"Выявление и индивидуальное сопровождение одарённых детей"
Автор: Полуянова Светлана Владимировна Должность: воспитатель, руководитель шмо воспитателей Учебное заведение: МБОУ "ВСШИ" Населённый пункт: город Верещагино, Пермский край Наименование материала: методическая разработка Тема: "Выявление и индивидуальное сопровождение одарённых детей" Раздел: дополнительное образование
МБОУ «Верещагинская санаторная школа – интернат»
Заседание школьного методического объединения
воспитателей
по теме:
«Выявление и индивидуальное сопровождение
одарённых детей»
Выполнила:
Воспитатель,
руководитель ШМО воспитателей
МБОУ «ВСШИ»
Полуянова Светлана
Владимировна.
Верещагино 2015г.
«Выявление и индивидуальное сопровождение одарённых детей».
Цель: Создание условий для выявления и индивидуального сопровождения
одарённых детей в рамках ФГОС.
Задачи:
1.Ознакомиться с понятием одарённость и методами её выявления.
2. Развивать личностную готовность педагога к работе с одарёнными детьми.
3. Научить овладению современными подходами в работе с одарёнными
детьми. Повысить уровень профессиональной компетенции педагога.
План
I часть.
Разогрев группы, позитивный настрой на сотрудничество.
II часть.
1. Сообщение темы, целей, задач семинара.
2. Понятие одарённость.
3. Работа с одарёнными детьми в рамках ФГОС.
4. Что необходимо знать об одарённом ребёнке.
5. Методы выявления одарённости.
6.Система сопровождения.
7. Качества педагога работающего с одарёнными детьми.
III часть
1.Рефлексия.
2.Притча.
Ориентировочная продолжительность семинара: 1 – 1,5 часа.
Ход семинара.
I часть.
Разогрев группы, позитивный настрой на сотрудничество.
Упражнение «Говорим комплименты»
Каждый участник говорит своё качество характера или внешности, или что
лучше
всего
делает.
Н-мер:
«Я
сильная
духом,
умею
хорошо
готовить»
обращаясь
к
соседу,
говорим
ему
комплемент.
«Вы
сегодня
хорошо
выглядите» Сосед говорит «Спасибо, я это знаю, а ещё я (добавляет)…» и
говорит комплимент следующему участнику и т.д.
Рефлексия чувств по желанию. «Что вы чувствовали, когда сами себе и вам
говорили комплимент……?»
Упражнение «Волшебные помощники»
Нескольким
участникам
семинара
предлагаю
представить
себя
в
образе,
какого-либо волшебного помощника, которые есть в сказках, и которых, на
первый взгляд, мы не всегда замечаем, но они оказывают большую помощь
главным сказочным героям. Затем каждый, не называя, кто он, показывает
образ своего выбранного помощника. Остальные пытаются угадать.
Рефлексия
чувств
по
желанию.
Какие
чувства
вызвало
у
вас
это
упражнение…?
Можно сказать, что и мы являемся в какой-то мере помощниками нашим
детям в расстановке важных приоритетов в жизни.
II часть.
1. Сообщение темы, целей, задач семинара.
Я вам покажу текст, а вы ответьте, какая тема нашего заседания? (слайд №1)
Каждый человек — целая вселенная, а его жизнь уникальна. В школе мы
наблюдаем, как растут наши дети, насколько они все разные, неповторимые,
Кто-то проявляет интерес к науке, кто-то хорошо рисует и пишет стихи.
Сколько детей — столько способностей. Главные задачи современной школы
– раскрыть способности каждого ученика, воспитать граждан, готовых к
жизни
в
высокотехнологичном,
конкурентном
мире,
способных
решать
стратегические задачи государства и обладающих важнейшими качествами
личности.
Высказывания участников…… ……………........................одарённый ребёнок.
(слайд №2)
ТЕМА: «Выявление и индивидуальное сопровождение одарённых детей»
Как вы думаете, какую цель можно сформулировать?..................................
(слайд №3)
Цель: Создание условий для выявления, и индивидуального сопровождения
одарённых детей в рамках ФГОС.
Зачем нам это нужно?...............................................................................................
Во - первых это видно из текста (слайд №1)
Во вторых это говорится в законе.(слайд №4, №5.)
В концепции общенациональной системы выявления и развития молодых
талантов, утверждённой Президентом Российской Федерации (от 3 апреля
2012г. № Пр-827) отмечается, что «…современная экономика всё больше
нуждается в специалистах, обладающих глубокими знаниями и способных к
новаторству. Поэтому работа по выявлению и развитию молодых талантов,
основанная
на
лучшем
историческом
опыте
и
наиболее
успешных
современных
образцах,
-
необходимый
элемент
модернизации
экономики
России. Миссия государства в сфере поиска и поддержки одарённых детей и
молодёжи состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования,
обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех
детей и молодёжи, их дальнейшей самореализации, независимо от места
жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи».
Поэтому разработана муниципальная целевая программа «Одаренные дети»
Верещагинского муниципального района на 2013 – 2017 гг.
Другими словами это заказ государства и общества в целом.
Отсюда вытекают задачи: (слайд №6)
1.Ознакомиться с понятием одарённость и методами её выявления.
2. Развивать личностную готовность педагога к работе с одарёнными детьми.
3. Научить овладению современными подходами в работе с одарёнными
детьми. Повысить уровень профессиональной компетенции педагога.
2. Понятие «Одарённость»
Упражнение «Свободные ассоциации»
«Одарённость
–
это………………………………………………………..»
каждый высказывает своё понимание этого понятия, возможно образ или
какие-то мысли по этому поводу.
Я фиксирую ответы на доске. И зачитываю их.
А теперь посмотрим понятие в словарях:
Что такое одарённость:
Слайд №7
Одаренность - это своеобразное сочетание способностей человека,
развивающихся в соответствующей деятельности и позволяющих
достичь высоких результатов в одной или нескольких сферах.
Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами
опережение
в
умственном
развитии
либо
исключительное
развитие
специальных
способностей
(музыкальных,
художественных,
математических и др.).
Одаренность
-
это
системное,
развивающееся
в
течение
жизни
качество
психики,
которое
определяет
возможность
достижения
человеком
более
высоких
(необычных,
незаурядных)
результатов
в
одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими
людьми.
3. Работа с одарёнными детьми в рамках ФГОС.
Слайд № 8
3.1. Принципы работы с одаренными детьми
*реализация личностно-ориентированного подхода;
*дифференциация и индивидуализация обучения;
*использование системы развивающего образования;
*обеспечение
доминирующей
роли
познавательных
мотиваций,
активизации всех видов и форм творческой самореализации личности;
*целенаправленное развитие самостоятельной деятельности;
*разнообразие предоставленных возможностей;
*увеличение
роли
внеурочной
деятельности
и
дополнительного
образования;
*свобода
выбора
учащимся
дополнительных
образовательных
услуг,
помощи;
*совместная
разновозрастная
работа
учащихся
при
руководящем
и
направляющем участии взрослых и др.
*реализация принципа опережающего обучения.
Слайд № 9
3.2. Основные направления развития системы работы с одаренными детьми:
дифференцированность обучения,
индивидуализация обучения,
воспитывающая среда,
развивающая среда,
интеграция содержания и технологий обучения,
сотрудничество с родителями,
психолого-педагогическое сопровождение,
специальным образом подготовленные педагогические кадры.
4.Что необходимо знать об одарённом ребёнке.
В настоящее время в психолого-педагогических исследованиях отсутствует
общепринятое
определение
одарённости
и
существуют
значительные
разночтения в понимании того, кого следует считать одарёнными, а кого нет,
что является критерием одарённости, а что не является таковым. Вместе с
тем,
можно
выделить
доминирующую
концепцию
одарённости,
а,
следовательно, и основной путь к её пониманию.
Эта концепция связана с
личностно-целевым подходом, где исходной
позицией
в
изучении
одарённости
является
целостно-личностная
характеристика человека.
Исходя
из
этого,
специалисты
утверждают,
что
именно
личность
является
основанием
одарённости
и
не
деятельность
формирует
способности, а способности формируют деятельность и её структуру.
Способности
существуют
до
деятельности,
а,
следовательно,
до
деятельности существует и одарённость.
Особенности одаренных детей – «признаки одарённости» -представлены
в
большом
количестве
разнообразными
«списками»
параметров,
проявляемых ими в их реальной жизни и деятельности. Эти признаки
весьма хорошо наблюдаемы, но очень разнообразны.
Наличие хотя бы одного из выделяемых признаков является достаточным
основанием для привлечения внимания педагога.
Как вы думаете какие это признаки?................................................................
(Слайд №10)
Специалисты выделяют:
*
Наиболее общие признаки одарённых детей:
повышенная познавательная потребность;
повышенная потребность в умственной нагрузке;
интерес
к
универсальному
и
общему,
абстрактным
идеям
и
теориям;
ярко
выраженный
интерес
к
каким-то
занятиям
или
сферам
деятельности, необычная увлечённость чем-то;
настойчивость в достижении самостоятельно поставленной цели;
высокий уровень обобщения и абстрактно-логического мышления;
способность к нестандартным идеям;
самостоятельность мышления и способов действия – стремление
всё делать по-своему.
(Слайд №11)
*
Категории одарённых детей:
дети, интеллектуально одаренные (имеющие высокие показатели по
специальным тестам интеллекта);
дети с ярким проявлением специальных способностей (достигшие
больших
успехов
в
каких-либо
областях
д е я т е л ь н о с т и ,
художественные, музыкальные и др.);
дети, академически одаренные (отлично успевающие в школе);
дети с высокой креативностью (потенциально одаренные, с
высокой познавательной активностью).
Дети, имеющие развитые лидерские способности.
5.Диагностические методы выявления одарённости.
Работа
по
выявлению
одарённости
детей
–
не
разовое
мероприятие,
а
длительный
процесс.
Лучший
способ
выявления
особо
способных
и
одарённых детей – это включение всех детей в специализированные по видам
одарённости образовательные программы и уже в процессе самого обучения
будут выявляться те, кто хочет и может двигаться дальше.
(слайд № 12, №13)
беседы;
измерения выраженности и структуры креативности;
измерение
выраженности
и
структуры
интересов
познавательной
деятельности;
измерение
выраженности
и
структуры
общих
способностей
(невербального интеллекта);
измерение выраженности и структуры обучаемости;
измерение выраженности и структуры обученности;
анкета способностей ребенка (для родителей);
социометрические исследования;
характерологические опросники (соответственно возрасту);
оценка коммуникативных навыков;
изучение профессионального развития личности педагога;
(слайд №14)
с некоторыми методиками можно познакомиться у данных авторов:
1.
Е.И.Щебланова
«Основные
этапы
и
методы
комплексной
одарённости учащихся»
2.
Л.В.Попова
«Шкалы
рейтинга
поведенческих
характеристик
одарённых школьников»
3.
Н.Б.Шумакова методика «Экспертное оценивание исследовательской
позиции в обучении»
4.
А.И. Савенков методика «Карта одарённости»
5.
Характеристики особенностей психосоциальной сферы одарённых
детей по Л.Термену
(Слайд №15)
6. Система сопровождения.
Углубленная
психолого-педагогическая
диагностика
степени
одаренности ребенка.
Составление и ведение банка данных по
одаренным детям.
Организация адекватного обучения.
Индивидуальное
и
групповое
консультирование
для
педагогов,
родителей и учащихся.
Тьюторство
(наставничество)
–
индивидуальное
систематическое
руководство педагога развитием ученика, установление тесной личной
связи между ними.
Психолого-педагогическая
подготовка
учащихся
к
олимпиадам,
конкурсам и смотрам.
Разнообразие форм
внешкольной работы (кружки, секции, студии,
НОУ пр.). Организация и проведение предметных декад, конкурсов,
смотров и интеллектуальных марафонов для одаренных школьников.
Привлечение детей к работе в органах школьного самоуправления.
(слайд №16)
6.1. Тьюторское сопровождение.
Тьюторское
сопровождение
–
это
о собый
тип
с о п р о в ож д е н и я
образовательной
деятельности
человека
в
ситуациях
неопределенности
выбора и перехода по этапам развития, в процессе которого обучающийся
выполняет
образовательные
действия,
а
тьютор
создает
условия
для
его
осуществления и осмысления (Е.А. Суханова, А.Г. Чернявская).
предполагает
оказание
педагогической
поддержки
обучающимся
при
самостоятельной
разработке
и
реализации
каждым
обучающимся
индивидуальной образовательной программы (стратегии) (Теров А.А.)
(слайд № 17)
6.2. Психологическое сопровождение.
Цель - содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей,
их
самореализации,
профессиональном
самоопределении,
сохранении
психологического и физического здоровья.
Задачи:
- совместно с педагогами определение критериев одаренных детей,
выявление школьников, требующих особого маршрута сопровождения;
-
содействие
формированию
позитивной
Я - ко н ц е п ц и и
(самоотношения, самоуважения, самопринятия);
-
развитие
эмоциональной
устойчивости,
формирование
навыков
саморегуляции,
преодоление
стресса,
поведения
в
экстремальных
ситуациях;
-
содействие
социализации,
формированию
коммуникативных
навыков;
- содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с
талантливыми детьми.
(Слайд №18)
6.3. Индивидуальный образовательный маршрут.
это
целенаправленно
проектируемая
дифференцированная
образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции
субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы
при
осуществлении
учителями
педагогической
поддержки
его
самоопределения и самореализации.
Индивидуальная
образовательная
программа
-
индивидуальный
образовательный
маршрут
учащегося
в
конкретной
предметной
области,
который
проектируется
с
учетом
его
склонностей,
потребностей и индивидуальных возможностей;
-
механизм
индивидуализации
образования,
связывающий
для
обучающегося
воедино
намерения,
образ
результата
обучения
и
средства его достижения, фиксирующие разные стратегии движения к
цели (Волошина Е.А.).
(слайд №19)
6.4. Условия реализации образовательного маршрута:
недопущение
информационной
перегрузки,
а
также
перегрузки
учебными и развивающими видами деятельности;
предоставление права выбора ребенку вида деятельности;
создание ситуации успеха каждому одаренному ребенку;
учет индивидуальных интересов и потребностей одарённого подростка,
а также кризисов подросткового возраста;
проявление
доверия
к
жизненному
опыту
и
силам
одарённых
подростков;
недопущение
предъявления
стандартов,
как
образцов
творческой
деятельности.
(Слайд № 20, №21)
6.5.Мониторинг
Форма организации сбора, хранения, обработки
и распространении
информации
о
деятельно сти
педагогиче ской
с и с т е м ы ,
обеспечивающей
непрерывное
слежение
за
ее
состоянием
и
прогнозированием результата.
Система
контролирующих
и
диагностических
мероприятий,
обусловленных
целеполаганием
процесса
обучения
и
предусматривающая
изучение
динамики
уровня
усвоения
и
достижений учащихся.
Наличие объекта мониторинга (модель, образ, эталон).
Определение форм и методов мониторинга (экспертная оценка)
Наблюдение, критериально - ориентированные методики и др.
Определение содержания мониторинга
( показатели, сроки, фиксирование результата, принятие решения).
(слайд № 22, №23)
7. Качества педагога работающего с одарёнными детьми.
наличие
позитивной
Я-концепции
(доброжелательное
отношение
к
самому себе и окружающим);
высокий уровень интеллектуального развития и широкий круг
интересов;
эмоциональная уравновешенность, стабильность;
чувствительность к переживаниям и потребностям других;
творческий подход к делу;
чувство юмора;
успешный
опыт
педагогической
работы
(умение
строить,
модифицировать
и
индивидуализировать
процесс
обучения
в
соответствии с результатами диагностического обследования ребенка);
опыт работы с родителями и семьей в целом.
III часть.
Рефлексия в виде открытого микрофона.
Какой можете сделать вывод для себя по данной теме?
…………………………………………………………………..
Притча «Лавка возможностей»
«Однажды человеку приснился сон, будто он идёт по городу и заходит в
торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов
и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже
близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими
невероятными
красками,
другие
манят
ароматом,
третьи
–
изысканными
звуками, доносящимися из сердцевин фруктов.
И конечно же каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе,
часто
оказывается,
что
именно
это
ему
и
необходимо.
Но
как
только
покупатель берёт в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остаётся лишь
крохотное семечко.
Немало удивлённый, человек решил схитрить и подошёл к хозяину лавки:
- Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку.
Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но едва коснувшись
руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на
лице покупателя, хозяин лавки сказал: - Мы не торгуем плодами, мы торгуем
семенами».
Ответьте, пожалуйста, каким образом данная притча может быть применима
к нашей сегодняшней теме?
Ответы участников…………………………………………………………………
«Важно знать меру, ведь и поддержка может перерасти в полное подчинение
и подавление любой инициативы со стороны ребёнка, а также к снижению
ответственности по отношению к своему ребёнку у родителей, ведь есть тот,
кто и так позаботится о ребёнке».
Спасибо всем за работу. До свидания.
Литература:
1.Рудякова
О.Н.
Работа
классного
руководителя
с
одарёнными
детьми
/
Рудякова
О.Н.
Семинары-практикумы
для
педагогов
образовательных
учреждений - Волгоград: изд-во Учитель 2007
2.Ковалёва Г.В., Порошина Т.И. Психолого-педагогические аспекты в работе
с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС. Учебно-методическое
пособие / Г.В. Ковалёва, Т.И. Порошина – Пермь, 2012
3.Муниципальная
целевая
программа
«Одаренные
дети»
(проект)
Верещагинского муниципального района на 2013 – 2017 гг.
Сотрудничество:
4. ИКЦ «Каменный город», Консультационно-методический офис по работе с
одарёнными детьми. Г.Пермь
Интерактивный
семинар
«Способный
и
одарённый
ребёнок:
путь
к
достижению».
5.
Щукина
Л.В.
РИМЦ
«Индивидуальное
сопровождение
одарённых
учащихся»