Автор: Айткулова Ирина Львовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 68
Населённый пункт: г. Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация учебного процесса и методики преподавания предмета "География" в основной и средней школе с учётом требований ФГОС ООО на примере структуры различных типов уроков в условиях реализации ФГОСй
Раздел: среднее образование
МБОУ СОШ № 68
ДОКЛАД
Организация учебного процесса и методики предподавания
предмета "География" в основной и средней школе с учётом
требований ФГОС ООО на примере
структуры различных типов уроков в условиях реализации ФГОС
Выполнила:
Учитель географии 1-й категории
Айткулова Ирина Львовна
Хабаровск
Содержание
1. Введение.
2. Структура урока усвоения новых знаний.
3. Примерная структура комплексного применения знаний и умений
(урок закрепления).
4. Составление примерного плана (структуры) урока коррекции знаний,
умений и навыков.
5. Заключение.
Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры
учителя,
мерило его
интеллектуального
богатства, показатель его
кругозора, эрудиции.
В.А. Сухомлинский
1.
Введение
Федеральные
государственные
образовательные
стандарты
основного
общего
образования
полностью
меняют
взгляд
на
современное
образование
в
целом.
Образование
должно
носить
деятельностный
характер,
направленный
на
формирование
универсальных
учебных
действий
обучающихся
и
развитие
их
личностных качеств. Универсальные учебные действия (личностные,
познавательные, регулятивные, коммуникативные) являются одной из
с а м ы х
ва ж н ы х
ч а с т е й
Ф ед е р а л ь н о го
г о с уд а р с т в е н н о г о
об ра зоват е льного
с т а нд а рт а .
О вла д е ние
о бу ч а ю щ и м и с я
универсальными
учебными
действиями
создают
возможность
самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений
и
компетентностей,
включая
организацию
освоения,
то
есть
умение
учиться.
Традиционно
результатами
обучения
должно
было
стать
овладение
обучающимися
конкретными
знаниями,
умениями
и
навыками. В современном образовании результатами
обучения должны стать сформированные личностные, метапредметные
и предметные результаты, полученные при выполнении конкретных
видов деятельности.
В
результате
перехода
к
новому
системно-деятельностному
образованию
деятельность
учителя,
реализующего
новые
образовательные
стандарты,
подвергается
принципиальным
изменениям.
Изменились требования и к основной методической единице –
уроку. Современный урок – это:
-
хорошо
организованный
урок
в
хорошо
оборудованном
кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
-
урок,
на
котором
учитель
должен
спланировать
свою
деятельность и деятельность учащихся, чётко сформулировать тему,
цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам
нацеливается
на
сотрудничество
с
учениками
и
умеет
направлять
обучающихся на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
-
урок,
на
всём
протяжении
которого
учитель
организует
проблемные
и поисковые ситуации, активизирует деятельность
обучающихся;
-
урок,
при
завершении
которого
вывод
делают
сами
обучающиеся;
-
урок,
содержащий
минимум
репродукции
и
максимум
творчества и сотворчества;
-
урок,
во
время
которого
соблюдаются
нормы
сбережения
времени и здоровье;
- урок, на котором в центре внимания – дети;
- урок, на котором постоянно идёт учёт уровня и возможностей
обучающихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса,
стремление обучающихся, настроение детей;
- урок демонстрации методического искусства учителя;
- урок, который невозможен без осуществления обратной связи;
- урок – доброты.
На
современном
этапе
развития
методической
науки
принято
выделять такие типы уроков в условиях реализации ФГОС:
2. Структура урока усвоения новых знаний
Целью данного типа урока является овладение обучающимися
новым материалом. Для этого школьниками должны подключаться к
решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и
способов
действий,
самостоятельной
поисковой
деятельности,
формированию системы ценностных ориентации.
Наиболее
применимы
такие
уроки
в
работе
со
школьниками
среднего и старшего возраста, так как именно в средних и старших
классах
изучается
довольно
объемный
и
сложный
материал,
применяется блочный способ его изучения.
Формы такого изучения могут быть самыми разнообразными:
лекция,
объяснение
учителя
с
привлечением
обучающихся
к
обсуждению отдельных вопросов, положений, эвристическая беседа,
самостоятельная работа с учебником, другими источниками,
постановка и проведение экспериментов, опытов.
Отсюда и виды уроков, применяемые в рамках этого типа уроков,
являются
весьма
разнообразными: урок-лекция,
урок-семинар,
киноурок,
урок
теоретических
и
практических
самостоятельных
работ (исследовательского
типа), у р о к
с м е ш а н н ы й (сочетание
различных видов урока на одном уроке).
Общим для всех этих видов уроков является то, что время урока
отводится
на
работу
обучающихся
с
новым
материалом,
во
время
которой
применяются всевозможные
приёмы
а кт и в и з а ц и и
познавательной деятельности школьников:
- придание изложению нового материала проблемного характер;
- использование учителем ярких примеров, фактов, подключение
обучающихся
к
их
обсуждению,
подкреплению
тех
или
иных
теоретических положений собственными примерами и фактами;
-
использование
наглядно-образного
материала
и
технических
средств обучения.
Вся работа нацелена на содержательное и глубокое разъяснение
нового
материала
учителем
и
умение
поддерживать
внимание
и
мыслительную активность обучающихся при работе с ним.
Кроме этого, общим является и то, что на уроке, в ходе изучения
нового материала, идёт и работа по упорядочиванию и закреплению
ранее усвоенного. Невозможно изучать новый материал, не вспоминая
и
не
анализируя,
не
опираясь
на
уже
пройденный
материал,
не
применяя его при выводах каких-то новых положений.
Для
учителя
крайне
важно,
понимая
о бъ е к т и в н у ю
многоплановость
процессов
на
уроке,
не
довольствоваться
их
стихийным
ходом,
а
постоянно
искать
и
находить
оптимальные
варианты
взаимодействия
элементов
урока,
взаимодействия
с
обучающимися, их взаимодействия друг с другом.
Структура
урока
усвоения
новых
знаний
предполагает
следующие этапы урока:
- организационный этап;
- постановка цели и задач урока. Мотивация учебной
деятельности учащихся;
- актуализация знаний;
- первичное усвоение новых знаний;
- первичная проверка понимания;
- первичное закрепление;
- информация о домашнем задании, инструктаж по его
выполнению;
- рефлексия (подведение итогов занятия).
Рассмотрим содержание этапов более подробно.
Организационный этап – основной целью данного этапа является
организация
обучающихся
на
начальном
этапе
урока.
Проверка
присутствующих, их готовности к началу урока.
Постановка
цели
и
задач
урока.
Мотивация
учебной
деятельности учащихся – после решения организационных вопросов
следует нацелить обучающихся на понимание и формулирование темы,
целей и вытекающих отсюда основных задач урока. На первых уроках
подобного
типа
обучающиеся
могут
воспользоваться
помощью
учителя, по прошествии определённого времени, особенно в старших
классах, всё большее число обучающихся могут выполнять этот вид
работы самостоятельно.
Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной
деятельности
является
выработка
на
личностно
значимом
уровне
внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной
деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
- создать условия для возникновения внутренней потребности
включения в деятельность;
-
актуализировать
требования
к
обучающимся
со
стороны
учебной деятельности;
- установить тематические рамки учебной деятельности.
А кту а л и з а ц и я
з н а н и й
–
о с н о в н о й
ц е л ь ю
этапа актуализации является
подготовка
мышления
обучающихся
и
организация осознания ими внутренней потребности к
построению нового способа действий.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
-
воспроизвели
и
зафиксировали
знания,
умения
и
навыки,
достаточные для построения нового способа действий;
-
активизировали
соответствующие
мыслительные
операции
(анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.)
и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
Первичное
усвоение
новых
знаний
–
основной
целью
этапа
является
построение
обучающимися
нового
способа
действий
формирование умений его применять как при решении новой задачи,
так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Для реализации этой цели обучающиеся должны:
- на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;
-
при
построении
нового
знания
использовать
предметные
действия с моделями, схемами и т.д.;
- применить новый способ действий для решения новой задачи;
- зафиксировать в обобщённом виде новый способ действий в
речи.
Первичная
проверка
понимания
–
о с н о в н о й
ц е л ь ю
этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является
интерпретация нового способа действия и исполнительская рефлексия
(коллективная индивидуальная) достижения цели пробного учебного
действия.
Для этого необходимо:
-
организовать
самостоятельное
выполнение
обучающимися
типовых заданий на новый способ действия;
-
организовать
самопроверку
обучающимися
своих
решений
по эталону;
-
создать
(по
возможности)
ситуацию
успеха
для
каждого
ребенка;
-
для
обучающихся,
допустивших
ошибки,
предоставить
возможность выявления причин ошибок и их исправления.
Первичное
закрепление
–
основной
целью
этапа первичного
закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение
обучающимися нового способа действия.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы обучающиеся:
- решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых
заданий на новый способ действия;
-
при
этом
проговаривали
вслух
выполненные
шаги
и
их
обоснование (определения, алгоритмы).
Информация
о
домашнем
задании,
инструктаж
по
его
выполнению – основной целью данного этапа является выдача учителем
домашнего
задания
с
комментарием
и
проговариванием
основных
этапов
его
выполнения,
определение
ожидаемого
результата,
что
является для обучающихся целью самостоятельной работы дома.
Рефлексия
(подведение
итогов
занятия)
–
основной
целью
этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка
обучающимися
результатов
своей
учебной
деятельности,
осознание
метода построения и границ применения нового способа действия.
Для реализации этой цели:
-
организуется
рефлексия
и
самооценка
обучающимися
собственной учебной деятельности на уроке;
-
обучающиеся
соотносят
цель
и
результаты
своей
учебной
деятельности и фиксируют степень их соответствия;
-
намечаются
цели
дальнейшей
деятельности
и
определяются
задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора,
творчества).
3. Примерная структура
комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Главное определить место данного урока в системе уроков. Темы
могут
быть
изучены
через
комбинированные
уроки
или
крупными
блоками.
Формулировка
целей
должна
быть
продумана
для
обучающихся,
то
есть
необходимо
определить,
что
обучающийся
должен знать, уметь и т.д. и для учителя: с чем ученик должен выйти с
каждого урока.
Постановка целей желательна к структурным элементам урока,
через приобретение знаний и умений обучающегося.
Необходима дифференциация постановки цели:
- базовые знания (основная цель) – для всех;
- цель для хорошо успевающих;
- цель для недостаточно подготовленных обучающихся.
Дифференциация может осуществляться:
- за счёт содержания;
- за счёт объёма;
- через ожидаемые результаты;
- через уровни усвоения;
- через время, затраченное на ту или иную группу;
-
за
счёт
наличия
обязательных
заданий
(углубление
или
расширение темы);
-
за
счёт
роли
обучающихся
в
образовательном
процессе
(ассистент, лидер группы и т.д.).
Цель
урока
формируется
диагностично,
она
должна
быть
реальной и достижимой и должна быть конструктивной.
Основная дидактическая цель: формирование определённых умений.
Инвариантные
структурные
элементы
для
каждого
урока
(обязательные):
-
пробуждение
интереса
обучающихся
и
показ
перспектив
предстоящей деятельности через обозначение заданий и цели;
-
актуализация
опорных
знаний
и
умений,
необходимых
на
данном уроке;
-
организация
стимулирования,
контроль
и
коррекция
деятельности обучающихся на каждом этапе урока в зависимости от
достижения поставленных целей;
- обсуждение итогов работы, степени успеваемости и усвоения
материала
урока,
перспектив
дальнейшей
работы.
Показать
преимущества активной деятельности обучающихся.
Форма проведения уроков:
- лекционно-семинарские занятия;
- уроки с элементами моделирования ситуаций;
- учебно-деловые игры;
- уроки с элементами дидактических игр;
- уроки – практикумы;
- уроки смотра знаний;
- нетрадиционные формы урок – диалоги, суды, презентации,
путешествия и т.д.
Структура
урока комплексного
применения
знаний
и
умений
предполагает следующие этапы урока:
- организационный этап;
-
проверка
домашнего
задания,
воспроизведение
и
коррекция
опорных знаний обучающихся. Актуализация знаний;
-
постановка
цели
и
задач
урока.
Мотивация
учебной
деятельности обучающихся;
-
первичное
закрепление
–
типовые
в
знакомой
ситуации,
конструктивные в изменённой ситуации;
- творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
(проблемные задания);
-
информация
о
домашнем
задании,
инструктаж
по
его
выполнению;
- рефлексия (подведение итогов занятия).
4. Примерный план
(структура) урока коррекции знаний, умений и навыков
Уроки
этого
типа
предназначаются
для
оценки
результатов
учения,
уровня
усвоения
обучающимися
теоретического
материала,
системы
научных
понятий
изучаемого
курса,
сформированности
умений
и
навыков,
опыта
учебно-познавательной
деятельности
школьников,
установления
диагностики
уровня
обученности
обучающихся и привнесения в технологию обучения тех или иных
изменений, коррекции в процессе учения в соответствии с
диагностикой состояния обученности детей.
Основная дидактическая цель уроков данного типа выявление
уровня овладения обучающимися комплексом знаний и умений и на
этой основе принятие определенного решения по совершенствованию
учебного процесса.
При
определении
структуры
урока
коррекции,
целесообразно
исходить
из
принципа
постепенного
нарастания
уровня
знаний
и
умений,
то
есть
от
уровня
осознания
до
репродуктивного
и
продуктивного (конструктивного) уровней.
При
работе
на
уроке
данного
типа
важно
последовательно
в соответствии с уровнем обученности ученика переходить от менее
сложного уровня к более сложному уровню усвоения:
1-й уровень – понимание и узнавание (иметь представление).
2-й уровень – воспроизведение и выполнение по образцу.
3-й уровень – применение в стандартной ситуации (2 и 3 уровни –
это уровни образовательного стандарта (знать, уметь).
4-й уровень – воспроизведение или применение переноса знаний.
5-й
уровень
–
усвоение
творческого
задания,
применение
в нестандартных ситуациях.
Видами урока контроля и коррекции могут быть:
- устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой);
-
письменный
опрос,
диктанты,
изложения,
решения
задач
и
примеров и т.д.;
- зачёт; зачётная практическая (лабораторная) работа;
- практикумы;
- контрольная самостоятельная работа;
- зачётная работ
Все эти и другие виды уроков проводятся после изучения целых
разделов,
крупных
тем
изучаемого
предмета.
На
уроках
коррекции
наиболее
ярко
проявляется
степень
готовности
обучающихся
применять
свои
знания,
умения
и
навыки
в
познавательно-
практической
деятельности
в
различных
ситуациях
обучения,
корректировать
их
в
случае
необходимости,
вносится
необходимая
коррекция и в деятельность обучающихся, и в деятельность учителя.
Методическая подструктура уроков коррекции обычно выглядит
так:
-
вводная
объяснительная
часть
–
инструктаж
учителя
и
психологическая
подготовка
обучающихся
к
выполнению
предстоящей работы: решению задач, написанию сочинения, диктанта,
творческой работы и т.п.;
-
основная
часть
– самостоятельная
работа
обучающихся,
оперативный
контроль,
консультации
учителя
для
поддержания
у
обучающихся спокойствия и уверенности в своих силах и в том, что
они делают;
- заключительная часть – ориентация учеников в предстоящем
изучении нового раздела, темы курса.
Структура урока коррекции знаний, умений и навыков включает в
себя следующие этапы:
- организационный этап;
-
постановка
цели
и
задач
урока.
Мотивация
учебной
деятельности обучающихся;
-
итоги
диагностики
(контроля)
знаний,
умений
и
навыков.
Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей
их устранения и совершенствования знаний и умений. В зависимости
от
результатов
диагностики
учитель
планирует
коллективные,
групповые и индивидуальные способы обучения;
-
информация
о
домашнем
задании,
инструктаж
по
его
выполнению
- рефлексия (подведение итогов занятия).
5. Заключение
Важнейшей задачей современной системы образования является
не столько освоение обучающимися конкретных предметных знаний
и
навыков
в
рамках
отдельных
дисциплин,
но
и
формирование
совокупности
универсальных
учебных
действий,
обеспечивающих
компетенцию «научить учиться».
От нынешнего обучающегося требуется умение на рефлексивной
основе
управлять
своей
образовательной
деятельностью,
для
этого
необходимо
овладеть
диагностическими
навыками
самоконтроля
и самооценки. Компетентность обучающегося дополняется знаниями
методологического
характера
и
навыками
организационной,
конструктивной, коммуникативной деятельности. Становится понятно,
что новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя
новым содержанием.