Автор: Филимонов Михаил Геннадьевич
Должность: студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "ВГСПУ"
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: научная статья
Тема: Методы психологической регуляции в работе педагога
Раздел: среднее образование
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА
М.Г. Филимонов
ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический
университет», Россия, Волгоград.
Научный руководитель Старший преподаватель кафедры психологии
профессиональной деятельности Лазарева Е.Г.
Аннотация: в данной статье рассматривается проблема психологической
регуляции педагогов. А также специальные тренировки и упражнения,
которые помогут педагогу лучше справляться с напряжением, возникающим
в педагогической деятельности и повысить уровень саморегуляции.
Ключевые слова: регуляция, саморегуляция, педагогическая деятельность,
профессиональное выгорание, тренировки, упражнения.
Актуальность данной статьи заключается в том, что педагог должен быть
развит
не
только
в
рамках
преподаваемого
им
предмета,
владеть
педагогическими навыками и умениями, знать, как, что и кому преподавать.
Овладение
педагогической
профессией
также
связано
с
умением
и
готовностью бороться с негативными последствиями, такими как нарушение
сна, самочувствия, усталость, потеря интереса к работе. Одной из важных
составляющих
грамотного
педагога
является
психолого-эмоциональная
регуляция.
Ведь
умение
учителя
контролировать
и
регулировать
своё
самочувствие,
свое
эмоциональное
состояние
во
многом
определяет
эффективность
процесса
взаимодействия
с
обучающимися
и
коллегами,
является показателем его профессионализма.
Профессия педагога требует от человека выдержки, эмоциональной
устойчивости, умения создавать благоприятную психологическую
обстановку и бороться с негативными следствиями межличностного
взаимодействия – конфликтностью, плохим самочувствием, постоянной
усталостью, что выражается во взаимоотношениях с коллегами, учениками и
родителями. Достаточно значимым компонентом работы преподавателей
признается саморегуляция, т.е. способность, направленная на контроль своего
личного психического состояния с целью того, чтобы оптимальным способом
находить решение в сложившихся педагогических ситуациях. В
профессиональной деятельности педагога важную роль играет умение
управлять своими эмоциями, действиями. Очень часто учителя сталкиваются
с проблемой так называемого «выгорания», когда профессия является лишь
негативом. Большинство высших и средних профессиональных учебных
заведений занимаются только подготовкой специалистов-предметников, дают
знания по основному предмету обучения, но не уделяют внимание
физическому и психологическому здоровью педагога, не проводят мастер-
классы и тренинги по освоению навыком регуляции поведения и эмоций.
Саморегуляция –- способность управлять своими эмоциями и психикой в
стрессовой ситуации [1].
Саморегуляция необходима в следующих случаях:
- перед преподавателем впервые возникла сложноразрешимая проблема;
- у этой проблемы отсутствуют способы решения или же существуют
несколько вариантов, выбирать из которых очень сложно;
- если у учителя повышен уровень эмоционального состояния, которое может
привести к импульсивным действиям;
- преподаватель нуждается в принятии незамедлительного решении в сильно
ограниченный промежуток времени, и это решение влияет на будущее;
- если поступки учителя оцениваются, когда на него обращают внимание
коллеги, обучающиеся, другие люди, в условиях выявления его авторитета и
престижа.
Немаловажную роль в работе учителей играет и умение управлять своими
эмоциями. Саморегуляция эмоций основывается на навыках управления
состоянием мышечной системы организма.
Значительный вклад в решение проблем саморегуляции сделали ученые,
которые исследовали проявление этого феномена в различных видах
деятельности. Так, в частности, Б.Ф. Ломов отмечал, что, “изучая
деятельность, психология раскрывает механизмы психической регуляции
этой деятельности, то есть те процессы, которые обеспечивают адекватность
деятельности ее предмета, средствам и условиям” [2, с. 215].
Практичность и корректность действия саморегуляции напрямую зависит от
индивидуальных особенностей человека [3], как он планирует свои действия,
в какой мере он учитывает важные условия окружающей среды, в том, как у
него развиты процессы контроля, самоанализ своих действий, а также
насколько человек при этом самостоятелен, целеустремлен, способен
учитывать изменение внешних обстоятельств.
Деятельность педагогических работников является довольно-таки
напряжённой. Малая физическая активность на фоне требований,
предъявляемых интеллекту преподавателя, часто ведет к чрезмерному
напряжению организма. В большинстве случаев у педагогов можно
фиксировать повышенную мышечную напряженность, неумение просто
расслабляться. Профессионалами были разработаны специальные методы и
тренировки, которые помогут педагогам разгрузить напряжённость.
Аутогенная тренировка (аутотренинг, АТ) - распространенный метод
саморегуляции психических состояний с помощью самовнушений,
разработанный И.Г. Шульцем (1932).
Метод аутогенной тренировки является простым и поэтому может быть
использован большинством людей. Под его влиянием нормализуется высшая
нервная деятельность, эмоциональная сфера, усиливаются волевые
способности человека. Аутогенные тренировки носят тренировочный
характер, потому что этот метод наиболее эффективен при систематических
занятиях. Так же следует выделить, что главным элементом аутогенной
тренировки является релаксация, т.е. мышечное расслабление.
Основанием аутогенных тренировок служит самовнушение. Самым
продуктивным временем для самовнушения представляется момент, когда мы
пребываем в наиболее расслабленном положение, а значит на утро, когда мы
только что проснулись и вечером, перед тем, как ложимся спать.
Так же не менее популярна и похожа на аутогенную тренировку нервно-
мышечная релаксация. Релаксация –это навык, который требует долгой и
упорной тренировки. Чтобы преуспеть в этом методе нужно много
практических занятий и терпение. Для того, чтобы у вас было хорошее
самочувствие достаточно 15-20 минут релаксации в день. Смысл этого метода
заключается в уменьшении напряжения, а после чего расслабления основных
мышечных групп тела, а это, в свою очередь, способствует снятию
эмоциональное напряжение. Другими словами, релаксация мышц помогает
осуществить релаксацию психологическую [4].
Ещё один из вариантов саморегуляции – медитация. Это простой способ,
чтобы сосредоточиться. Благодаря медитации можно снять не только
эмоциональное, но и психическое напряжение. А также происходит снижение
умственной и физической усталости. Учёные, которые занимаются
изучением медитации, собрали большое количество фактов, доказывающих
положительное воздействие данной методики на жизнедеятельность
человека.
Так же существуют специальные упражнения, которые помогут
преподавателям поддерживать саморегуляцию в момент педагогического
процесса [5].
Подводя итог, хотелось бы сказать, что саморегуляция психологического и
эмоционального состояния является неотъемлемой частью
жизнедеятельности преподавателей. Она помогает им реализовать свою
педагогическую деятельность с большим успехом, так же справляться со
стрессовыми ситуациями, эмоциональным перенапряжением и усталостью.
Саморегуляции психологического состояния должны обучать каждого
будущего преподавателя, чтобы не происходило профессионального
выгорания.
Используемая литература:
1) Душков Б. А., Королёв А. В., Смирнов Б. А. Энциклопедический словарь:
Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2017 –
350 с.
2) Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. - М:
Наука, 1984. –444с
3) Никифоров Г.С., Филимоненко Ю.И., Нестеров В.М. Индивидуальные
особенности психической саморегуляции состояния // Вестн. ЛГУ. Сер.6.
Вып. 2 (№ 13)
4) Кузнецова А.С., Барабанщикова В.В., Злоказова Т.А. Эффективность
психологических средств произвольной саморегуляции функционального
состояния // Экспериментальная психология. 2008. № 1.
5) Грецов À. Г. Лучшие упражнения для обучения саморегуляции. / Учебно-
методическое пособие. Под общей редакцией проф. Евсеева С. П. — СПб.,
СПбНИИ физической культуры, 2006., — 44 с.