Автор: Соколов Артем Игоревич
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2089
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Интерактивное обучение
Тема: ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Раздел: среднее образование
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И
ЛИТЕРАТУРЫ
Благодаря использованию игры воссоздается содержание деятельности,
моделирование систем отношений, адекватных условий формирования
личности. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы
обучения, она рационально их дополняет, позволяя более эффективно
достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного
процесса.
Обращение учителей-словесников к игре на уроке объясняется тем, что
ее эмоциональность, спонтанность позволяет включить студента в занятие
неформально, стимулируют его к активному участию в уроке. Игровые
ситуации создают между педагогом и обучающимися особые, доверительные
отношения. Одни учителя используют игровые занятия систематически и
последовательно с учетом изучаемого материала, другие – эпизодически. Но
в любом случае игры – синтаксические и орфографические – способствуют
совершенствованию словарного запаса учащихся, речевых и структурных
умений. Обучающиеся в процессе игры получают удовольствие от
расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и
обогатиться знаниями других. Любая игра сплачивает, рождает
сотрудничество, создает условия для взаимопомощи. Особенную помощь
игра приносит слабоуспевающим, так как в процессе игры и подготовке к ней
у них появляется повышенная учебная мотивация.
У игры свои правила. В финале всегда выявляются «лучшие», которые
обязательно отмечаются. Высокую эффективность приносят игры, если они
проводятся не от случая к случаю, а систематически. Игра помогает учителю
оценить, как усвоена тема, каковы возможности обучающихся, кому следует в
большей или меньшей мере оказать педагогическую поддержку.
Для чего необходимо применять игры в обучении?
Игры позволяют студентам самим решать трудные проблемы.
Позволяют «сжимать» время.
Психологически привлекательны для обучающихся.
Повышают мотивацию, заинтересованность учебным предметом.
Дидактические игры специально создаются педагогами в учебно-
воспитательных целях и являются познавательными и развивающими. В
учебной практике широко используются словесные игры, уроки-
путешествия, уроки-викторины и т.д. В настоящее время их существует
большое количество, преподаватель может использовать на уроках русского
языка и литературы в процессе работы по игровой технологии: игры-
путешествия, лингвистические кроссворды, лингвистическое лото и т.д.
Обучение русскому языку подразумевает не только освоение письменной
речи, но и норм произношения и правописания. Вот почему целесообразно на
каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм.
Это может быть минутка-разминка под общим названием «Говорите по-
русски правильно». В каких формах можно предложить задания студентам?
Вот лишь некоторые из возможных вариантов: «Составь текст и озвучь его»,
«В эфире – новости», «Конкурс дикторов».
Игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-
координированная, подчинённая известным правилам система поведения или
затрата энергии. В игре познаётся лингвистическая задача.