Напоминание

авторская программа по внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"


Автор: Жалилова Вера Алексеевна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Старая Рачейка имени Героя Советского Союза С.Т. Теплова муниципального района Сызранский Самарской области
Населённый пункт: Село Старая Рачейка Самарская область
Наименование материала: программа по внеурочной деятельности
Тема: авторская программа по внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"
Раздел: среднее образование





Назад




Авторская программа по внеурочной деятельности

«Мир вокруг нас»

Жалилова Вера Алексеевна, учитель биологии и химии

ГБОУ СОШ с. Старая Рачейка им. Героя Советского Союза С.Т. Теплова муниципального

района Сызранский Самарской области

Пояснительная записка

Актуальность программы

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача современности. Процесс

экологического образования и воспитания, безусловно, сложный и продолжительный. На этапе

формирования личности человека в этом процессе должны принимать участие и родители, и

школа, и учреждения дополнительного образования. В условиях разностороннего глубочайшего

экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как

ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом

образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы

непрерывного всеобъемлющего экологического образования. Особая роль в этом принадлежит

внеурочной деятельности. В отличие от школьных дисциплин, где учащиеся жестко привязаны к

расписанию, учебным планам, данная программа может предоставить более широкие

возможности в области экологического образования и воспитания.

Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния

практики экологического образования в школах свидетельствует о необходимости

совершенствования всей системы воспитательной работы со школьниками. Одной из приоритетной

целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично

взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.

Актуальность разработанной программы продиктована, во-первых, отсутствием в теории и

практике экологического образования в школе единой, рассчитанной на весь период обучения,

программы дополнительного образования с экологической направленностью для школьников.

Во-вторых, что в настоящее время перед обществом остро стала проблема загрязнения

окружающей

среды.

К

сожалению,

общество

осознало

это,

когда

уже

стали

ощутимы

отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние

среды обитания отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей, когда на

планете

практически

не

осталось

уголков

нетронутой

природы.

Рост

промышленности,

нерациональное использование природных ресурсов и ведет к гибели природы, а значит и

человечества.

Основным из решений данной проблемы является воспитание «нового» человека,

становление экологической культуры личности и общества.

В

настоящее

время

общество

заинтересовано

в

том,

чтобы

его

граждане

были

способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к

изменяющимся условиям жизни. В создавшихся условиях естественным стало появление

разнообразных личностно-ориентированных технологий.

Предлагаемая

программа

является

закономерным

продолжением

программ

по

разделам

«Окружающий

мир»

как

начальной

школы,

так

и

программ

курса

«Естествознание».

Полноценность использования данной программы обеспечивается, на мой взгляд, тем,

что она органично соединяет базовые знания по неживой природе с определенным объемом

знаний по живой природе и тем самым подготавливает учащихся к последующему изучению

естественнонаучных

предметов.

Структурирование

новых

знаний

происходит

в

ключе

основных экологических понятий, раскрывающих характер взаимоотношений человека и

природы.

Цель программы - ф

ормирование

и

развитие

экологического

культуры

личности

и

сообразного поведения у школьников

Задачи:

стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;

способствовать

развитию

творческого

мышления,

умения

предвидеть

возможные

последствия природообразующей деятельности человека;

обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить принимать экологически

целесообразные решения.

формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в

природе и привычки их соблюдения в своей жизнедеятельности.

вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды

местного значения.

Программа разработана для обучающихся 5 класса на 34 часа занятий – 1 раз в неделю.

Название темы

Количество

часов

Из них

аудиторные

внеаудиторные

1.

Вводное занятие.

1

1

-

2.

Что такое экология.

5

1

4

3.

Части биосферы.

10

1

9

4.

Живая природа.

13

4

9

5.

Природоохранная

5

2

3

деятельность.

ИТОГО

34

9

25

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ Тема занятия

Всего часов

Из них

УУД

регулятивные (Р.),

познавательные (П.),

коммуникативные (К.),

личностные (Л.)

Формы

организации

занятий

Формы

контроля

аудиторны

е

вне

аудиторны

е

Введение (1час).

1.

Правила

поведения

в природе.

1

1

-

Р.: применять подбор

информации для составления

портфолио;

П.: устанавливать причинно-

следственные связи и

зависимости между живой и

неживой природой, между

живыми существами в

природных сообществах,

прошлыми и настоящими

событиями;

К.: взаимодействовать со

сверстниками в процессе

совместного освоения знаний

на занятии;

Л.: формировать адекватную

самооценку собственного

здоровья.

Беседа

Наблюдение

Что такое экология? (5 часов).

1.

Наука

экология.

1

1

-

Р.: применять подбор

информации для составления

портфолио;

П.: давать оценку экологии в

жизни человека;

К.: приобретается

опыт учебного сотрудничества

учителем и одноклассниками;

Л.: формировать экологическое

мышление.

Круглый

стол

Наблюдение

2.

Биосфера-

живая

оболочка

Земли.

1

-

1

Р.: определять цели и задачи

усвоения новых знаний;

П.: давать оценку населенности

биосферы;

К.: осуществлять взаимный

контроль и сотрудничество со

сверстниками;

Л.: формирование экологически

сообразного поведения

учащихся в природе.

Презентация Наблюдение

3.

Экологические

системы.

1

-

1

Р.: ставить учебную задачу на

основе соотнесения того, что

Ролевая игра

Наблюдение

уже известно и усвоено

учащимся, и того, что еще

неизвестно;

П.: давать оценку экологических

систем;

К.: взаимодействовать со

сверстниками в процессе

совместного освоения знаний;

Л.: формирование основ

экологической грамотности.

4.

Цепи

питания.

1

-

1

Р.: определение

последовательности

промежуточных целей с учетом

конечного результата;

составление плана и

последовательности действий;

П.: устанавливать причинно-

следственные связи и

зависимости между живой и

неживой природой, между

живыми существами в

природных сообществах,

прошлыми и настоящими

событиями;

К.: осваиваются различные

способы взаимной помощи

партнёрам по общению,

осознаётся необходимость

доброго, уважительного

отношения между партнёрами;

Л.: внутренняя позиция

школьника на основе

положительного отношения к

мнению сверстников.

Тренинг

Мониторинг

5.

Природные

зоны родного

края.

1

1

-

Р.: предвосхищать результат и

уровень усвоения знаний, его

временных характеристик;

П.: умение извлекать

информацию, представленную в

разной форме (вербальной,

иллюстративной,

схематической, табличной,

условно-знаковой и др.), в

разных источниках (учебник,

атлас, карта, справочная

литература, словарь, Интернет и

др.);

К.: взаимодействовать со

сверстниками в процессе

совместного освоения

теоретических знаний;

Л.: внутренняя позиции

Беседа

Публичное

выступление

школьника на основе

положительного отношения к

окружающим.

Части биосферы (10 часов).

1.

Геологическое

строение

Земли.

1

-

1

Р.: ставить учебную задачу на

основе соотнесения того, что

уже известно и усвоено

учащимся, и того, что еще

неизвестно;

П.: пользоваться готовыми

моделями для изучения

строения природных объектов,

объяснения причин

природных

явлений, последовательности их

протекания;

К.: осуществляется совместная

познавательная, трудовая,

творческая деятельность в

парах, в группе;

Л.: формирование адекватной

самооценки обучающихся.

Праздник

Наблюдение

2.

Горные породы

и минералы.

1

-

1

Р.: использовать теорию на

практике;

П.: давать оценку горных пород

и минералов;

К.: соблюдать правила

безопасности;

Л.: формирование адекватной

самооценки обучающихся.

Демонстрация Наблюдение

3.

Охрана почв.

1

-

1

Р.: предвосхищать результат и

уровень усвоения знаний, его

временных характеристик;

П.: умение извлекать

информацию, представленную в

разной форме (вербальной,

иллюстративной,

схематической, табличной,

условно-знаковой и др.), в

разных источниках (учебник,

атлас, карта, справочная

литература, словарь, Интернет и

др.);

К.: умение донести свою

позицию до других: оформлять

свою мысль в устной и

письменной речи (на уровне

одного предложения или

небольшого текста);

Л.: формирование адекватной

самооценки обучающихся.

Презентация

Наблюдение

4.

Атмосфера.

Значение

1

-

1

Р.: ставить учебную задачу на

основе соотнесения того, что

Диспут

Наблюдение

атмосферы.

уже известно и усвоено

учащимся, и того, что еще

неизвестно;

П.: проводить несложные

наблюдения и опыты по

изучению природных объектов

(их свойств) и явлений, ставя

задачу, подбирая лабораторное

оборудование и материалы,

проговаривая ход работы,

описывая наблюдения во время

опыта, делая выводы по

результатам, фиксируя их в

таблицах, в рисунках, в речевой

устной и письменной форме;

К.: обогащается

их опыт культурного общения с

одноклассниками, в семье, с

другими людьми;

Л.: формировать адекватную

самооценку здоровья

обучающихся.

5.

Погода и

климат

Поволжья.

1

1

-

Р.: осознавать границы

собственных знаний и умений о

природе, человеке и обществе;

П.: давать оценку погоде и

климату;

К.: взаимодействовать со

сверстниками в процессе

совместного освоения

теоретических знаний;

Л.: формировать адекватную

самооценку здоровья

обучающихся.

Кинопросмотр Тестирование

6.

Наблюдения

за жизнью

растений и

животных.

1

-

1

Р.: использовать теорию на

практике;

П.: проводить несложные

наблюдения и опыты по

изучению природных объектов

(их свойств) и явлений, ставя

задачу, подбирая лабораторное

оборудование и материалы,

проговаривая ход работы,

описывая наблюдения во время

опыта, делая выводы по

результатам, фиксируя их в

таблицах, в рисунках, в речевой

устной и письменной форме;

К.: учиться выполнять

различные роли в группе

(лидера, исполнителя, критика);

Исследование Мониторинг

Л.: формировать адекватную

самооценку здоровья

обучающихся.

7.

Загрязнение

атмосферы

человеком.

1

-

1

Р.: использовать теорию на

практике;

П.: давать оценку загрязнению

атмосферы;

К.: учиться выполнять

различные роли в группе

(лидера, исполнителя, критика);

Л.: формировать адекватную

самооценку здоровья

обучающихся.

Исследование Мониторинг

8.

Гидросфера.

Значение воды

для всего

живого.

1

1

-

Р.: предвосхищать результат и

уровень усвоения знаний, его

временных характеристик;

П.: давать оценку значения

воды.

К.: взаимодействовать со

сверстниками в процессе

совместного освоения

теоретических знаний;

Л.: формировать адекватную

самооценку здоровья

обучающихся.

Беседа

Тестирование

9.

Обитатели

водной среды.

1

-

1

Р.: оценивать правильность

выполнения своих действий;

П.: давать оценку обитателей

водной среды;

К.: приобретается

опыт учебного сотрудничества

учителем и одноклассниками;

Л.: формирование

положительного отношения к

живой природе.

Видеоконферен

ция

Наблюдение

10.

Источники

загрязнения

воды.

1

-

1

Р.: осознавать границы

собственных знаний и умений о

природе, человеке и обществе;

П.: давать оценку загрязнения

воды;

К.: обогащается

их опыт культурного общения с

одноклассниками, в семье, с

другими людьми;

Л.: формирование основ

экологической грамотности.

Конкурс

Наблюдение

Живая природа (13 часов)

1.

Клеточное

строение

организмов.

2

1

1

Р.: использовать теорию на

практике;

П.: проводить несложные

Исследование Наблюдение

Из чего

состоит

растение.

опыты по изучению природных

объектов (их свойств) и

явлений, ставя задачу, подбирая

лабораторное оборудование и

материалы, проговаривая ход

работы, описывая наблюдения

во время опыта, делая выводы

по результатам, фиксируя их в

таблицах, в рисунках;

К.: приобретается

опыт учебного сотрудничества

учителем и одноклассниками;

Л.: формирование основ

экологической грамотности.

2.

Как живет

растение.

2

1

1

Р.: использовать теорию на

практике;

П.: проводить несложные

наблюдения и опыты по

изучению природных объектов

(их свойств) и явлений;

К.: учиться выполнять

различные роли в группе

(лидера, исполнителя, критика);

Л.: формирование основ

экологической грамотности.

Презентация

Наблюдение

3.

Вырасти сам.

2

-

2

Р.: использовать теорию на

практике;

П.: .: проводить несложные

опыты по изучению природных

объектов (их свойств) и

явлений, ставя задачу, подбирая

лабораторное оборудование и

материалы, проговаривая ход

работы, описывая наблюдения

во время опыта, делая выводы

по результатам, фиксируя их в

таблицах, в рисунках;

К.: учиться выполнять

различные роли в группе

(лидера, исполнителя, критика).

Л.: формирование

положительного отношения к

живой природе.

Исследование Наблюдение

4.

Многообразие

растений.

1

-

1

Р.: применять подбор

информации для составления

портфолио;

П.: систематизировать

полученные знания;

К.: взаимодействовать со

сверстниками в процессе

совместного освоения

теоретических знаний;

Проект

Портфолио

Л.: формирование

положительного отношения к

живой природе.

5.

Природные

сообщества

леса, луга.

1

-

1

Р.: использовать теорию на

практике;

П.: давать оценку природных

сообществ,

моделировать объекты и

явления окружающего мира;

К.: осуществляется совместная

познавательная, трудовая,

творческая деятельность в

парах, в группе;

Л.: формирование

положительного отношения к

живой природе.

Викторина

Тестирование

6.

Лекарственн

ые растения.

1

-

1

Р.: использовать теорию на

практике;

П.: давать оценку

лекарственных растений;

К.: осуществляется совместная

познавательная, трудовая,

творческая деятельность в

парах, в группе;

Л.: формирование

положительного отношения к

живой природе.

Экскурсия

Наблюдение

7.

Комнатные

растения.

1

-

1

Р.: использовать теорию на

практике;

П.: давать оценку комнатных

растений;

К.: осуществляется совместная

познавательная, трудовая,

творческая деятельность в

парах, в группе;

Л.: формирование основ

экологической грамотности.

Исследование Тестирование

8.

Фауна нашего

края.

1

1

-

Р.: ставить учебную задачу на

основе соотнесения того, что

уже известно и усвоено

учащимся, и того, что еще

неизвестно;

П.: давать оценку фауне родного

края;

К.: приобретается

опыт учебного сотрудничества

учителем и одноклассниками;

Л.: формирование

положительного отношения к

живой природе.

Конкурс

Наблюдение

9.

Экологические

1

1

-

Р.: ставить учебную задачу на

Викторина

Наблюдение

группы

животных.

основе соотнесения того, что

уже известно и усвоено

учащимся, и того, что еще

неизвестно;

П.: давать оценку экологических

групп животных;

К.: взаимодействовать со

сверстниками в процессе

совместного освоения

теоретических знаний;

Л.: формирование основ

экологической грамотности.

10.

Влияние

человека на

флору и

фауну.

1

-

1

Р.: использовать теорию на

практике;

П.: давать оценку фауне родного

края;

К.: осуществляется совместная

познавательная, трудовая,

творческая деятельность в

парах, в группе;

Л.: формирование основ

экологической грамотности.

Акция

Публичное

выступление

Природоохранная деятельность (5 часов)

1.

Охрана

природы в

России.

1

1

-

Р.: вносить необходимые

коррективы, подводить итоги

своей познавательной, учебной,

практической деятельности;

П.: давать оценку охраны

природы в России;

К.: взаимодействовать со

сверстниками в процессе

совместного освоения

теоретических знаний;

Л.: формирование активной

жизненной позиции.

Журнал

Наблюдение

2.

Рачейский

бор-памятник

природы.

1

-

1

Р.: использовать теорию на

практике;

П.: давать оценку памятникам

природы;

К.: осуществляется совместная

познавательная, трудовая,

творческая деятельность в

парах, в группе;

Л.: формирование активной

жизненной позиции.

Экскурсия

Наблюдение

3.

Село Старая

Рачейка как

урбосистема.

1

-

1

Р.: использовать теорию на

практике;

П.: описывать, сравнивать,

классифицировать природные и

социальные объекты на основе

Конференция

Публичное

выступление

их внешних признаков

(известных характерных

свойств);

К.: взаимодействовать со

сверстниками в процессе

совместного освоения

теоретических знаний;

Л.: формирование активной

жизненной позиции.

4.

Итоговое

занятие: «Что

мы узнали?»

2

1

1

Р.: вносить необходимые

коррективы, подводить итоги

своей познавательной, учебной,

практической деятельности;

П.: систематизировать

полученные знания;

К.: умение донести свою

позицию до других: оформлять

свою мысль в устной и

письменной речи (на уровне

одного предложения или

небольшого текста);

Л.: формирование

экологического мышления.

Круглый стол

Портфолио



В раздел образования