Автор: Северинова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ Доу "Детский сад №54"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Особенности сюжетно- ролевой игры в дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«
Детский сад №54
»
общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию дошкольников
Методическая разработка
Особенности сюжетно- ролевой игры в дошкольном возрасте.
Автор: воспитатель Н.В.Северинова
г.Новокузнецк 2020
Известный педагог А.С. Макаренко писал:
«
Игра имеет важное значение в жизни
ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность - работа, служба.
Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе...
» Играя ребенок учится, и
наоборот, в процессе обучения ребенок должен играть.
Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в
ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых значений и
способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы
не замечает того, что он учиться. Однако при этом он то и дело сталкивается с различными
затруднениями,
которые
требуют
перестройки
его
представлений
и
познавательной
деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает
свою собственную задачу.
В основе игры лежит подражание другим людям. Большое место в игре занимает
воображение, позволяющее создать игру, т.е. вообразить игровую ситуацию. Игровая
ситуация в сочетании с игровым действием придает игре своеобразный, самодеятельный
характер. В игре ребенок живет как в настоящей жизни, является ее активным участником.
В этом и заключается привлекательность игры для детей. Игра не остается неизменной -
она развивается и усложняется по мере расширения связей ребенка с окружающим миром
и представлений под влиянием воспитания и обучения. В игре дети глубже устанавливают
действия, которые они изображают, у них появляется стремление к расширению знаний об
окружающей
действительности.
В
процессе
игровой
деятельности
дети
учатся
организовываться, познавать жизнь.
В предлагаемых играх рассматриваются различные жизненные сюжеты и ситуации,
построенные в игровой форме, помогающие детям пополнить и расширить свои знания об
окружающем мире и затем использовать их в собственных играх.
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими
детьми, это творческие или сюжетно- ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все
то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает
чувствовать
себя
членом
коллектива,
он
может
справедливо
оценивать
действия
и
поступки своих товарищей и свои собственные.
Основными особенностями сюжетно- ролевой игры являются:
Соблюдение правил.
Социальный мотив игр.
В сюжетно- ролевой игре идет эмоциональное развитие.
В ходе сюжетно- ролевой игры происходит развитие интеллекта ребенка.
В сюжетно- ролевой игре развиваются воображения и творчество.
Развитие речи.
Однако
управлять
детской
игрой,
особенно
сюжетно-
ролевой,
не
так
просто.
В
педагогической
практике
известно
немало
случаев,
когда
включение
взрослого
в
детскую игру приводило к ее разрушению, т.е. дети прекращали играть. Вместе с тем
психологи позитивно оценивают роль педагога в руководстве игровой деятельностью,
если дети сами, по собственному желанию приглашают его играть, и игра при этом не
затихает, а, напротив обогащается и развивается. Такое доверие детей к взрослому
наблюдается в тех случаях, когда воспитатель знает и соблюдает основные правила
управления детской игрой.
Правила управления детской игрой.
1.
Обогащайте
ребенка
яркими
впечатлениями,
расширяйте
его
знания
об
окружающем,
знакомьте
с
разными
профессиями
-
продавца,
врача,
кассира,
парикмахера, учителя, водителя, строителя и др. Совершайте для этого с детьми
интересные прогулки, экскурсии, организуйте наблюдения.
2.
Создавайте условия для детских игр не только в виде определенных тематических
зон для сюжетно- ролевых игр, но и представляйте детям возможность укрываться
за ширму, в домик, за плотную драпировку из ткани и т.д.
3.
Читайте
детям
книги
с
захватывающим
приключенческим
содержанием,
периодически организуйте обыгрывание понравившихся сюжетов.
4.
Предусматривайте для игр детей различные дополнительные материалы -шнуры,
шишки, дощечки, коробочки и др., которые могут быть использованы как предметы
- заместители в соответствии с замыслом ребенка.
5.
Наблюдайте
за
складывающимися
в
играх
взаимоотношения
детей.
При
необходимости
организуйте
обсуждение
прошедших
игр,
фиксируя
внимание
воспитанников на положительных поступках детей, исполняющих различные роли.
Нежелательные формы поведения ребенка требуют особой деликатности и заботы
воспитателя,
исключают
формы
его
публичной
обработки
в
коллективе
сверстников.
Виды сюжетно- ролевых игр:
1.
Игры на бытовые сюжеты: в
«
дом
»
,
«
семью
»
,
«
праздники
»
,
«
дни рождения
»
. И этих
играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети
передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
2.
Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд
людей.
Для
этих
игр
темы
берутся
из
окружающей
жизни
(школа,
магазин,
библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт, (автобус, поезд, самолет,
корабль), полиция, пожарная часть, театр, зоопарк, завод, шахта, строительство,
армия).
3.
Игры на героико - патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего
народа (герои войны, космические полеты и т.д.).
4.
Игры
на
темы
литературных
произведений,
кино,
теле
-и
радиопередач:
в
«
моряков
»
и
«
летчиков
»
,
в
мультипликационных
героях
(по
содержанию
мультфильмов) в четвертых (по содержанию кинофильмов) и др. В этих играх дети
отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая
действиям
героев, усваивая их поведение.
5.
«
Режиссерские
»
игры,
в
которых
ребенок
заставляет
говорить,
выполнять
разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах - и за куклу и
за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в
основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или
собственной жизни. Дети
«
учат
»
кукол кукольного и пальчикового театров, театра
игрушек
«
действовать
»
в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их
литературными или воображаемыми признаками.
Уровни развития сюжетно- ролевой игры:
Первый этап. Основным содержание игры являются действия с предметами. Они
осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность
часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты -
бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По
форме
это
игра
рядом
или
одиночная
игра.
Дети
охотно
играют
со
взрослыми.
Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры
являются игрушки или предмет- заместитель, который ранее использовался в игре.
Второй этап. Основное содержание игры - действия с предметом. Эти действия
развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже
обозначается словом. Последовательность действий становиться правилом. Возникает
первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки
(или направленности действия). Объединенная кратковременны. Основные сюжеты -
бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не
подбираются, но дети чаще используют одни и те же - любимые. В игре уже могут
объединяться 2- 3 ребенка.
Третий этап. Основное содержание игры - также действия с предметами. Однако
они дополняются действиями, направленными на участие разнообразных контактов с
партнерами
по
игре.
Роли
четко
обозначены
и
распределяются
до
начало
игры.
Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью.
Логика, характер действий и их направленность определяется ролью. Это становится
основным
правилом.
Игра
чаще
протекает
совместная,
хотя
взаимодействие
перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не
соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся
более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные
явления.
Четвертый
этап. Основное
содержание
игры
-
отражение
отношений
и
взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной: она
определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры
носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или
на интерес детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий или
привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и
развиваются, существуют долгое время.
В игре на этом этапе четко выделяются подготовительная работа: распределение
ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек - самоделок).
Требование соответствия в жизненной логике распространяется не только на действия,
но и на
все поступки и ролевое поведение участников. В игру вовлекаются до5-6
детей.
Развитие игровой деятельности
Компо-
ненты
игры
2-3 года
3-4 года
4-5 лет
5-7 лет
1
2
3
4
5
Замысел
игры,
поста-
новка
Дети обычно начинают
играть, не задумываясь.
Выбор игры определяется
попавшейся на глаза
Дети
самостоятельно
ставят игровые
задачи для тех, с
Воплощение
замысла в игре
происходит
путем решения
Замыслы игр более
устойчивые, но не
статичные, а
развивающие. Дети
игровых
целей и
задач
игрушкой, подражанием
другим детям. Цель
возникает во время игры
(приготовить кукле обед,
поехать на машине).
Дети начинаю ставить цель
сначала в строительных
играх, а затем в играх с
игрушками. В конце 3-го
года жизни дети начинают
говорить условия для игр,
обозначать замысел игры.
Игровые замыслы начинают
адресовываться группе
детей.
кем хотят играть,
но не всегда
могут понять
друг друга,
поэтому
взрослый часто
помогает
словесно
обозначить
игровую задачу
нескольких
игровых задач.
Усложняется
способ их
решения. Как
правило, дети
сами
договариваютс
я перед
началом игры
совместно обсуждают
замысел игры, учитывают
точку зрения партнера,
достигают общего
решения.
Появляются длительная
перспектива игры, что
говорит о высоком уровне
развития игрового
творчества. Перед игрой
дети намечают общий
план, а во время игры
включают в нее новые
идеи и образы, т.е.
плановость,
согласованность с
импровизацией
Содер-
жание
игр
Основное содержание игры
- действие с предметами. К
концу 3-го года жизни,
научившись действовать с
предметами, дети переходят
к отображению простейших
взаимоотношений между
персонажами
Сюжетно
-отобрази-
тельная игра
переходит в
сюжетно-
ролевую. В игре
дети отражают
не только
назначение
предметов, но и
взаимоотношени
я взрослых
Содержанием
становится
отражение
разнообразных
взаимоотношен
ий взрослых.
Значение
действий с
орудиями,
предметами
отодвигается
на второй план
В игре дети создают
модели разнообразных
взаимоотношений между
людьми
Сюжет
игры
Сюжеты по преимуществу
бытовые. Они
немногочисленны,
однообразны, неустойчивы.
В конце 3-го года жизни
дети начинают объединять в
игре 2-3 хорошо знакомых
события, иногда включают в
игру эпизоды из сказок
Бытовые
сюжеты
преобладают, но
они уже менее
статичны. Чаще
дети используют
в играх эпизоды
из хорошо
знакомых сказок
Сюжеты
развернуты и
разнообразны.
Появляются
общественные
сюжеты. В
игре дети
комбинируют
эпизоды из
сказок и
реальной
жизни.
Совершенствуется умение
совместно строить и
творчески развивать
сюжеты игр. Для детей
характерно стремление
узнать как можно больше
о том, во что они играют.
Эпизоды из сказок,
общественные сюжеты
занимают значительное
место в их играх. Дети
смелее и разнообразнее
комбинируют в играх
знания, почерпнутые из
наблюдений, книг,
кинофильмов, рассказов
взрослых
Выпол-
нение
роли и
взаимо-
действие
детей в
игре
В конце 3-го года жизни
некоторые дети начинают
обозначать роль словом. С
переходом к обобщенным
игровым действиям
появляется основание для
содержательного ролевого
общения. Дети часто
разговаривают с игрушками
как с партнерами по игре.
Ребенок берет на
себя роль, но
пока еще редко
называет себя
соответственно
этой роли. Дети
с интересом
воспроизводят
ролевые
действия,
эмоционально
передают
ролевое
поведение.
Сначала игра
сопровождается
Закрепляются
новые формы
общения через
роли,
обозначенные
словом,
ролевое
взаимодействи
е, ролевой
диалог,
который
становится
более
длительным и
содержательны
м. Дети
Ролевое взаимодействие
содержательно,
разнообразны
используемые детьми
средства
выразительности. Речь
занимает все большее
место в реализации роли.
Она не только
обозначается словом, но
через речь раскрывается
сущность ролевых
отношений. У детей
насчитывается 7-10 ролей
в играх, из них 2-3
-любимые
отдельными
ролевыми
репликами,
постепенно
развивается
ролевой диалог,
в том числе и с
воображаемым
собеседником.
Дети тяготеют к
совместным
играм со
сверстниками.
Они активно
включаются в
игры других
детей. Сначала
их объединения
носят
кратковременны
й характер, затем
они становятся
более
длительными
передают
характерные
особенности
персонажа
игры с
помощью
средств
выразительнос
ти (движения,
мимика,
жесты,
интонация).
Они вступают
в ролевое
взаимодействи
е на
длительное
время.
Большинство
детей
предпочитают
играть вместе,
т.к. им легко
удается
взаимодействи
е в игре
(самостоятельн
ое
распределение
ролей,
реализация
замысла и т.д.)
Игро-
вые
дейст-
твия,
игро-
вые
прд-
меты
К концу3-го года жизни дети
принимают от взрослого и
выполняют действия с
предметами -заместителями,
сообщают другим
предлагаемое содержание
свих действий с ними. Они
воспринимают
воображаемую ситуацию,
играют с воображаемыми
предметами, переходят к
активной замене хорошо
освоенных действий словом
(«Куклы уже поели»). Им
становится доступна
условность игры («Это
понарошку»), Дети
переходят к обобщенным
действиям. В совместных
играх они сначала
выполняют одинаковые
действия, затем функции
играющих разделяются
(один причесывает другого),
к 3-му году появляются
первые подлинно
коллективные игры
Дети используют
различные
предметы
способы
воспроизведения
Действительност
и: хорошо
владеют
действиями с
сюжетно-
образными
игрушками,
начинают
свободно
применять в игре
предметы-
заместители,
адаптируются к
воображаемым
предметам
ситуациям,
переходят на
обозначение и
замену
предметов и
действий
словом. Во
второй половине
4-го года жизни
дети
Дети
самостоятельн
о выбирают
предметы
заместители.
Совершенству
ют способы
действия с
предметами.
Хорошо
освоены
предметно-
Игровые
действия;
свободно
играют с
игрушками,
предметами
заместителями,
воображаемым
и предметами,
легко дают им
словесные
обозначения
Игровое действие часто
заменяется словом.Дети
осуществляют игровое
действие с предметами
заместителями,
природным материалом,
игрушками самоделками.
Широко используют в
игре подсобный материал.
По ходу игры они
подбирают или заменяют
необходимые предметы
придумывают
разнообразные
замещения,
изменяют
первоначальное
игровое
назначение
предмета. Они
избирательно
относятся к
предметам-
заместителям,
часто
предлагают свой
вариант
сверстникам.
Дети заменяют
недостающие
тематические
игрушки
другими
предметами
Правила
игры
Детей привлекает само
действие. Правила игры не
выполняют функцию ее
регулятора
Правила
регулируют
последовательно
сть действий
Правила
регулируют
ролевые
взаимоотношен
ия. Дети
выполняют
правила в
соответствии
со взятой на
себя ролью.
Следят за
выполнением
правил игры
другими
детьми
Дети осознают, что
соблюдение правил
являются условием
реализации роли
Литература:
Колунова
Л.А.,
Копытина
М.Г.
Организация
игровой
деятельности
в
условиях
дошкольного образовательного учреждения. Ростов/Дон: изд- во Рост. Обл. ИПК и ПРО,
1997.
Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. Минск: Народная асвеста, 1989.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 2004.
Мухина В.С. Детская психология. М.: Просвещение, 1985.
Доронова
Т.Н.
Радуга.
Воспитание,
образование
и
развитие
детей
2-3
лет.
М.:
Просвещение, 2005.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного
образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
Играю-
значит
интересно
живу:
учебно-
методическое
пособие/И.В.Ткаченко,
Н.В.Богачкина, Е.Е Молодцова.- М.:Дрофа, 2008,-208.
Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд-е. М.: Туманит, изд. центр Владос, 1999.