Автор: Белкина Людмила Алексеевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: ГБОУ "Школа "Покровский квартал"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "ВЕСЕЛЫЕ КУБИКИ"
Раздел: дошкольное образование
Пособие по развитию речи «Веселые кубики»
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком
разговорного языка, становления и развития всех сторон речи –
фонематической, лексической, грамматической.
Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его
полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и
речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого
общения, в планировании организации деятельности ребенка,
самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и
речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов
памяти, восприятия, мышления, а так же развития других сфер:
коммуникативной и эмоционально-волевой. Поэтому определение
направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших
педагогических задач.
Основная задача речевого развития ребенка-это овладение нормами и
правилами родного языка (сообразно с возрастом), а также развитие его
коммуникативных способностей.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на
сегодняшний день особенно актуальна. Дети испытывают трудности в
звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют
скудный словарный запас.
В дошкольном возрасте-игра является ведущим видом деятельности
ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания,
которая стимулирует речевую активность
Пособие «Веселые кубики» предназначено для игр и упражнений по
развитию речи у дошкольников и младших школьников. Их можно
использовать в индивидуальной, парной и групповой работе.
Для детей с
речевой патологией, в частности, с ОНР очень важно сохранить в игре
вербальное общение, поэтому в представленном пособии сохранены с одной
стороны значение и роль игровой деятельности, с другой стороны ведётся
процесс коррекции речи, как необходимое условие для всестороннего
развития личности, культуры общения и интеллекта.
Кубики позволяют легко и системно охватить широкий диапазон задач
по развитию речи:
- воспитание звуковой культуры речи
- расширение, обогащение словаря и грамматического строя речи
- развитие умения составлять словосочетания, предложения и высказывания;
- формирование представлений о структуре связного высказывания;
упражнение в составлении собственных историй (сказок, рассказов).
Данное дидактическое пособие многофункционально, его можно
использовать на самых разных видах деятельности. Кубики развивают
умственные и творческие способности детей, являются ярким элементом
предметно-пространственной среды, ими можно закрепить ранее
полученные знания в игровой форме, можно использовать в разных
возрастных группах.
Кубики сделаны из ткани с мягким наполнителем. На гранях кубиков
имеются прозрачные кармашки, в которые вкладываются картинки
задающие определенную смысловую и речевую направленность. Картинки
можно менять согласно выбранному заданию.
Варианты игр
Возраст: 5-7 лет
Цель: Выделять и называть звуки, определять количество слогов и
соотносить сходные по звучанию однослоговые и двуслоговые слова,
развитие связной речи.
Оборудование: мягкие кубики с кармашками, картинки.
Ход игры:
Подкиньте кубики. Внимательно изучите картинки на верхней части
кубиков.
Задания и вопросы:
1.
Назови картинки и найди слова, сходные по звучанию (шар-пар, мак-
рак, жук-лук, еж-нож, игла-пила, мишка-мышка).
2.
С какого звука начинаются эти слова?
3.
Назови слова, в которых один слог (шар, мак, жук, лук, рак, пар, еж,
нож); два слога (игла, мишка, пила, мышка). Сколько звуков в каждом
слове? Назови первый звук в словах: шар, мак, пар, жук, лук, рак).
Назови в этих же словах второй звук. Эти звуки (а, у)-гласные. Назови
третий звук. Эти звуки (к, р)-согласные.
4.
Аналогично проводятся упражнения со словами, состоящими из двух
слогов.
5.
Как можно сказать по другому? (еж-ежик, шар-шарик)
6.
Составь предложение по одной, двум картинкам.