Автор: Скорик Елена Александровна
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин высшей категории
Учебное заведение: ДШИ №7
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие творческих способностей у учащихся ДШИ посредством дивергентного мышления.
Раздел: дополнительное образование
Развитие творческих способностей у учащихся ДШИ
посредством дивергентного мышления.
Мы живем в эпоху больших перемен, и это требует особого подхода и
решений в каждой сфере деятельности человека. Начни свою жизнь с
творчества – и это будет залогом успеха любых начинаний. А музыкальное
образование это та область, где раскрывается, формируется талант детей.
Навыки и умения, приобретённые на уроках, помогают решать многие задачи
в других образовательных областях.
На своих уроках мы уделяем особое внимание творческому началу
посредством дивергентного мышления. Именно оно должно стать ведущим
направлением в педагогической практике учителя музыки. Самая главная
цель моей педагогической деятельности - это не наполнить «сосуд» знаниями
до краёв, а научить ребенка пользоваться этими знаниями: в нужный момент
«достать» тот ответ, который позволит достичь цели.
Дивергентное мышление (от лат. divergere – расходиться) - метод творческого
мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается
в поиске множества решений одной и той же проблемы. Впервые в науку
понятие “дивергентное мышление” ввел Джой Гилфорд (1967). Это
мышление допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к
неожиданным выводам и результатам, позволяет порождать множество
оригинальных идей. Пути ответа на вопрос расходятся веером возможностей.
Что такое конвергентное мышление? Полная противоположность
дивергентному. Произошло от латинского корня со значением «сходиться».
Это линейное мышление, благодаря которому мы решаем задачу
последовательно, по определенному алгоритму и приходим к единственному
правильному варианту.
Как измерить дивергентность своего мышления?
Есть определенные критерии, позволяющие определить дивергентные
способности:Беглость. По сути, это скорость, с которой человек предлагает
идеи за единицу времени.
Нестандартность. Способность мыслить оригинально, отступать от
шаблонов, стереотипов.
Чувствительность. Умение заметить необычное в небольших деталях,
внимательность к противоречиям, способность переходить с одной идеи на
другую.
Образность. Использование метафор, ассоциаций для выражения идей.
Способность находить простое в сложных вещах и наоборот.
Методы дивергентного мышления
Мозговой штурм – быстрая генерация идей на заданную проблематику. Все
идеи, самые фантастические, записываются. А позже из них выбираются
самые эффективнее, которые можно использовать на практике.
Преимущество мозговых атак заключается в том, что они создают
благожелательную, творческую атмосферу, когда хочется импровизировать.
Такой метод мы часто применяем на уроках.
Например, знакомя ребят с новыми теоретическими понятиями, я не даю им
готовое правило. Мы учимся формулировать его сами. Что такое тоника?
Нота. Устойчивая нота. Главная нота. Среди каких? Так, с помощью
множества предлагаемых вариантов мы находим понятную, удобную
формулировку, созданную своими силами. И забыть ее уже трудно.
Слушая новое музыкальное произведение, мы иногда придумываем сами
название для него, опираясь на эмоциональное впечатление, характер,
средства музыкальной выразительности. И, о, радость! Композитор мыслил
также! И дети чувствуют себя сотворцами.
Создание интеллектуальных карт – способ структуризации мыслей с
помощью диаграммы древовидной формы. В центре диаграммы
изображается центральное понятие или идея, а от нее лучами отходят
взаимосвязанные мысли, идеи, понятия.
Считается, что интеллект-карта является отличным инструментом
конспектирования. Может она помочь также при подготовке материалов, для
решения творческих задач. Полезна для любого обобщения и структуризации
знания.
В тетрадях и на доске мы часто оформляем полученные знания в виде
таблиц, схем, диаграмм ( Средства музыкальной выразительности,
интервалы, их звучание и восприятие, музыкальные стили, направления и их
представители…)
Проектная деятельность
Американцы уже давно перешли на проектную систему обучения, в которой
перед учениками ставятся задачи и предоставляется свобода их решать.
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского -- «брошенный вперед»)
толкуется в словарях как «план, замысел, текст чего-либо, предваряющий его
создание».
Существуют различные типы проектов по содержанию, количеству
учащихся, продолжительности.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих
участников проекта или внешнего заказчика. Продукт проекта заранее
определён и может быть использован в жизни класса, школы и др.
Исследовательские проекты по структуре приближены к научному
исследованию: определение проблемы, предмета и объекта исследования,
обозначение задачи, методов, источников информации, обобщение
результатов, выводы, оформление результатов.
Наши учащиеся успешно выступают с такими работами на научно-
практических конференциях «Интеллектуалы 21 века», «Первые шаги в
науке», «Евразийский форум».
Информационные проекты направлены на сбор, анализ и обобщение
фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной
частью, требуют презентации и её разработки.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры,
подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но
результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарии
фильма или праздника, макет газеты).
Ролевые проекты: проектанты берут на себя роли литературных или
исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остается
открытым до самого окончания.
Метод проектов - это совместная деятельность учителя и учащихся,
направленная на поиск решения проблемной ситуации. Метод проектов – это
способ достижения цели через детальную разработку, который должен
завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным
образом.
Для развития дивергентного мышления существует еще множество
способов, которые мы применяем на наших уроках.
Цветовое, графическое моделирование музыки, то есть передача впечатлений
от прослушанного произведения средствами живописи.
«Метод цвет – образ» -позволяет вовлекать ребят в размышление о музыке с
помощью цвета, даёт хороший эффект в осмыслении связей музыки с
жизнью. Дети любят выражать эмоции при помощи цвета – сначала
определяется характер произведения, окраска звучания инструментов и
цветовая палитра, которую увидели учащиеся при прослушивании того или
иного произведения. Потом дети переносят свои впечатления на лист бумаги,
рисуя красками, карандашами.
Создание «звуковой картины». Во время творческого процесса преподаватель
комментирует историю, а ученик «озвучивает» ее.
Ученые обнаружили, что у музыкантов более высокое качество мышления.
Они выяснили, что у профессиональных музыкантов во время решения
нестандартных ситуаций задействованы оба полушарияи, лучше развито
дивергентное мышление, по сравнению с обычными людьми. Объясняется
это тем, что музыканты во время игры на инструменте задействуют обе руки,
им приходится объединять отдельные музыкальные линии двух рук в одно
музыкальное целое. Поэтому им легче объединять в единое целое
информацию, поступающую из обоих полушарий.
Заключение
В формировании творческого начала у наших детей важное значение имеет
развитие дивергентного мышления. При работе по развитию творческого
потенциала учащихся, наши усилия должны быть направлены на то, чтобы, с
одной стороны, продемонстрировать детям широкий спектр возможных
оригинальных решений и состояний творческого процесса; с другой стороны
- обучить их различным средствам выполнения творческих заданий. С
третьей – оказать поддержку любым проявлениям творческих решений и
состояний, и показать самоценность, уникальность каждой личности.
И, самое главное: мы должны научить ученика из множества накопленных
знаний и умений «достать» в нужный момент из своей памяти те фрагменты,
которые подскажут пути к решению творческой задачи.