Напоминание

"Здоровый образ жизни"


Автор: Собка Елена Николаевна
Должность: преподаватель физического воспитания
Учебное заведение: ГБПОУ "ЗлатИК им.П.П.Аносова"
Населённый пункт: город Златоуст, Челябинской области
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровый образ жизни"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




1

Тема : «Здоровый образ жизни»

Прежде чем приступить к изложению основной темы «Здоровый образ жизни»

хотелось бы сделать небольшое отступление:

1. Как понимать «Здоровый образ жизни» и по каким критериям оценивать

«ЗОЖ» молодых людей? 2.

От каких условий (факторов) зависит образ здоровой жизни ? 3.Какова

роль семьи?

В интернете достаточное количество статей и даже научных работ на тему

«ЗОЖ» и ссылки на статьи: «Медицина и гуманизм», «Социальная гигиена и

организация здравоохранения», «Формирование здорового образа жизни»,

«Здоровый образ жизни: проблемы формирования» и.т.д. В конечном счете

читаем: «Образ жизни одна из важнейших задач ……» Но все же : что такое

здоровье ? Согласно Всемирной организации здравоохранения- здоровье, это

состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не

только отсутствие болезней.

Однако, здоровый образ жизни не сводится к отдельным формам медико-

социальной активности, искоренению вредных привычек , санитарному и

гигиеническому просвещению, обращению за лечением или советом в

медицинские учреждения , соблюдению режима труда, отдыха, питания и

многим другим. Все это верно, это отражение здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни – это , прежде всего , деятельность, активность личности,

гармония физического и духовного развития. Но, как отмечают многие

психологи, все люди различны и здоровый образ жизни в принципе не может

быть идентичным.

В рамках такого подхода ЗОЖ определяется исходя из индивидуальных

критериев, личного выбора наиболее предпочтительных мер оздоровления.

Люди давно поняли, что здоровье – наилучшая ценность в их жизни. Молодым

людям кажется , что их здоровье безгранично. Но это далеко не так!

Благоприятные условия труда, быта и досуга молодежи – необходимая , но не

главная предпосылка осуществления здорового образа жизни.

И сейчас попробуем ответить на второй вопрос: От каких условий (факторов)

зависит ЗОЖ и роль семьи в данном вопросе.

Проще и нагляднее отобразить это в таблице

2

ФАКТОРЫ (УСЛОВИЯ) , ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗОЖ

Внешняя и

внутренняя среда.

Общество, семья,

учеба, работа.

Рациональный

режим жизни

(ритмичность

труда и отдыха)

Питание.

Вредные

привычки(курение,

алкоголь,

наркотики,

токсикомания).

Физическая

культура,

спортивная

подготовка.

Кажется все просто: изучил таблицу (а это ничего нового , а хорошо забытое

старое ), и вперед учителя, медики, воспитатели, классные руководители,

преподаватели физ.воспитания, неравнодушные люди, энтузиасты. Но как

говорят в народе- «Хорошо на бумаге , да забыли про овраги…».

Итак фактор первый : Общество, семья, учеба, работа.

Человек живет в обществе: учится или работает, взаимодействует с учебной

группой, бригадой и так весь рабочий день и всю рабочую неделю. Семья- дело

святое… Поэтому психологический фон , характер взаимоотношений на работе

и в семье сказывается на здоровье человека. Если взаимоотношения

доброжелательны, выдержанные, без грубостей и оскорблений, то они

способствуют здоровью, человек находится в хорошем настроении, добрым

расположении духа, сам излучает добро. И это очень важно – самому быть

добрым и приветливым, создавать благоприятный психологический климат в

коллективе.

Человек не в состоянии влиять на такие составляющие окружающей среды как

климат, радиация, землетрясения и.т.д. Но от каждого человека, от его

гражданской позиции зависит решение даже глобальных проблем, не говоря о

проблемах экологии в своем регионе, местах проживания. Человек должен

осознанно относиться к природе, заботиться о ее сохранении: ведь состояние

окружающей среды непосредственно влияет на здоровье человека. Без чистого

воздуха и воды, продуктов питания –нет здоровья. «Чистая вода, для хвори

беда» (Старинная поговорка).

Фактор второй: рациональный режим жизни. Здесь можно рассуждать долго и

нудно и к одному мнению не придем, так как все люди индивидуальны, под

одну гребенку не расчешешь… Труд- отдых, сон –бодрствование. Ритм жизни

это то, что человек делает с собой в результате волевых действий (или

3

безволия), осознавая необходимость своих действий. Каждый выбирает по

себе…

Фактор третий: Питание и вредные привычки – были, есть и будут всегда.

Прежде всего продукты питания должны быть доброкачественными. Они не

должны содержать вредные для организма человека вещества, не должны быть

загрязнены радиацией и тяжелыми металлами. Белки, жиры и углеводы-

основные продукты питания, и это знают все поголовно. А вот соотношение в

питании белков, жиров и углеводов среднестатического россиянина ( с учетом

его зарплаты) должно выдерживаться в пропорции 1: 0,7 :4.

Белки являются строительным материалом для новых клеток, в том числе и для

эритроцитов крови. Продукты - поставщики белка: мясо, рыба, творог, сыр,

хлеб, фасоль, горох, орехи.

Жиры- защищают организм от переохлаждения, защищают кровеносные сосуды

и нервы от сдавливания, входят в состав протоплазмы клеток. Жир является

источником энергии.

Продукты – поставщики жиров: масло сливочное, масло растительное,

злаки( подсолнух, кунжут, соя).

Углеводы – главный источник энергии . Недостаток углеводов, снижение их

концентрации в крови , грозит нарушением нервной системы (судороги,

помутнение и потеря сознания), снижением работоспособности и мышечной

слабости.

Продукты – поставщики углеводов: мед, фрукты, продукты содержащие сахар,

конфеты, злаки, семена, хлеб и.т.д.

Сбалансированность продуктов питания по калорийности – вот на что надо

обращать внимание. Возможно многих утешит поговорка : « Есть нужно, чтобы

жить, а не жить, чтобы есть», что предполагает умеренность в питании.

« Посеешь поступок- пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь

характер, посеешь характер- пожнешь судьбу».

Курение, алкоголь, наркомания…. Что объединяет эти привычки мимо которых

нельзя проходить с закрытыми глазами. Конечный результат : смерть, смерть,

страшная смерть… Пристрастие к наркотикам ведет к разрушению личности и

ее составляющим. Сначала нарушаются социальные связи, затем происходит

4

индивидуальная деградация, снижение интеллекта и наконец полное

физическое разрушение. Потерявшие здоровье, ненужные обществу наркоманы

погибают от истощения или СПИДа- спутника наркомана. Токсикомания близка

к наркомании. Регулярное вдыхание ядов вызывают необратимые изменения в

печени и ногах, страдает нервная система и кора головного мозга. Личные

предпосылки этих пристрастий:

- неуверенность в себе;

- наличие комплексов неполноценности;

- желание занять (хотя бы временно) лидирующее положение.

К социальным факторам можно отнести экономическую нестабильность,

тяжелую семейную ситуацию.

Вредные привычки делают человека (особенно молодого) социально зависимым.

Постоянное желание покурить, выпить, уколоться заставляет искать средства. В

основе многих преступлений – кража, убийства- зачастую лежит алкогольная

или наркотическая зависимость. Долг каждого разумного человека- оградить

себя, друзей, своих близких от этих привычек. Потребуется истинное мужество

и воля , чтобы удержаться от этой заразы и убийственного «удовольствия».

Физическая культура и спортивная подготовка как один из многих факторов,

влияющих на ЗОЖ. Для подготовки данной статьи пришлось переворошить

много материалов ( книги и брошюры Советского периода, современные

научные статьи и учебники). И какая прослеживается закономерность у

современных авторов:

« ЗОЖ предполагает занятие физическими упражнениями !» К

благоприятным условиям ЗОЖ можно отнести и занятие физической

культурой и спортом и т.д. Физическая культура также вносит свои вклад

в формирование личности…

Неужели невдомек таким писателям, что такой примитивный подход к занятиям

физической культурой и спортом сводит на нет все потуги направленные на

приобщение молодежи к здоровому образу жизни.

Пока общество будет относиться к занятиям физической культурой и спортом,

как ко второстепенным «предположительно полезным» фактором ЗОЖ, ничего

хорошего ждать не приходится. Тысячи подростков, посещая спортивные

5

секции, регулярно занимаясь спортом становятся полноценными гражданами

России, ее защитниками. Родители , не справляясь с трудновоспитуемым

подростком отдают его в секцию, уповая на тренера , что он сделает из него

человека.

Здоровый спортивный коллектив- именно та среда, где подростки бросают

курить, употреблять алкоголь, бросают другие вредные привычки: именно тот

благожелательный фон, когда подростки становятся общительными,

жизнерадостными, исчезает комплекс неполноценности. Согласитесь- это не

маловажно.

Деятельность человека ( служба в армии, на производстве и в быту) требует

определенного развития физических качеств. Мила, выносливость, быстрота и

ловкость во многом определяет эффективность его профессиональной

деятельности, состояние его здоровья , долголетие активной жизни и высокую

устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Мы опять вернулись к основам ЗОЖ. Здоровье, здоровье и еще раз здоровье!!!

А здоровье по определению ВОЗ, - это состояние полного физического (в

первую очередь), духовного и социально благополучия.

Именно занятие физическими упражнениями оказывают на организм человека

необычайно сильные и сложные воздействия. Правильно организованные

тренировочные занятия и под наблюдением врача укрепляют здоровье,

повышают физическую подготовленность и работоспособность организма.

Именно физическая нагрузка является одним из важнейших средств

укрепления здоровья. При недостаточной физической активности развивается

ожирение, болезни обмена веществ, возрастают риски многих заболеваний,

особенно сердечно- сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и др.

Какой же совет можно дать и с чего начать путь к ЗОЖ молодому человеку, не

приученному к систематическим занятиям физической культурой? Начать с

самого простого, с ежедневной утренней гимнастики. С ее помощью он получит

и силу мышц и гибкость тела, и бодрость духа. (Литературы, статей, научных

работ на эту тему предостаточно, и нет смысла описывать типовой план зарядки

и комплекс упражнений). Затем посещение спортивных секций, ДЮСШ, участие

в физкультурно- массовых мероприятиях, туристических походах,

соревнованиях различного уровня.

На более высоком или широком уровне формирование здорового образа жизни,

способствующего укреплению здоровья человека осуществляется следующим

образом:

1. Социальном: пропаганда в СМИ, информационно- просветительная работа;

6

2. Инфраструктурном : конкретные условия в основных сферах

жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств),

спортивные сооружения, экологический контроль.

3.Система ценностей ориентации человека, стандартизация бытового уклада.

И представители филосовско- социологического направления (П.А.Виноградов,

О.А.Мильштейн), В.А.Пономарчук, В.И.Столяров и др., рассматривают ЗОЖ

как глобальный социальный аспект, составную часть жизни общества в целом, и

представители психолого- педагогического направления (Г.П.Аксенов,

В.К.Бальсевич, М.Я.Виленский, Р.Дитлс, И.О.Мартынюк, Л.С.Кобелянская и др.)

ЗОЖ рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотвации.

Имеются и другие точки зрения. (например: медико- биологическая), однако

резкой грани между ними нет и быть не может. Все они нацелены на решение

одной задачи – укрепление здоровья индивидуума. Физическая культура и спорт

– здоровый образ жизни – активное долголетие и полноценное выполнение

социальных функций.

И в заключении статьи необходимо сказать, что актуальность здорового образа

жизни вызвана возрастанием и изменением нагрузок на организм человека в

связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного,

экологического, психологического, политического и военного характера,

провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Статью подготовила Собка Е.Н. –преподаватель физической культуры высшей

категории ГБПОУ «ЗлатИК им.П.П.Аносова»

ЛИТЕРАТУРА:

7

1.Методические советы по физической подготовке. Авторы А.А.Братцев;

А.Е.Скварцов. (военн.издательство МО СССР- 1969г.)

2. Учебник «Физическая культура» ; Авторы: Н.В.Решетников, Ю.Л.Кислицын,

Р.Л.Палтиевич; Г.И.Погадаев. 10-е издание, Москва, издательский центр

«Академия» 2010г.

3. Приказ Министерства спорта РФ № 1045 «Об утверждении государственных

требований к уровню физической подготовленности населения…».

Пр.№575 от 08.07.2014 г., пр.№ 1045 от 19.11.2015 г.

4. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации».

5.В.З.Коган, А.В.Мартыненко Здоровый образ жизни: проблемы формирования.

М.: Ин-т молодежи, 1992;

6.Самосознание творческой личности: Методический сб./ Сост. И науч. Ред.

А.Л.Хейн.М.,1996;

7.Психология здоровья: Автор Г.С.Никифоров. Учеб.пособие. СПб.:Речь,2002.

Личный архив и дневники Собка Е.Н. , за период педагогической деятельности

с 01.09.1994 г. по настоящее время.



В раздел образования