Автор: Сергеев Алексей Александрович
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МКОУ СОШ №3 г. Пудожа
Населённый пункт: город Пудож Республика Карелия
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности преподавания в социально-гуманитарном классе"
Раздел: полное образование
Как известно, образование в нашей стране находится на пути модернизации и
усовершенствования и одним из путей достижения этой цели является
переход к профильной школе на старшей ступени образования. В основе
концепции профильного обучения лежит двухуровневое изучение ряда
предметов (базовый и профильный уровни), тем самым оно реализует
принцип дифференцированного обучения и, кроме того, позволяет выбрать
индивидуальную линию образования для каждого старшеклассника, позволит
определиться с будущей профессией и обеспечивает преемственность между
средним и высшим образованием.
Профильное обучение соответствует современным требованиям общества и
потребностям обучающихся, старшеклассники больше заинтересованы в
изучении тех предметов, которые, по их мнению, соответствуют их
жизненным планам, интересам и наклонностям. Это обеспечивает наиболее
осознанное и полноценное овладение знаниями, самореализацию.
По мнению специалистов, учащиеся выбирают свою будущую профессию
уже к концу обучения в девятом классе и при переходе в десятый класс уже
точно знают, какие предметы им необходимо изучать углубленно, а какие
достаточно знать на базовом уровне. В связи с этим они предъявляют очень
серьезные требования к качеству образования по профильным предметам,
которые необходим им для поступления в ВУЗы.
Несмотря на то, что в последнее время огромное внимание уделяется
повышению качества образования в условиях его модернизации, еще не до
конца разработаны некоторые моменты обучения некоторым предметам в
профильных классах. В частности, это касается истории - не все педагоги
видят разницу между целями и задачами обучения на базовом уровне и
профильном, не могут сориентироваться при выборе средств и методов
обучения. Поэтому на сегодняшний день тема преподавания истории в
профильных классах остается по-прежнему актуальной.
Существенный вклад в теоретическое обоснование и проектирование
моделей инновационного образования внесли: ГЛ. Ильин, И.И. Ильясов, Е.Н.
Кабанова-Меллер, З.И. Калмыкова, Н.Н. Лавров, О.Б. Логинова, В.Л.
Матросов, A.M. Матюшкин, Н.Д. Никандров, А.А. Пинский, В.В. Рубцов,
К.М. Ушаков, В.Д. Шадриков, Т.Н. Шамова, Г.П. Щедровицкий, Г.И. Щукина,
И.Д. Чечель.
Основы дифференциации обучения в педагогическом и методическом
аспектах, как средства построения индивидуального образовательного
маршрута, индивидуальной образовательной траектории, рассматриваются в
работах А.М.Водянского, Е.Е.Вяземского, А.А.Поповой, П.А.Баранова,
Е.Б.Евладовой, Т.И. Петраковой, Н.Н.Петровой, А.А.Пинского, М.В.
Рыжакова, С.Б. Суворовой, В.В. Фирсова и др.
Таким образом, профильное обучение является требованием современности и
невозможно без применения передовых педагогических технологий.
Благодаря им могут быть решены задачи профильного обучения:
1.
Выделение ученика как субъекта, признание его основной ценностью
всего образовательного процесса; развитие его способностей как
индивидуальных возможностей, признание того, что развитие
индивидуальных способностей ученика - основная цель образования.
2.
Изменение типа отношений между обучающими и обучаемыми,
переход от авторитарного управления, подчинения и принуждения к
сотрудничеству, взаиморегуляции, взаимопомощи, т.к. в коллективной
деятельности каждый участвует в решении обсуждаемой проблемы и
находит свои способы решения задачи, адекватные своим склонностям,
интересам, индивидуальному темпу развития.
3.
Раскрытие и максимальное использование субъектного опыта ребенка,
выявление отношения ученика к знанию, учению; на стимулирование
школьников к использованию разнообразных способов выполнения
заданий без боязни ошибиться; на применение активных форм общения
(диалог, обсуждение, аргументация, дискуссия, дебаты).
Также, при использовании современных педагогических технологий, у
учеников профильных классов формируются такие качества, как:
потребность в получении знаний;
умение самостоятельно организовывать работу по усвоению знаний;
выбор наиболее оптимальных путей для решения учебных задач;
планирование своей образовательной деятельности;
позитивную самооценку.
Профильное обучение предполагает существенное увеличение использования
таких методов, как самостоятельное изучение основной, дополнительной
учебной литературы, других источников информации, лабораторные и
лабораторно-практические работы, семинары, собеседования, коллоквиумы,
дискуссии. Особое место среди эффективных технологий занимают
коллективные способы обучения, в том числе групповые.
Основными задачами обучения истории в профильных классах является
овладение историческими знаниями, умениями, различными способами
усвоения учебного материала, а кроме того воспитание патриотизма,
гуманизма и толерантности.
При организации работы на уроках истории в профильных классах, учитель
должен использовать наиболее эффективные в современных условиях
методики и приемы обучения. Это могут быть адаптивные системы обучения,
коллективные технологии обучения, модульное и проблемное обучение. Эти
формы и методы работы уже доказали свою эффективность применительно к
преподаванию истории в профильных классах.