Напоминание

"В чём польза занятий музыкой?"


Автор: Галина Николаевна Кузнецова
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: Муниципального автономного учреждения дополнительного образования
Населённый пункт: городского округа Ступино
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "В чём польза занятий музыкой?"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Михневская детская музыкальная школа» городского округа Ступино

Московской области

В чём польза занятий музыкой?

Методическое сообщение преподавателя по классу фортепиано

Кузнецовой Г.Н.

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения

к добру, красоте, человечности»

Василий Сухомлинский

На протяжении нескольких веков музыкальное образование было

привилегией лишь высшего общества. Музыке учили всех аристократов,

русских и европейских. Умение музицировать считалось апофеозом светских

манер.

В настоящее время овладеть навыками пения и игры на музыкальных

инструментах может любой желающий. Музыкальные школы предоставляют

большой выбор различных направлений обучения.

Научно доказано, что занятия музыкой положительно сказываются на

развитии ребёнка и его становлении как личности.

ПРЕИМУЩЕСТВА ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ

Развитие мелкой моторики и речевого аппарата. Необходимость развития

мелкой моторики у ребёнка с самого раннего возраста обусловлена прямой

связью между двигательным и речевым центром головного мозга.

Проекция кисти руки занимает 1/3 часть всей площади головного мозга,

отвечающей за движение. Чем лучше ребёнок владеет пальцами, тем лучше

развивается его речевой аппарат.

Практически на любом музыкальном инструменте во время игры активно

задействованы пальцы рук. Никакая гимнастика не сможет тренировать

пальчики так же эффективно, как отработка пассажей, форшлагов, тремоло и

проч.

В этом смысле самыми сложными инструментами являются фортепиано и

аккордеон/баян. Ведь игра на этих инструментах осуществляется

исключительно двумя руками. Причём движения рук асинхронны и не

подразумевают зависимость одной руки от другой.

От природы у человека одно полушарие развито более активно. В связи с

этим существует понятие «ведущей» и «вспомогательной» руки. Однако

занятия на таких инструментах, как фортепиано и аккордеон/баян, позволяют

«подтянуть» более «слабую» руку, что даёт толчок к более активной работе

соответствующего полушария головного мозга. Таким образом, во время

регулярных занятий на инструменте замечательно развивается мелкая

моторика и речевой аппарат. Мозг учится быстрее обрабатывать

информацию и, следовательно, работает значительно лучше.

Положительное влияние на здоровье ребёнка. Занятия на духовых

инструментах носят не только учебно-воспитательный характер, но и несут в

себе оздоровительную функцию. Постановка дыхания, внимание которой

уделяется с первых минут занятий, значительно улучшает состояние

дыхательной системы ребёнка. Духовые инструменты требуют умения

использовать различные типы дыхания: лёгочный, брюшной и

грудобрюшной тип (смешанный). Занятия на духовых инструментах

способны ослабить хронические заболевания дыхательной системы.

Известны случаи, когда после нескольких лет занятий астма отступала.

Не менее полезно при заболеваниях легких заниматься вокалом. Пение – это

развитие всей дыхательной системы, диафрагмы и улучшение дренажа

лёгких. Хоровое пение эффективно как средство лечения лёгких форм

заикания у детей, помогающее снять психологический дискомфорт.

Помимо этого уроки вокала, а также игры на музыкальных инструментах

помогают формировать правильную осанку. Положение корпуса должно

быть фиксированным, нельзя сутулиться, зажиматься, напрягать руки или

шею. Преподаватели внимательно следят за этим и, при необходимости,

поправляют ребёнка. Поэтому урок превращается в отличную тренировку

осанки.

Также стоит отметить благотворное влияние музыки на детскую психику.

Среди психотерапевтических методов одним из ведущих является

музыкотерапия. Классическая музыка успокаивает, снимает агрессию и в

целом налаживает работу нервной системы.

Развитие математических способностей. Занятия музыкой помогут развить

математические способности у ребёнка. Занимаясь на инструменте, ребёнок

учится мыслить пространственно, попадать на нужные клавиши,

манипулировать абстрактными звуковыми фигурами и запоминать нотный

текст.

Музыка воспитывает силу воли и дисциплину. Для достижения хороших

результатов заниматься на инструменте необходимо регулярно. Ведь чтобы

добиться каких-либо целей, придётся приложить немало сил и терпения.

Подобный подход помогает воспитывать силу воли, самоконтроль и

дисциплину у ребёнка. Развивается чувство ответственности. Музыка – это

воспитание характера.

Приобщение к культуре и развитие, воображения и эмпатии. Музыка –

это одно из многочисленных видов искусства. Она напрямую связана с

живописью, литературой, балетом, театром и проч. Занимаясь музыкой,

ребёнок целиком погружается в эпоху произведений, биографий

композиторов. Учится слышать и понимать разницу между музыкой

барочных композиторов и композиторов-романтиков. Изучая оперные

либретто, ребёнок знакомится с известными литературными произведениями

великих писателей разных эпох. В процессе музыкального образования дети

знакомятся с балетом и театральными постановками, а также правилами

этикета на концертах классической музыки.

Помимо этого занятия музыкой развивают воображение и эмпатию.

Исполнение музыкального произведения подразумевает умение «пропустить

через себя» все эмоции, вложенные композитором. Пытаясь понять

композиторский замысел произведения, ребёнок невольно задумывается и

мысленно представляет «картинку», изображённую композитором. Затем,

потихоньку подключая эмоции во время игры, учится «сопереживать

композитору».

Поэтому музыкальное образование помогает развивать фантазию,

воображение и пространственное мышление, а также умение сопереживать и

правильно выражать свои эмоции.

По своему облагораживающему воздействию музыка не сравнится ни с чем.

Ведь музыка – это воплощение понятия красоты. Она развивает,

оздоравливает, воспитывает и прививает хороший вкус. Заниматься

музыкой не просто полезно – это необходимо. Ведь именно музыка

воспитывает поистине гармоничную, развитую человеческую личность.

Кузнецова Г.Н.



В раздел образования