Напоминание

Некоторые особенности работы по учебному предмету "Хоровой класс" в детской школе искусств.


Автор: Семёнова Марина Леонидовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Лысогорская ДШИ"
Населённый пункт: р.п. Лысые Горы
Наименование материала: статья
Тема: Некоторые особенности работы по учебному предмету "Хоровой класс" в детской школе искусств.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Лысогорская детская школа искусств»

Статья

Некоторые особенности

работы по учебному

предмету «Хоровой класс» в

детской школе искусств

преподаватель

Семёнова Марина Леонидовна

Лысые горы

2017 г

1

Хоровое пение как исполнительское искусство наиболее доступный и

любимый вид детского творчества.

Исполняя музыкальное произведение,

ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает

музыкальную культуру, художественные ценности. Хоровое пение и сегодня -

наиболее массовая форма активного приобщения детей к музыке. Петь может

каждый здоровый ребенок, и пение для него естественный и доступный

способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений.

В

пении соединены такие многогранные средства воздействия на человека, как

слово

и

музыка.

С

их

помощью

воспитывается

в

детях

эмоциональная

отзывчивость на прекрасное в искусстве, жизни, природе.

Приобщение детей к музыке всегда начинается через пение с раннего

возраста,

ещё

в

детски

садах.

С

возрастом

вокальное

воспитание

детей

продолжается

в

детской

музыкальной

школе,

в

хоровых

студиях,

в

общеобразовательной школе в центрах эстетического воспитания. В данной

статье

рассматриваются

некоторые

особенности

работы

по

учебному

предмету «Хоровой класс» в детской школе искусств.

Особенности

экономического

развития

обусловила

сильное

социальное

расслоение,

кризис

нравственных

представлений,

смену

духовных

ценностей.

В

музыкальную

школу

приходит

новое

поколение

детей,

отлично

владеющих

компьютером,

являющееся

активным

пользователем социальных сетей, а значит достаточно информированное. У

современных

детей

и

современные

родители,

у

которых

нередко

неустойчивые

представления

о

поведенческих

нормах,

нравственных

приоритетах. Но поскольку ребенок пришёл в детскую школу искусств, то

задача преподавателя заинтересовать своим предметом, учить его думать,

слушать, участвовать, творить, а не развлекаться. На решение этой важной

задачи

нацелен

учебный

предмет

«Хоровой

класс»

в

детской

школе

искусств».

Учебный

предмет

«Хоровой

класс»

является

предметом

обязательной части образовательной программы и занимает особое место в

развитии

музыканта-инструменталиста.

В

детской

школе

искусств,

где

учащиеся

сочетают

хоровое

пение

с

обучением

игре

на

одном

из

музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших

факторов

развития

слуха,

музыкальности

детей,

помогает

формированию

интонационных

навыков,

необходимых

для

овладения

исполнительским

искусством на любом музыкальном инструменте.

Учебный предмет «Хоровой класс» направлен на приобретение

детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое

воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие

2

ученика.

Целью

предмета

является

развитие

музыкально-творческих

способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и

навыков в области хорового исполнительства.

Основные задачи:

развитие

интереса

к

классической

музыке

и

музыкальному

творчеству;

развитие

музыкальных

способностей:

слуха,

ритма,

памяти,

музыкальности и артистизма;

формирование умений и навыков хорового исполнительства;

обучение

навыкам

самостоятельной

работы

с

музыкальным

материалом и чтению нот с листа;

приобретение обучающимися опыта хорового исполнительства и

публичных выступлений.

Наряду со значимостью предмета, существуют и некоторые проблемы в

работе. Во-первых, хоровой класс не является специальной дисциплиной для

обучающихся, во-вторых, в состав хора входят дети разного возраста, и

каждый год состав хора меняется, в-третьих, в хоре много обучающихся на

народных инструментах, а это чаще мальчики, подростки и юноши. Такое

разнообразие голосов представляет некоторую трудность как в работе, так и в

подборе репертуара.

Пение

сложный

психофизический

процесс,

в

котором

задействованы все жизненно важные системы организма. Вокально-хоровая

работа

по

предмету

«Хоровой

класс»

проводится

в

соответствии

с

физиологическими и психическими особенностями детей разных возрастных

групп,

каждая

из

которых

имеет

отличительные

черты

в

механизме

голосообразования.

Возрастные особенности голосового аппарата обусловливаются

строением гортани. У детей гортань растет очень быстро, особенно в первый

год жизни ребенка и затем в период полового созревания. Половые различия

в строении гортани детей отсутствуют до трехлетнего возраста и наиболее

отчетливо выступают у детей младшего школьного возраста к 10 годам.

Этапы развития детского голоса по годам у разных исследователей может

различаться. Данная характеристика представлена В. Поповым.

Д е т и

7 - 1 0

л е т.

О с н о в н ы е

ха р а кт е р и с т и к и :

ф а л ь ц е т н о е

звукообразование. Небольшой диапазон – «до» I октавы – «ре» II октавы, с

небольшой

силой

звука.

Детские

голоса

отличаются

легкостью,

прозрачностью,

звонкостью.

Голоса

мальчиков

и

девочек

в

общем

однородные. Деление на 1 и 2 голоса довольно условно. Звучанию голоса

свойственно

головное

резонирование,

легкий

фальцет

при

котором,

3

вибрируют только края голосовых связок (неполное смыкание голосовой

щели).

Дети 11-13 лет. Предмутационный период. Ускоряется рост голосовых

связок, развивается грудная клетка, более глубокое дыхание. Голос звучит

более полно и насыщенно. Деление на сопрано и альтов более выраженно.

Сопрано – «ре»1 октавы – «фа» 2 октавы, альты - «си» малой октавы – «до» 2

октавы.

В

этом

возрасте

в

диапазоне

детских

голосов,

как

и

взрослых,

различают три регистра головной, смешанный и грудной.

Дети 13-15 лет. Мутационный период совпадает с периодом полового

созревания.

Продолжительность

мутационного

периода

может

быть

различна. Диапазон немного расширяется.

Юноши и девушки 15 - 17 лет. В основной массе сформировавшиеся

голоса. Выявляется индивидуальный тембр. Расширяется диапазон до 1,5 – 2

октав.

Современные условия в детской школе искусств предполагают только

два состава хора. Младший и старший. Младший хор – обучающиеся с 1 по 3

класс, это дети от 6,6 лет до 10. Старший хор – дети от 11до 17 лет.

Рассмотрим некоторые особенности работы с

младшим и старшим

хором в рамках преподавания предмета «Хоровой класс».

Основные моменты в начальный период формирования и развития

певческих навыков, иначе говоря, работа с младшим хором.

Основной метод

обучения на раннем этапе – это показ

преподавателя. В младшем хоре некоторые

дети еще не знают нотной

грамоты

и

потому

музыкальные

произведения

разучиваются

«с

голоса».

Ребёнок должен понять, осознать, повторить спетое как можно точнее. Найти

механизм управления своим голосом.

1. Формирование вокально-хоровых навыков.

а) певческая установка;

б) певческое дыхание;

в) работа над дикцией;

г) работа над гласными звуками;

д) работа над точным интонированием, пение в унисон.

2. Диапазон. Работа в примарной зоне.

3. Звуковедение.

4. Работа над выразительным исполнением произведений.

Рассмотрим более подробно некоторые пункты данного плана.

4

Очень важным для правильной работы голосового аппарата является

соблюдение правил певческой установки. Стоять твердо на обеих ногах,

равномерно распределив тяжесть тела. Сидеть на краешке стула, опираясь на

ноги. Голову и корпус держать прямо, без напряжения, руки свободно лежат

на коленях. Самое главное в младшем хоре с первых уроков соблюдать

дисциплину.

Не

позволять

разговаривать

во

время

урока,

опаздывать.

В

младшем хоре

занимаются дети иногда без опыта учебой деятельности, а

зачастую

с

отклонениями

в

поведении

(излишне

эмоциональными,

двигательно

активными).

Задача

преподавателя

грамотно

организовать

занятие и спокойно реагировать на непростые ситуации, возникающие в

классе.

Дыхание очень важный процесс, участвующий в голосообразовании.

Необходимо

объяснить

детям,

что

вдох

делается

и

носом

и

ртом

одновременно без напряжения, при этом плечи не поднимаются. Полезно в

младшем хоре использовать дыхательные упражнения. Например: «Вдох и

три коротких выдоха», «Долгий выдох, пытаясь не задуть воображаемую

свечу», «Короткие вдохи с поворотами корпуса».

Формирование

хорошей

дикции

основывается

на

правильно

организованной работе над произношением гласных и согласных. У детей в

силу разных причин существуют проблемы в области артикуляции и дикции.

-

недостаточная

активность

и

вялость

артикуляционного

аппарата,

определяемых процессом роста и развития организма;

- дефекты речи;

- психологические: скованность, замкнутость или гиперреактивностью. В

младшем

хоре

хорошо

использовать

выразительное

чтение

стихов,

скороговорки и дикционные упражнения.

Произнесение гласных звуков в обычной речи и в пении различно. Речевое

произнесение букв «А» - открытое, «И» - плоское «Е» - резкое - в пении

требуется

округлять,

и

этим

необходимо

заниматься

с

первых

уроков.

Чередование гласных «А-Э-И-О-У» в разных последовательностях на одной

ноте приучает детей петь все гласные ровно, вливая их друг в друга.

В период начального обучения очень важно добиваться чистого пения в

унисон, а для этого необходимо чистое интонирование ладовых ступеней в

одноголосии. Чем лучше дети слышат и подстраиваются к звуку, тем чище

звучит унисон. Осознать взаимосвязи ступеней, найти ориентиры помогут

5

упражнения на визуализацию высоты звука. Например: показ рукой высоты

звука,

шаг

большой

тон,

шаг

маленький

полутон.

В

младшем

хоре

довольно много детей, которые не могут воспроизвести точный по высоте

звук (гудошники). С такими ребятами приходится работать и дополнительно,

постепенно расширяя их диапазон. Работу с «гудошниками» лучше начинать

с примарных звуков.

Правильное представление о примарных тонах, или зоне примарного

звучания, переходных звуках и звуковом диапазоне детского голоса позволит

преподавателю определить удобный диапазон для пения. А также выбрать

соответствующий репертуар, способствующий наилучшим образом развитию

детского голоса.

Примарные – это певческие звуки звучащие наиболее естественно в

сравнении других тонов голоса. Следовательно, при пении в примарной зоне

все

звенья

голосового

аппарата

работают

с

естественной

природной

координацией.

Звуковедение в младшем хоре предполагает работу над кантиленой

(легато), иногда можно включать прием стаккато.

Для

стимулирования

заинтересованности

обучающихся,

повышения

эффективности работы необходимы концертные выступления.

В

концертах

особенно

ярко

выявляется

значение

коллективной

творческой деятельности обучающихся. Наряду с традиционно статичным

исполнением песен хором можно использовать следующие жанры:

театрализованную песню;

мини-оперы с включением сценического действия;

песни с включением танцевальных движений;

выступления с шумовым оркестром;

Для каждой песни надо находить свой вариант сценического решения

или концертного исполнения.

Дальнейшее развитие вокально – хоровых навыков. Работа с хором

старших

классов.

Последовательное

усложнение

и

расширение

круга

вокальных умений.

1.Вокально-хоровые навыки.

а) певческая установка;

б) певческое дыхание;

в) работа над чистотой интонации;

г) артикуляция, дикция;

2. Расширение диапазона.

3. Развитие навыков звуковедения.

4. Пение a cappella.

6

5. Ансамбль и строй.

6. Мутация у мальчиков.

В

старшем

хоре

возрастает

уровень

сложности

и

протяженность

разучиваемых

произведений,

происходит

целенаправленная

работа

по

закреплению и дальнейшему развитию вокально-хоровых навыков.

Правильная

певческая

установка

предполагает

свободное,

ненапряженное

положение

корпуса.

За

правильной

певческой

установкой

необходимо следить на каждом занятии. Во время урока можно чередовать

исполнение, сидя и стоя.

Дыхание в пении имеет исключительно большое значение – это

источник энергии для возникновения звука. Певческое дыхание делится на

несколько

типов:

ключичное,

грудное,

нижнее

грудное,

нижнерёберное-

брюшное

и

брюшное.

Практика

показывает,

что

изолированных

типов

дыхания не бывает. Дети пользуются смешанным

дыханием. Хорошему

результату

способствует

выработка

свободного,

равномерного

дыхания,

способствующего

созданию

естественной

координации

всех

систем,

участвующих

в

голосообразовании.

Ребята

в

старшем

хоре

уже

могут

контролировать мышечные и слуховые ощущения. Необходимо объяснить,

что

напряженные,

судорожные

мышечные

движения

приводят

к

неправильному,

некрасивому

пению.

Умелое

пользование

дыханием

позволит выработать и необходимый коллективный навык – цепное дыхание.

Цепное дыхание помогает выработать глубоко осмысленную фразировку.

Продолжается

работа

над

чистотой

интонации.

В

старшем

хоре

уместны

упражнения

на

интонирование

в

двух,

или

трёхголосном

исполнении. Это может быть пение гаммы в терцию, трезвучия, когда голоса

присоединяются

поочередно,

на

удержанной

тонике

движение

других

голосов.

Важно знать, что артикуляция – это процесс работы всего

артикуляционного

аппарата.

Дикция

это

качество

артикуляции,

выражающееся в ясности произношения текста и донесении его смысла до

слушателя. Пение – это перестройка работы голосового аппарата с речевой

функции на певческую. Важно знать, что пение осуществляется только на

гласных звуках. Согласные звуки в пении произносятся коротко, легко и

четко, в последний момент, давая возможность как можно дольше длиться

гласным звукам, поэтому конечные согласные в слоге всегда переносятся к

следующему слогу.

Исполнение произведения в быстром темпе (почти

скороговоркой) также помогает улучшению качества дикции. Можно также

читать слова песни шепотом, это усиливает деятельность артикуляционного

аппарата.

7

В старшем хоре происходит дальнейшее расширение диапазона.

Необходимо уделить внимание переходным звукам. По природе голоса детям,

как и взрослым певцам свойственно использовать натуральные регистры с

переходом

грудного

звучания

на

фальцетный.

Задача

преподавателя

максимально сгладить переход с грудного звучание на фальцетный. В этом

случае помогают распевания с низкого регистра попевок на движение вниз.

Необходимо

максимально

сгладить

переход

от

грудного

регистра

к

фальцетному.

Умелое,

правильное

формирование

гласных

и

согласных

поможет

добиться в хоре подлинной кантилены, широкой

свободной напевности,

которая должна быть свойственна всем формам звуковедения – от легато до

стаккато.

Хоровое

исполнение a cappella

(пение без сопровождения) является

самым трудным, но вместе с тем и самым интересным. Свободное владение

пением

без

сопровождения

является

главным

показателем

наивысшей

ступени хорового мастерства. Красота человеческого голоса представлена

наиболее полно. Особую роль в воспитании навыка пения без сопровождения

играет

народная

песня.

Многие

качества

народной

песни

помогают

выработать устойчивость строя.

Ансамбль в хоре - это полная согласованность в исполнении между

всеми

участниками

коллектива.

Для

достижения

полноценного

ансамбля

необходимо

умение

петь

с

одинаковой

силой

следить

за

тембровой

слитностью четкостью и точностью воспроизведения ритмического рисунка

сочинения, чистотой интонирования, как по вертикали, так и по горизонтали

у каждого певца. Ансамбль отдельной партии (динамический, ритмический,

тембровый и т. д.) – это частный ансамбль, а ансамбль всех партий хора –

общий. Интонационная слаженность певцов - это и есть строй хора. Строй –

это

степень

выравненности

звучания

хора.

В

старшем

хоре

только

сознательное

усвоение

закономерностей

интонирования

ступеней,

интервалов, аккордов в ладу позволит добиться в хоре полноценного строя.

Особого

внимания

требует

период

мутации

мальчиков,

это

создает

некоторые проблемы в занятиях по Хоровому классу.

В

период

полового

созревания

происходит

изменение

(мутация)

голоса. В это время наблюдается покраснение и утолщение голосовых связок.

Особенно резки изменения голоса у мальчиков. В этот период их голос

приобретает

хриплость

и

резкость.

Чрезвычайно

важно

знать

влияние

певческой нагрузки на состояние здоровья обучающихся. В мутационный

период не следует допускать перенапряжения голосовых связок.

8

Проблемой по работе с детьми в мутационный период занимались

многие учителя-практики.

«Мутация - перемена голоса, появляющаяся у мальчиков в период их

постепенного

перехода

к

взрослому

состоянию,

-

тесно

связана

с

изменениями в голосовом аппарате».

Протекание мутации может быть разграничено на четыре периода:

1) предмутационный, или период латентной мутации;

2) период острой мутации;

3) период стабилизации юношеского голоса;

4) период постепенного перехода юношеского голоса во взрослый.

Изменения

в

голосе

(изменение

диапазона,

тембра,

манеры

звукообразования) по периодам связаны с соответствующими процессами

В период мутации роль преподавателя возрастает, так как период

перестройки певческого аппарата мальчиков требует особенно внимательного

наблюдения

за

развитием

голоса.

Многие

учителя-практики

и

врачи-

ларингологи доказали, что певческая работа с мальчиками во время мутации

не должна прекращаться. Если во время мутации совсем прекратить пение,

это может привести к потере налаженной координации в работе органов

голосообразования.

Если

мальчики

регулярно

занимались

пением

в

предмутационный

период,

то

они

хорошо

приспосабливаются

к

новым

условиям и выбирают те звуки, которые им удобно петь.

Основные принципы работы с мальчиками в период мутации:

1) не стараться искусственно ускорять процесс формирования мужского

голоса, а спокойно помочь мутирующему научиться владеть своим "новым"

голосом;

2) не допускать форсированного пения;

3)дети в данный период должны петь на звуках, которые формируются

без напряжения, естественно и легко;

Очень важно продолжать

работу над развитием слуха и навыками

чистого

интонирования.

Большое

место

должна

занимать

работа

над

исправлением недостатков пения, которые сохранились у юноши с детства.

Из своей практики хочется отметить некоторые особенности работы хором

старших классов в детской школе искусств. Как уже говорилось ранее, в

составе хора обучаются дети разных возрастов: от 10 до 15 лет. Девочки в

зависимости

от

тембра

делятся

на

сопрано

и

альты.

Мальчики

в

9

предмутационный

период

поют

в

партии

альтов,

а

ребята

в

период

стабилизации юношеского голоса делятся на теноров и басов. Деление среди

юношей довольно условно, так как голос еще не достаточно сформировался,

но тембровая окраска уже слышна.

Понятно, что в репертуаре хора в

основном произведения для детского или женского хора и исполнение таким

смешанным составом представляет некоторую трудность. В своей работе при

исполнении двухголосных произведений девочки как уже говорилось ранее –

это сопрано и альты. Мальчики в домутационный период исполняют партию

альтов. Мужские голоса по тембру близкие к тенорам исполняют партию

альтов в малой октаве, а голоса близкие к басам исполняют партию сопрано

на

октаву

ниже.

Иногда

я

пишу

партию

мужским

голосам

одинаковую,

несколько

облегченную

в

удобном

диапазоне.

Особенно

часто

в

переложениях народных песен. Например «Вдоль да по речке», «Ах, вы

сени»

и

т.д.

При

исполнении

произведений

современных

композиторов

юношам с ярким мужским тембром я поручаю партию солиста. Ребята в

период

острой

мутации

иногда

в

произведениях

читают

речитатив

(как

сейчас говорят - реп).

В заключение несколько слов о репертуаре. Репертуар подробно описан

в программе по «Хоровому классу». Он должен быть художественно ценным,

разнообразным

по

жанрам,

интересным

детям,

способствующим

художественному росту хора. В репертуар необходимо включать:

-народные песни;

-произведения русских и зарубежных композиторов;

-произведения современных композиторов;

-произведения популярных массовых жанров;

-театрализованные постановки.

В заключении хочется еще раз сказать о значении предмета «Хоровой

класс». Пение в хоре помогает правильно развить голос,

прикоснуться к

прекрасным образцам вокального искусства, самому создать художественный

образ

в

процессе

исполнения,

выработать

потребность

в

дальнейшем

развитии

вокальных

навыков.

Занятия

по

«Хоровому

классу»

позволяет

каждому обучающемуся выступать на концертах, ведь не все дети принимают

участие

как

сольные

исполнители

на

музыкальном

инструменте.

А

выступление

перед

зрителями

это

необходимое

умение

для

любого

музыканта.

10

Список использованной литературы:

1.

Емельянов

В.В.

«Развитие

голоса.

Координация

и

тренинг.

3-е

издание. «Лань» 2003 г.

2.

Попов

В.

Некоторые

вопросы

развития

и

воспитания

голоса

в

подростковом и юношеском возрасте. Статья. М.: Музыка, 1987.

3. Роганова И. Работа с младшим хором. Методическое пособие. СПб.:

Композитор, 2016г.

4.Рачина Б. Распевание в детском хоре. Учебно-методическое пособие.

СПб.: Композитор, 2016г.

5. Соколов В. – редактор. Работа с детским хором. Сборник статей М.:

Музыка, 1981г.

6. Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению»

М:. «Прометей» МПГУ им. В.И. Ленина. 1992 г.

11



В раздел образования