Автор: Борисова Людмила Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №11 "Ромашка" комбинированного вида городского округа Стрежевой"
Населённый пункт: Томская область, город Стрежевой
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения"
Раздел: дошкольное образование
Содержание проекта:
1. Аннотация
2. Актуальность
3. Паспорт проекта
4. Цели и задачи проекта
5. Ожидаемый результат
6. Принципы работы по реализации проекта
7. Условия реализации проекта
8. Этапы реализации проекта
9. Формы и методы работы с педагогами и родителями по реализации проекта
10. Реализация задач патриотического воспитания дошкольников через
планирования тематических недель
11. План работы с воспитателями и родителями по патриотическому воспитанию
14. «Реализация задач патриотического воспитания дошкольников через
планирования тематических недель»
15. Литература
16. Описание реализации проекта
«Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное предшествующим поколением,
может любить Родину, стать подлинным
патриотом».
С. Михалков
Аннотация.
Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Это
комплекс мероприятий совместной деятельности педагога с детьми по нравственно -
патриотическому
воспитанию
дошкольников.
Все
мероприятия
строятся
на
обращении к историческом прошлому нашего государства, привлечение родителей и
педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны,
интереса
и
уважения
к
ее
историческому
прошлому,
бережного
отношения
к
традициям своего народа.
Все мероприятия апробированы и внедрены в практику ДОУ. Проект адресован
широкому
кругу
читателей:
всем,
кто
интересуется
вопросами
нравственно
–
патриотического развития детей дошкольного возраста.
Актуальность выбранной темы
Важность патриотического воспитания в современных условиях очень велика.
В одном из указов президента говорится: «Мы должны строить своё будущее и
будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей
Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за
свою страну и её будущее. От того, что дети видят, слышат, что они читают, во многом
зависит морально-нравственный климат в обществе в целом.
Именно
в
дошкольном
возрасте
закладывается
основа
личности:
развивается
целостное восприятие окружающего мира, эмоциональное отношение к окружающим
людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
Здесь
начинают
развиваться
черты
характера,
которые
закладывают
в
основу
нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и
т. д. Самое существенное в воспитании нравственных и патриотических чувств – это
непосредственное их проявление в реальных практических поступках, повседневной
жизни.
Занимаясь
воспитанием
детей,
решая
задачи
нравственно-патриотического
воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными
условиями и особенностями детей.
Гражданско-патриотическое воспитание — как одно из направлений социально-
личностного развития детей — считаю важной частью своей проектной деятельности.
Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о
родном
городе,
стране,
особенностях
народных
традиций,
часто
равнодушны
к
близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
Явно
недостаточной
является
работа
с
родителями
по
проблеме
нравственно-
патриотического
воспитания
в
семье.
В
нормативных
документах
и
программах
дошкольных
учреждений
отражена
необходимость
активного
взаимодействия
с
семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с
семьями с целью воспитания чувств патриотизма.
Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к
родному дому, семье, детскому саду городу, но и воспитание уважительного отношения
к
труженику
и
результатам
его
труда,
защитникам
Отечества,
Государственной
символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны
и
актуальны,
от
решения
ни
одной
из
них
нельзя
отказаться,
но
приоритетной
в
дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к
родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.
Педагогам
необходимо
задуматься,
какими
методами
и
способами начинать
формирование патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В этой связи
особую
значимость
приобретает
знакомство
дошкольников
с
жизнью
страны,
её
героями, историческими деятелями, известными людьми, полководцами.
Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства
патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций.
Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях знания
позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.
Паспорт проекта:
Сроки проекта: 2017 – 2019г
Проект
по
содержанию
–
творческий,
рассчитан
на
детей
5-7лет,
по
продолжительности - долгосрочный (2 года)
Участники проекта: дети старшего возраста, воспитатели, родители воспитанников
(законные представители), педагоги.
Необходимые материалы: пособия, методические разработки, литература, фото и
видео материалы, картины и иллюстрации о Родине, столице, защитниках Отечества, о
боевых действиях во время войны.
Гипотеза
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер и осуществляться
на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Объект
исследования –
процесс
патриотического
воспитания
детей
старшего
дошкольного возраста.
Предмет исследования – мероприятия, используемые в патриотическом воспитании
детей старшего дошкольного возраста.
Цели и задачи проекта:
Цель проекта:
Создание условий для становления основ патриотического сознания детей, на основе
соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Задачи:
Формировать у детей:
чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к
родной природе, культуре и традициям;
представление о России как о родной стране;
стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.
Развивать:
познавательные
процессы
(восприятие,
память,
внимание,
воображение,
мышление) и мыслительные операции.
Воспитывать:
стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно
– исследовательскую деятельность;
стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать
свою собственную субкультуру;
воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.
воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.
Воспитывать
гражданско-патриотические
чувства
через
изучение
государственной символики России.
Ожидаемый результат:
1.Создание системы образовательной деятельности по патриотическому воспитанию
дошкольников в процессе развития проектной деятельности (картотека материалов
для воспитателей).
2. Подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области
патриотического воспитания дошкольников на основе нравственного образования.
3. Фото- и видеотека для повышения компетентности воспитателей и родителей в
области нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
4.
Обогащение
предметно
–
развивающая
среда
ДОУ
по
нравственно
–
патриотическому развитию детей.
5. Дети знают:
домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье,
матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский
сад);
место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать
гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в
детском саду, нести ответственность за их выполнение);
место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость;
символику города, достопримечательности;
климатические условия; свою нацию, традиции (должны гордиться своим народом,
его
достижениями);
столицу
нашей
Родины
—
Москву,
(России
флаг,
герб,
гимн
России);
представителей других национальностей, населяющих нашу
Родину (уважать их
культуру и традиции);
природу
родных
мест,
(необходимо
научиться
любоваться
природой,
бережно
относиться к ней);
название планеты, на которое мы живем.
Главные принципы работы по патриотическому воспитанию и условия работы
по реализации проекта.
П р и н ц и п
л и ч н о с т н о - о р и е н т и р о в а н н о г о
о б щ е н и я предусматривает
индивидуально-личностное
формирование
человека.
Партнерство,
соучастие
и
взаимодействие в общения педагога с детьми.
Принцип
культуросообразности. «Открытость»
различных
культур,
создание
условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и
развитием
культуры
современного
общества
и
формирование
разнообразных
познавательных интересов.
Принцип
свободы
и
самостоятельности.
Позволяет
ребёнку
самостоятельно
определить его отношение к культурным истокам
Принцип
гуманно-творческой
направленности.
Данный
принцип
обеспечивает
получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой условия для проявления
разнохарактерных
отношений
(дружеских,
гуманных,
деловых,
партнёрских,
сотрудничества, сотворчества и др.)
Принцип интеграции различных видов детской деятельности.
Реализация
принципа
интеграции
невозможна
без
«вполне
определенного
обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации,
предметно-развивающие условия организации (среду).
Условия реализации проекта.
Создание благоприятного психологического климата в коллективе.
Интеграция
содержания
образования
(проектирование
такого
содержания
образования, которое бы способствовало усвоению ребенком материала должно быть
построено на тематических блоках, лексических темах);
Единые
требования
к
предметно-развивающей
среде
развития
ребенка,
учитывающие запросы педагогов, родителей, детей Предметно-развивающая среда
структурирована
с
учётом
интересов
и
потребностей
ребёнка,
предоставляет
возможность ребёнку продвигаться в своём развитии.
Использование
системы
мониторинга
-
сочетание
разнообразных
методов
(наблюдений, бесед, экспертной оценки, тестов), обеспечивающих объективность и
точность получаемых данных.
В холле ДОУ оформлен выставочный стенд «Наше творчество», где регулярно
проводятся выставки детских работ в соответствии с тематическим планированием
образовательной деятельности, совместных работ детей и родителей. В музыкальном
зале
оформляются
творческие
работы
детей
и
родителей
к
праздникам:
«День
Матери», «День Защитников Отечества», «День Победы».
Для
создания
и
просмотра
презентаций
в
музыкальном
зале
имеется
мультимедийный
проект,
также
имеется телевизор,
видео
и
фотоаппаратура,
музыкальный центр.
В ДОУ функционирует «Мини – музей Боевой Славы».
В каждой группе имеется «Патриотический уголок», содержащий изображения
государственной символики; фотоматериалы о Родном городе и крае.
Этапы развития проекта:
Этапы
Сроки
реализации
проекта
План работы
I
Сентябрь –
Ноябрь
2017г
Информационно – аналитический (подготовительный)
повышение
уровня
профессиональной
компетентности
педагогов;
определение объема материала для детей;
планирование системы работы
II
Декабрь 2017 –
Март 2019г
Творческий (основной)
Оформление стендов по теме проекта;
Консультации для воспитателей и родителей;
Проведение мероприятий по теме проекта
III
Апрель - май
2019г
Заключительный
Подведение итогов.
Формы и методы работы с педагогами, родителями и детьми для реализации
проекта:
При работе с детьми
Приглашение в путешествие.
Создание проблемной ситуации.
Мини – музей.
Экскурсии в музе боевой славы ДОУ.
Совместная проектная деятельность.
Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
Конкурсы рисунков и поделок.
Конкурсы стихов.
Беседа
Театрализация.
Изготовление подарков.
«Уроки доброты».
Выставки и экспозиции.
Игры
(дидактические,
народные
подвижные,
настольно-печатные,
игры-
сотрудничества).
Развлечения, досуги, праздники, концерты.
Выставка военной техники, детских рисунков «Миру – мир, войны не нужно!».
Коллажи, посвященные Великой Отечественной войне.
При работе с родителями
Анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»
Проведение групповых, совместных, традиционных мероприятий с участием
родителей: «Осенняя ярмарка», «Семь Я» «Неделя добра», «Поможем пернатым
друзьям» и др.
Индивидуальные консультации, беседы.
Фотовыставки
«Мой
любимый
город
»,
«Самое
красивое
место
в
нашем
городе», «День Победы», «Мамы всякие нужны», «Мой папа был в Армии», «Мой
домашний питомец» и др.
Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (конкурс
творческих
работ
«Новогодняя
игрушка»,
ко
Дню
Матери,
Дню
Защитника
Отечества, Дню Победы, создание рисунков, аппликаций).
Совместное
создание
взросло-детских проектов
«История
родного
города»,
«Традиции наших предков», «Путешествие по Золотому кольцу», «Национальная
кухня моего народа»
«Встреча с интересными людьми».
План работы с воспитателями и родителями по патриотическому воспитанию
дошкольников
№п/п
Мероприятия для родителей
Мероприятия для педагогов
1
Анкетирование
«Каков ваш ребенок?»
(Сентябрь)
Круглый стол «Эффективные формы работы с
родителями по воспитанию у детей чувства
патриотизма», (Сентябрь)
2
Круглый стол «Воспитываем
патриотизм» с выставкой худ.
литературы по теме
патриотического воспитания
дошкольников (Октябрь)
Консультации « И н т е р н а ц и о н а л ь н о е
и
п а т р и о т и ч е с к о е
в о с п и т а н и е
дошкольников», « В о з р о ж д е н и е
р у с с к и х
национальных
т радиций»,
« В о с п и т а н и е
толерантности у дошкольников»; «Формирование
представлений детей о родном городе»; «Система
работы
по
патриотическому
воспитанию
в
современном детском саду».
(1 раз в квартал)
3
Фотовыставка «Мамы всякие
нужны, мамы всякие важны»
(Ноябрь)
Рекомендации про проведению конкурсов чтецов
к Дню Матери, к 23 февраля, к Дню Победы,
конкурсов – выставок детских работ и совместных
работ детей и родителей (по плану)
4
Работа над проектом «Обычаи
и традиции моего народа»
Подготовка мероприятия «День толерантности »
5
Консультация
«Ознакомление
с
родным
г о р о д о м
к а к
с р е д с т в о
патриотического воспитания»
(декабрь)
Работа педагогов по организации и проведению
праздников (по плану)
6
Фотовыставка «Наши папы»
(февраль)
Проведение
игры
на
педсовете
«Сказка
–
как
с р е д с т в о
п ат р и о т и ч е с ко го
в о с п и т а н и я
дошкольников» (январь)
7
Рекомендации для родителей и воспитателей
«Как воспитать защитника?» (февраль)
8
Презентация
«Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» (май)
9
Выставка с о в м е с т н ы х
р а б о т
с
р од и т е л я м и «Нашим
Защитникам
Отечества посвящается» (февраль, май)
Проведение праздника с детьми «День
Победы»
(май)
10
Для
родителей в ы с т а в к а детских
работ в
приёмной
комнате
«Миру
–
мир, войны не нужно!»
(февраль, май)
У ч а с т и е
в
п е д с о в е т е
Д ОУ.
Р а с п р о с т р а н е н и е
о п ы т а
р а б о т ы
«Патриотическое
воспитание
детей
дошкольного
возраста
в
современном
детском саду» (март .)
«Реализация задач патриотического воспитания дошкольников через
планирования тематических недель»
Образовательные задачи по
патриотическому воспитанию
Темы недели
Воспитание
у
ребёнка
любви
и
привязанности
к
своей
с е м ь е ,
детскому
саду,
улице,
го р од у,
формирование бережного отношения
к природе и всему живому
Темы
недели: «Мой
дом,
мой
город,»,
«Маленькие
исследователи»,
«Женский
день», «Быть здоровыми хотим». «Космос», «
Природа нашего края»», «Неделя земли»
Воспитание уважения к труду
Темы недели: «Профессии в д/с»,
«Праздник весны и труда», «Профессии на
транспорте»
Развитие интереса к русским
традициям и промыслам
Темы недели: «Народная культура и
традиции», «Масленица», «Празднование
Нового года в других странах»
Формирование толерантности,
чувства уважения к другим народам,
их традициям
Темы недели: «Дружба», «Наши
защитники», «Неделя добра», «День
Победы», «Праздник мира и труда»
Формирование элементарных знаний
о правах человека
Темы недели: «Я- человек», «Моя семья»,
«Я имею право»
Расширение представлений о городах
России
Темы недели: «День города», «Страна, в
которой мы живем»
Знакомство детей с символами
государства (герб, флаг, гимн)
Темы недели: «Дружба», «Наши
защитники», « «День Победы»
Развитие чувства ответственности и
гордости за достижения страны;
Темы недели: «Наши защитники», «День
Победы», «Народная культура и традиции»,
«Страна, в которой мы живем», «Космос»
Список литературы.
Зеленова
Н.Г.
Мы
живем
в
России:
старшая
группа.
Мы
живем
в
России:
подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
Казаков
А.П.,
Шорыгина
Т.А.
Детям
о
Великой
Победе!
Беседы
о
Второй
мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.
Кондрыкинская
Л.А.
С
чего
начинается
Родина?
Опыт
работы
по
патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы
с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.
Н.В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.
Особенности патриотического воспитания. И. Казакова. Обруч .№ 6 – 2003г
Народные праздники. В. Ищук. Ярославль 2000.
Российская символика. Е. Ривина. Москва. 2004г.
Описание реализации проекта
Информационно
–
аналитический
этап: был
осуществлен
анализ
целей
и
задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования, оценили
результат
педагогической
диагностики
актуального
состояния
и
развития начал
культурных
истоков
у
детей
старшего
дошкольного
возраста.
Определили
направления образовательной деятельности, которые необходимо предусмотреть (в
ходе реализации проекта. А также был определен ожидаемый социально-значимый
результат.
В подготовительном этапе пересмотрев все темы недели, включили образовательные
задачи по патриотическому воспитанию в планирование тематических недель.
Творческий
этап:
была
организована
совместная
деятельность
участников
образовательного
процесса
по
патриотическому
воспитанию
детей
старшего
дошкольного возраста, развитию гражданско-патриотических чувств, способности к
творческо-поисковой
деятельности
с
учетом
особенностей
развития
ребенка
и
социально-педагогических условий организации образовательной среды в условиях
ДОУ и семьи.
На этом этапе работа велась сразу в нескольких направлениях:
- привлечение детей к активному участию в досуговой деятельности (праздники,
развлечения, концерты, тематические вечера, конкурсы детского творчества, конкурсы
чтецов); в проектно-поисковой деятельности (разработка детско-взрослых проектов);
-
работа
с
родителями
по
привлечению
их
к
совместной
творческой,
проектно-
поисковой
деятельности
на
основе
использования
разнообразных
форм,
средств
патриотического воспитания детей.
Патриотического воспитание в ДОУ осуществляется по следующим направлениям:
духовно-нравственное,
социальное,
эстетическое, краеведческое,
трудовое,
интеллектуальное, работа с семьей, взаимосвязь с социумом города и др.
Для реализации этих направлений была проведена системная работа в рамках
программы патриотического воспитания Н.В. Алешиной «Патриотическое воспитание
дошкольников», а так же тесного сотрудничества с Городским Краеведческим музеем,
«ЦДОД», «ЦЭВД»
Данная работа включает целый комплекс задач, чтобы решить все задачи, работа
выстроена поэтапно. Созданы условия по обеспечению пособиями, методическими
разработками, дидактическими играми, игрушками по патриотическому воспитанию в
детском саду.
Заключительный этап: были подведены итоги реализации проекта
1.
Разработана
система
образовательной
деятельности
по
патриотическому
воспитанию дошкольников, которая включает работу с воспитанниками 5-7 лет, их
родителями (законными представителями) и педагогами;
2.
Оформлены:
картотеки
игр
(подвижные,
дидактические)
краеведческой
направленности,
по
приобщению к культурным традициям Росси и малой родине;
проекты «День Победы», «Закликание Весны», «Мамы всякие нужны, мамы всякие
важны», «История Национальной кухни». «Нефтеградцы» и др.
3.
Разработаны
методические
рекомендации
для
педагогов
«Взаимодействию
с
семьями
в
области
патриотического
воспитания
дошкольников
на
основе
нравственного образования»;
4.
Созданы
фото-
и
видеотека
для
повышения
компетентности
воспитателей
и
родителей в области нравственно – патриотического воспитания дошкольников;
5.
Обогащена
предметно
–
развивающая
среда
ДОУ
по
нравственно
–
патриотическому развитию детей;
6.
Оформлен цикл консультационного материала для родителей по патриотическому
воспитанию дошкольников.