Автор: Собка Елена Николаевна
Должность: преподаватель физического воспитания
Учебное заведение: ГБПОУ "ЗлатИК им.П.П.Аносова"
Населённый пункт: город Златоуст, Челябинской области
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровый образ жизни"
Раздел: среднее профессиональное
1
Тема : «Здоровый образ жизни»
Прежде чем приступить к изложению основной темы «Здоровый образ жизни»
хотелось бы сделать небольшое отступление:
1. Как понимать «Здоровый образ жизни» и по каким критериям оценивать
«ЗОЖ» молодых людей? 2.
От каких условий (факторов) зависит образ здоровой жизни ? 3.Какова
роль семьи?
В интернете достаточное количество статей и даже научных работ на тему
«ЗОЖ» и ссылки на статьи: «Медицина и гуманизм», «Социальная гигиена и
организация здравоохранения», «Формирование здорового образа жизни»,
«Здоровый образ жизни: проблемы формирования» и.т.д. В конечном счете
читаем: «Образ жизни одна из важнейших задач ……» Но все же : что такое
здоровье ? Согласно Всемирной организации здравоохранения- здоровье, это
состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не
только отсутствие болезней.
Однако, здоровый образ жизни не сводится к отдельным формам медико-
социальной активности, искоренению вредных привычек , санитарному и
гигиеническому просвещению, обращению за лечением или советом в
медицинские учреждения , соблюдению режима труда, отдыха, питания и
многим другим. Все это верно, это отражение здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни – это , прежде всего , деятельность, активность личности,
гармония физического и духовного развития. Но, как отмечают многие
психологи, все люди различны и здоровый образ жизни в принципе не может
быть идентичным.
В рамках такого подхода ЗОЖ определяется исходя из индивидуальных
критериев, личного выбора наиболее предпочтительных мер оздоровления.
Люди давно поняли, что здоровье – наилучшая ценность в их жизни. Молодым
людям кажется , что их здоровье безгранично. Но это далеко не так!
Благоприятные условия труда, быта и досуга молодежи – необходимая , но не
главная предпосылка осуществления здорового образа жизни.
И сейчас попробуем ответить на второй вопрос: От каких условий (факторов)
зависит ЗОЖ и роль семьи в данном вопросе.
Проще и нагляднее отобразить это в таблице
2
ФАКТОРЫ (УСЛОВИЯ) , ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗОЖ
Внешняя и
внутренняя среда.
Общество, семья,
учеба, работа.
Рациональный
режим жизни
(ритмичность
труда и отдыха)
Питание.
Вредные
привычки(курение,
алкоголь,
наркотики,
токсикомания).
Физическая
культура,
спортивная
подготовка.
Кажется все просто: изучил таблицу (а это ничего нового , а хорошо забытое
старое ), и вперед учителя, медики, воспитатели, классные руководители,
преподаватели физ.воспитания, неравнодушные люди, энтузиасты. Но как
говорят в народе- «Хорошо на бумаге , да забыли про овраги…».
Итак фактор первый : Общество, семья, учеба, работа.
Человек живет в обществе: учится или работает, взаимодействует с учебной
группой, бригадой и так весь рабочий день и всю рабочую неделю. Семья- дело
святое… Поэтому психологический фон , характер взаимоотношений на работе
и в семье сказывается на здоровье человека. Если взаимоотношения
доброжелательны, выдержанные, без грубостей и оскорблений, то они
способствуют здоровью, человек находится в хорошем настроении, добрым
расположении духа, сам излучает добро. И это очень важно – самому быть
добрым и приветливым, создавать благоприятный психологический климат в
коллективе.
Человек не в состоянии влиять на такие составляющие окружающей среды как
климат, радиация, землетрясения и.т.д. Но от каждого человека, от его
гражданской позиции зависит решение даже глобальных проблем, не говоря о
проблемах экологии в своем регионе, местах проживания. Человек должен
осознанно относиться к природе, заботиться о ее сохранении: ведь состояние
окружающей среды непосредственно влияет на здоровье человека. Без чистого
воздуха и воды, продуктов питания –нет здоровья. «Чистая вода, для хвори
беда» (Старинная поговорка).
Фактор второй: рациональный режим жизни. Здесь можно рассуждать долго и
нудно и к одному мнению не придем, так как все люди индивидуальны, под
одну гребенку не расчешешь… Труд- отдых, сон –бодрствование. Ритм жизни
это то, что человек делает с собой в результате волевых действий (или
3
безволия), осознавая необходимость своих действий. Каждый выбирает по
себе…
Фактор третий: Питание и вредные привычки – были, есть и будут всегда.
Прежде всего продукты питания должны быть доброкачественными. Они не
должны содержать вредные для организма человека вещества, не должны быть
загрязнены радиацией и тяжелыми металлами. Белки, жиры и углеводы-
основные продукты питания, и это знают все поголовно. А вот соотношение в
питании белков, жиров и углеводов среднестатического россиянина ( с учетом
его зарплаты) должно выдерживаться в пропорции 1: 0,7 :4.
Белки являются строительным материалом для новых клеток, в том числе и для
эритроцитов крови. Продукты - поставщики белка: мясо, рыба, творог, сыр,
хлеб, фасоль, горох, орехи.
Жиры- защищают организм от переохлаждения, защищают кровеносные сосуды
и нервы от сдавливания, входят в состав протоплазмы клеток. Жир является
источником энергии.
Продукты – поставщики жиров: масло сливочное, масло растительное,
злаки( подсолнух, кунжут, соя).
Углеводы – главный источник энергии . Недостаток углеводов, снижение их
концентрации в крови , грозит нарушением нервной системы (судороги,
помутнение и потеря сознания), снижением работоспособности и мышечной
слабости.
Продукты – поставщики углеводов: мед, фрукты, продукты содержащие сахар,
конфеты, злаки, семена, хлеб и.т.д.
Сбалансированность продуктов питания по калорийности – вот на что надо
обращать внимание. Возможно многих утешит поговорка : « Есть нужно, чтобы
жить, а не жить, чтобы есть», что предполагает умеренность в питании.
« Посеешь поступок- пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь
характер, посеешь характер- пожнешь судьбу».
Курение, алкоголь, наркомания…. Что объединяет эти привычки мимо которых
нельзя проходить с закрытыми глазами. Конечный результат : смерть, смерть,
страшная смерть… Пристрастие к наркотикам ведет к разрушению личности и
ее составляющим. Сначала нарушаются социальные связи, затем происходит
4
индивидуальная деградация, снижение интеллекта и наконец полное
физическое разрушение. Потерявшие здоровье, ненужные обществу наркоманы
погибают от истощения или СПИДа- спутника наркомана. Токсикомания близка
к наркомании. Регулярное вдыхание ядов вызывают необратимые изменения в
печени и ногах, страдает нервная система и кора головного мозга. Личные
предпосылки этих пристрастий:
- неуверенность в себе;
- наличие комплексов неполноценности;
- желание занять (хотя бы временно) лидирующее положение.
К социальным факторам можно отнести экономическую нестабильность,
тяжелую семейную ситуацию.
Вредные привычки делают человека (особенно молодого) социально зависимым.
Постоянное желание покурить, выпить, уколоться заставляет искать средства. В
основе многих преступлений – кража, убийства- зачастую лежит алкогольная
или наркотическая зависимость. Долг каждого разумного человека- оградить
себя, друзей, своих близких от этих привычек. Потребуется истинное мужество
и воля , чтобы удержаться от этой заразы и убийственного «удовольствия».
Физическая культура и спортивная подготовка как один из многих факторов,
влияющих на ЗОЖ. Для подготовки данной статьи пришлось переворошить
много материалов ( книги и брошюры Советского периода, современные
научные статьи и учебники). И какая прослеживается закономерность у
современных авторов:
« ЗОЖ предполагает занятие физическими упражнениями !» К
благоприятным условиям ЗОЖ можно отнести и занятие физической
культурой и спортом и т.д. Физическая культура также вносит свои вклад
в формирование личности…
Неужели невдомек таким писателям, что такой примитивный подход к занятиям
физической культурой и спортом сводит на нет все потуги направленные на
приобщение молодежи к здоровому образу жизни.
Пока общество будет относиться к занятиям физической культурой и спортом,
как ко второстепенным «предположительно полезным» фактором ЗОЖ, ничего
хорошего ждать не приходится. Тысячи подростков, посещая спортивные
5
секции, регулярно занимаясь спортом становятся полноценными гражданами
России, ее защитниками. Родители , не справляясь с трудновоспитуемым
подростком отдают его в секцию, уповая на тренера , что он сделает из него
человека.
Здоровый спортивный коллектив- именно та среда, где подростки бросают
курить, употреблять алкоголь, бросают другие вредные привычки: именно тот
благожелательный фон, когда подростки становятся общительными,
жизнерадостными, исчезает комплекс неполноценности. Согласитесь- это не
маловажно.
Деятельность человека ( служба в армии, на производстве и в быту) требует
определенного развития физических качеств. Мила, выносливость, быстрота и
ловкость во многом определяет эффективность его профессиональной
деятельности, состояние его здоровья , долголетие активной жизни и высокую
устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
Мы опять вернулись к основам ЗОЖ. Здоровье, здоровье и еще раз здоровье!!!
А здоровье по определению ВОЗ, - это состояние полного физического (в
первую очередь), духовного и социально благополучия.
Именно занятие физическими упражнениями оказывают на организм человека
необычайно сильные и сложные воздействия. Правильно организованные
тренировочные занятия и под наблюдением врача укрепляют здоровье,
повышают физическую подготовленность и работоспособность организма.
Именно физическая нагрузка является одним из важнейших средств
укрепления здоровья. При недостаточной физической активности развивается
ожирение, болезни обмена веществ, возрастают риски многих заболеваний,
особенно сердечно- сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и др.
Какой же совет можно дать и с чего начать путь к ЗОЖ молодому человеку, не
приученному к систематическим занятиям физической культурой? Начать с
самого простого, с ежедневной утренней гимнастики. С ее помощью он получит
и силу мышц и гибкость тела, и бодрость духа. (Литературы, статей, научных
работ на эту тему предостаточно, и нет смысла описывать типовой план зарядки
и комплекс упражнений). Затем посещение спортивных секций, ДЮСШ, участие
в физкультурно- массовых мероприятиях, туристических походах,
соревнованиях различного уровня.
На более высоком или широком уровне формирование здорового образа жизни,
способствующего укреплению здоровья человека осуществляется следующим
образом:
1. Социальном: пропаганда в СМИ, информационно- просветительная работа;
6
2. Инфраструктурном : конкретные условия в основных сферах
жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств),
спортивные сооружения, экологический контроль.
3.Система ценностей ориентации человека, стандартизация бытового уклада.
И представители филосовско- социологического направления (П.А.Виноградов,
О.А.Мильштейн), В.А.Пономарчук, В.И.Столяров и др., рассматривают ЗОЖ
как глобальный социальный аспект, составную часть жизни общества в целом, и
представители психолого- педагогического направления (Г.П.Аксенов,
В.К.Бальсевич, М.Я.Виленский, Р.Дитлс, И.О.Мартынюк, Л.С.Кобелянская и др.)
ЗОЖ рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотвации.
Имеются и другие точки зрения. (например: медико- биологическая), однако
резкой грани между ними нет и быть не может. Все они нацелены на решение
одной задачи – укрепление здоровья индивидуума. Физическая культура и спорт
– здоровый образ жизни – активное долголетие и полноценное выполнение
социальных функций.
И в заключении статьи необходимо сказать, что актуальность здорового образа
жизни вызвана возрастанием и изменением нагрузок на организм человека в
связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного,
экологического, психологического, политического и военного характера,
провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Статью подготовила Собка Е.Н. –преподаватель физической культуры высшей
категории ГБПОУ «ЗлатИК им.П.П.Аносова»
ЛИТЕРАТУРА:
7
1.Методические советы по физической подготовке. Авторы А.А.Братцев;
А.Е.Скварцов. (военн.издательство МО СССР- 1969г.)
2. Учебник «Физическая культура» ; Авторы: Н.В.Решетников, Ю.Л.Кислицын,
Р.Л.Палтиевич; Г.И.Погадаев. 10-е издание, Москва, издательский центр
«Академия» 2010г.
3. Приказ Министерства спорта РФ № 1045 «Об утверждении государственных
требований к уровню физической подготовленности населения…».
Пр.№575 от 08.07.2014 г., пр.№ 1045 от 19.11.2015 г.
4. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
5.В.З.Коган, А.В.Мартыненко Здоровый образ жизни: проблемы формирования.
М.: Ин-т молодежи, 1992;
6.Самосознание творческой личности: Методический сб./ Сост. И науч. Ред.
А.Л.Хейн.М.,1996;
7.Психология здоровья: Автор Г.С.Никифоров. Учеб.пособие. СПб.:Речь,2002.
Личный архив и дневники Собка Е.Н. , за период педагогической деятельности
с 01.09.1994 г. по настоящее время.