Автор: Жалилова Вера Алексеевна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Старая Рачейка имени Героя Советского Союза С.Т. Теплова муниципального района Сызранский Самарской области
Населённый пункт: Село Старая Рачейка Самарская область
Наименование материала: программа по внеурочной деятельности
Тема: авторская программа по внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"
Раздел: среднее образование
Авторская программа по внеурочной деятельности
«Мир вокруг нас»
Жалилова Вера Алексеевна, учитель биологии и химии
ГБОУ СОШ с. Старая Рачейка им. Героя Советского Союза С.Т. Теплова муниципального
района Сызранский Самарской области
Пояснительная записка
Актуальность программы
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача современности. Процесс
экологического образования и воспитания, безусловно, сложный и продолжительный. На этапе
формирования личности человека в этом процессе должны принимать участие и родители, и
школа, и учреждения дополнительного образования. В условиях разностороннего глубочайшего
экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как
ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом
образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы
непрерывного всеобъемлющего экологического образования. Особая роль в этом принадлежит
внеурочной деятельности. В отличие от школьных дисциплин, где учащиеся жестко привязаны к
расписанию, учебным планам, данная программа может предоставить более широкие
возможности в области экологического образования и воспитания.
Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния
практики экологического образования в школах свидетельствует о необходимости
совершенствования всей системы воспитательной работы со школьниками. Одной из приоритетной
целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично
взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.
Актуальность разработанной программы продиктована, во-первых, отсутствием в теории и
практике экологического образования в школе единой, рассчитанной на весь период обучения,
программы дополнительного образования с экологической направленностью для школьников.
Во-вторых, что в настоящее время перед обществом остро стала проблема загрязнения
окружающей
среды.
К
сожалению,
общество
осознало
это,
когда
уже
стали
ощутимы
отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние
среды обитания отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей, когда на
планете
практически
не
осталось
уголков
нетронутой
природы.
Рост
промышленности,
нерациональное использование природных ресурсов и ведет к гибели природы, а значит и
человечества.
Основным из решений данной проблемы является воспитание «нового» человека,
становление экологической культуры личности и общества.
В
настоящее
время
общество
заинтересовано
в
том,
чтобы
его
граждане
были
способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к
изменяющимся условиям жизни. В создавшихся условиях естественным стало появление
разнообразных личностно-ориентированных технологий.
Предлагаемая
программа
является
закономерным
продолжением
программ
по
разделам
«Окружающий
мир»
как
начальной
школы,
так
и
программ
курса
«Естествознание».
Полноценность использования данной программы обеспечивается, на мой взгляд, тем,
что она органично соединяет базовые знания по неживой природе с определенным объемом
знаний по живой природе и тем самым подготавливает учащихся к последующему изучению
естественнонаучных
предметов.
Структурирование
новых
знаний
происходит
в
ключе
основных экологических понятий, раскрывающих характер взаимоотношений человека и
природы.
Цель программы - ф
ормирование
и
развитие
экологического
культуры
личности
и
сообразного поведения у школьников
Задачи:
стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
способствовать
развитию
творческого
мышления,
умения
предвидеть
возможные
последствия природообразующей деятельности человека;
обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить принимать экологически
целесообразные решения.
формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в
природе и привычки их соблюдения в своей жизнедеятельности.
вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды
местного значения.
Программа разработана для обучающихся 5 класса на 34 часа занятий – 1 раз в неделю.
№
Название темы
Количество
часов
Из них
аудиторные
внеаудиторные
1.
Вводное занятие.
1
1
-
2.
Что такое экология.
5
1
4
3.
Части биосферы.
10
1
9
4.
Живая природа.
13
4
9
5.
Природоохранная
5
2
3
деятельность.
ИТОГО
34
9
25
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Тема занятия
Всего часов
Из них
УУД
регулятивные (Р.),
познавательные (П.),
коммуникативные (К.),
личностные (Л.)
Формы
организации
занятий
Формы
контроля
аудиторны
е
вне
аудиторны
е
Введение (1час).
1.
Правила
поведения
в природе.
1
1
-
Р.: применять подбор
информации для составления
портфолио;
П.: устанавливать причинно-
следственные связи и
зависимости между живой и
неживой природой, между
живыми существами в
природных сообществах,
прошлыми и настоящими
событиями;
К.: взаимодействовать со
сверстниками в процессе
совместного освоения знаний
на занятии;
Л.: формировать адекватную
самооценку собственного
здоровья.
Беседа
Наблюдение
Что такое экология? (5 часов).
1.
Наука
экология.
1
1
-
Р.: применять подбор
информации для составления
портфолио;
П.: давать оценку экологии в
жизни человека;
К.: приобретается
опыт учебного сотрудничества
учителем и одноклассниками;
Л.: формировать экологическое
мышление.
Круглый
стол
Наблюдение
2.
Биосфера-
живая
оболочка
Земли.
1
-
1
Р.: определять цели и задачи
усвоения новых знаний;
П.: давать оценку населенности
биосферы;
К.: осуществлять взаимный
контроль и сотрудничество со
сверстниками;
Л.: формирование экологически
сообразного поведения
учащихся в природе.
Презентация Наблюдение
3.
Экологические
системы.
1
-
1
Р.: ставить учебную задачу на
основе соотнесения того, что
Ролевая игра
Наблюдение
уже известно и усвоено
учащимся, и того, что еще
неизвестно;
П.: давать оценку экологических
систем;
К.: взаимодействовать со
сверстниками в процессе
совместного освоения знаний;
Л.: формирование основ
экологической грамотности.
4.
Цепи
питания.
1
-
1
Р.: определение
последовательности
промежуточных целей с учетом
конечного результата;
составление плана и
последовательности действий;
П.: устанавливать причинно-
следственные связи и
зависимости между живой и
неживой природой, между
живыми существами в
природных сообществах,
прошлыми и настоящими
событиями;
К.: осваиваются различные
способы взаимной помощи
партнёрам по общению,
осознаётся необходимость
доброго, уважительного
отношения между партнёрами;
Л.: внутренняя позиция
школьника на основе
положительного отношения к
мнению сверстников.
Тренинг
Мониторинг
5.
Природные
зоны родного
края.
1
1
-
Р.: предвосхищать результат и
уровень усвоения знаний, его
временных характеристик;
П.: умение извлекать
информацию, представленную в
разной форме (вербальной,
иллюстративной,
схематической, табличной,
условно-знаковой и др.), в
разных источниках (учебник,
атлас, карта, справочная
литература, словарь, Интернет и
др.);
К.: взаимодействовать со
сверстниками в процессе
совместного освоения
теоретических знаний;
Л.: внутренняя позиции
Беседа
Публичное
выступление
школьника на основе
положительного отношения к
окружающим.
Части биосферы (10 часов).
1.
Геологическое
строение
Земли.
1
-
1
Р.: ставить учебную задачу на
основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено
учащимся, и того, что еще
неизвестно;
П.: пользоваться готовыми
моделями для изучения
строения природных объектов,
объяснения причин
природных
явлений, последовательности их
протекания;
К.: осуществляется совместная
познавательная, трудовая,
творческая деятельность в
парах, в группе;
Л.: формирование адекватной
самооценки обучающихся.
Праздник
Наблюдение
2.
Горные породы
и минералы.
1
-
1
Р.: использовать теорию на
практике;
П.: давать оценку горных пород
и минералов;
К.: соблюдать правила
безопасности;
Л.: формирование адекватной
самооценки обучающихся.
Демонстрация Наблюдение
3.
Охрана почв.
1
-
1
Р.: предвосхищать результат и
уровень усвоения знаний, его
временных характеристик;
П.: умение извлекать
информацию, представленную в
разной форме (вербальной,
иллюстративной,
схематической, табличной,
условно-знаковой и др.), в
разных источниках (учебник,
атлас, карта, справочная
литература, словарь, Интернет и
др.);
К.: умение донести свою
позицию до других: оформлять
свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне
одного предложения или
небольшого текста);
Л.: формирование адекватной
самооценки обучающихся.
Презентация
Наблюдение
4.
Атмосфера.
Значение
1
-
1
Р.: ставить учебную задачу на
основе соотнесения того, что
Диспут
Наблюдение
атмосферы.
уже известно и усвоено
учащимся, и того, что еще
неизвестно;
П.: проводить несложные
наблюдения и опыты по
изучению природных объектов
(их свойств) и явлений, ставя
задачу, подбирая лабораторное
оборудование и материалы,
проговаривая ход работы,
описывая наблюдения во время
опыта, делая выводы по
результатам, фиксируя их в
таблицах, в рисунках, в речевой
устной и письменной форме;
К.: обогащается
их опыт культурного общения с
одноклассниками, в семье, с
другими людьми;
Л.: формировать адекватную
самооценку здоровья
обучающихся.
5.
Погода и
климат
Поволжья.
1
1
-
Р.: осознавать границы
собственных знаний и умений о
природе, человеке и обществе;
П.: давать оценку погоде и
климату;
К.: взаимодействовать со
сверстниками в процессе
совместного освоения
теоретических знаний;
Л.: формировать адекватную
самооценку здоровья
обучающихся.
Кинопросмотр Тестирование
6.
Наблюдения
за жизнью
растений и
животных.
1
-
1
Р.: использовать теорию на
практике;
П.: проводить несложные
наблюдения и опыты по
изучению природных объектов
(их свойств) и явлений, ставя
задачу, подбирая лабораторное
оборудование и материалы,
проговаривая ход работы,
описывая наблюдения во время
опыта, делая выводы по
результатам, фиксируя их в
таблицах, в рисунках, в речевой
устной и письменной форме;
К.: учиться выполнять
различные роли в группе
(лидера, исполнителя, критика);
Исследование Мониторинг
Л.: формировать адекватную
самооценку здоровья
обучающихся.
7.
Загрязнение
атмосферы
человеком.
1
-
1
Р.: использовать теорию на
практике;
П.: давать оценку загрязнению
атмосферы;
К.: учиться выполнять
различные роли в группе
(лидера, исполнителя, критика);
Л.: формировать адекватную
самооценку здоровья
обучающихся.
Исследование Мониторинг
8.
Гидросфера.
Значение воды
для всего
живого.
1
1
-
Р.: предвосхищать результат и
уровень усвоения знаний, его
временных характеристик;
П.: давать оценку значения
воды.
К.: взаимодействовать со
сверстниками в процессе
совместного освоения
теоретических знаний;
Л.: формировать адекватную
самооценку здоровья
обучающихся.
Беседа
Тестирование
9.
Обитатели
водной среды.
1
-
1
Р.: оценивать правильность
выполнения своих действий;
П.: давать оценку обитателей
водной среды;
К.: приобретается
опыт учебного сотрудничества
учителем и одноклассниками;
Л.: формирование
положительного отношения к
живой природе.
Видеоконферен
ция
Наблюдение
10.
Источники
загрязнения
воды.
1
-
1
Р.: осознавать границы
собственных знаний и умений о
природе, человеке и обществе;
П.: давать оценку загрязнения
воды;
К.: обогащается
их опыт культурного общения с
одноклассниками, в семье, с
другими людьми;
Л.: формирование основ
экологической грамотности.
Конкурс
Наблюдение
Живая природа (13 часов)
1.
Клеточное
строение
организмов.
2
1
1
Р.: использовать теорию на
практике;
П.: проводить несложные
Исследование Наблюдение
Из чего
состоит
растение.
опыты по изучению природных
объектов (их свойств) и
явлений, ставя задачу, подбирая
лабораторное оборудование и
материалы, проговаривая ход
работы, описывая наблюдения
во время опыта, делая выводы
по результатам, фиксируя их в
таблицах, в рисунках;
К.: приобретается
опыт учебного сотрудничества
учителем и одноклассниками;
Л.: формирование основ
экологической грамотности.
2.
Как живет
растение.
2
1
1
Р.: использовать теорию на
практике;
П.: проводить несложные
наблюдения и опыты по
изучению природных объектов
(их свойств) и явлений;
К.: учиться выполнять
различные роли в группе
(лидера, исполнителя, критика);
Л.: формирование основ
экологической грамотности.
Презентация
Наблюдение
3.
Вырасти сам.
2
-
2
Р.: использовать теорию на
практике;
П.: .: проводить несложные
опыты по изучению природных
объектов (их свойств) и
явлений, ставя задачу, подбирая
лабораторное оборудование и
материалы, проговаривая ход
работы, описывая наблюдения
во время опыта, делая выводы
по результатам, фиксируя их в
таблицах, в рисунках;
К.: учиться выполнять
различные роли в группе
(лидера, исполнителя, критика).
Л.: формирование
положительного отношения к
живой природе.
Исследование Наблюдение
4.
Многообразие
растений.
1
-
1
Р.: применять подбор
информации для составления
портфолио;
П.: систематизировать
полученные знания;
К.: взаимодействовать со
сверстниками в процессе
совместного освоения
теоретических знаний;
Проект
Портфолио
Л.: формирование
положительного отношения к
живой природе.
5.
Природные
сообщества
леса, луга.
1
-
1
Р.: использовать теорию на
практике;
П.: давать оценку природных
сообществ,
моделировать объекты и
явления окружающего мира;
К.: осуществляется совместная
познавательная, трудовая,
творческая деятельность в
парах, в группе;
Л.: формирование
положительного отношения к
живой природе.
Викторина
Тестирование
6.
Лекарственн
ые растения.
1
-
1
Р.: использовать теорию на
практике;
П.: давать оценку
лекарственных растений;
К.: осуществляется совместная
познавательная, трудовая,
творческая деятельность в
парах, в группе;
Л.: формирование
положительного отношения к
живой природе.
Экскурсия
Наблюдение
7.
Комнатные
растения.
1
-
1
Р.: использовать теорию на
практике;
П.: давать оценку комнатных
растений;
К.: осуществляется совместная
познавательная, трудовая,
творческая деятельность в
парах, в группе;
Л.: формирование основ
экологической грамотности.
Исследование Тестирование
8.
Фауна нашего
края.
1
1
-
Р.: ставить учебную задачу на
основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено
учащимся, и того, что еще
неизвестно;
П.: давать оценку фауне родного
края;
К.: приобретается
опыт учебного сотрудничества
учителем и одноклассниками;
Л.: формирование
положительного отношения к
живой природе.
Конкурс
Наблюдение
9.
Экологические
1
1
-
Р.: ставить учебную задачу на
Викторина
Наблюдение
группы
животных.
основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено
учащимся, и того, что еще
неизвестно;
П.: давать оценку экологических
групп животных;
К.: взаимодействовать со
сверстниками в процессе
совместного освоения
теоретических знаний;
Л.: формирование основ
экологической грамотности.
10.
Влияние
человека на
флору и
фауну.
1
-
1
Р.: использовать теорию на
практике;
П.: давать оценку фауне родного
края;
К.: осуществляется совместная
познавательная, трудовая,
творческая деятельность в
парах, в группе;
Л.: формирование основ
экологической грамотности.
Акция
Публичное
выступление
Природоохранная деятельность (5 часов)
1.
Охрана
природы в
России.
1
1
-
Р.: вносить необходимые
коррективы, подводить итоги
своей познавательной, учебной,
практической деятельности;
П.: давать оценку охраны
природы в России;
К.: взаимодействовать со
сверстниками в процессе
совместного освоения
теоретических знаний;
Л.: формирование активной
жизненной позиции.
Журнал
Наблюдение
2.
Рачейский
бор-памятник
природы.
1
-
1
Р.: использовать теорию на
практике;
П.: давать оценку памятникам
природы;
К.: осуществляется совместная
познавательная, трудовая,
творческая деятельность в
парах, в группе;
Л.: формирование активной
жизненной позиции.
Экскурсия
Наблюдение
3.
Село Старая
Рачейка как
урбосистема.
1
-
1
Р.: использовать теорию на
практике;
П.: описывать, сравнивать,
классифицировать природные и
социальные объекты на основе
Конференция
Публичное
выступление
их внешних признаков
(известных характерных
свойств);
К.: взаимодействовать со
сверстниками в процессе
совместного освоения
теоретических знаний;
Л.: формирование активной
жизненной позиции.
4.
Итоговое
занятие: «Что
мы узнали?»
2
1
1
Р.: вносить необходимые
коррективы, подводить итоги
своей познавательной, учебной,
практической деятельности;
П.: систематизировать
полученные знания;
К.: умение донести свою
позицию до других: оформлять
свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне
одного предложения или
небольшого текста);
Л.: формирование
экологического мышления.
Круглый стол
Портфолио