском, а
тихо и мирно светится перед поэтом. Он
обрамлен родными пейзажами, дремотной
поэзией лесов, полей, очарованных теремов.
Мистическая Любовь к женщине и к
Родине.
А. Блок любил Любовь Дмитриевну
Менделееву, которая была для него не
только женой, но и Музой, Прекрасной
Дамой, которой он восхищался всю жизнь.
Любовь к женщине у него неотделима
от любви к России. Кто, кроме Блока, мог
написать:
А Русь моя! Жена моя!
До боли: нам ясен долгий путь!
Мистическая Любовь к женщине и к
Родине.
В произведениях Блока перед читателем
раскрывается широкая даль, затуманенная
подолом осенних дождей, стелется дорога,
которая бежит мимо молчаливых сел;
светят костры подзаборников, которые
греются холодной ночью. Поэт любит Русь
такой, какая она есть.
Роль символов в творчестве А.
Блока.
С помощью символов Блок затрагивает
потустороннее, сверхчувствительное, то,
что нельзя увидеть, а можно только
ощутить внутренним зрением, открытой
душой. Символ связывает и Блока-Поэта, и
Блока-Человека с другими мирами,
помогает ему отыскать соответствие
между явлениями в реальном и нереальном
мире.
Единство Блока-поэта и Блока-человека.
Символизм как образ жизни поэта.
Творчество А. Блока полностью раскрыло перед
поэтами силу символа, его таинственные
возможности для раскрытия замысла, образа. Но
судьба Блока-Человека, возможно, стала
предостережением для кого-то из писателей.
Если жить в нереальном мире, воссоздавать его,
играть с ним, этот мир может жестоко отомстить.
Жизнь не должна обременять человека, а
желание полного слияния с потусторонним,
нереальным - это желание смерти, а значит,
великий грех перед Богом.
Единство Блока-поэта и Блока-человека.
Символизм как образ жизни поэта.
А. Блок ни от кого не получил предостережения.
Он свободно блуждал в нереальном
демоническом мире, который не давал
воодушевления творчеству, забирал душевную
силу, раскрывал перед поэтом только темные
стороны жизни и будущего. Ум поэта
отказывался служить душевной тьме, психика не
выдерживала надругательств над сознанием.
Физическое тело поэта умерло в сорок два года,
но многие из тех, кто видел его задолго до
смерти, говорили о нем как о живом трупе.
Произведения А.А.Блока:
Поэмы
Возмездие
Двенадцать
Скифы
Соловьиный сад
Стихотворения(сборники)
Стихотворения Блока по алфавиту
Предисловие к Собранию стихотворений (1911)
Стихотворения Блока 1897-1904
Стихотворения Блока 1904-1916
Пушкинскому Дому (1921) — последнее законченное.
Лирические драмы
Балаганчик
Незнакомка, опубл. в 1907
Король на площади
Роза и крест
КОНЕЦ