Напоминание

Развитие творческой одаренности дошкольников через использование игровой технологии


Автор: Волочинкова Татьяна Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО ЦДТ "Луч"
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческой одаренности дошкольников через использование игровой технологии
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр детского творчества «Луч» г.Томска

Центр дошкольников «Зайкина школа»

Развитие творческой одаренности дошкольников

через использование игровой технологии

(статья для методистов, педагогов групп дошкольного развития, дошкольных учреждений)

Автор:

Волочинкова Татьяна Ивановна

Томск, 2020

Ребенок – это не сосуд, который

нужно заполнить, а факел,

который нужно зажечь.

А.Дистерверг

В настоящее время состояние системы образования, ее изменения характеризуются всё

большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности

одаренного ребёнка. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития

личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным

мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни.

Исследователи утверждают, что с психологической точки зрения дошкольное детство –

сенситивный

период

для

развития

проявлений

одаренности.

Это

объясняется

тем,

что

мышление дошкольников еще не задавлено стереотипами и более независимо, чем мышление

взрослых. И от того, насколько данный потенциал будет использован, зависят возможности

взрослого человека.

Поэтому перед нами встает важная задача развития творческого потенциала личности

именно с дошкольного возраста. Решая ее в нашем Центре дошкольников, мы ищем новые

подходы

к

воспитанию

детей,

формированию

творчески

активной

личности,

стремясь

совместить их с существующими программами, с образовательным стандартом.

Получив право самостоятельно определять содержание и форму учебно-воспитательной

работы,

педагогические

коллективы

многих

дошкольных

образовательных

учреждений

на

сегодняшний

день

выбирают

развитие

одаренности

как

основное

направление

работы.

Подобный выбор акцентирует внимание на проблему выявления одаренных дошкольников,

поиска

педагогических

условий,

стимулирующих

раскрытие одаренности

в

дошкольном

детстве.

Среди

разнообразных

определений

одаренности

хочется

выделить

понятие,

предложенное А. И. Савенковым:

«Одаренность - это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое

определяет

возможность

достижения

человеком

более

высоких

(необычных,

незаурядных)

результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».

В отношении дошкольного возраста при рассмотрении проблемы одаренности наиболее

продуктивны и важны идеи о творчестве как универсальном механизме развития психики (С.Л.

Рубинштейн,

А.М.Матюшкин,

Я.А.

Пономарев,

Д.Б.

Богоявленская,

А.В.

Брушлинский,

П.Торренс); о значимости и самоценности дошкольного периода детства (Л.С.Выготский, А.А.

Люблинская, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И.Лисицина, Л.А. Венгер).

Наиболее часто исследователи при определении одаренности дошкольников обращаются

к

концепции

творческой

одаренности

А.М.

Матюшкина.

Согласно

данной

концепции

одаренность – «творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой

деятельности

в

процессе

постановки

и

нахождения

оригинальных

решений,

разного

рода

проблем:

научных,

технических,

духовных».

Творческий

потенциал

заложен

в

ребенке

с

рождения и развивается по мере его взросления.

Одаренные

дети

имеют

высокий

творческий

потенциал,

который

связан

с

таким

психическим процессом, как воображение.

По отношению к творческому развитию ребенка-дошкольника включаются различные виды

детской деятельности и, прежде всего, игровой, где ребенок может быть ее субъектом, и в

процессе которой он сам и во взаимодействии с другими детьми и взрослыми может осмыслить

решаемые

задачи,

найти

их

место

в

собственной

жизни

и

системе

взаимоотношений

с

окружающими.

В нашем Центре дошкольников «Зайкина школа» более пяти лет существуют группы

кратковременного пребывания, где мы на практике пытаемся развивать творческую одаренность

дошкольников

через

различные

образовательные

области,

в

том

числе -

социально

-

коммуникативное

развитие,

реализуемое

через

парциальную

образовательную

программу

«Игровая деятельность» для детей 3-7 лет.

Игровая деятельность занимает значительное место в развитии творческой одаренности

наших дошкольников.

Детские творческие развивающие игры – явление многообразное, которое объединено общими

условиями:

-начинать нужно с раннего возраста,

-опережать развитие способностей,

-обеспечить

разнообразие

по

содержанию,

создающее

атмосферу

свободного

и

радостного творчества.

Интеллектуально-творческая игра развивает у детей такие особенности мышления как:

- быстрота – способность высказывать максимальное количество идей;

- гибкость – многообразие идей, легкость ассоциирования;

- оригинальность – способность порождать нестандартные идеи;

Встречаются определенные трудности при организации игровой ситуации – необходимо

учитывать многие факторы, которые развивают ребенка, его интересы, личные качества, навыки

общественного поведения.

У

нас

педагог

является

активным

участником

игр,

поощряет

инициативу

детей,

руководит игрой, включая всех желающих. Практика показала, что условиями для проведения

игры являются:

- наличие у педагога определенных знаний и умений,

-

выразительность

проведения

игр,

что

обеспечивает

интерес

детей,

желание

слушать

и

участвовать в игре,

- необходимость включения педагога в игру,

- между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия,

- использование в игре наглядности.

Мы

используем

всевозможные

виды

игр

для

более

эффективного

достижения

результатов:

коммуникативно-двигательные,

творческие,

развивающие,

на

системность

мышления, на развитие ассоциативности и диалектичности мышления и т.д.

Т.о.,

игровые

технологии,

используемые

в

нашем

Центре,

создают

своеобразный

микроклимат

для

развития

творческой

одаренности.

Творческое

сотрудничество

детей

и

педагогов постепенно меняет поведение детей. Мы заметили, что они стали смелее высказывать

свои мысли и выражать чувства, стали считаться с мнением друг друга.

При этом у наших детей развиваются и другие качества: внимание, память, умение

находить

закономерности

и

зависимости,

квалифицировать

и

систематизировать

материал,

способность к комбинированию, умение находить ошибки и недостатки, пространственное

представление и воображение. В совокупности эти качества и составляют то, что называется

сообразительностью, творческим складом ума. Все это необходимо для того, чтобы подготовить

дошкольников к самостоятельной деятельности в нестандартных условиях, самостоятельность

ума неразрывно связана с его творческим характером.

Создание

условий,

обеспечивающих

выявление,

развитие

одаренности

детей

и

реализацию

их

потенциальных

возможностей,

является

одной

из

приоритетных

задач

современного

общества.

Талантливые,

одаренные

люди

являются

мощным

ресурсом

общественного

развития,

способным

раскрыть

перед

страной

перспективы

социально-

экономического,

культурного

и

духовно-нравственного

преображения.

Забота

о

развитии

одаренности детей сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России

в будущем.

Список литературы:

1.

Белова, Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать / Е. С. Белова. –

М., 1998. - 251с.

2.

Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности / Д. Б. Богоявленская, А. В.

Брушлинский / под ред. В.Д. Шадрикова. - М., 1998.

3.

Богоявленская, Д.Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы / Д.Б.

Богоявленская, М.Е. Богоявленская. - М., 2005.

4.

Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский.

- СПб.: СОЮЗ, 1997.

5.

Морозова И. С., Григорьева О.Ф. Одаренность: из детства в отрочество: Учебное

пособие /И. С. Морозова, О. Ф. Григорьева. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. - 160 с.

6.

Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / Под

ред. А.М. Матюшкина. - М.; Воронеж, 2004.

7.

Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе : учебное пособие для

студентов высших педагогических учебных заведений / А. И. Савенков. - М.: Издательский

центр «Академия», 2000. - 232 с.

8.

Савенков, А.И. Психология детской одаренности/ А. И. Савенков. - М., 2010.



В раздел образования