Напоминание

"Современный педагог - музыкант, современного ребенка"


Автор: Тимофеева Ольга Даниловна
Должность: преподаватель класса фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Вилюйская детская школа искусств им.М.Н.Жиркова"
Населённый пункт: город Вилюйск Республика Саха Якутия
Наименование материала: Эссе
Тема: "Современный педагог - музыкант, современного ребенка"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Республика Саха (Якутия)

МР «Вилюйский улус (район)»

МБУ ДО «Вилюйская детская школа искусств им М.Н Жиркова»

Эссе на тему «Современный педагог – музыкант, современного

ребенка»

Составитель: Ольга Даниловна Тимофеева

Место работы: «ВДШИ им. М.Н.Жиркова»

Должность: преподаватель, концертмейстер

г. Вилюйск

Оглавление

1.

Введение…………………………………………………………………

2.

Педагогика – это ежедневное искусство………………………………

3.

Моя работа учителя……………………………………………………..

«Без музыки жизнь была бы ошибкой»

(Фридрих Ницше)

Введение

Начну с того, что я – учитель, «потомственный» учитель, если можно так

выразиться. Профессию педагога, скорее всего, выбрала по доставшейся

семейной

традиции.

Свою

учительскую

деятельность

посвятила

о бу ч е нию

д е т е й

игр е

на

фо рт е пиа но ,

а

т а к же

р а б о т а ю

концертмейстером.

Педагогика – это ежедневное искусство

Какова моя педагогическая философия? Интересный вопрос…!

Попробую ответить…..

Мне кажется, что учителем должен стать человек, у которого есть к

этому призвание. Ведь если ты выбрал профессию учителя по какой то

другой причине, то в тебе нет огонька, которым можно зажечь ребячьи

души – ты не становишься для своих учеников другом, товарищем, тем

лучом солнца, который освещает весь их жизненный путь.

Оглядываясь на прошлое, я задумываюсь, как же я пришла в этот

удивительный

мир

детства

и

музыки?

Почему

из

огромного

мира

профессий я выбрала именно профессию учителя?

И тогда, отвечая на свой вопрос, память отправляет меня в детские

годы.

В

1984

году,

когда

мне

было

семь

лет,

мама

привела

меня

поступать в музыкальную школу и меня взяли на отделение фортепиано.

Так как моя мама работала музыкальным руководителем в детском саду,

то

с

малых

лет

привила

мне

любовь

к

музыке,

интересу

игре

на

инструменте.

Моя учительница была молода, настолько, что излучала доброту и

оптимизм,

была

похожа

на

добрую

фею.

Она

вводила

меня

в

удивительный мир знаний с такой радостью и легкостью, что всем нам –

ее ученикам – казалось, что мы можем горы свернуть, что нет на свете

таких проблем, которые мы не смогли бы решить. Мы – малыши –

открыв рот, слушали, когда она рассказывала об удивительном мире

музыки, учила игре всевозможных гамм, арпеджио и аккордов, сама

играла нам красивейшие пьесы.

Александра Прокопьевна Морозова радовалась малейшему нашему

успеху, подбадривала нас, когда мы чего-то боялись, например, выходить

на

сцену,

выступать

на

концертах

и

конкурсах.

Учила

нас

быть

терпеливыми

и

мудрыми.

Жизнь

в

музыкальной

школе

была

полна

интересных событий и, наверное, неудивительно, что в те годы я очень

серьезно

заявила,

что,

когда

вырасту,

обязательно

стану

учителем

музыки.

Моя работа учителя

Не

все

так

гладко

и

легко

дается

в

обучении

и

воспитании

детей,

особенно в наш современный век. Мне кажется, что учитель, прежде

всего,

должен

быть

профессионалом

в

своем

деле.

Можно

сколько

угодно

говорить

о

любви

к

детям,

но

если

у

тебя

в

голове

нет

элементарных

педагогических,

психологических

знаний.

Я

стараюсь

учиться, обрабатывать различную методическую литературу. Мой опыт

показал, что музыка не только звучит в душах детей, но и оказывает

большое влияние на духовный мир ребенка, ребенок становится чутким

к красоте, развивается и формируется его эмоциональная сфера. Только

развивая

эмоции

можно

приобщить

его

к

музыкальной

культуре,

поэтому

развитие

музыкальных

способностей

нужно

начинать

с

дошкольного возраста.

Набор в нашей школе на отделение фортепиано производится с

шести, семи, восьми лет. На первых уроках это постановка руки, умение

сидеть правильно, «не зажиматься». Ребенку трудно усидеть весь урок в

одной

позе,

поэтому

урок

проходит

в

игровой

форме,

зачастую

с

зарядкой и маленькими танцевальными движениями под любую музыку.

Также использую группу ударных инструментов такие как: барабан,

бубен,

деревянные

ложки,

погремушки,

колокольчики.

У

детей

развивается чувство ритма. Также используем металлофон и дудочки, и

таким

образом,

ребенок

слышит

высоту

звука,

тембра,

его

окраску.

Иногда ребята младших классов выступают на школьных концертах в

шумовом оркестре, это организует их и сплачивает.

Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при

игре по слуху: учить прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их,

различать по высоте. При подборе и исполнении мелодии ребенком

обязательно нужно приучать его петь, вслушиваясь не только в чистоту

интонации,

но

и

в

саму

протяженность

звука,

чтобы

пение

не

превращалось в разговор. В средних классах добавляем уже аккорды и

гармонии.

Также

учимся

играть

пьесы,

работаем

над

техникой

исполнения с помощью различных упражнений, гамм, этюдов. Далее

постепенно

переходим

к

более

сложным

произведениям

и

начинаем

подготовку

к

поступлению

в

музыкальный

колледж

или

другое

музыкальное учебное заведение. Так ребенка вводим в мир прекрасного

через музыку.

В обучении некоторых детей, обучающихся в основном по

общеразвивающей

программе,

которым

трудно

даются

уроки

и

не

собирающиеся

продолжать

музыкальное

образование,

существуют

определенные проблемы такие как: снижение интереса к музыкальным

занятиям, пропуски, ослабление контроля родителей, увлечение детей

д р у г и м и

и н т е р е с а м и .

Та к ж е

с к а з ы в а е т с я

п е р е г р у з к а

в

общеобразовательной школе, так как детей очень часто вовлекают и

общественную

жизнь

школы.

В

современном

мире

музыкальное

искусство

иногда

рассматривается

несерьезно,

людьми,

которые

не

понимают,

что

обучение

музыке

это

большой

и

кропотливый

труд.

Считают, что музыкальное образование неполезное и ненужное. Чаще

думают, что музыкальная школа - это кружок, когда как это начальная

первая

ступень

к

дальнейшему

профессиональному

музыкальному

образованию.

Многие

родители

думают,

что

музыкантом

быть

не

престижно. Возможно, это связано с веком новых технологий. Сейчас

компьютеры есть в каждом доме. Часто просиживание за компьютером

сводится к развлечению, который носит, как правило, не самый лучший

характер,

а

в

некоторых

случаях

небезопасный

для

психического

здоровья.

Проводя

много

времени

за

компьютером,

многие

дети

не

умеют его использовать для реализации своего творческого потенциала.

В наш современный век компьютеризации новые технологии смогут

помочь преподавателю сделать учебный процесс в школе интересным.

Например, с помощью медиаклавиатур, компьютеров со специальными

программами,

подбирать

нужные

аккорды

и

гармонии.

Для

своих

учеников, кроме основных уроков по специальности, в дополнительное

свободное время я использую на своих занятиях синтезатор, на нем дети

подбирают понравившуюся им мелодию, добавляя простую гармонию.

Изменив тембр в самом синтезаторе, исполняют различные виды звука

таких музыкальных инструментов как: ударные, орган, скрипки, гитары,

духовые или меняют музыкальные стили при игре с аккомпанементом,

например: диско, джаз, баллады и потом меняя темп музыки. Вначале

ребенок играет только простенькую мелодию правой рукой, а потом

добавляет левую руку, играя только функции аккордов, так как при

нажатии

уже

звучит

мелодия

выбранного

ими

стиля.

Так

дети

в

дальнейшем

выступают

с

музыкальными

номерами

на

различных

школьных концертах, более старшие дети создают свои ВИА группы.

Обучение

музыке

не

только

профессионально,

но

и

по

общеразвивающей программе, включая дополнительный инструмент, в

данном случае синтезатор, вызывает особый интерес у детей, особенно

подростков. Новые технологии помогут преподавателям сделать занятие

более интересными, обратить внимание родителей на то, что обучение

детей в музыкальной школе сможет сформировать особое мировоззрение

ребенка.

Таким образом, обучая музыке, воспитывая чувство прекрасного,

детям,

которые

не

собираются

продолжать

свое

музыкальное

образование я помогаю полюбить и увидеть красоту окружающего мира.

Хотя жизнь некоторых моих учеников не будет связана с музыкой как

профессией. В каждом из них разовьются те способности, которыми их

наградила мудрая природа. Я верю, что в их душах всегда будет звучать

настоящая музыка, ведь душа всегда тянется к совершенству и духовной

красоте.



В раздел образования