Автор: Усманова Ирина Геннадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №4 "Ласточка" ОРВ рп. Урдома"
Населённый пункт: рп. Урдома
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в соответствии с ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
педсовет
«ДЕТСКИЙ САД И
СЕМЬЯ:
АСПЕКТЫ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В СООТВЕТСТВИИ
С ФГОС ДО»
муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4
«
Ласточка
»
ОРВ
рп. Урдома»,
Ленского р., Архангельской обл.
Подготовила старший воспитатель – Усманова Ирина Геннадьевна
Цель:
повышение профессиональной компетентности педагогов в области
организации взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи:
1.
Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме
взаимодействия с семьями воспитанников.
2.
Повысить профессиональную компетентность педагогов по
организации новых форм взаимодействия с семьями в условиях ФГОС
ДО;
3.
Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу
использования нетрадиционных форм работы с семьями в ДОУ,
стимулировать развитие у них творчества и профессиональной
активности;
4.
Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Ход:
Сегодня наш педсовет будет проходить в форме устного журнала. И начать
его хотелось бы следующими словами:
Какими бы прекрасными ни были
наши дошкольные учреждения, самыми
главными мастерами, формирующими
разум, мысли малышей являются мать
и отец.
А.В.Сухомлинский
Страничка 1 – информационная.
Сколько бы мы ни прожили, мы всё равно постоянно обращаемся к
опыту детства, к жизни в семье: даже седой ветеран продолжает ссылаться на
«то, чему меня учили дома», «чему меня учила моя мать», «что мне
показывал отец». Малыш всему учится в общении со взрослыми, ранний
опыт ребёнка создаёт тот фон, который ведёт к развитию речи, умению
слушать и думать, подготавливает ребёнка к пониманию смысла слов.
«Годы чудес» - так называют учёные первые пять лет жизни ребёнка.
Закладываемое в то время эмоциональное отношение к жизни, людям и
наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному и нравственному
развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всём дальнейшем поведении
и образе мыслей человека. Поэтому родители должны обеспечить своему
ребёнку наиболее благоприятные условия для его реализации.
Разработан новый федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым
социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с
родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями воспитанников
должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус,
микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности
родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической
грамотности семьи. Так же сформированы и требования по взаимодействию
организации работы с родителями. Одним из принципов которой является
сотрудничество ДОУ с семьёй воспитанника, ФГОСДО является основой для
оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей,
охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии
индивидуальных способностей и коррекции нарушений развития. Одним из
требований к психолого-педагогическим условиям является обеспечение
повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Обеспечение и поддержание психического здоровья детей дошкольного
возраста возможно только при соединении усилий педагогов и родителей.
Установка на сотрудничество детского сада и семьи является центральной в
процессе эффективного развития.
Исходя из этого цель педагогов – создать единое пространство развития
ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного
воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью
удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство
возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом
нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня
профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры
родителей.
В соответствии с ФГОС ДО дошкольная организация обязана:
информировать родителей (законных представителей) и
общественность относительно целей дошкольного
образования, общих для всего образовательного
пространства Российской Федерации, а также о
Программе, и не только семье, но и всем
заинтересованным лицам, вовлеченным в
образовательную деятельность;
обеспечить открытость дошкольного образования;
создавать условия для участия родителей (законных
представителей) в образовательной деятельности;
поддерживать родителей (законных представителей) в
воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
обеспечить вовлечение семей непосредственно в
образовательную деятельность, в том числе
посредством создания образовательных проектов
совместно с семьёй на основе выявления потребностей и
поддержки образовательных инициатив семьи;
создавать условия для взрослых по поиску,
использованию материалов, обеспечивающих
реализацию Программы, в том числе в информационной
среде, а также для обсуждения с родителями (законными
представителями) детей вопросов, связанных с
реализацией Программы.
Вторая страница - аналитическая.
При подготовке к педсовету был проведен тематический контроль
«Взаимодействие с семьей».
Справка по итогам тематического контроля. (см. приложение 1)
Тематический контроль проводился в период с ___ по ___ _________ 2020 г.
Проверка проводилась по трем направлениям:
планирование работы,
оценка профессиональных умений воспитателей,
создание условий.
1.
Были проанализированы календарные планы за первое полугодие
текущего учебного года.
Вывод:
работа с семьями воспитанников ведется в основном регулярно (планируется
еженедельно), но порой носит однообразный, обыденный и, можно сказать
разговорный характер (предложить, поговорить, побеседовать, сделать,
принести и т.д.).
рекомендации:
правильно формулировать спланированную форму взаимодействия с
семьями, а именно – начинать со слов: беседа на тему …, консультация на
тему… (устная или письменная), оформление папки-передвижки, стенда,
тематической выставки и т.д. на тему…, организация выставки,
анкетирования и т.д. на тему…
2.
Был проведен анализ содержания родительских уголков.
- в группах эстетично и современно оформлены родительские уголки,
- в уголках представлена информация о работе группы,
- материал, представленный в родительских уголках, носит конкретный
характер и рационален по объёму,
- в родительских уголках представлены наглядные материалы, папки-
передвижки в соответствии с тематикой и данной возрастной группой.
(рекомендации индивидуальные, общие –об информации об
администрации и родительском комитете).
3.
Было проведено анкетирование среди родителей с целью
проанализировать состояние работы ДОУ по данному направлению.
4.
Был проведен анализ протоколов родительских собраний.
Родительское собрание является основным способом взаимодействия
родителей и детского сада и отвечает за это взаимодействие —
воспитатель, для него проведение собрания — прямая обязанность.
Такой же обязанностью является и составление протокола собрания.
Протокол — документ, в котором фиксируется ход обсуждения
вопросов повестки дня и принятые решения. (памятки)
5.
С целью оценки профессиональных умений воспитателей так же было
организовано анкетирование. (см. приложение 2)
Анкеты были проанализированы. Все педагоги добросовестно отнеслись к
заполнению ответов на вопросы. И хотя ответы у большинства разные, но все
они отражают одну правильную суть. (анкеты раздаются обратно и педагогам
предлагается дать самооценку своей профкомпетентности. Звучит вопрос и
на экране появляется правильный ответ)
Основные принципы взаимодействия с семьей по ФГОС ДО:
1.
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
2.
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
3.
сотрудничество Организации с семьей;
4.
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства…»
Функции семьи и детского сада по отношению к ребенку:
(воспитателям предлагается озвучит свои ответы на этот вопрос,
старший воспитатель подводит итог)
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации
детей. Несмотря на то, что их воспитательские функции различны, тем не
менее, прежде всего, для развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он
получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими
детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.
В семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет
человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок
получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается
осознавать себя полноправным представителем общества.
Семья и дошкольное учреждение, имея свои особые функции, не могут
заменить друг друга, и установление контакта между ними необходимо.
Какого педагога можно назвать компетентным в сфере
взаимодействия с семьями (перечислите личностные качества,
знания, умения, навыки)
Личностные качества:
Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в
области общения с родителями воспитанников
Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с
родителями
Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с
родителями
Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность...
Знания:
о семье
об особенностях семейного воспитания
о специфике взаимодействия общественного и семейного
воспитания
о методах изучения семьи
о современных формах организации общения
о методах активизации родителей.
Умения и навыки
Умение преодолевать психологические барьеры общения
Владение методами изучения семьи
Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье
Умение ориентироваться в информации
Умение конструировать программу деятельности с родителями
Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы
взаимодействия с семьями.
Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с
родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты
общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении
с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.
Нарисуем
портрет
педагога
с
высоким
уровнем
профессиональной
компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.
Портрет педагога
Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в
сфере общения с родителями
Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль
педагога как их «помощника»
Стремится к активному и содержательному общению с родителями
с целью оказания им помощи в воспитании детей
Обладает высокой степенью диалогичности в общении с
родителями.
В общении с родителями проявляет внимание, выдержку,
тактичность, другие профессионально значимые качества.
Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания,
методах изучения семьи и образовательных потребностей
родителей.
Учитывает социальные запросы родителей (интересы,
образовательные потребности) при организации общения с ними.
Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую
информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации
общения и методы активизации родителей.
Обладает развитыми коммуникативными навыками.
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем
нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы
общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует
Какие трудности Вы испытываете в общении с родителями?
Не удается организовать родителей всей группы для участия в
конкурсах, посещения собраний
Родители не проявляют интереса к сотрудничеству
Безответственное отношение к своему ребенку
Боязнь не оправдать ожиданий родителей
Непонимание некоторыми родителями важности соблюдения режима
дня
Отсутствие единства требований ДОУ и семьи
Низкий уровень педагогической культуры родителей
Увеличение неполных и неблагополучных семей
Незнание жизни родителей в полном объеме
Стеснение на родительских собраниях
Нежелание родителей заниматься ребенком
Семь педагогов не испытывают никаких трудностей.
Примерный кодекс общения:
Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть
приятным в общении.
Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
Находить возможность каждый раз говорить родителям что-
нибудь положительное о ребенке — это лучший способ
расположить родителей к себе.
Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
Быть эмоционально уравновешенным при общении с
родителями, подавать пример воспитанности, сдержанности и
такта.
В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости.
Этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его
можно.
Третья страница - диагностическая.
"Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями".
Цель: Развитие безоценочного восприятия партнера по общению.
Методика проведения.
А сейчас вам предлагается несколько простых вопросов. Отвечать нужно
быстро, однозначно «нет», «да», «иногда».
1.
Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли
Вас ее ожидание из колеи?
2.
Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с
докладом, информацией перед родителями?
3.
Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его
родителями до последнего момента?
4.
Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об
особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование,
письменный опрос?
5.
Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для
родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум
усилий, чтобы избежать этого поручения?
6.
Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с
родителями с коллегами, руководством?
7.
Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с
детьми?
8.
Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников
постоянно задает Вам вопросы?
9.
Верите ли Вы, что существует проблема "воспитателей и родителей" и
что они разговаривают на "разных языках"?
10.Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они
забыли выполнить?
11.Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь
разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
12.Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу
воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
13.Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между
педагогами и родителями?
14.У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки
семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не допускаете?
15.Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только
детей?
16.Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном
виде, чем провести устную консультацию?
Оценка ответов:"да" - 2 очка, "иногда" - 1 очко, "нет" - О очков.
Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится
испытуемый.
30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего,
Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого
больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно
положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с
родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны.
Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей.
Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные,
придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не
желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить
общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать
общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость
новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями
воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы
знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой.
Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени
обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах
изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем
интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!
19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке
чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить
контакты с большинством родителей своей группы, но с "трудными"
родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы
выбираете тактику "присматривания". Сложности общения с родителями не
пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к
ним. Эти недостатки исправимы.
14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с
любым родителем всегда можно найти "общий язык". Вы охотно
выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете
отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И
индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас
неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать
контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не
любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать
ненужных конфликтов.
9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить
в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный
характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в
просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать
родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой
ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы
вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при
столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете
выстраивать содержательное общение.
4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать "другом" каждому
родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех
спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда
можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по
любому вопросу и всегда стремитесь ею высказать. Возможно, по этой
причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам
следует задуматься над этими фактами.
З очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы
многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого
отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не
компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода
конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете
грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость.
Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение.
Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами.
Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить
общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе
терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.
Четвертая страница – аукцион педагогических идей
Командам предлагается назвать как можно больше форм работы с семьями.
Инновационные формы и методы работы с семьей:
- "Круглый стол" по любой теме;
- тематические выставки;
- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
- консультации специалистов;
- устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;
- семейные спортивные встречи;
- почта доверия, телефон доверия;
- семейные проекты "Наша родословная" и т.д;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- интеллектуальные ринги детей и родителей;
- контрольные для родителей;
- интервью с родителями и детьми на определенные темы;
- родительская гостиная;
- конкурс семейных талантов;
- портфолио семейного успеха;
- аукцион секретов воспитания и др.
Пятая станица "Психологическая зарядка"
Проводит музыкальный руководитель.
1.
Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым
глазом повторить: "Очень я собой горжусь, я на многое гожусь".
2.
Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: "Я решаю
любые задачи, со мною всегда любовь и удача".
3.
Потирая ладонь о ладонь повторить: "Я приманиваю удачу, с каждым
днем становлюсь богаче".
4.
Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: "Я
согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего".
5.
Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: "На пути у меня
нет преграды, все получиться так, как надо".
6.
Руки на поясе, делая наклоны вправо - влево, повторить: "Покой и
улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу".
7.
Руки на поясе наклоны вперед-назад, повторять: "Ситуация любая мне
подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна".
8.
Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: "Я бодра и
энергична, и дела идут отлично".
9.
Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: "Вселенная мне улыбается,
и все у меня получается".
Шестая страница – правовая
Слово предоставляется ответственному за охрану детства.
Седьмая страница – «Идеальная современная семья»
Каждой группе вручается набор журналов, бумага для основы, клей,
ножницы. Задача педагогов: изобразить современную семью в виде коллажа с
помощью любых иллюстраций.
Вывод:
1. Администрация и педагогический коллектив стремятся к активному
взаимодействию с семьями воспитанников;
2. Сочетают в работе по взаимодействию с родителями традиционные и
нетрадиционные формы работы;
3. Педагоги стараются рационально использовать наглядную информацию;
4. Проводится работа по повышению квалификации педагогов в области
взаимодействия с семьёй (педагогические советы, консультации,
информационные технологии и т. д.)
5. Педагоги предоставляют всем членам семей возможность для активного
участия в групповой деятельности (соревнования, конкурсы, викторины,
совместные праздники и развлечения).
Закончить наш педсовет хочу старинной легендой.
«Как поймать птицу счастья?», – спрашивает мудреца ученик. И
слышит в ответ: «Открой руку и жди. И птица когда-нибудь прилетит и
сядет на твою ладонь».
– «Но ведь так можно долго ждать. А птица и не прилетит...»
– «Значит не прилетит. Такова жизнь. Она может прилететь, а
может и нет».
Смысл этой легенды заключается в том, что есть вещи, которые от нас
не зависят, а человек счастлив ровно на столько, насколько он решил
быть таковым.
Рекомендации:
Для взаимодействия ДОУ и семьи надо пересмотреть свои роли, свои
позиции педагога не как педагога стоящего над детьми и родителями, а как
педагога-партнёра. Педагогам следует посмотреть на себя другими глазами.
Искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно
педагоги, так как именно они получили для этого специальное
профессиональное образование.
Проект решения педсовета.
- привлекать родителей к творческому союзу «педагог-ребёнок-семья»
- осуществлять психолого-педагогическую поддержку воспитания детей,
использовать разнообразные формы взаимодействия с семьями ДОУ.
- разработать единую форму оформления протоколов родительских собраний.
Приложения к педсовету.
Приложение 1
План тематического контроля "Взаимодействие с семьей"
Дата проведения - с ____ по ___ ___________ 20___г.
Цель: Определить эффективность работы в ДОУ по взаимодействию с
семьями воспитанников.
Ответственный – старший воспитатель
№
п/п
Направление работы.
Методы организации контроля.
Дата
1.
Планирование работы.
Анализ календарных планов, годового
плана
2.
Оценка
профессиональных
умений воспитателей.
Обработка анкет для воспитателей
Самоанализ профкомпетентности
воспитателей
3.
Создание условий.
Содержание и оформление
консультационного материала
Анализ содержания родительских
уголков:
содержание;
эстетика оформления;
постоянная обновляемость.
Обработка анкет для родителей
Анализ протоколов родительских
собраний
Приложение 2
Анкета для воспитателей.
Уважаемая ______________________________________________________
Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, касающихся
взаимодействия детского сада и семьи. Данная анкета позволит нам
проанализировать состояние работы учреждения по данному направлению и
провести самоанализ профкомпетентности воспитателей.
1.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения с
родителями?
____________________________________________________________
2.
Перечислите формы работы с семьями воспитанников:
Традиционные:________________________________________________
_____________________________________________________________
___________________________________________________________
Нетрадиционные:______________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
3.
Какие формы взаимодействия используете Вы в своей
профессиональной деятельности?
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
4.
Какие трудности Вы испытываете в общении с родителями?
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
5.
Сформулируйте основные принципы взаимодействия с семьей в
соответствии с ФГОС ДО:
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
6.
Определите функции семьи и детского сада по отношению к ребенку:
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
7.
Какого педагога можно назвать компетентным в сфере взаимодействия
с семьями (перечислите личностные качества, знания, умения, навыки)
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
8.
Сформулируйте цель взаимодействия с семьями воспитанников (в
Вашем понимании)
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
9.
Перечислите мероприятия (в какой форме), к которым были
привлечены семьи воспитанников за последний учебный год:
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
10.Какие бы Вы внесли предложения по улучшению качества работы в
данном направлении:
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
Приложение 3
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, касающихся
взаимодействия детского сада и семьи. Данная анкета позволит нам
проанализировать состояние работы учреждения по данному направлению,
узнать ваше мнение по ее совершенствованию.
1. Оцените по пятибалльной шкале следующие критерии:
А) Состояние и качество оформления информационного уголка для
родителей в раздевалке: 1, 2, 3, 4, 5
Б) Актуальность информации, представленной в информационном уголке:
1, 2, 3, 4, 5
В) Тактичность и культура поведения педагогов с родителями: 1, 2, 3, 4, 5
Г) Полнота и качество подачи информации о ребенке во время бесед:
1, 2, 3, 4, 5
Д) Уровень проведения родительских собраний: 1, 2, 3, 4, 5
Е) Умение воспитателя ответить на вопросы родителей во время бесед и
собраний: 1, 2, 3, 4, 5
2. Как часто Вы участвуете в совместных с детским садом
мероприятиях (подчеркнуть нужное)
Всегда,Часто,Редко,Никогда
3. От чего зависит Ваше участие/неучастие в жизни ДОУ (подчеркнуть
нужное)
От наличия свободного времени, От тематики встреч, От собственных
интересов/затруднений
4. Отметьте формы Вашего участия в жизни детского сада:
Помощь в развитии материальной базы группы
Участие в подготовке и проведении праздников и утренников
Оформление помещений детского сада
Изготовление (пошив) костюмов
Изготовление декораций
Подготовка подарков детям
Посещение родительских собраний
Внесение предложений по совершенствованию работы группы, д/с
Активное участие в обсуждении вопросов
Участие в развлекательных мероприятиях, досугах, спортивных праздниках
5. Ваш ребенок ходит в детский сад (подчеркнуть нужное)
С удовольствием, Через силу, Редко с удовольствием, Со слезами
6. Работа педагогов в группе (подчеркнуть нужное)
Устраивает вас полностью, Устраивает вас частично, Не устраивает совсем
7. Ваша осведомленность о работе детского сада (подчеркнуть нужное)
Полная, Вообще не имею информации, Частичная, Не интересуюсь
8. Информацию о детском саде получаю (подчеркнуть нужное)
Из наглядной информации в дошкольном учреждении, Со слов педагогов
От других родителей, На сайте ДОУ, На собраниях, От заведующего, От
ребенка,
Не получаю вообще
9. Спокойно ли ходите на работу, оставляя ребенка (подчеркнуть нужное)
Да, Нет, Частично
10. Отношение Вашего ребенка к воспитателю (подчеркнуть нужное)
Положительное, Переменчивое, Отрицательное
11. Хотели бы Вы, чтобы в детском саду (подчеркнуть нужное)
Улучшилась материальная база, Повысилась эстетика быта,
Изменилось отношение к детям, Возросло уважение к сотрудникам д/с
12. Хотели бы Вы больше знать о своем ребенке, его трудностях и
успехах
Да, Нет, я и так хорошо знаю своего ребенка
13. Может, хотите что-то добавить?
Спасибо за сотрудничество!