Автор: Тимофеева Ольга Даниловна
Должность: преподаватель класса фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Вилюйская детская школа искусств им.М.Н.Жиркова"
Населённый пункт: город Вилюйск Республика Саха Якутия
Наименование материала: Эссе
Тема: "Современный педагог - музыкант, современного ребенка"
Раздел: дополнительное образование
Республика Саха (Якутия)
МР «Вилюйский улус (район)»
МБУ ДО «Вилюйская детская школа искусств им М.Н Жиркова»
Эссе на тему «Современный педагог – музыкант, современного
ребенка»
Составитель: Ольга Даниловна Тимофеева
Место работы: «ВДШИ им. М.Н.Жиркова»
Должность: преподаватель, концертмейстер
г. Вилюйск
Оглавление
1.
Введение…………………………………………………………………
2.
Педагогика – это ежедневное искусство………………………………
3.
Моя работа учителя……………………………………………………..
«Без музыки жизнь была бы ошибкой»
(Фридрих Ницше)
Введение
Начну с того, что я – учитель, «потомственный» учитель, если можно так
выразиться. Профессию педагога, скорее всего, выбрала по доставшейся
семейной
традиции.
Свою
учительскую
деятельность
посвятила
о бу ч е нию
д е т е й
игр е
на
фо рт е пиа но ,
а
т а к же
р а б о т а ю
концертмейстером.
Педагогика – это ежедневное искусство
Какова моя педагогическая философия? Интересный вопрос…!
Попробую ответить…..
Мне кажется, что учителем должен стать человек, у которого есть к
этому призвание. Ведь если ты выбрал профессию учителя по какой то
другой причине, то в тебе нет огонька, которым можно зажечь ребячьи
души – ты не становишься для своих учеников другом, товарищем, тем
лучом солнца, который освещает весь их жизненный путь.
Оглядываясь на прошлое, я задумываюсь, как же я пришла в этот
удивительный
мир
детства
и
музыки?
Почему
из
огромного
мира
профессий я выбрала именно профессию учителя?
И тогда, отвечая на свой вопрос, память отправляет меня в детские
годы.
В
1984
году,
когда
мне
было
семь
лет,
мама
привела
меня
поступать в музыкальную школу и меня взяли на отделение фортепиано.
Так как моя мама работала музыкальным руководителем в детском саду,
то
с
малых
лет
привила
мне
любовь
к
музыке,
интересу
игре
на
инструменте.
Моя учительница была молода, настолько, что излучала доброту и
оптимизм,
была
похожа
на
добрую
фею.
Она
вводила
меня
в
удивительный мир знаний с такой радостью и легкостью, что всем нам –
ее ученикам – казалось, что мы можем горы свернуть, что нет на свете
таких проблем, которые мы не смогли бы решить. Мы – малыши –
открыв рот, слушали, когда она рассказывала об удивительном мире
музыки, учила игре всевозможных гамм, арпеджио и аккордов, сама
играла нам красивейшие пьесы.
Александра Прокопьевна Морозова радовалась малейшему нашему
успеху, подбадривала нас, когда мы чего-то боялись, например, выходить
на
сцену,
выступать
на
концертах
и
конкурсах.
Учила
нас
быть
терпеливыми
и
мудрыми.
Жизнь
в
музыкальной
школе
была
полна
интересных событий и, наверное, неудивительно, что в те годы я очень
серьезно
заявила,
что,
когда
вырасту,
обязательно
стану
учителем
музыки.
Моя работа учителя
Не
все
так
гладко
и
легко
дается
в
обучении
и
воспитании
детей,
особенно в наш современный век. Мне кажется, что учитель, прежде
всего,
должен
быть
профессионалом
в
своем
деле.
Можно
сколько
угодно
говорить
о
любви
к
детям,
но
если
у
тебя
в
голове
нет
элементарных
педагогических,
психологических
знаний.
Я
стараюсь
учиться, обрабатывать различную методическую литературу. Мой опыт
показал, что музыка не только звучит в душах детей, но и оказывает
большое влияние на духовный мир ребенка, ребенок становится чутким
к красоте, развивается и формируется его эмоциональная сфера. Только
развивая
эмоции
можно
приобщить
его
к
музыкальной
культуре,
поэтому
развитие
музыкальных
способностей
нужно
начинать
с
дошкольного возраста.
Набор в нашей школе на отделение фортепиано производится с
шести, семи, восьми лет. На первых уроках это постановка руки, умение
сидеть правильно, «не зажиматься». Ребенку трудно усидеть весь урок в
одной
позе,
поэтому
урок
проходит
в
игровой
форме,
зачастую
с
зарядкой и маленькими танцевальными движениями под любую музыку.
Также использую группу ударных инструментов такие как: барабан,
бубен,
деревянные
ложки,
погремушки,
колокольчики.
У
детей
развивается чувство ритма. Также используем металлофон и дудочки, и
таким
образом,
ребенок
слышит
высоту
звука,
тембра,
его
окраску.
Иногда ребята младших классов выступают на школьных концертах в
шумовом оркестре, это организует их и сплачивает.
Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при
игре по слуху: учить прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их,
различать по высоте. При подборе и исполнении мелодии ребенком
обязательно нужно приучать его петь, вслушиваясь не только в чистоту
интонации,
но
и
в
саму
протяженность
звука,
чтобы
пение
не
превращалось в разговор. В средних классах добавляем уже аккорды и
гармонии.
Также
учимся
играть
пьесы,
работаем
над
техникой
исполнения с помощью различных упражнений, гамм, этюдов. Далее
постепенно
переходим
к
более
сложным
произведениям
и
начинаем
подготовку
к
поступлению
в
музыкальный
колледж
или
другое
музыкальное учебное заведение. Так ребенка вводим в мир прекрасного
через музыку.
В обучении некоторых детей, обучающихся в основном по
общеразвивающей
программе,
которым
трудно
даются
уроки
и
не
собирающиеся
продолжать
музыкальное
образование,
существуют
определенные проблемы такие как: снижение интереса к музыкальным
занятиям, пропуски, ослабление контроля родителей, увлечение детей
д р у г и м и
и н т е р е с а м и .
Та к ж е
с к а з ы в а е т с я
п е р е г р у з к а
в
общеобразовательной школе, так как детей очень часто вовлекают и
общественную
жизнь
школы.
В
современном
мире
музыкальное
искусство
иногда
рассматривается
несерьезно,
людьми,
которые
не
понимают,
что
обучение
музыке
это
большой
и
кропотливый
труд.
Считают, что музыкальное образование неполезное и ненужное. Чаще
думают, что музыкальная школа - это кружок, когда как это начальная
первая
ступень
к
дальнейшему
профессиональному
музыкальному
образованию.
Многие
родители
думают,
что
музыкантом
быть
не
престижно. Возможно, это связано с веком новых технологий. Сейчас
компьютеры есть в каждом доме. Часто просиживание за компьютером
сводится к развлечению, который носит, как правило, не самый лучший
характер,
а
в
некоторых
случаях
небезопасный
для
психического
здоровья.
Проводя
много
времени
за
компьютером,
многие
дети
не
умеют его использовать для реализации своего творческого потенциала.
В наш современный век компьютеризации новые технологии смогут
помочь преподавателю сделать учебный процесс в школе интересным.
Например, с помощью медиаклавиатур, компьютеров со специальными
программами,
подбирать
нужные
аккорды
и
гармонии.
Для
своих
учеников, кроме основных уроков по специальности, в дополнительное
свободное время я использую на своих занятиях синтезатор, на нем дети
подбирают понравившуюся им мелодию, добавляя простую гармонию.
Изменив тембр в самом синтезаторе, исполняют различные виды звука
таких музыкальных инструментов как: ударные, орган, скрипки, гитары,
духовые или меняют музыкальные стили при игре с аккомпанементом,
например: диско, джаз, баллады и потом меняя темп музыки. Вначале
ребенок играет только простенькую мелодию правой рукой, а потом
добавляет левую руку, играя только функции аккордов, так как при
нажатии
уже
звучит
мелодия
выбранного
ими
стиля.
Так
дети
в
дальнейшем
выступают
с
музыкальными
номерами
на
различных
школьных концертах, более старшие дети создают свои ВИА группы.
Обучение
музыке
не
только
профессионально,
но
и
по
общеразвивающей программе, включая дополнительный инструмент, в
данном случае синтезатор, вызывает особый интерес у детей, особенно
подростков. Новые технологии помогут преподавателям сделать занятие
более интересными, обратить внимание родителей на то, что обучение
детей в музыкальной школе сможет сформировать особое мировоззрение
ребенка.
Таким образом, обучая музыке, воспитывая чувство прекрасного,
детям,
которые
не
собираются
продолжать
свое
музыкальное
образование я помогаю полюбить и увидеть красоту окружающего мира.
Хотя жизнь некоторых моих учеников не будет связана с музыкой как
профессией. В каждом из них разовьются те способности, которыми их
наградила мудрая природа. Я верю, что в их душах всегда будет звучать
настоящая музыка, ведь душа всегда тянется к совершенству и духовной
красоте.