Автор: Соболева Ирина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №6
Населённый пункт: город Белая Калитва, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сборник игровых заданий по для детей старшего дошкольного возраста "Давайте погутарим".
Раздел: дошкольное образование
Сборник игровых заданий по
для детей старшего
дошкольного возраста.
Автор-составитель: Соболева И.В.
Содержание.
1.Самобытность языка.
2.Игровые упражнения.
3.Ребусы.
4.Загадки
5. Казачий диалект.
6. Родные просторы.
7. Путешествуем по городу.
1.Самобытность языка.
Проблемы падения речевой культуры не обошли стороной и наш донской
край, издавна хранивший красоту и выразительность казачьего слова.
Нынешнее молодое поколение Донского края может стать последним
поколением, которое слышит живую казачью речь и способно частично
понимать ее. Сейчас очень многие детские сады обратили внимание на
истоки своего народа, той земли, на которой они живут. Надеюсь, эти
увлекательные задания, помогут педагогам, живущим в Донском крае,
ненавязчиво познакомить детей с казачьим диалектом.
Цель данных заданий:
-
знакомство
детей
с
историей
города
через
самобытность
казачьего
наречия;
- развитие речи детей, по средствам использования слов из «казачьего
словаря»;
-
приобщение к речевой культуре казачества.
Предполагаемый результат:
- в активном словаре детей появились новые диалектические слова и
выражения донских казаков;
- формируется грамматически правильная речь;
- поддерживается интерес к изучению диалекта донских казаков.
Игровое упражнение
«Что можно увидеть в городе много»
Цель: Закрепить категорию винительного падежа существительных во
множественном числе.
дом
улица
парк
мост
магазин
скульптура
Цель: Учить согласовывать существительные и прилагательные с количественными
числительными в роде, числе, падеже.
Игровое упражнение
«Скажи правильно»
Что?......
Один исторический памятник
Нет чего?....
Одного исторического памятника
Подходим к чему?... К
одному историческому памятнику
Видим что?....
Один исторический памятник
Наблюдаем за чем?..За
одним историческим памятником
Говорим о чём?...
Об одном историческом памятнике
Две бронзовые скульптуры.
Три бурых медведя.
Четыре храбрых казака.
Один
исторический
памятник
Пять донских казачек.
Игровое упражнение
«Закончи предложение»
Цель: Учить образовывать сравнительную
степень прилагательных.
1.
Ручей длинный, а река ещё длиннее.
2.
Дам высокий, а гора ещё …………………
3.
Старое здание прочное, а новое ещё ……………….
4.
На улице шумно, а на площади ещё ………………..
5.
В сквере тихо, а в парке ещё……………………..
6.
Сквер чистый, а во дворе ещё………………..
7.
Вода в речке чистая, а в роднике ещё…………
8.
Казачонок храбрый, а казак ещё ……………….
Игровое упражнение
«Где можно?»
Цель: Закрепление категории предложного падежа существительного.
1.
Купить необходимые товары…(в магазине).
2.
Отправить посылку…..
3.
Сделать прививку…..
4.
Отдать бельё в стирку….
5.
Подстричься…..
6.
Посмотреть кино…..
7.
Увидеть разных животных….
8.
Увидеть спортивные соревнования…..
9.
Временно жить гостям города….
Игровое упражнение
«Закончи предложение, изменяя слово шёл»
Цель: Закрепление навыков употребления приставочных глаголов.
К куреню казачка …
И в него она …
Быстро за водой …
Набрав воды, от реки …
На базар опять …
Через мостик …
До базара она …
Все прилавки …
На хутор вновь опять …
Игровое упражнение
«Что делают?»
Цель: Закрепление третьего лица единственного и множественного числа
глаголов настоящего времени.
Живёт – живут
Ездит – …
Говорит – …
Берёт – …
Ставит – …
Строит – …
Отдыхает - …
Смотрит - …
Покупает - …
Роняет - …
Поднимает - …
Открывает - …
Входит - …
Гуляет - …
Метёт - …
Спускается - …
Любуется - …
Катается - …
Улетает - …
Решает - …
Помогает - …
Сочиняет - …
Убегает - …
Видит - …
Скачет - …
Поёт - …
Играет - …
Защищает - …
Охраняет - …
Игровое упражнение
«Придумай предложение»
Цель: Закреплять умение составлять предложения по сюжетным
картинкам.
Игровое упражнение
«Измени слово»
Цель: Закреплять умение образовывать уменьшительные формы
существительных современного языка и казачьего говора.
Хутор - хуторок
Курень - …
Баз - …
Кочет - …
Жменя - …
Река - реченька
Мост - …
Пруд - …
Улица - …
Переулок - …
Дорога - …
Переход - …
Сквер - …
Стадион - …
Магазин - …
Дом - …
3.
баз
байрак
бакча
балка
баштан
баять
бурдюга
грамотка
дитё
друзёк
А теперь для вас, ребятки,
Загадаю я загадки!
Знаю, знаю наперёд –
Вы смекалистый народ!
Посидите, отдохните,
Да умом пошевелите!
Шестя ног, дви головы, вадин хвост.
Всадник на коне.
Утиральник
Крепкая, звонкая да отточена.
Кого чуток приголубит, тот и с ног долой.
Сабля.
Кака обувь в огне изготавливается и с
ног не снимается.
Подкова.
Казаки.
Спасибо, большое спасибо - спаси Христос
Извините - запрастити
Разрешите пожалуйста - наспроша за ради
Здравствуйте - здарова бывали
Добрый день - здарова днявали
Доброе утро - здарова заревали
Добрый вечер - здарова
вечеривали
Спокойной ночи -
добрава спачива
Как вас зовут? - вак
табейная имя есть?
Ак табе кличуть?
Пачом станетси - как дорого это стоит?
Ще набрать? - что купить?
Замоги мине позирить тай идесь
ашуйна в сбок марахветаф, шакалат?
- можно мне посмотреть, туда где по
правой стороне конфет, шоколад?
Надобедь за энтать памаркотить -
надо об этом подумать.
Сколько стоит билет? - пачом, с
кой(я) станить павитка?
Как пройти - Далёки есть?
Скажите, пожалуйста...? -
Столкуйтя за ради.
Любимый край степной...
Любимый край Донской
И луг цветущий здесь весной...
И степь Донская всегда со мной
И вся вот эта красота …
Казачья Родина моя !
Двор или огороженный загон для скота.
Овраг.
Огород в поле, чаще всего – из арбузов, дынь и кабаков
Пологая долина в степи, иногда с болотистой речкой
Площадь в центре казачьей станицы, где находилось станичное
правление, церковь, рынок, различные административные здания.
На майдане собирался казачий круг.
Город, живущий на стыке времен,
пламенно-искренний, сказочный сон!
Город поэзии, древней истории,
Город писателей - все его строили!