Напоминание

Организация учебного процесса и методики преподавания предмета "География" в основной и средней школе с учётом требований ФГОС ООО на примере структуры различных типов уроков в условиях реализации ФГОСй


Автор: Айткулова Ирина Львовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 68
Населённый пункт: г. Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация учебного процесса и методики преподавания предмета "География" в основной и средней школе с учётом требований ФГОС ООО на примере структуры различных типов уроков в условиях реализации ФГОСй
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ СОШ № 68

ДОКЛАД

Организация учебного процесса и методики предподавания

предмета "География" в основной и средней школе с учётом

требований ФГОС ООО на примере

структуры различных типов уроков в условиях реализации ФГОС

Выполнила:

Учитель географии 1-й категории

Айткулова Ирина Львовна

Хабаровск

Содержание

1. Введение.

2. Структура урока усвоения новых знаний.

3. Примерная структура комплексного применения знаний и умений

(урок закрепления).

4. Составление примерного плана (структуры) урока коррекции знаний,

умений и навыков.

5. Заключение.

Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры

учителя,

мерило его

интеллектуального

богатства, показатель его

кругозора, эрудиции.

В.А. Сухомлинский

1.

Введение

Федеральные

государственные

образовательные

стандарты

основного

общего

образования

полностью

меняют

взгляд

на

современное

образование

в

целом.

Образование

должно

носить

деятельностный

характер,

направленный

на

формирование

универсальных

учебных

действий

обучающихся

и

развитие

их

личностных качеств. Универсальные учебные действия (личностные,

познавательные, регулятивные, коммуникативные) являются одной из

с а м ы х

ва ж н ы х

ч а с т е й

Ф ед е р а л ь н о го

г о с уд а р с т в е н н о г о

об ра зоват е льного

с т а нд а рт а .

О вла д е ние

о бу ч а ю щ и м и с я

универсальными

учебными

действиями

создают

возможность

самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений

и

компетентностей,

включая

организацию

освоения,

то

есть

умение

учиться.

Традиционно

результатами

обучения

должно

было

стать

овладение

обучающимися

конкретными

знаниями,

умениями

и

навыками. В современном образовании результатами

обучения должны стать сформированные личностные, метапредметные

и предметные результаты, полученные при выполнении конкретных

видов деятельности.

В

результате

перехода

к

новому

системно-деятельностному

образованию

деятельность

учителя,

реализующего

новые

образовательные

стандарты,

подвергается

принципиальным

изменениям.

Изменились требования и к основной методической единице –

уроку. Современный урок – это:

-

хорошо

организованный

урок

в

хорошо

оборудованном

кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

-

урок,

на

котором

учитель

должен

спланировать

свою

деятельность и деятельность учащихся, чётко сформулировать тему,

цель, задачи урока;

- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам

нацеливается

на

сотрудничество

с

учениками

и

умеет

направлять

обучающихся на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

-

урок,

на

всём

протяжении

которого

учитель

организует

проблемные

и поисковые ситуации, активизирует деятельность

обучающихся;

-

урок,

при

завершении

которого

вывод

делают

сами

обучающиеся;

-

урок,

содержащий

минимум

репродукции

и

максимум

творчества и сотворчества;

-

урок,

во

время

которого

соблюдаются

нормы

сбережения

времени и здоровье;

- урок, на котором в центре внимания – дети;

- урок, на котором постоянно идёт учёт уровня и возможностей

обучающихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса,

стремление обучающихся, настроение детей;

- урок демонстрации методического искусства учителя;

- урок, который невозможен без осуществления обратной связи;

- урок – доброты.

На

современном

этапе

развития

методической

науки

принято

выделять такие типы уроков в условиях реализации ФГОС:

2. Структура урока усвоения новых знаний

Целью данного типа урока является овладение обучающимися

новым материалом. Для этого школьниками должны подключаться к

решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и

способов

действий,

самостоятельной

поисковой

деятельности,

формированию системы ценностных ориентации.

Наиболее

применимы

такие

уроки

в

работе

со

школьниками

среднего и старшего возраста, так как именно в средних и старших

классах

изучается

довольно

объемный

и

сложный

материал,

применяется блочный способ его изучения.

Формы такого изучения могут быть самыми разнообразными:

лекция,

объяснение

учителя

с

привлечением

обучающихся

к

обсуждению отдельных вопросов, положений, эвристическая беседа,

самостоятельная работа с учебником, другими источниками,

постановка и проведение экспериментов, опытов.

Отсюда и виды уроков, применяемые в рамках этого типа уроков,

являются

весьма

разнообразными: урок-лекция,

урок-семинар,

киноурок,

урок

теоретических

и

практических

самостоятельных

работ (исследовательского

типа), у р о к

с м е ш а н н ы й (сочетание

различных видов урока на одном уроке).

Общим для всех этих видов уроков является то, что время урока

отводится

на

работу

обучающихся

с

новым

материалом,

во

время

которой

применяются всевозможные

приёмы

а кт и в и з а ц и и

познавательной деятельности школьников:

- придание изложению нового материала проблемного характер;

- использование учителем ярких примеров, фактов, подключение

обучающихся

к

их

обсуждению,

подкреплению

тех

или

иных

теоретических положений собственными примерами и фактами;

-

использование

наглядно-образного

материала

и

технических

средств обучения.

Вся работа нацелена на содержательное и глубокое разъяснение

нового

материала

учителем

и

умение

поддерживать

внимание

и

мыслительную активность обучающихся при работе с ним.

Кроме этого, общим является и то, что на уроке, в ходе изучения

нового материала, идёт и работа по упорядочиванию и закреплению

ранее усвоенного. Невозможно изучать новый материал, не вспоминая

и

не

анализируя,

не

опираясь

на

уже

пройденный

материал,

не

применяя его при выводах каких-то новых положений.

Для

учителя

крайне

важно,

понимая

о бъ е к т и в н у ю

многоплановость

процессов

на

уроке,

не

довольствоваться

их

стихийным

ходом,

а

постоянно

искать

и

находить

оптимальные

варианты

взаимодействия

элементов

урока,

взаимодействия

с

обучающимися, их взаимодействия друг с другом.

Структура

урока

усвоения

новых

знаний

предполагает

следующие этапы урока:

- организационный этап;

- постановка цели и задач урока. Мотивация учебной

деятельности учащихся;

- актуализация знаний;

- первичное усвоение новых знаний;

- первичная проверка понимания;

- первичное закрепление;

- информация о домашнем задании, инструктаж по его

выполнению;

- рефлексия (подведение итогов занятия).

Рассмотрим содержание этапов более подробно.

Организационный этап – основной целью данного этапа является

организация

обучающихся

на

начальном

этапе

урока.

Проверка

присутствующих, их готовности к началу урока.

Постановка

цели

и

задач

урока.

Мотивация

учебной

деятельности учащихся – после решения организационных вопросов

следует нацелить обучающихся на понимание и формулирование темы,

целей и вытекающих отсюда основных задач урока. На первых уроках

подобного

типа

обучающиеся

могут

воспользоваться

помощью

учителя, по прошествии определённого времени, особенно в старших

классах, всё большее число обучающихся могут выполнять этот вид

работы самостоятельно.

Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной

деятельности

является

выработка

на

личностно

значимом

уровне

внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной

деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:

- создать условия для возникновения внутренней потребности

включения в деятельность;

-

актуализировать

требования

к

обучающимся

со

стороны

учебной деятельности;

- установить тематические рамки учебной деятельности.

А кту а л и з а ц и я

з н а н и й

о с н о в н о й

ц е л ь ю

этапа актуализации является

подготовка

мышления

обучающихся

и

организация осознания ими внутренней потребности к

построению нового способа действий.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

-

воспроизвели

и

зафиксировали

знания,

умения

и

навыки,

достаточные для построения нового способа действий;

-

активизировали

соответствующие

мыслительные

операции

(анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.)

и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

Первичное

усвоение

новых

знаний

основной

целью

этапа

является

построение

обучающимися

нового

способа

действий

формирование умений его применять как при решении новой задачи,

так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Для реализации этой цели обучающиеся должны:

- на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;

-

при

построении

нового

знания

использовать

предметные

действия с моделями, схемами и т.д.;

- применить новый способ действий для решения новой задачи;

- зафиксировать в обобщённом виде новый способ действий в

речи.

Первичная

проверка

понимания

о с н о в н о й

ц е л ь ю

этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является

интерпретация нового способа действия и исполнительская рефлексия

(коллективная индивидуальная) достижения цели пробного учебного

действия.

Для этого необходимо:

-

организовать

самостоятельное

выполнение

обучающимися

типовых заданий на новый способ действия;

-

организовать

самопроверку

обучающимися

своих

решений

по эталону;

-

создать

(по

возможности)

ситуацию

успеха

для

каждого

ребенка;

-

для

обучающихся,

допустивших

ошибки,

предоставить

возможность выявления причин ошибок и их исправления.

Первичное

закрепление

основной

целью

этапа первичного

закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение

обучающимися нового способа действия.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы обучающиеся:

- решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых

заданий на новый способ действия;

-

при

этом

проговаривали

вслух

выполненные

шаги

и

их

обоснование (определения, алгоритмы).

Информация

о

домашнем

задании,

инструктаж

по

его

выполнению – основной целью данного этапа является выдача учителем

домашнего

задания

с

комментарием

и

проговариванием

основных

этапов

его

выполнения,

определение

ожидаемого

результата,

что

является для обучающихся целью самостоятельной работы дома.

Рефлексия

(подведение

итогов

занятия)

основной

целью

этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка

обучающимися

результатов

своей

учебной

деятельности,

осознание

метода построения и границ применения нового способа действия.

Для реализации этой цели:

-

организуется

рефлексия

и

самооценка

обучающимися

собственной учебной деятельности на уроке;

-

обучающиеся

соотносят

цель

и

результаты

своей

учебной

деятельности и фиксируют степень их соответствия;

-

намечаются

цели

дальнейшей

деятельности

и

определяются

задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора,

творчества).

3. Примерная структура

комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Главное определить место данного урока в системе уроков. Темы

могут

быть

изучены

через

комбинированные

уроки

или

крупными

блоками.

Формулировка

целей

должна

быть

продумана

для

обучающихся,

то

есть

необходимо

определить,

что

обучающийся

должен знать, уметь и т.д. и для учителя: с чем ученик должен выйти с

каждого урока.

Постановка целей желательна к структурным элементам урока,

через приобретение знаний и умений обучающегося.

Необходима дифференциация постановки цели:

- базовые знания (основная цель) – для всех;

- цель для хорошо успевающих;

- цель для недостаточно подготовленных обучающихся.

Дифференциация может осуществляться:

- за счёт содержания;

- за счёт объёма;

- через ожидаемые результаты;

- через уровни усвоения;

- через время, затраченное на ту или иную группу;

-

за

счёт

наличия

обязательных

заданий

(углубление

или

расширение темы);

-

за

счёт

роли

обучающихся

в

образовательном

процессе

(ассистент, лидер группы и т.д.).

Цель

урока

формируется

диагностично,

она

должна

быть

реальной и достижимой и должна быть конструктивной.

Основная дидактическая цель: формирование определённых умений.

Инвариантные

структурные

элементы

для

каждого

урока

(обязательные):

-

пробуждение

интереса

обучающихся

и

показ

перспектив

предстоящей деятельности через обозначение заданий и цели;

-

актуализация

опорных

знаний

и

умений,

необходимых

на

данном уроке;

-

организация

стимулирования,

контроль

и

коррекция

деятельности обучающихся на каждом этапе урока в зависимости от

достижения поставленных целей;

- обсуждение итогов работы, степени успеваемости и усвоения

материала

урока,

перспектив

дальнейшей

работы.

Показать

преимущества активной деятельности обучающихся.

Форма проведения уроков:

- лекционно-семинарские занятия;

- уроки с элементами моделирования ситуаций;

- учебно-деловые игры;

- уроки с элементами дидактических игр;

- уроки – практикумы;

- уроки смотра знаний;

- нетрадиционные формы урок – диалоги, суды, презентации,

путешествия и т.д.

Структура

урока комплексного

применения

знаний

и

умений

предполагает следующие этапы урока:

- организационный этап;

-

проверка

домашнего

задания,

воспроизведение

и

коррекция

опорных знаний обучающихся. Актуализация знаний;

-

постановка

цели

и

задач

урока.

Мотивация

учебной

деятельности обучающихся;

-

первичное

закрепление

типовые

в

знакомой

ситуации,

конструктивные в изменённой ситуации;

- творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

(проблемные задания);

-

информация

о

домашнем

задании,

инструктаж

по

его

выполнению;

- рефлексия (подведение итогов занятия).

4. Примерный план

(структура) урока коррекции знаний, умений и навыков

Уроки

этого

типа

предназначаются

для

оценки

результатов

учения,

уровня

усвоения

обучающимися

теоретического

материала,

системы

научных

понятий

изучаемого

курса,

сформированности

умений

и

навыков,

опыта

учебно-познавательной

деятельности

школьников,

установления

диагностики

уровня

обученности

обучающихся и привнесения в технологию обучения тех или иных

изменений, коррекции в процессе учения в соответствии с

диагностикой состояния обученности детей.

Основная дидактическая цель уроков данного типа выявление

уровня овладения обучающимися комплексом знаний и умений и на

этой основе принятие определенного решения по совершенствованию

учебного процесса.

При

определении

структуры

урока

коррекции,

целесообразно

исходить

из

принципа

постепенного

нарастания

уровня

знаний

и

умений,

то

есть

от

уровня

осознания

до

репродуктивного

и

продуктивного (конструктивного) уровней.

При

работе

на

уроке

данного

типа

важно

последовательно

в соответствии с уровнем обученности ученика переходить от менее

сложного уровня к более сложному уровню усвоения:

1-й уровень – понимание и узнавание (иметь представление).

2-й уровень – воспроизведение и выполнение по образцу.

3-й уровень – применение в стандартной ситуации (2 и 3 уровни –

это уровни образовательного стандарта (знать, уметь).

4-й уровень – воспроизведение или применение переноса знаний.

5-й

уровень

усвоение

творческого

задания,

применение

в нестандартных ситуациях.

Видами урока контроля и коррекции могут быть:

- устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой);

-

письменный

опрос,

диктанты,

изложения,

решения

задач

и

примеров и т.д.;

- зачёт; зачётная практическая (лабораторная) работа;

- практикумы;

- контрольная самостоятельная работа;

- зачётная работ

Все эти и другие виды уроков проводятся после изучения целых

разделов,

крупных

тем

изучаемого

предмета.

На

уроках

коррекции

наиболее

ярко

проявляется

степень

готовности

обучающихся

применять

свои

знания,

умения

и

навыки

в

познавательно-

практической

деятельности

в

различных

ситуациях

обучения,

корректировать

их

в

случае

необходимости,

вносится

необходимая

коррекция и в деятельность обучающихся, и в деятельность учителя.

Методическая подструктура уроков коррекции обычно выглядит

так:

-

вводная

объяснительная

часть

инструктаж

учителя

и

психологическая

подготовка

обучающихся

к

выполнению

предстоящей работы: решению задач, написанию сочинения, диктанта,

творческой работы и т.п.;

-

основная

часть

– самостоятельная

работа

обучающихся,

оперативный

контроль,

консультации

учителя

для

поддержания

у

обучающихся спокойствия и уверенности в своих силах и в том, что

они делают;

- заключительная часть – ориентация учеников в предстоящем

изучении нового раздела, темы курса.

Структура урока коррекции знаний, умений и навыков включает в

себя следующие этапы:

- организационный этап;

-

постановка

цели

и

задач

урока.

Мотивация

учебной

деятельности обучающихся;

-

итоги

диагностики

(контроля)

знаний,

умений

и

навыков.

Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей

их устранения и совершенствования знаний и умений. В зависимости

от

результатов

диагностики

учитель

планирует

коллективные,

групповые и индивидуальные способы обучения;

-

информация

о

домашнем

задании,

инструктаж

по

его

выполнению

- рефлексия (подведение итогов занятия).

5. Заключение

Важнейшей задачей современной системы образования является

не столько освоение обучающимися конкретных предметных знаний

и

навыков

в

рамках

отдельных

дисциплин,

но

и

формирование

совокупности

универсальных

учебных

действий,

обеспечивающих

компетенцию «научить учиться».

От нынешнего обучающегося требуется умение на рефлексивной

основе

управлять

своей

образовательной

деятельностью,

для

этого

необходимо

овладеть

диагностическими

навыками

самоконтроля

и самооценки. Компетентность обучающегося дополняется знаниями

методологического

характера

и

навыками

организационной,

конструктивной, коммуникативной деятельности. Становится понятно,

что новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя

новым содержанием.



В раздел образования