Напоминание

Одаренные дети


Автор: Шупрякова Лариса Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО ЦДТ "Луч"
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: статья
Тема: Одаренные дети
Раздел: дополнительное образование





Назад




" В душе каждого ребенка есть

невидимые струны. Если их тронуть

умелой рукой, они красиво зазвучат»

В.А.Сухомлинский

Определение одаренности исключительно важно — от этого зависит, кого можно считать

«одаренным». Многие формулировки определений противоречивы и спорят между собой.

Словари по психологии не дают четкого понимания того, является ли одаренность

генетически предопределенной или результатом воспитания и развития способностей.

Большинство психологов в структуру одаренности включает такие факторы, как:

когнитивные (интеллект, креативность, специальные способности); не когнитивные

личностные (эмоциональные, волевые, мотивационные) и социальные (условия воспитания и

обучения).

Проблема детской одарённости давно волнует многих учёных, педагогов, психологов.

Высокий творческий потенциал, составляющий основу детской одаренности, проявляется

часто уже в дошкольном возрасте.

Дошкольное воспитание – неотъемлемая часть общего образования современного человека.

И поэтому особая миссия возложена на дошкольное образование - раскрыть потенциал

ребенка, данный ему от рождения, воспитать душу и характер подрастающего человека.

Сегодня внимание многих педагогов и психологов привлекает вопрос одаренности, ее

природы, возможностей выявления и создания особых образовательных программ для

одаренных детей.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней

речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и

опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас,

сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы

чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие

«вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова,

должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события,

предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Одаренные дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом

трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и

долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. Они способны

выдвигать новые неожиданные идеи, которые отличаются от широко известных, банальных,

обычно называют оригинальностью мышления. Она проявляется в мышлении и поведении

ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности.

Оригинальность (либо ее отсутствие) ярко выражается в характере и тематике

самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и других продуктах

деятельности детей. Одаренным детям свойственен высокий энергетический потенциал: они

рано перестают спать днем, и при этом остаются активными в течении всего времени

пребывания в ДОУ.

Умственно одаренных детей, как правило, характеризует неравномерность развития:

опережение умственного развития по сравнению с эмоционально-личностным. Это

расхождение создает в жизни одаренного ребенка много проблем, связанных с повышенной

восприимчивостью, чувствительностью к окружающему приводит к ранимости психики, не

способной адекватно отреагировать на такое количество воздействий.

Проектная деятельность – одна из инновационных технологий используемых в дошкольной

образовательной практике, так как в основу метода проектов заложена идея о

направленности познавательной деятельности дошкольников, на результат, который

достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определённой практической

проблемой (темой).

Решить проблему или работать над проектом в данном случае, значит применить

необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы

дошкольников и получить ощутимый результат.

Проектная деятельность является одним из методов воспитания мотивированных детей.

Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и

принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать

уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он

развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки

сотрудничества [5]. Ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова)

рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения

дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на

взаимодействии педагога и воспитанника, это поэтапная практическая деятельность по

достижению поставленной цели [4].

Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–

творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной

областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ

достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию),

которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом,

оформленным тем или иным образом [6].

Занимаясь проектной деятельностью, одаренные дети развивают самостоятельное

мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные

ситуации, воспитанники получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по

решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного

использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых

способов деятельности на основе уже известных. Используя проект как форму совместной

развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно -

образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что

ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать

проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе

ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие

дети и педагоги , а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными

участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая

чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Уровень участия детей в проектной деятельности зависит от возрастных особенностей детей:

в младших группах малыши наблюдают за деятельностью педагога и родителей, в средних -

ребята начинают участвовать в реализации проекта, в старших группах - являются

полноправными участниками проекта.

В процессе разработки и реализации педагогических проектов педагоги имеют возможность

саморазвиваться и самовыражаться, что обеспечивает потребность личности идти по

ступенькам роста — от проекта к проекту.

Проектирование изменяет роль педагогов в управлении педагогическим процессом: они

выступают активными его участниками, а не исполнителями воли отдельных специалистов.

Деятельность в творческих группах помогает научиться работать в команде. Вырабатывается

собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Педагоги

свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им

никто не навязывает свою точку зрения. Даже не удачно выполненные проекты способствуют

развитию профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной

деятельности, побуждает к самообразованию. Подобная рефлексия позволяет сформировать

адекватную оценку (самооценку) развивающего пространства и себя в нем.

Таким образом, проективная деятельность актуальна и очень эффективна в работе с

одаренными детьми. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать

полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что

позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Организация работы с одаренными детьми это сложный педагогический процесс. В первую

очередь педагог должен быть готов к работе с такими детьми, осознавая их особенности и

трудности, с которыми он может столкнуться. Истинно одарённых детей мало, но они есть- и

педагогу важно увидеть огонек одарённости в каждом ребёнке и разжечь пламя таланта,

постараться раскрыть и поддержать.

Чтобы талантливые дети проявили себя творчески и интеллектуально, нужно проработать

индивидуальный план для каждого ребенка, который будет отражать не только его

способности, но и темперамент, черты характера. Для того, чтобы раскрытие таланта

одаренного ребенка шло равномерно, необходимы высококвалифицированные специалисты,

педагоги со стажем, люди своего дела, которые способны тонко чувствовать одаренных

детей.

Список литературы:

1.

Словарь практического психолога/Сост. С.Ю. Головин. –Минск: Харвест, 1998. –с.

2.

//Сибирский учитель, май-июнь 2001 г. № 3/13

3.

Богатырёва Л.М. Развитие личности ребёнка в творческой образовательной среде

учреждения дополнительного образования // Федеральные и региональные аспекты

проблемы поддержки одарённых детей в России. Сургут, 2001.

4.

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для

руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина,

Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011. – 96 с.

5.

Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5 / Сост. О.В.

Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 116 с.

6.

Образовательные проекты в детском саду. Пособие для

воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. –

(Дошкольное воспитание и развитие).



В раздел образования