Напоминание

"Певческая культура Древней Руси"


Автор: Денисенко Юлия Анатольевна
Должность: преподаватель отделения "хоровое дирижирование", кандидат культурологии
Учебное заведение: ГБПОУ КК "Новороссийский музыкальный колледж им. Д.Д. Шостаковича"
Населённый пункт: г. Новороссийск, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Певческая культура Древней Руси"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Певческая культура Древней Руси

История становления древнерусского певческого искусства и ход его

дальнейшего развития стали предметом дискуссий с середины XIX в.

По

свидетельству

историка

музыки,

этнографа

Д.В.

Разумовского

начало возникновения певческого искусства относится ко времени княжения

Владимира Святославовича, а затем его сына Ярослава Мудрого. «После

своего крещения в Византии, князь Владимир, женившись на византийской

царевне Анне, кроме служителей культа привез с собой из Херсонеса в Киев

«Царский

хор»

и

певцов-деместиков

учителей

пения

(регентов).

Приглашенные им певцы организовали церковные хоры и первые певческие

школы,

поскольку

церковное пение,

согласно

организованному

по

византийскому

уставу

культу,

являлось

неотъемлемой

частью

богослужения» (1).

Знаменное

пение

Древней

Руси

занимает

весомую

часть

истории

русской

духовной

музыки,

которую

делят

на

два

основных

периода:

богослужебное пение – до середины XVII в. и духовную музыку – с середины

XVII столетия.

Отличительной

о собенно стью

древнерусского

д у хо в н о го

песнетворчества

являлась

опора

на

устоявшиеся

правила

и

нормы,

что

соответствует

его

основному

предназначению

быть

формой

самого

богослужения.

Характерным

признаком

второго

периода,

в

связи

с

формированием

национальной

композиторской

школы,

стало

усиление

индивидуально-личностного начала в интерпретации канонических текстов.

До

середины

XVII

в.

в

богослужебно-певческой

традиции

России

господствовало

одноголосие,

с

середины

XVII

в.

наступила

эпоха

многоголосия.

В

знаменном

пении

получили

законченное

воплощение

взгляды

на

красоту,

гармонию,

художественное

совершенство.

В

нем

произошло

органичное соединение эстетического, музыкального и духовного начал. При

его

исполнении,

как

говорил

Максим

Грек,

«сердце

уподобляется

[…]

доброгласным гуслям, а ум – искусному художнику музыкальных пений, язык

– орудию, ударяющему о струны, а доброгласные уста – самим струнам. Ты

же (душа) наблюдай, чтобы все то одно другому согласовывалось» (2).

Заимствования Древней Руси в области православного обряда сводятся

к следующим моментам:

1) структура богослужения;

2) греческая система осмогласия – ладовая система, служившая средством

организации всего мелодического материала;

3) основные жанры певческого искусства, важнейшие типы певческих книг и

их место в отправлении богослужебного обряда;

4) форма песнопений, определявшаяся числом и соотношением певческих

строк;

5) структура клиросов и методика подготовки профессиональных певчих для

церковного богослужения.

Церковная музыкальная культура, в отличие от народной, изначально

обладала

письменной

традицией.

Тексты

песнопений

записывались

на

церковно-славянском

языке.

Основным

роспевом

в

Древней

Руси

был

знаменный роспев (от славянского «знамя» - знак).

Церковно-певческий

канон

определял

местоположение

пения

в

церковной

службе,

характер

исполнения

унисон),

ритмическую

организацию

(несимметричный

ритм,

обусловленный

культом

Слова-

Логоса), ладовую систему (осмогласие), нотацию (графику основных нот-

знамен).

Он

также

фиксировал

изменения,

привносимые

эпохой

(кондакарный,

путевой,

демественный,

большой

знаменный

роспевы;

явление

«хомонии»

и

«истинноречия»),

и

содержал

особенности

школ,

связанные с местными певческими традициями (московской, новгородской

школы, тихвинским и усольским распевами и т.д.).

Знаменный

роспев

в

течение

семи

веков

претерпел

немалую

эволюцию,

но

важнейшие

его

признаки

оставались

очень

устойчивыми:

строго выдержанная монодия; поступенное движение мелодии в небольшом

диапазоне

(3-5

звуков);

тесная

связь

мелодии

со

словесным

текстом;

построение

напевов

на

основе

готовых

канонизированных

формул.

Знаменное пение, согласно православной богослужебно-певческой традиции,

исполнялось без сопровождения, a cappella.

Наиболее ранними формами знаменного пения были столповой роспев

и пение «на подобен», сохранившиеся почти неизменными с XI в. В XV в.

возникли

демественный,

путевой,

в XVI

в.

большой

ро спевы,

отличающиеся особой торжественноcтью.

В середине XVII в. появились

киевский,

болгарский,

греческий

роспевы,

а

также

малый

роспев,

представлявший собой сокращенный вариант каждого из них.

В истории русской музыкальной культуры знаменное пение конца X –

первой

половины XVII

вв.

имеет

большую

значимость,

чем

творчество

мастеров строгого стиля на Западе, поскольку там одновременно с культовой

музыкой, по крайней мере, с XII-XIII веков, фиксировалась и светская. В

Древней Руси светская, «мирская» музыка была запрещена, поэтому записи

церковной

музыки

данного

периода

являются

ед и н с т в е н н ы м

документальным

материалом,

свидетельствующим

о

ладоинтонационном

развитии русского музыкального языка и становлении русской музыкально-

теоретической мысли.

Знаменное пение испытало огромное влияние народной песни. Эти два

вида

музыкального

искусства

вплоть

до XVIII

в.

в

России

развивались

параллельно.

Несмотря

на

фиксацию,

знаменное

пение

долгое

время

оставалось

устной

традицией,

передаваемой

из

поколения

в

поколение.

Музыкальные

элементы

народной

песни,

проникая

в

его

песнопения,

способствовали самобытности

богослужебного пения. «Народная жизнь в

России была так тесно связана с церковной жизнью, и была так глубоко

пропитана религиозным влиянием, что церковное искусство было на Руси

народным искусством» (3).

С народной песней знаменный роспев роднили диатонические лады,

приемы распева, ритмическая организация (смещение опоры сильных долей

на слабые, образование попевок как от опорных, так и неопорных тонов,

отсутствие

строгой

метрической

организации,

характерной

для

византийского осмогласия).

Однако принцип

композиции в церковном

пении отличался от фольклора. Если народная песня строилась на основе

равномерной

строфичности,

допускающей

вариативность

напева,

но

не

нарушающей повторности, то в знаменных песнопениях текст членился на

неравномерные

строки,

что

не

допускало

повторности.

Кроме

того,

для

народной песни типичны ходы на широкие интервалы, что придает ей черты

экспрессии.

В

церковном

пении

же

подобная

эмоциональность

была

запрещена:

мелодика

знаменных

роспевов,

основанная

на

поступенном,

плавном

движении,

создавала

настроение

с о с р ед оточ е н н о с т и ,

умиротворенности, покоя.

Знаменное

пение

влияло

на

развитие

индивидуального

начала.

Песнопения переписывались от руки, корректировались, и в последние века

Древней

Руси

создание

целого

ряда

роспевов

прямо

приписывается

распевщикам.

Наличие

вариантов

песнопений

в

церковных

книгах

обозначалось

пометками:

«ин

распев»,

«ин

перевод»,

«ино

знамя»,

«произвол».

Рост

авторского начала, осознание личного умения («хитрости») распевщика на

последних

этапах

развития

древнерусской

культуры

заложили

основы

композиторского мастерства. Композиторская школа в России формировалась

только

на

рубеже XVII-XVIII вв. с приходом многоголосного партесного

пения, но ее истоки были положены именно в период Древней Руси.

Вместе с тем, знаменный роспев не принято считать произведением

искусства.

Во-первых,

потому

что

у

знаменных

песнопений

не

было

конкретного

автора

их

создавал

распевщик,

который

считался

интерпретатором,

а

не

творцом

новых

гимнов.

Во-вторых,

потому

что

песнопение

было, как

правило, результатом коллективного соборного

творчества.

На

протяжении

столетий

распевщики

переписывали

старые

музыкальные

записи,

внося

в

них,

при

необходимости,

изменения,

дополнения,

поправки.

Поэтому

процесс

такого

творчества

назывался

«переводом»,

и

слова

«композитор»

в

эпоху

Древней

Руси

еще

не

существовало.

Знаменное пение способствовало также зарождению педагогического

образования и исполнительства. Деятельность многочисленных певческих

школ Древней Руси, первых профессиональных хоров, ставших впоследствии

главными хоровыми коллективами России – Певческая капелла в Петербурге

и Синодальный хор в Москве – опирались на богослужебное знаменное

пение.

Наличие

в

знаменной

нотации

знаков,

связанных

с

христианскими

символами и атрибутами (параклит, крыж и др.),

настраивало певчего на

определенное состояние, отвечающее духовной сути богослужебного пения в

целом и исполняемого песнопения – в частности.

Каждое знамя, взятое в отдельности, рассматривают с двух сторон:

музыкально-теоретической (как графическое изображение звука в сравнении

с аналогичными знаками современной общепринятой нотации), и церковно-

богослужебной (как своего рода фактор, уточняющий мысль, передаваемую

текстом

и

мелодией).

Поэтому

каждое

знамя

содержит

информацию

о

физическом

свойстве

звука,

им

изображаемого

(высота

-

повышение,

понижение голоса; характер звучания - сила, тембр; примерная длительность)

и

о

музыкально-грамматическом

значении

знамени

в

безлинейной

семиографии.

Знаменная

нотация

содержала,

таким

о б р а з ом ,

многоуровневую

систему

интонационно-опорных

вех,

«дающую

певчему

«ключ» к ее духовному прочтению в соответствии с нормами православного

церковно-религиозного канона» (4).

Певческое искусство Древней Руси оказало влияние на формирование

языка

и

стиля

русской

музыки XIX-XX

вв.

Обращаясь

к

интонациям

древнерусских песнопений не только в духовных, но и светских сочинениях,

творчески перерабатывая попевочный материал знаменного роспева, русские

композиторы часто синтезировали культовые и народнопесенные напевы.

В

таком

сплаве

знаменные

песнопения

вошли

составной

частью

в

интонационный строй многих произведений, в том числе опер «Хованщина»

и «Борис Годунов» М.П. Мусорского; «Псковитянка», «Садко», «Сказание о

невидимом граде Китеже» Н.А. Римского-Корсакова; Третьего

концерта,

Первой

и

Третьей

симфоний

С.В.

Рахманинова;

Шестой

симфонии

Н.Я.

Мясковского;

хоровых

сочинений

С.И.

Танеева,

А.Д.

Кастальского,

С.В.

Рахманинова, А.В. Никольского, А.Т. Гречанинова, Г.В. Свиридова и др.

Знаменное пение стало музыкальным символом Древней Руси в XI

-XVII вв., так же как многоголосный хоровой концерт – в

XVII-XVIII вв.,

опера и симфония – в XIX – начале XX вв., оратория и кантата – в XX в. Со

знаменным пением связано формирование важнейших музыкальных жанров,

развитие

теории

музыки,

нотаций.

Знаменное

пение

это

огромный

исторический пласт, предшествовавший инструментальным жанрам, которые

появились

в

России

только

в

середине XVII

в.,

и

светской

музыке,

возникшей в отечественной музыкально культуре лишь с XVIII в.

Несмотря на то, что в период Древней Руси богослужебное пение

искусством не считали, в нем видели важный способ общения с Богом –

духовную молитву, то явную, звучащую в храме при стечении народа, то

тайную, сокровенную, хранимую в душе каждого древнерусского человека.

Знаменное

пение

особым

образом

помогало

приблизиться

к

постижению

незыблемых

ценностей,

которые

открылись

древнерусскому

человеку с принятием Христианства в конце X в.

Певческая культура

Древней

Руси

являлась

неотъемлемой

частью

духовной

культуры,

составляющей таких ее форм, как религия, искусство, образование, поэтому в

полной мере несла в себе духовное совершенствование человека. А оно, как

известно, возможно только при стремлении к Высшему идеалу.

ЛИТЕРАТУРА

1 Цитата по изд.: Никольская-Береговая К.Ф. Русская вокально-хоровая школа IX-XX вв.

– М., 1998. – С.13.

2. Цитата по изд.: Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. – М., 1998. – С. 51.

3. Пенчук А. Очерк истории русского церковного пения // О церковном пении. – М., 1997.

– С. 62.

4. Николаева Е.В. История музыкального образования. Древняя Русь конец X - середина

XVII столетия. – М., 2003. – С. 62.



В раздел образования