Напоминание

"Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"


Автор: Поворотова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №5 "Теремок"
Населённый пункт: город Бор, Нижегородской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Управление народного образования городского округа город Бор

Нижегородской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №5 «Теремок»

Методическая разработка на тему:

«Воспитание нравственных качеств детей

старшего дошкольного возраста посредством

русских народных сказок»

Выполнил:

воспитатель 1 категории

Поворотова С.В.

Городской округ город Бор

2020

1слайд: Визитная карточка

Уважаемые председатель и члены аттестационной комиссии. Вашему вниманию

представляется презентация практических достижений профессиональной деятельности

воспитателя МБДОУ детский сад № 5 «Теремок» городского округа город Бор

Поворотовой Светланы Владимировны.

2 слайд: Компьютерная презентация

Хочу представить вашему вниманию презентацию практических достижений своей

профессиональной деятельности на тему: «Воспитание нравственных качеств детей

старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

3 слайд:

«Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования»

Научно – исследовательские условия

Огромное внимание духовно-нравственному развитию и становлению личности

уделяли ученые Л.С.Выготский, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, Е.А.Ямбург,

Н.Е.Щуркова, Н.Л.Селиванова, Е.Н.Степанова, А.С. Макаренко, Б.Т. Лихачев, Л.А.

Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый, Сластенин В. А.

Проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста занимались:

Б.Г.Ананьев, Е.А.Аркин, В.Г.Белинский, Р.С.Буре, Г.Н.Година, А.Д.Шатова,

А.В.Запорожец, В.В.Зеньковский, С.А.Козлова, А.Н.Леонтьев. Большой вклад в

разработку различных проблем воспитания детей дошкольного возраста внесли:

Н.А.Ветлугина, Т.Г.Казакова, С.Я.Рубинштейн, Л.Н.Толстой .

В отечественной дошкольной педагогике различные аспекты формирования

нравственного сознания дошкольников рассматривались в той или иной мере в контексте

изучения следующих традиционных направлений:

- роли знаний о социальной действительности и морали в нравственном воспитании

детей (С. А. Козлова, А. В. Запорожец) ;

- роли гуманных чувств в формировании морального облика ребенка (Т. А. Владимирова,

А. В. Запорожец, И. А. Княжева, Л. П. Стрелков) ;

- возможностей разных видов деятельности в формировании нравственных качеств,

отношений (Р. С. Буре, Л. В. Крайнева, В. Н. Давидович) ;

- положения ребенка в группе сверстников (Т. А Репина, О. М. Гостюхина, С. Г.

Якобсон) ;

- значимости норм и правил в регуляции ребенком собственного поведения (Т. П.

Гаврилова, Т. И. Ерофеева, Е. А. Киянченко) ;

- воспитания культуры поведения (С. В. Петерина, И. Н. Курочкина, В. Г. Нечаева

)

Методические условия

Изучение педагогической литературы по теории и практике театрализованной

деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

-Поиск и обработка информации в сети Интернет

-Организация соответствующей предметно- развивающей среды в соответствии с

ФГОС ДОУ и возрастными особенностями детей

-Постановка цели , разработка содержания образовательно- воспитательного процесса

-Поиск более эффективных методов работы с детьми по воспитанию нравственных

качеств посредством русской народной сказки.

Организационно-педагогические условия:

участие в мероприятиях детского сада, организация открытых мероприятий;

член творческой группы педагогов детского сада;

участие в сетевых педагогических сообществах;

консультирование родителей о воспитания нравственных качеств у детей,

использование русских народных сказок в данной проблеме.

4 слайд: «Актуальность личного вклада педагога в развитие образования»

Актуальность нравственного воспитания и развития детей обусловлена

непрерывным процессом нравственного развития человека и заинтересованностью

человеческого сообщества в управлении этим процессом, стремлением передать новому

поколению культуру нравственных ценностей, как одного из условий сохранения и

развития человека, общества. страны.

На фоне снижения многих показателей качества жизни современных детей вопрос

нравственного воспитания является одной из ключевых проблем нашего общества.

Материальные интересы в обществе преобладают над духовными

У детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии,

справедливости, гражданственности.

Родители увлечены интеллектуализацией дошкольников, вместо развития детской

фантазии.

Современный мир предлагает ребёнку информацию вместо знания.

Средства массовой информации пропагандируют зло, жестокость, насилие.

Современное российское общество остро переживает кризис нравственных идеалов.

Уже к середине 80-х годов назрела необходимость перестройки дошкольного воспитания.

Была разработана «

Концепция дошкольного воспитания», где отмечается

«Воспитывать - значит приобщать ребёнка к миру человеческих ценностей. В

дошкольном возрасте формируются начала нравственного сознания».

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации»

подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить историческую

преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной

культуры. Воспитание патриотов России, граждан правового демократического,

социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой

нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что

воспитание должно быть направлено на развитие личности на основе «социокультурных,

духовно – нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в

интересах человека, семьи, общества и государства».

В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость «объединения

обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-

нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм

поведения в интересах человека, семьи и общества».

Об этом же говорится и в Муниципальной Программе «Патриотическое и

духовно – нравственное воспитание граждан в городском округе города Бор» от

09.11.16 года №52/45.

К сожалению кризис нравственных идеалов наблюдается и у нас в детском саду.

Дети приходят в садик агрессивными, многим не привиты правила поведения. У детей не

сформированы такие качества личности, как отзывчивость, общительность, дружелюбие.

Поэтому мной и была выбрана эта тема.

5 слайд: «Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие

образования»

Нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к

самостоятельной жизни - важнейшее условие развития России. Разрешение проблем

нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или

переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании нравственных

качеств личности дошкольников является сказка.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на

протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки

начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих

взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.(В.А.Сухомлинский)

В своей работе я использовала основные

принципы нравственного воспитания и

развития детей.

1. Принцип развивающего образования, целью которого является нравственно-

патриотическое становление и развитие ребенка.

2. Принцип социально-педагогического партнерства субъектов образовательного

процесса — объединение и взаимодействие взрослых (социальных структур),

участвующих в образовательном процессе на основе познания и принятия каждым

участником духовно-нравственных ценностей, в соответствии с которыми воспитывается

ребенок, озабоченных развитием собственной духовности, способных к рефлексии своей

деятельности (от самоанализа и самооценки к добротворчеству).

3. Принцип интеграции образовательного процесса, предполагающий комплексный и

системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. В основе

систематизации содержания работы — идея развития базиса личностной культуры,

духовное развитие детей посредством проектной деятельности.

4. Принцип личностно-ориентированного подхода — принятие ребенка таким, каков

он есть, доброжелательность, теплота в отношениях, вера в его позитивное развитие,

стремление взрослого быть значимым для ребенка.

5. Принцип индивидуально - дифференцированного подхода — индивидуальный подход

к детям с учетом возможностей, индивидуальных темпов, способов развития, интересов,

с учетом семейных, национальных традиций и т. п.

6. Принцип деятельностного подхода — развитие ребенка в специфических для

дошкольника видах деятельности, содействие появлению у ребенка субъектной позиции в

нравственном поведении.

7. Принцип культуросообразности— следование в процессе нравственного воспитания

и развития традиционным российским ценностям, воспитание ребенка с использованием

материала народной педагогики, народной культуры и искусства, народных, в том числе

национальных, традиций.

8. Принцип соответствия задач, содержания, форм и методов воспитания

возрастным особенностям дошкольников, закономерностям их физического,

психического и личностного развития.

В данной работе опиралась на методики и разработки:

1.«Нравственно-патриотическое

и

духовное

воспитание

дошкольников»,

под

редакцией

Н. В. Микляевой. В этой книге определены цели и задачи нравственно-

духовного

воспитания

дошкольников.

Это

помогло

определить

и

поставить

нравственные

цели

и

задачи

по

формированию

духовно-нравственных

качеств

дошкольников посредством русской народной сказки.

2. «Беседы о характере и чувствах», под редакцией Т. А. Шорыгиной.

Опыт этого

педагога был использован для формирования представлений о моральных ценностях,

помог выработать навыки и привычки, необходимые для жизни в обществе, дать детям

положительные социальные нормы поведения.

3. «Беседы о хорошем и плохом поведении», под редакцией Т.

А. Шорыгиной.

Используя в работе предложенные беседы, помогли детям разобраться в сложном мире

человеческих

взаимоотношений,

научили

различать

хорошие

и

дурные

поступки,

помогли

выработать

такие

качества

характера,

как

трудолюбие,

отзывчивость,

доброжелательность и сострадание.

4.«Воспитание сказкой», под редакцией Л. Б. Фесюковой. В этой книге описаны

нетрадиционные формы работы со сказкой. Используя эти методы работы со сказкой,

воздействовали на характер детей, мягко и бережно формируя положительные черты и

корректируя негативное поведение.

5.

«Уроки

добра»,

под

редакцией

С.

И.

Семенака.

В

пособии

представлены

конспекты

бесед,

имитационные

игры,

чтение

и

обсуждение

художественных

произведений, дискуссии, сценарии досуговых мероприятий, в которых раскрываются

нравственное значение (доброжелательное поведение, навыки управления негативными

эмоциями, основанных отношениями к нормам социального поведения.

6. «Сказка как средство воспитания дошкольника», под редакцией

Л. А. Литвинцевой.

В книге изложено содержание работы по сказкам. Приводятся тексты

сказок, даются рекомендации по обогащению словаря детей, примерные вопросы для

беседы по сказке,

Изучив работу по данному направлению- определила цель и задачи.

6 слайд: «Цель и задачи педагогической деятельности»

Цель: воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

посредством русской народной сказки.

Задачи:

Формировать представления о нравственных ценностях в отношении семьи,

сверстников и взрослых, природного окружения, предметного мира и себя в этом

мире : доброте, красоте, храбрости, любви, верности, гуманности, ответственности,

честности, благодарности на примере поступков героев русских народных сказок.

Развивать умение сравнивать и анализировать поступки сказочных героев, учить

давать оценку своему поведению и поведению других;

Воспитывать у детей положительное отношение к окружающему миру через

приобщение к малой фольклорной форме – русской народной сказке.

Привлечь родителей к воспитанию нравственных качеств детей.

7 слайд: «Ведущая педагогическая идея»

Создание интегрированного образовательного пространства, обеспечивающего

формирование нравственных качеств у дошкольников посредством русской народной

сказки.

8 слайд: «Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»

Работа проводилась поэтапно.

1 этап

Начальный мониторинг по выявлению нравственных качеств детей

(Г.А. Урунтаева, Ю.А, Афонькина).

Анализ программно- методического обеспечения.

Анкетирование родителей по теме.

2 этап

Создание предметно- пространственной развивающей среды.

НОД. Совместная и самостоятельная деятельность детей.

3 этап

Итоговый мониторинг.

Итоговое мероприятие с родителями.

Перспективы работы.

9 слайд: «Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»

Свою работу я начала с мониторинга уровня сформированности нравственного

развития детей. В мониторинге принимали участие 24 ребёнка.

Для его проведения я использовала методики

Г.А. Урунтаева, Ю.А, Афонькина,

позволяющие фиксировать уровень развития нравственного сознания, нравственных

чувств, нравственного поведения, эмоциональной уравновешенности в начале и в конце

работы.

Из диаграммы видно, что только 21% (5чел) детей имеют сформированное

нравственное развитие. Поэтому сделала вывод, определила методы и формы работы по

данной проблеме.

ВЫВОД:

Расширить поиск наиболее эффективных методов и приемов по формированию

нравственных качеств у старших дошкольников посредством русской народной сказки.

Разработать и внедрить в практику новые дидактические средства.

10 - 14 слайды: «Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие

образования»

Формы работы

1.

Совместная деятельность взрослого и детей (НОД и ОД в ходе режимных

моментов).

2.

Самостоятельная деятельность детей.

3.

Взаимодействие с социумом.

4.

Взаимодействие с педагогами.

5.

Взаимодействие с родителями.

В своей работе со сказкой используем разные методы и приёмы.

Прежде всего - это

традиционные методы и приёмы: чтение воспитателя,

рассказывание, беседы, пересказ, драматизация сказки, просмотр иллюстраций.

Наряду с традиционными методами используем и нетрадиционные подходы

работы со сказкой, предложенные Л. Б. Фесюковой. Используя эти методы работы со

сказкой, воздействуем на характер детей, мягко и бережно формируем положительные

черты и корректируем негативное поведение.

1.Игра «хорошо – плохо», ее можно использовать в любой сказке. Например

«Рукавичка» – хорошо, что звери встретились в рукавичке (чем хорошо? и т.д.). Плохо

деду без рукавички, бабе нужно шить новую и т.д.

2.Метод «Интервью» - приходит «корреспондент» и берет интервью, спрашивая мнения

о героях сказки. Например, в сказке о «Царевне – лягушке» просит рассказать об Иване

Царевиче, о Царе, о братьях и т.д.

3 Сочинение «телеграмм», где даем совет герою, предупреждаем об опасности.

Например, в сказке «Снегурочка» посылали телеграмму бабе и деду с предупреждением о

том, что Снегурочка может растаять: предлагали свою помощь в придумывании домика

для Снегурочки и т.д.

4.Метод «волшебной палочки». Нашим детям он очень нравится. С помощью

«волшебной палочки» можно спасти героя. Например: Снегурочку превратили в простую

девочку, которая осталась такой же доброй и ласковой, но не растаяла, потому что не

боится тепла. «Волшебная палочка» может превращать злого героя в доброго. В сказке

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» с помощью «волшебной палочки» мы

изменили конец сказки: вместо наказания ведьмы, дети превратили ее в добрую

старушку.

5.Метод «Превращения». Дети любят «превращаться» в героев сказки, высказывать

«свои» чувства, рассказывать «о себе». Этот метод позволяет ребенку говорить правду о

своем герое, даже если он отрицательный. Дети думают, рассуждают, оценивают

различные характеры, ситуации, учатся нравственным нормам жизни.

6. Д/и «Нравится, не нравится». Например: Нравится Аленушка за то, что она…

(заботливая, ласковая, преданная, чуткая…) Не нравится Царство за то, что люди в нем

злые, ленивые, трусливые, не любят солнце, не молятся и т.д.

7.Сочинение письма. Чаще стараемся сочинять письма героям сказок, нуждающимся в

совете. Например, в сказке «Лиса и козел» сочиняли письмо козлу. Начинали письмо так:

«Здравствуй, козел! Разве ты не знал, что лиса хитрая, нельзя всем так доверять. Есть

поговорка: «Доверяй, но проверяй!». Писали письмо Морозко, просили его не губить

дочь мачехину, а превратить ее в трудолюбивую, ласковую девочку.

8.Изменение конца сказки. Есть сказки с не очень добрым концом. Вот их мы и

стараемся изменить. Это сказки «Морозко», «Царевна-лягушка», «Братец Иванушка и

сестрица Аленушка» и др

9. Создание проблемной ситуации Выход из проблемной ситуации - это открытие

нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную,

речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на

событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки

проблемного вопроса: «Почему поссорились лиса и заяц?» («Лиса и заяц». Русская

народная сказка).

10. Решение противоречий в сказке.

Нас самих постоянно окружают противоречия в делах, явлениях, поступках. Конечно,

насыщены противоречиями и сказки. Научить видеть, понимать, решать противоречия -

это значит научить детей думать и придумывать, то есть оригинально творить.

В сказке «Петушок и бобовое зернышко» очень хотел съесть петушок зернышко, но ведь

видел, что оно уж очень большое для его горлышка. Это и есть противоречие - хочется,

но нельзя. А ведь можно было решить вопрос безопасно для героя: смазать горлышко или

раздробить зернышко на мелкие кусочки.

Решению противоречий в значительной степени помогают продуманные вопросы.

Тематические дни и недели

Для расширения систематизации знаний о нравственных качеств, используем

планирование тематических дней и недель. В течении дня или недели закрепляем

нравственный урок , через интеграцию образовательных областей.

«Что такое хорошо и что такое плохо».

Цели: Развивать понимание детей нравственных категорий и качества личности, такие

как добро – зло, приветливость – грубость, жадность – бескорыстие, трудолюбие – лень.

«Человек трудом славен»

Цели: Формировать у детей представления о смысле и ценности таких нравственных

качеств личности как трудолюбие, терпение, аккуратность.

«Ты да я, да мы с тобой»

Цели: Способствовать формированию таких духовно-нравственных качеств личности

как милосердие, благодарность, взаимовыручка. Воспитывать желание детей подражать

герою сказки в добродетелях взаимопомощи и благодарности.

«Дом, в котором я живу»

Цели: Формировать нравственные представления как эталоны для различения таких

качеств как послушание – непослушание, любовь – эгоизм, ответственность.

В работе с детьми подготовительной группы стали проводить аналогию между русской

народной сказкой и другими фольклорными формами. Поговорки и пословицы редко

используются в работе с дошкольниками, но если им удастся провести аналогию между

сказкой и поговоркой, то смысл последней становится им доступным. (Приложение№9)

Метод проектирования

Также в работе по данной теме был использован метод проектирования.

Использование технологии проектирования помогает в работе по данному направлению,

так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного

взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие

творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает

возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с

окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

В содержании проектов были включены разнообразные мероприятия, с

применением различных форм и методов работы: непосредственно-образовательная

деятельность, игры. Публичное представление продукта проектной деятельности

происходило на итоговых мероприятиях.

Были реализованы следующие проекты:

Проект №1 «Чему учит сказка».

Проект №2. «Герои русских народных сказок».

Использовали театральные постановки:

«Подарочек для мамочки», «Кошкин дом на новый лад», «Заюшкина избушка».

Предметно - развивающая среда.

Для обогащения предметно- развивающей среды группы по данной теме, мною был

оформлен музыкально – театральный уголок, уголок книги, уголок ряжения.

Собраны аудио и видеотеки «Русские народные сказки», изготовлен лэпбук.

Приобретены дидактические игры. Собрана картотека дидактических игр по русским

народным сказкам.

Для обогащения предметно – развивающей среды были привлечены родители детей.

15 слайд: «Взаимодействие с социумом»

Огромную помощь в формировании нравственных качеств дошкольников

посредством русской народной сказки имеет сотрудничество с филармонией, с

краеведческим музеем, с колледжем культуры, с Нижегородским театром кукол, с детской

библиотекой.

16 слайд: «Взаимодействие с родителями»

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются

первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, духовно-

нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Согласно статье 63 Семейного кодекса РФ родители обязаны воспитывать своих

детей, при этом родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.

Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном

развитии своих детей.

Поэтому вся работа по формированию нравственных качеств у детей старшего

дошкольного возраста посредством русской народной сказки велась в тесном контакте с

родителями.

Ведь нравственное воспитание - дело настолько тонкое, что без учета

индивидуальности каждого ребенка добиться положительных результатов невозможно.

С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании

нравственной культуры использовались следующие формы работы:

-Были проведены родительские собрания: «Поговорим о нравственности»,

«Сказка ложь–да в ней намек».

-Были проведены совместно с родителями досуги для детей на литературные темы:

игра викторина «В гостях у сказки».

-Информируем родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей 5-7го года

жизни. Информацию представляла в уголке для родителей в виде списков литературных

произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для

домашнего чтения.

-В уголке для родителей помещаем советы, пожелания по поводу того, как

организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Личная

библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать

сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения»; «Книги и театр», «Народные

сказки», «Читаем и играем», «Рисуем сказку» и др.

-Проводим индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Как

подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных», «Сказка, как

средство нравственного воспитания ребенка», «Воспитание и книги», «Изготовление

игрушек для домашнего театра», «Чем хороши русские народные игры, используемые в

театрализации русских народных сказок»;

- Акция «Подари книгу детскому саду»- пополнили библиотеку группы новыми

красочными книгами с русскими народными сказками, дисками для прослушивания,

также родители, у которых сохранились книги их детства приносили в группу.

-Вместе с родителями устраиваем выставки работ детей и родителей: конкурс

«Герои русских народных сказок», конкурс стенгазет «Русская народная сказка»,куклы

для кукольного театра.

-Подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям и праздникам, участие в них

(Новый год « Карнавал сказок»; праздники «Коляда», «Масленица»; к сказкам «

Заюшкина избушка», «Кошкин дом на новый лад» и другие.).

-Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера

(придумывание загадок; подбор иллюстраций к сказкам, конструирование сказок из

бумаги (вытанки).

-На День Матери для всех гостей дети показали сказку «Кошкин дом на новый

лад»,— сказку переделывали вместе с детьми.

-Была показана постановка сказки «Заюшкина избушка»

Таким образом, всю работу по развитию у дошкольников нравственных качеств,

средствами сказки проводим совместно с родителями.

17 слайд: «Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его

новизны»

Сформирована картотека дидактических игр по русским народным сказкам;

Собрана видеотека русских народных сказок;

Собрана аудиотека русских народных сказок;

Разработаны интерактивные дидактические игры : «Добро – зло», «Пазлы»,

«Четвертый лишний»

Изготовление лэпбука «Русские народные сказки»

Презентация «Что за прелесть эти сказки»;

18 слайд: «Результативность профессиональной педагогической деятельности и

достигнутые эффекты»

У детей появились представления о таких нравственных качествах как храбрость,

верность, ответственность, честность, гуманность.

Дети стали более дружелюбными, отзывчивыми, общительными, считаются с

интересами товарищей. У детей сформированы нравственные представления (эталоны) о

нормах социальных отношений и моделях поведения.

У детей развита способность отличать хорошее от плохого, делать

самостоятельный выбор опираясь на нравственные ценности.

Развито умение сравнивать и анализировать поступки сказочных героев, умеют

давать оценку своему поведению и поведению других.

Об этом также свидетельствует диагностика, которая свидетельствует, что что

индекс сформированности нравственного развития у детей увеличился на 3,5%.

Проводимая работа позволила обогатить уровень знаний педагогов и родителей по

эффективному использованию русских народных сказок в формировании нравственных

качеств, моральной устойчивости личности дошкольника.

19 слайд: «Транслируемость практических достижений профессиональной

деятельности педагогического работника»

Обмен опытом через:

Представление опыта работы в педагогических сообществах (публикации)

Оформление информационных стендов

Консультации для родителей

Участие детей в интернет викторина

Обмен передачи опыта среди коллег

Презентация проекта

Выступление на педсоветах

Показ открытых занятий

20 слайд: «Литература»

1.

Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника, А.Ф. Островская -

М.: Просвещение, 1987г.

2.

Вежливые сказки, Т.А. Шарыгина - Изд.: Книголюб, 2005 г.

3.

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников, методическое пособие

[Текст] / Н.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 2014.

4.

Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста, В. Петерина - М.:

Просвещение, 1986 г.

5.

Воспитание сказкой, Л.Б.Фесюкова - М.: Фолио, АСТ, 2000г.

6.

Добрые сказки, О.Н. Пахомова –М.: Прометей, 2003г.

7.

О нравственном развитии и воспитании детей / Л.И. Божович, Т.Е. Конникова //

Вопросы психологии : издается с 1955 года / Ред. А.А. Смирнов, О.А. Конопкин. –

1975г.

8.

Общительные сказки, Шорыгина Т.А., - Сфера, 2017 г.

9.

Практикум по сказкотерапии, Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. - СПб.: ООО «Речь»,.

2000г.

10.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От

рождения до школы» ФГОС, под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.

Васильевой Мозаика – синтез, Москва, 2014 г.

11.Развитие творческого мышления, Шиян О.А.- Мозаика-синтез, 2012г.

12.Сказка как источник творчества детей, Лебедев Ю.А. – Владос, 2001г.

13.Сказка как средство воспитания дошкольника, Литвинцева Л.А. – Изд.: Детство-

Пресс, 2012 г

14.Театрализованная деятельность в детском саду, Антипина Е.А. - М. : Сфера, 2003г.

15.Изучение методик и технологий педагогов в интернете.

21 слайд: Спасибо за внимание.

Работа над темой «Воспитание нравственных качеств старших дошкольников

посредством русских народных сказок» необходимо продолжать. Для дальнейшего

достижения поставленной цели будем продолжать, использовать русскую народную

сказку в образовательной деятельности по ФЭМП, обучение грамоте, ознакомлении с

окружающим.

Будем использовать и дальше проектный метод.

Планируем продолжать формировать нравственные качества старших

дошкольников через театрализацию русских народных сказок. Планируем показать

театрализованную постановку «Зимовье зверей».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Методика диагностики

Г.А. Урунтаева, Ю.А, Афонькина

Методика «Закончи историю»

Цель. Изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как доброта-злость,

щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость.

Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: «Я

буду рассказывать истории, а ты их закончи».

1. У девочки из корзинки па дорогу высыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он

подошел к девочке и сказал... Что он сказал? Почему он так сказал? Как он поступил?

Почему ты так думаешь?

2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя начала играть. К ней

подошла младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Катя

ответила...

3. Дети строили город. Оля не хотела принимать участия в игре, она стояла рядом и

смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница: «Пора ужинать. Кубики

надо сложить в коробку. Попросите Олю помочь вам». Оля ответила...

4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и

спросил: «Кто сломал игрушку?». Петя ответил...

Обработка результатов.

1 балл - ребенок не может оценить поступки детей.

2 балла - ребенок может оценить поведение детей как положительное или отрицательное

(правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и

нравственную норму не формулирует.

3 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей,

но не мотивирует свою оценку.

4 балла - ребенок называет норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует

свою оценку.

Методика - «Сюжетные картинки»

Цель. Изучение эмоционального отношения к тем же нравственным качествам, что

указаны в предыдущей методике.

Материал. Картинки с изображением ситуаций, подлежащих нравственной оценке

(например, сцена в автобусе: мальчик сидит и читает книгу, а девочка уступила место

пожилой женщине).

Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку показывают картинки:

«Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы

хорошие поступки, а с другой стороны - плохие... Объясни, почему ты именно так

разложил картинки».

Обработка результатов:

1 балл - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются

картинки с изображением как положительных поступков, гак и отрицательных),

эмоциональные реакции неадекватны моральным нормам.

2 балла - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои

действия.

3 балла- правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, называя

моральную норму.

Методика - «Раскрась рисунок»

Цель. Изучение характера помощи (сочувствия) другому человеку. Материал. Три листа с

черно-белыми рисунками, цветные карандаши.

Проведение. Ребенку предлагают:

1) самостоятельно закрасить рисунок;

2) помочь ребенку, у которого раскрашивание не получается;

3) докрасить рисунок ребенка, у которого все хорошо получается. Ребенок,

нуждающийся в помощи, в комнате отсутствует: взрослый объясняет, что он пошел

за карандашами. Если ребенок решает помочь, то потом он может раскрасить и свою

картинку.

Обработка результатов. Решение оказать помощь другому можно трактовать и как

показатель сочувствия, и как стремление к совместной деятельности.

Анкеты для родителей

Уважаемые родители,

в целях определения основных направлений работы и разработки методических пособий по

развитию нравственных качеств дошкольника просим Вас отметить положительные и

отрицательные качества своих детей

(по 10-бальной шкале: 10- наиболее выражено, 1 – наименее выражено)

Положительные качества

Отрицательные качества

1.

Честность

2.

Искренность

3.

Ответственность

4.

Доброжелательность

5.

Отзывчивость

6.

Трудолюбие

7.

Упорство

8.

Самостоятельность

9.

Оптимизм

10. Чуткость

1.

Обидчивость

2.

Нерешительность

3.

Лень

4.

Хитрость

5.

Жестокость

6.

Неаккуратность

7.

Слабая сила воли

8.

Равнодушие

9.

Эгоизм

10. Трусость

Уважаемые родители,

в целях определения основных направлений работы и разработки методических пособий по

развитию нравственных качеств дошкольника нам необходимо знать ваше мнение по некоторым

вопросам.

Заранее благодарим Вас за сотрудничество.

1.Что Вы считаете главным в семейном воспитании?

__________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________2. Что Вы понимаете под

термином «нравственное воспитание»?

__________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________

4. Возможно ли нравственное воспитание в детском саду? ___________________________

5. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за нравственное воспитание детей – детский

сад или родители? _____________________________________________________

6. Считаете ли Вы свою семью дружной? _________________________________________

7. Какие семейные традиции способствуют укреплению Вашей семьи? Перечислите их

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

___________________________________________________

8. Бывают ли в Вашей семье споры, конфликты? (да, часто, иногда, редко, никогда)

_____________________________________________________________________________

9. Причины возникновения споров, конфликтов? (подчеркните или напишите свой вариант)

- непонимание членами семьи друг друга

- неуважение, грубость, неверность и т. д

- отказ участвовать в семейных делах заботах

- разногласия в вопросах воспитания детей

_____________________________________________________________________________

10. Какие способы разрешения споров используете?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

11. Какие средства и методы нравственного воспитания, по Вашему мнению, наиболее эффективны?

_____________________________________________________________________________

12. Какие нравственные качества Вы хотели бы видеть в своем ребенке?

__________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________

13. Присутствие каких нравственных качеств Вы считаете недопустимым?

_____________________________________________________________________________

14. Какие формы взаимодействия с педагогами нашего детского сада вы считаете актуальными и

эффективными в нравственном воспитании детей?

__________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________

Спасибо!



В раздел образования