Напоминание

Тренинг "Профилактика "Синдрома эмоционального выгорания" в профессиональной деятельности


Авторы: Зубова Анна Александровна, Жорова Наталья Геннадьевна
Должность: старший воспитатель и педагог-психолог
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №14"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Тренинг "Профилактика "Синдрома эмоционального выгорания" в профессиональной деятельности
Дата публикации: 29.06.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тренинг «Профилактика «Синдрома эмоционального

выгорания» в профессиональной деятельности

Выбор

сферы

деятельности

и

процесс

накопления

опыта

педагогом-

воспитателем можно представить как длительный этап становления качества

личности профессионала.

Обратной

стороной

профессионализации

является

негативное

влияние

этой деятельности на человека, возникновение профессиональных деформаций.

Их

можно

обнаружить

практически

во

всех

видах

деятельности,

но

особенно ярко они выражены

у специалистов «помогающих профессий», в

частности у педагогов.

Организация

работы

по

профилактике

«синдрома

эмоционального

выгорания»

педагогов

является

одной

из

наиболее

актуальных

задач

современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции-

одной

из

важнейших

психолого-педагогических

проблем,

актуальных

для

личностного и профессионального развития современного педагога.

Наш игротренинг будет состоять из трех частей:

1.

первая

(вводная)

направлена

на

создание

атмосферы

доверия,

доброжелательности и принятия участниками тренинга друг друга.

2.

вторая

(основная)

направлена

на

знакомство,

и

освоение

навыков

эмоциональной саморегуляции.

3.

третья

(заключительная)-

информирование

навыков

позитивного

самовосприятия и рефлексии.

І часть

Цель:

включение

в

работу,

снятие

накопившегося

напряжения;

сплочение, создание группового доверия и принятия.

Игра-приветствие: Участники делятся на пары. Первые номера становятся

внутренним кругом, вторые внешним. Первые номера остаются на месте, вторые

передвигаются вокруг них по часовой стрелке, при этом каждая пара произносит

стихотворение- приветствие и выполняет соответствующие действия.

Здравствуй, друг! Здороваются за руку.

Как ты тут? Хлопают по плечу друг друга.

Где ты был? Дергают за ушко друг друга.

Я скучал! Кладут руки себе на сердце.

Ты пришел? Разводят руки в стороны.

Хорошо! Обнимаются.

1.

Упражнение «Карусель общения»

Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим.

«Я Ира, я люблю….»

«Мне грустно когда….»

«Я сержусь, когда….»

2.

Игра «Зоопарк»

Материалы: листочки с названиями животных и птиц раздаются желающим

участникам

(допускается

присутствие

зрителей).

Прочитав

названия,

они

никому его не должны показывать. По команде ведущего участникам необходимо

выстроиться в одну шеренгу по размеру изображаемых ими животных или птиц.

Разговаривать можно только на языке «своего» животного. Ведущий уточняет,

где должен встать самый высокий, а где самый низкий. После этого участники

завязывают себе глаза и игра начинается.

Обсуждение: Было ли ощущение, что стоишь на своем месте? Какие чувства при

этом испытывал? В чем, каким образом определялся размер? Какие ощущения

возникли?

Как

построение

выглядело

со

стороны?

Каким

образом

ориентировались, когда выстраивались (аудиалы, визуалы, кинестетики)? Что мы

увидели, если рассматривать эту игру, как момент формирования команды?

2.Упражнения на сплочение группы, формирования доверия.

1. Упражнение «Комплементы»

Цель: усиление сплоченности, снятие внутренних зажимов.

Участники по кругу , передавая мяч, говорят рядом сидящему: «Мне нравится,

что ты добрый, а сосед отвечает: «Да, я добрый, а еще я умный» и т.д.

2.Упражнение «Шанхайцы»

Участники встают в шеренгу и берут друг друга за руки, затем первый начинает

закручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получиться

«спираль». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние.

Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на

корточки.

ІІ часть

Цель:

осознание

и

принятие

своих

чувств;

работа

с

негативными

чувствами;

освоение

эффективных

способов

снятия

внутреннего

напряжения, приемов саморегуляции.

Психологи

выделяют

три

основных

метода

психоэмоционального

восстановления.

1.

Аутотренинг

2.

Медитация

3.

Релаксация

Все они основаны на том, что овладевая навыками расслабления мышц и

управления

своим

дыханием,

мы

подсознательно

воздействуем

на

работу

внутренних органов и мозга.

К элементам медитации относятся так называемые словесные формулы.

Действительно, если одну и ту же фразу повторять много раз и верить в нее всей

душей, она оказывает целительное влияние на весь организм и способствует

повышению энергетического потенциала.

Упражнение «Психологическая зарядка»

1.

Стоя,

свести

лопатки,

улыбнуться

и

подмигивая

левым,

потом

правым глазом повторять: «Очень я собой горжусь, я на многое

сгожусь»

2.

Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: «Я решаю

любую задачу, со мною всегда любовь и удача».

3.

Потирая ладонь о ладонь повторить: «Я принимаю любую удачу , с

каждым днем становлюсь богаче».

4.

Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить:

«Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».

5.

Руки в стороны, кулаки сжаты, делая вращения руками: «На пути у

меня нет преграды, все получится так, как надо».

6.

Руки на поясе, делая наклоны вправо-влево, повторить: «Покой и

улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу».

7.

Руки

на

поясе,

наклоны

вперед

и

назад,

повторить:

2Ситуация

любая мне подвластна, мир прекрасен и я прекрасна».

8.

Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и

энергична, и дела идут отлично».

9.

Сложив

руки

в

замок,

делая

глубокий

вдох:

«Вселенная

мне

улыбается, и все у меня получается».

Упражнение «Моечная машина»

Все участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек

становится

«машиной»,

последний

-«сушилкой».

Машина

проходит

между

шеренгами,

все

ее

моют,

поглаживают,

бережно

и

аккуратно

потирают.

«Сушилка»

должна

высушить-

обнять.

Прошедший

«мойку»

становится

«сушилкой», с начала шеренги идет следующая машина.

ІІІ часть

Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.

7. Релаксация: зажигается аромолампа, включается спокойная музыка.

Психолог произносить слова медитации.

Ведущий: Завершая наш тренинг, я хочу предложить вам последнее упражнение,

вернее

игру

с

собой-

«Я

заслуживаю…».

Счастье

редко

дается

человеку

«большим куском». В течение дня бывают такие кусочки, но мы их не замечаем.

Учиться замечать их просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только

в себе, но и в окружающих, в том числе и в воспитанниках, которые вас часто

огорчают. Сейчас по кругу каждый скажет фразу: «Я заслуживаю». Например: «Я

заслуживаю вовремя пришедшего автобуса». И т.п.

Упражнение «Пожелание по кругу»

Все сидят по кругу, и каждый по кругу высказывает свои пожелания сначала

одному, затем другому и так всем участникам тренинга.

«Мы стоим рука в руке»

Взрослые встают в круг и берутся за руки.

Мы стоим рука в руке,

Вместе мы большая лента.

Можем мы большими быть (руки поднимают вверх)

Можем маленькими быть (приседают)

Можем просто поклониться

Но никто один не будет (возвращаются в исходное положение)



В раздел образования