Напоминание

"Особенности преподавания в социально-гуманитарном классе"


Автор: Сергеев Алексей Александрович
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МКОУ СОШ №3 г. Пудожа
Населённый пункт: город Пудож Республика Карелия
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности преподавания в социально-гуманитарном классе"
Раздел: полное образование





Назад




Как известно, образование в нашей стране находится на пути модернизации и

усовершенствования и одним из путей достижения этой цели является

переход к профильной школе на старшей ступени образования. В основе

концепции профильного обучения лежит двухуровневое изучение ряда

предметов (базовый и профильный уровни), тем самым оно реализует

принцип дифференцированного обучения и, кроме того, позволяет выбрать

индивидуальную линию образования для каждого старшеклассника, позволит

определиться с будущей профессией и обеспечивает преемственность между

средним и высшим образованием.

Профильное обучение соответствует современным требованиям общества и

потребностям обучающихся, старшеклассники больше заинтересованы в

изучении тех предметов, которые, по их мнению, соответствуют их

жизненным планам, интересам и наклонностям. Это обеспечивает наиболее

осознанное и полноценное овладение знаниями, самореализацию.

По мнению специалистов, учащиеся выбирают свою будущую профессию

уже к концу обучения в девятом классе и при переходе в десятый класс уже

точно знают, какие предметы им необходимо изучать углубленно, а какие

достаточно знать на базовом уровне. В связи с этим они предъявляют очень

серьезные требования к качеству образования по профильным предметам,

которые необходим им для поступления в ВУЗы.

Несмотря на то, что в последнее время огромное внимание уделяется

повышению качества образования в условиях его модернизации, еще не до

конца разработаны некоторые моменты обучения некоторым предметам в

профильных классах. В частности, это касается истории - не все педагоги

видят разницу между целями и задачами обучения на базовом уровне и

профильном, не могут сориентироваться при выборе средств и методов

обучения. Поэтому на сегодняшний день тема преподавания истории в

профильных классах остается по-прежнему актуальной.

Существенный вклад в теоретическое обоснование и проектирование

моделей инновационного образования внесли: ГЛ. Ильин, И.И. Ильясов, Е.Н.

Кабанова-Меллер, З.И. Калмыкова, Н.Н. Лавров, О.Б. Логинова, В.Л.

Матросов, A.M. Матюшкин, Н.Д. Никандров, А.А. Пинский, В.В. Рубцов,

К.М. Ушаков, В.Д. Шадриков, Т.Н. Шамова, Г.П. Щедровицкий, Г.И. Щукина,

И.Д. Чечель.

Основы дифференциации обучения в педагогическом и методическом

аспектах, как средства построения индивидуального образовательного

маршрута, индивидуальной образовательной траектории, рассматриваются в

работах А.М.Водянского, Е.Е.Вяземского, А.А.Поповой, П.А.Баранова,

Е.Б.Евладовой, Т.И. Петраковой, Н.Н.Петровой, А.А.Пинского, М.В.

Рыжакова, С.Б. Суворовой, В.В. Фирсова и др.

Таким образом, профильное обучение является требованием современности и

невозможно без применения передовых педагогических технологий.

Благодаря им могут быть решены задачи профильного обучения:

1.

Выделение ученика как субъекта, признание его основной ценностью

всего образовательного процесса; развитие его способностей как

индивидуальных возможностей, признание того, что развитие

индивидуальных способностей ученика - основная цель образования.

2.

Изменение типа отношений между обучающими и обучаемыми,

переход от авторитарного управления, подчинения и принуждения к

сотрудничеству, взаиморегуляции, взаимопомощи, т.к. в коллективной

деятельности каждый участвует в решении обсуждаемой проблемы и

находит свои способы решения задачи, адекватные своим склонностям,

интересам, индивидуальному темпу развития.

3.

Раскрытие и максимальное использование субъектного опыта ребенка,

выявление отношения ученика к знанию, учению; на стимулирование

школьников к использованию разнообразных способов выполнения

заданий без боязни ошибиться; на применение активных форм общения

(диалог, обсуждение, аргументация, дискуссия, дебаты).

Также, при использовании современных педагогических технологий, у

учеников профильных классов формируются такие качества, как:

потребность в получении знаний;

умение самостоятельно организовывать работу по усвоению знаний;

выбор наиболее оптимальных путей для решения учебных задач;

планирование своей образовательной деятельности;

позитивную самооценку.

Профильное обучение предполагает существенное увеличение использования

таких методов, как самостоятельное изучение основной, дополнительной

учебной литературы, других источников информации, лабораторные и

лабораторно-практические работы, семинары, собеседования, коллоквиумы,

дискуссии. Особое место среди эффективных технологий занимают

коллективные способы обучения, в том числе групповые.

Основными задачами обучения истории в профильных классах является

овладение историческими знаниями, умениями, различными способами

усвоения учебного материала, а кроме того воспитание патриотизма,

гуманизма и толерантности.

При организации работы на уроках истории в профильных классах, учитель

должен использовать наиболее эффективные в современных условиях

методики и приемы обучения. Это могут быть адаптивные системы обучения,

коллективные технологии обучения, модульное и проблемное обучение. Эти

формы и методы работы уже доказали свою эффективность применительно к

преподаванию истории в профильных классах.



В раздел образования